Скачать 129.38 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бронницы «Посвящение в химики» (8 класс) Учитель: Андреева О.Г. 2012г. Оборудование и реактивы:
Ход мероприятия: 1.Слово учителя. 2. Ведущие 3.Зпнимательные опыты 4. Ведущие 5.Станция «Историческая» (Алхимия) 6.Станция «Экспериментальная» 7.Станция «Домашняя лаборатория» 8. Станция «Занимательная» а) Загадки б) Кроссворды в) Ребусы г) Как ты знаешь элементы д) Мимика и жесты 9. Станция «Посвящение» Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, урок – «Посвящение в химики» Мы с вами только начинаем познавать эту прекрасную, сложную, но очень интересную науку. В нашей школе изучать химию более подробно стали недавно, но для многих она уже стала важной в жизни. Мне бы очень хотелось, чтобы изучение этой науки стало для вас интересным, полезным и нужным. Вы сегодня станете настоящими химиками, пройдя испытания. А посвятят вас в химики самые достойные учащиеся 10-11 классов. Вед 1: Химия – одна из очень важных и древних наук. Человек всегда наблюдал вокруг себя различные изменения, когда одни вещества давали жизнь другим или неожиданно меняли свою форму, окраску, запах. Вед 2: Беспокойные умы мыслителей прошлого пытались объяснить непрерывно возникающие в природе химические превращения, любознательные глаза подмечали всё новые явления в окружающем мире, искусные руки осваивали сложные ремёсла, неизменно связанные с химией. Вед 3: Более двухсот лет назад наш знаменитый соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов выступил в публичном собрании Петербургской академии наук. В докладе «Слово о пользе химии» он сказал «…Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда не посмотрим, куда не оглянёмся, везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания…» Вед 4: Химия – это наука, умеющая творить чудеса. Вед 1: Химия – это наука. И как всякая наука требует к себе самого серьёзного, самого ответственного отношения. Вед 2: Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непросвещенных они кажутся чудом. Занимательные опыты:
Открытие йода связывают с именем французского химика и предпринимателя Б. Куртуа из города Дижона. В 1811г он обратил внимание на необычную коррозию металлической ёмкости, используемой для переработки морских водорослей при получении селитры. При добавлении избытка серной кислоты к маточному раствору из него выделялись красивые фиолетовые пары с резким запахом, которые конденсировались сразу в виде кристаллов, минуя жидкую фазу. Не имея возможности осуществить полноценное исследование, Куртуа передал Н.Клеману и Ш. Дезорму образец полученного вещества с просьбой его изучить. Ж.Л.Гей-Люссак и Г.Деви независимо установили элементарную природу неизвестного продукта и предложили назвать его йодом из-за характерного фиолетового цвета (от греч.- цвет фиалки – фиолетовый) Вы сейчас наблюдали возгонку йода.
Существует много опытов – когда одно вещество в разных условиях меняет по разному свой цвет. Такие вещества называются «Хамелеонами». Вот, например, марганцовка или перманганат калия. В зависимости от среды: кислой, щелочной или нейтральной она меняет свой цвет так: в нейтральной – в коричневый, в кислой – бесцветный, в щелочной - зелёный.
