Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 213.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.03.2014
Размер213.68 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по предмету «Природоведение. 5 класс», государственной программой для общеобразовательных учреждений Природоведение (естествознание), 5 класс. Авторы: Д.И. Трайтак, А.Е. Андреева из сборника «Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2008.

Количество часов по базисному плану –70 часов из расчёта 2 часа в неделю. В план не включены экскурсии так как, в городе нет условий для их проведения: отсутствуют обсерватории, политехнический музей, метеостанция, зоопарк, ботанический сад. В рабочей программе предусмотрено одна лабораторная работа и 16 практических работ.

Базовый учебник: А.Е. Андреева Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.

«Природоведение» является пропедевтическим курсом для дисциплин предметной области «Естествознание», изучаемых в основной образовательной школе. Этот курс обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, интегрирующим начальные знания по биологии, географии, физике, астрономии, химии и экологии.

Обучающие задачи:

  • Развитие у учащихся основных знаний о многообразии природных объектов и явлений, о взаимосвязи живой и неживой природы, о влиянии деятельности человека на природу;

  • Формирование начальных знаний о методах науки;

  • Развитие умений по применению усвоенных знаний и полученных навыков при решении учебных и практических задач;

  • Формирование начальных исследовательских умений: проводить наблюдения, ставить простейшие опыты, осуществлять измерения, описывать полученные результаты, формулировать выводы;

  • Формирование элементарных умений по оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.

Развивающие задачи:

  • Развитие у учащихся интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, классифицировать, давать определения понятий;

  • Развитие интереса к изучению природы, умственных и творческих способностей учащихся в процессе решения познавательных задач.

Воспитательные задачи:

  • Развитие у учащихся ценностного отношения к природе и своему здоровью;

  • Воспитание эстетического восприятия природы;

  • Формирование у школьников понимания необходимости согласовывать поведение и деятельность человека в природе с экологическими нормами и правилами;

  • Развитие ответственного отношения к собственному здоровью и формирование здорового образа жизни.

В данной программе перед учащимися раскрывается новый аспект изучения природы – познание целостности и единства живой и неживой природы на основе изучения особого (биокосного) тела природы – почвы. В содержании данного учебного курса раскрыта ключевая роль почвы в жизни биосферы и человека, что особенно важно в условиях современного экологического кризиса и перехода человечества к стратегии устойчивого развития.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1

Познание природы человека (9ч.)

Как человек получает информацию о мире. Цвет как важнейшее свойство тел. Радуга. Как животные воспринимают цвет.

Звук как средство общения и получения информации. Ультразвук, инфразвук. Эхо. Примеры использования современных технологий.

Рождение научных представлений о мире. Как представляли устройство мира в древности.

Звездное небо. Созвездия. Как ориентироваться по звездам.

Науки о природе. Единство живой и неживой природы. Представления о строении веществ. Язык химии. Вещества в окружающем мире. Простые и сложные вещества. Состояния веществ.

Понятие о свойствах веществ. Смеси. Использование их человеком.

Рождение науки о почве. В.В. Докучаев – создатель учения о почве.

Практические работы:

«Знакомство со справочными пособиями, СD-энциклопедиями. Поиск информации в сети Интернет»

«Нахождение полярной звезды на ночном небе и определение некоторых созвездий Северного полушария на карте. Фотографирование области ночного неба».

«Конструирование моделей молекул (кислорода и воды) из пластилина и спичек»

«Ознакомление с лабораторным оборудованием и правилами его безопасного использования. Составление «Правил безопасного поведения на уроках природоведения»

Лабораторная работа: «Свойства воды и поваренной соли. Получение смесей (растворов)»

Раздел 2

Планета Земля (11ч.)

Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. Земля – планета Солнечной системы.

Форма и строение Земли. Земная кора. Минералы и горные породы. Изверженные и горные породы. Известняки.

Оболочки Земли. Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Понятие о живом веществе.

Почва – особое природное тело. Строение почвы. Почвы песчаные и глинистые. Почвенные растворы. Представление о круговороте веществ и энергии.

Практические работы:

«Определение сторон света по Солнцу (компасу и часам ).

«Ознакомление с образцами горных пород и минералов (по коллекции минералов)

«Сравнение свойств почвы и горных пород по образцам»

«Определение структуры почв»

Раздел 3

Многообразие природных явлений (13ч.)

Изучение природных явлений. Классификация природных явлений.

Различные физические явления. Их использование человеком. Электрические и магнитные явления в природе.

Примеры превращения веществ. Понятие о биологических явлениях.

Погодные явления. Влияние погоды на организм человека.

Выветривание горных пород. Понятие о коре выветривания. Образование отложений. Понятие о почвообразовании.

