Скачать 0.88 Mb.
|
V. СВОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ5.1. Особенности проведения эксперимента по органической химииОрганическая химия, является частью школьного курса химии и, прежде всего, направлена на решение общих задач, стоящих перед школой в целом и перед учебным предметом "химия", в частности. Органическая химия как учебный предмет входит в систему общего среднего образования и способствует повышению уровня политехнической подготовки учащихся. При обучении органической химии учителю предоставляются широкие возможности для решения отдельных образовательных задач и более углубленного решения некоторых вопросов воспитания учащихся. Так, например, более углубленно можно рассмотреть вопросы экологического воспитания, вопросы профессионального ориентирования, мировоз-зренческого характера и др. Учебный эксперимент, как и в неорганической химии, в преподавании органической химии имеет целью способствовать решению основных учебно-воспитательных задач. Являясь самостоятельной частью химической науки, органическая химия изучает углеродсодержащие вещества и те превращения, которые с ними происходят. Веществ, которыми оперирует эта наука колоссальное множество. Отличие этих веществ от неорганических весьма очевидно. Очень часто органические соединения имеют более сложные состав, строение и особенности химических превращений. Рассмотрение явлений с такими веществами при изучении органической химии помогает ученикам лучше понимать процессы, происходящие в окружающем растительном и животном мире, познавать сущность и закономерности жизни. Характерной чертой органической химии является зависимость химических свойств веществ от внутреннего строения молекул, а не только от качественного и количественного состава. Таким образом, изучение органической химии на базе теории строения даёт широкую возможность расширить представление учащихся о природе и причинах многообразия окружающих нас веществ. Ознакомление учащихся с важнейшими органическими производствами вносит существенный вклад в их политехническую подготовку. Рассмотрение процессов переработки газа, нефти и каменного угля расширяет понятия об основах топливной промышленности. На примере производства этилового спирта или уксусной кислоты учащиеся знакомятся с промышленностью органического синтеза. Ознакомление с переработкой жиров, крахмала и других сельскохозяйственных продуктов дает представление о применении химии в пищевой промышленности. Изучение промышленных способов получения каучука, смол, пластмасс и волокон дает понятие о важнейшей в настоящее время отрасли народного хозяйства – промышленности синтетических материалов. Роль учебного эксперимента и в том, чтобы вооружить учащихся практическими умениями и навыками лабораторного характера. Выполнение учащимися опытов по органической химии, часто более сложных, чем опыты с неорганическими веществами, способствуют выработке умений применять знания по практике и навыки обращения с веществами и лабораторной техникой, что также имеет значение в практической подготовке. Очевидна роль эксперимента и в понимании учащимися такого теоретического вопроса школьного курса органической химии как проблема взаимного влияния атомов в молекуле. Нет необходимости разрабатывать специальные опыты по этому вопросу, так как взаимное влияние атомов, так или иначе, сказывается почти во всяком химическом опыте. Надо лишь на наиболее ярких примерах давать соответствующее толкование известным реакциям (например, сравнивать подвижность атомов водорода в углеводородах, спиртах и кислотах или бензоле, феноле, анилине; сравнивать силу кислот – уксусной, щавелевой и т.д.). Эксперимент по органической химии способствует развитию у учащихся внимания, аккуратности, наблюдательности, настойчивости в преодолении трудностей и ряда других качеств. Чисто описательное изучение органической химии, когда от учащихся требуют лишь перечислить сведения об отдельных веществах и написать уравнения химических реакций, представляется им нагромождением бесконечного количества случайных фактов. Структурные формулы, введённые догматически, становятся для учащихся лишь схемами, которые надо заучивать и уметь чертить. Без знания реальных основ определения структуры молекул учащиеся усваивают теорию химического строения поверхностно. Сопоставление свойств со строением при этом, если и делается, то оно часто бывает формальным, ассоциативным, а не внутренним, осмысленным. В общем, если техника учебного школьного эксперимента при изучении органической химии и становится несколько сложнее, чем при изучении неорганической химии, то методика его использования в учебно-воспитательном процессе существенно не отличается. Исключать из учебного процесса учебный химический эксперимент по органической химии ни в коем случае нельзя. |