Вещества по разному могут разлагаться, например, при длительном нагревании. А, иногда, чтобы разложилось вещество нагревание нужно только для начала реакции. Например, дихромат аммония (порошок оранжевого цвета) легко начинает разлагаться уже при небольшом нагревании, даже от спички. Эта реакция называется «вулканчик». В результате реакции выделяется газ азот, идёт разогревание, образуется оксид хрома (Сr2O3) зелёного цвета. Вед 3: Секрет этой магии – знание химического ремесла. Вед 4: Сегодня – посвящение в химики. Вед 1: Согласно традиции, кандидаты в химики считаются пригодными, если они знают:
Вед 2: Мы будем рады присвоить звание химика самым достойным, только для этого вам нужно будет немного познакомиться с историей химии и пройти ряд испытаний. Пройти от станции «Исторической» до станции «Посвящение». I. Станция «Историческая» (Презентация) Алхимия. Предполагают, что слово «химия» произошло от «Кеми» – «Черная страна». Так называли Египет. Арабы-химики ввели вместо названия «химия» иное – «Алхимия». Это превращение неблагородных металлов (Fe, Pb, Cu) в благородные (Au, Ag) с помощью особого вещества – «Философского камня». Многие ученые-алхимики пытались получить «философский камень» и «эликсир бессмертия». С философским камнем связано имя Никола Фламеля, парижского нотариуса. Уважаемая работа, удачные спекуляции недвижимостью, женитьба на богатой вдове принесли ему огромное состояние. Нет никаких оснований считать Фламеля ни алхимиком, ни фальшивомонетчиком. Однако в 1600 г. появилась алхимическая публикация «Книга Фламеля» – французский перевод латинского текста XIV в., совершенно в свое время неизвестного. А в оформлении одного из построенных Фламелем домов якобы была обнаружена алхимическая символика. Слух подхватили – и родился миф о парижанине, делавшем золото. Об этом спустя время забыли. Но через 200 лет в разных городах появились очевидцы, якобы видевшие Фламеля с женой, за это время ничуть не постаревших, только их кожа приобрела золотистый цвет. Многие люди стремились получить философский камень. Среди них были и настоящие ученые, а были и шарлатаны. Таким был немецкий солдат, неудачливый купец Хенниг Бранд. Он давно хотел разбогатеть. Однажды, бродя по Гамбургу, в пивной он познакомился с алхимиком, который поведал ему, что существует некий «философский камень», превращающий железо и свинец в золото. Искать этот камень нужно в человеческом теле и в том, что из него исходит, например, в моче… Потрясенный услышанным, Бранд тайно собирал в солдатских казармах этот «человеческий продукт» и порциями его выпаривал. Сухие остатки он объединил и, прокаливая с углем, внезапно увидел в сосуде белый дым, светящейся в темноте. Так в 1669г. был случайно получен белый фосфор – первый неметалл, открытие которого задокументированно и имеет определенную дату. Многие ученые в своих лабораториях открывали новые вещества и соединения. Но они боялись, что их секреты раскроют, поэтому прибегали к шифрованию, описывая свои опыты специальным химическим языком. Так например меч у алхимиков символизировал железо, лилия – серебро, а лев – золото. Алхимией интересовались и занимались очень известные личности. Например, Исаак Ньютон значительную часть своей жизни посвятил попыткам получить «философский камень». Алхимиком был и выдающийся английский философ XIII в., монах францисканского ордена Роджер Бекон. Он проделал немало опытов в поисках способов превращения одних веществ в другие. Главное место в алхимии отведено учению о металлах, их получению и очистке, металлическим сплавам и трансмутации металлов. Существовала теория образования и созревания в недрах земли металлов из серы и ртути. Соединяясь под влиянием земной теплоты, сера и ртуть образуют все семь металлов. Труднее всего образуется золото – наиболее «совершенный» металл. Свинец считался «прокаженным» золотом. Ртуть называли «матерью» всех металлов, а их окраску определяли четыре «духа»: соединения сурьмы, серы, мышьяка и нашатырь. Все эти превращения проводились вот таких лабораториях. II. Станция «Экспериментальная». А) Алхимики, изобретая «философский камень», изобрели много полезной и функциональной посуды, которой мы пользуемся по сей день. Мы сейчас проверим, как вы знаете химическую посуду. «Назови посуду». Поочерёдно показывают посуду. Класс должен назвать посуду и её возможное применение. Б) Умение точно определять объём жидкости в разнообразной химической посуде приходит после большой практики в лаборатории. Посмотрим, что же умеем мы? «Оцени объём». Показывают сосуд. Класс даёт оценку объёма жидкости (можно проверить мерным цилиндром) В) Настоящий химик, иногда, должен на глаз определить какое вещество находится в сосуде, а если это не получается, должен с помощью других веществ определить его состав. «Определи вещество». В сосудах находятся вещества, которые очень часто используются химиками. Определите вещества. (Твёрдые: медный купорос, марганцовка, сера, железо, медь) III. Станция «Домашняя лаборатории». С химией мы встречаемся всюду. Моющие средства, продукты питания, лекарства, краски и лаки, строительные материалы и т.д. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Опыты: 1. Уксусная кислота. Уксус – это слабый водный раствор уксусной кислоты. Его получали ещё в глубокой древности при брожении слабых спиртовых растворов пива или слабого вина, содержащих не более 14% спирта. Если такую жидкость оставить на воздухе, она скисает и превращается в уксус. По преданию, египетская царица Клеопатра приказывала растворять в уксусе жемчужины, чтобы получить якобы целебный напиток. Само название «уксус» происходит от греческого слова «оксос», что означает «кислый». Так что для древнего грека наше название «уксусная кислота» показалось бы весьма странным: ведь буквально оно значит «кислая кислота». Чистая уксусная кислота уже при 160С замерзает, образуя кристаллы, похожие на лёд(поэтому её называют «ледяной») В кулинарии используют уксусную эссенцию – 80% раствор уксусной кислоты в воде. Это слишком крепкая и опасная в обращении жидкость. Сравнительно безопасен столовый уксус – слабый (от5% до 10%) водный раствор уксусной кислоты. В кулинарии, для приготовления пекарских изделий, используют соду и уксусную кислоту. Соду «гасят» уксусом. Выделяющийся газ «поднимает» тесто, делает мучное изделие пористым и мягким. Но это не самый лучший способ, лучше использовать пекарские порошки. Такой порошок состоит из карбоната и кислотного вещества. Реакция между ними приводит к образованию углекислого газа, который поднимает тесто. Кислотным реагентом может быть и скисшее молоко, которое добавляют вместе с питьевой содой (оборудование: уксусная эссенция, уксус, сода, разрыхлитель для теста) 2. Индикаторы Иногда, чтобы определить прошла реакция или нет, используют вещества «помощники» - индикаторы. «Индикатор» - указатель – вещество, позволяющее следить за протеканием химической реакции. Индикаторы бывают разные. С некоторыми из них мы познакомимся. Одни из самых распространённых индикаторов – кислотно – основные, они изменяют цвет в зависимости от кислотности среды, у таких индикаторов разный цвет в кислой и щелочной средах. Обычный чай – тоже индикатор. Если налить немного чая в белую чашку и капнуть туда лимонный сок – чай станет несколько светлее. Если же растворить в чае питьевую соду- это щелочная среда – чай потемнеет.(раствор чая + кислота, + щёлочь) Индикаторами являются многие отвары и экстракты цветов либо плодов многих растений: ежевики, малины, черники, чёрной смородины. Лепестки цветков: ириса, фиалок. Листы красной капусты, корнеплоды свеклы. Попробуем взять в качестве индикатора сок чёрной смородины, посмотрим, как он меняет свой цвет в кислотах и щелочах.(раствор сока чёрной смородины + кислота, + щёлочь) Существенный недостаток таких простейших индикаторов – их сезонность и невозможность заготовить их в прок: растворы быстро скисают и плесневеют, теряя свои свойства. Поэтому в химической лаборатории используют синтетические индикаторы. Химики в качестве индикатора используют фенолфталеин. Это сложное органическое соединение, которое продавалось в аптеках как слабительное средство – пурген. Растворы фенолфталеина применяются в химии для распознавания щелочей. Как изменяется цвет? Мы проверим с вами растворы моющих средств на наличие щелочной среды. (Растворы: порошков, соды, мыла, нашатырного спирта) 3. Крахмал. В домашней лаборатории можно самим получить крахмал. Мы его получаем из картофеля, хотя его можно получить и из пшеницы. Клубни картофеля моют, очищают от кожуры, измельчают на тёрке, вымывают крахмал из массы, отстаивают, сушат. Высушенный крахмал измельчают и упаковывают. Крахмал содержится во многих продуктах питания, так, например, в муке его 75 – 80%. Вы все знаете, как можно определить крахмал. Капнуть раствором йода – крахмал окрасится в синий цвет. Так с помощью йодной настойки крахмал легко обнаружить на срезе картофеля или в муке. Кстати, ещё в прошлом веке эту реакцию использовали, чтобы уличить недобросовестных торговцев, которые добавляли в сметану «для густоты» пшеничную муку. Если на образец такой сметаны капнуть йодной настойки, синее окрашивание сразу выявит подвох. Давайте проверим нашу сметану.
Проверим, как вы умеете отгадывать загадки, кроссворды и ребусы. А) Загадки: Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня – огонь потух. (Кислород) Я блестящий, светло – серый, Образую хлорофилл, И меня фотограф первый Очень поджигать любил! (Магний) Я – металл незаменимый, Очень лётчиком любимый, Лёгкий, электропроводный, А характер – переходный. (Алюминий) Меня любит человек! Мною назван целый век! Я блестящая и рыжа, Очень в сплавах хороша! (Медь) Хоть составчик мой и сложный, Без меня жить невозможно. Я – отличный растворитель, Жажды лучший утолитель. А разрушите, так сразу Два получите вы газа. (Вода) Нрав у газа, ох, непрост! Много жизней он унёс, А сейчас нам помогает, От микробов защищает. (Хлор) Первый я на белом свете: Во Вселенной, на планете. Превращаясь в лёгкий гелий, Зажигаю Солнце. (Водород) Б) Кроссворд: Друг под другом, в столбик, пишем ответы. Если все ответы правильные, то в вертикальном столбике получится слово, имеющее отношение к химии. Кроссворд №1
Ответы:
(Первый вертикальный столбик – АЛХИМИЯ) В) «Отгадайте элемент» – ребусы Г) «Как ты знаешь элементы». На каждый шаг говорят элемент, кто уйдёт дальше. Д) «Мимикой и жестами показать явления, вещества, посуду относящиеся к химии»
V. Станция «Посвящение» Учитель: Итак, вы доказали нам, что действительно достойны носить почётное звание химика. Приготовьтесь к произнесению обещания химиков. Учащиеся встают. Ведущие зачитывают обещание. Учащиеся хором повторяют «Обещаем»
Вед 1:Мы поздравляем вас с этим знаменательным событием в вашей жизни. Вед 2: Отныне вы настоящие химики, и мы надеемся, что вы с честью пронесёте это звание. Вед 3: Мы дарим вам текст клятвы, чтобы вы никогда её не забывали. И маленькую стеклянную капельку, как символ человеческой мудрости. Чтобы мы с вами в будущем восстановили мудрое равновесие между природой и наукой химией. Поём гимн все вместе Мы рождены пролить всё то, что льётся, Просыпать, то чего нельзя пролить Не зря наш класс химическим зовётся Мы рождены, чтоб химию любить. Припев: Всё выше, и выше, и выше Летит рыжий бром к небесам И кто этим бромом подышит Тот рыжим становится сам. Взорвать хотим, всё то, что не взорвали Выпускники всех предыдущих лет И потому мы химию избрали И очень уважаем мы предмет. Припев: Всё выше, и выше, и выше Летит фиолетовый йод, И кто эти йодом подышит От химии ввек не уйдёт |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование и реактивы: интерактивная доска, пк, мультимедийный проектор; презентация к уроку «Альдегиды», карточки с задачами,... | Класс: 9 Учитель: Упадышева Е. Б. Тип урока Реактивы и оборудование: силикагель, соляная кислота, раствор силиката натрия, стакан, фенолфталеин, кристаллы окрашенных солей,... | ||
Посвящение в химики. Чемпионат нхл.(Национальная химическая лига) Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умение работать в группе | Урок-обобщение «Посвящение в химики. Чемпионат Националной Химической Лиги (нхл)» Урок был проведен в рамках декады предметов естественно-математического цикла 12. 03. 2010 г | ||
Рабочая программа по предмету «природоведение» Биология 5- 11 класс (авт сост. А. Е. Андреева и др./ под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой) – М.: «Мнемозина», 2008. Авторы –... | Учебник для общеобразовательных учреждений/А. Е. Андреева; под ред.... Природоведение (естествознание) 5 класс. Авторы: Д. И. Трайтак, А. Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Природоведение (естествознание), 5 класс. Авторы: Д. И. Трайтак, А. Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Природоведение (естествознание), 5 класс. Авторы: Д. И. Трайтак, А. Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для... | ||
Сценарий праздника «Посвящение в первоклассники» Оборудование для оформления зала: воздушные шары, рисунки учащихся на тему «Я – первоклассник» | Методическая разработка «Посвящение в пятиклассники» Оборудование: ноутбук, колокольчик, атрибуты для игр и конкурсов, слова песен, сухарики, бейджики | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Д. Образцы органических веществ, изделия из них Оборудование и реактивы согласно перечню к Д | Рабочая программа по математике 7 класс Название предмета: математика... Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В школьное методическое объединение учителей естественно математического цикла входят 5 человек: 2 учителя математики – Андреева... | Урок «Мы и окружающий мир» 1 а класс Тема: «Живая природа. Животные» С. П. Хлопушина от «1» 09 2012г протокол №1 от «22» 08 2012г | ||
Конспект классного часа в 5 классе. Дата: 09. 2012г. Учитель: Енина... Познакомить с особенностями Олимпийских игр, формировать стремление вести здоровый образ жизни | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование и реактивы для учителя: таблицы «Сильные кислоты», «Сильные основания», «Характеристика сред растворов» |