Движение воды по поверхности Земли и в почве. Испарение воды и природные явления, связанные с испарением. Почвенные капилляры. Их свойства.

Образование болот и их охрана. Образование торфа. Заболачивание почв. Эрозия почв.

Практическая работа:

«Влияние погодных условий на самочувствие человека»

Раздел 4

Природная среда. Почва как среда жизни.(14ч.)

Разнообразие живых организмов и причина его сокращения. Понятие о виде. Понятие о царствах животных. Свойства живых организмов.

Понятие о средах жизни, природной среде и экологических факторах. Примеры приспособленности организмов к условиям в различных средах. Почва как среда жизни. Распространение почв на Земле.

Практические работы:

«Знакомство с местными видами растений»

«Влияние влажности почвы на прорастание семян»

«Влияние влажности почвы на состояние растений»

Раздел 5

Почва – основа жизни на планете (12ч.)

Понятие о плодородии почвы. Целина и залежь. Виды деятельности человека, улучшающие и ухудшающие и улучшающие состояние почвенного покрова. Истощение почв. Применение удобрений. Понятие о системах земледелия. Приемы выращивания культурных растений. Понятие о мелиорации. Почвозащитное земледелие. Факторы среды и земледелие.

Роль почв в биосфере. Загрязнение почв. Охрана почв.

Практическая работа:

«Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями».

Раздел 6

Здоровье и безопасность жизни человека (5ч.)

Влияние образа жизни на здоровье человека. Вредные привычки. Их влияние на организм. Борьба с ними.

Комфортные условия среды жизнедеятельности человека. Правила поведения в природе. Поведение в опасных ситуациях. Простейшие способы оказания первой помощи. Правила безопасности при работе с огнем и электроприборами.

Практические работы:

«Измерение роста и массы человека, конструирование ростомера»

«Способы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи при травмах».

«Неотложные меры при укусах ядовитых животных.

Первая помощь при отравлении грибами и ядовитыми растениями»

Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений (авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) – М.: «Мнемозина», 2008. Учебник- Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.

Поурочное планирование учебного материала по природоведению

на 2013-2014 учебный год
















№ мес

№ нед

Дата провед. урока

№ урока

Тема урока

Раздел I Познание природы человеком 9 часов

9

1

2 - 8 сентября

1

Как человек познает окружающий мир Практ.раб.№1Составление правил безопасного поведения на уроках природоведения

2

Звук как средство общения и получения информации о природе

2

9 – 15 сентября

3

Как рождались научные представления о мире Практ.раб №2По информационному поиску

4

Как человек научился ориентироваться по звездам. Практ. раб.№3Ориентирование по Полярной звезде

3

16 – 22 сентября

5

Науки о природе. Практ.раб № 4по информационному поиску

6

Единство живой и неживой природы Практ.раб № 5.Конструирование молекул из пластилина и спичек.

9

4

23 - 29 сентября

7

Вещества в окружающем мире

8

Смеси Лаб.раб № 1 Получение смесей

10

1

30 сентября - 6 октября

9

Рождение учения о почве

10

Урок здоровья Открытие школьного университета младших помощников медсестер Практ. раб.№ 6 Измерение пульса

Раздел II Планета Земля 12 часов

10

2

7 - 13 октября

11

Земля как планета Солнечной системы Практ. работы на экскурсии № 7 - 8
Конструирование гномона.Ориентирование по Солнцу, компасу и часам

12

Строение Земли

3

14– 20 октября

13

Горные породы и их происхождение Практ.раб № 9 Горные породы и минералы

14

Геологические оболочки Земли: атмосфера и гидросфера

4

21– 27 октября

15

Биосфера. Понятие о живом веществе

16

Почва - особое природное тело Практ раб № 10 часть 1Определение свойств почвы ,сравнение свойств почвы и горных пород

10

5

28 октяб - 3 ноября

17

Строение почв Практ раб № 10 часть 2. Определение структуры почвы

18

Почвы песчаные и глинистые

4 - 10 НОЯБРЯ КАНИКУЛЫ

11

2

11 - 17 ноября

19

Почвенные растворы как часть природных вод планеты

20

Путешествия атомов в природе

3

18 -24 ноября

21

Урок здоровья. Как избежать травм и помочь пострадавшему. Практ. раб.№ 11 (1)Овладение навыками оказания первой помощи пострадавшему.

22

Рубежный контроль:
Прощалка «Планета Земля»


Раздел III Многообразие природных явлений 14 часов

4

25 ноября - 1 декабря

23

Изучение природных явлений

24

Классификация природных явлений. Примеры явлений физической природы

12

1

2 - 8 декабря

25

Электрические и магнитные явления в природе

26

Горение и другие химические явления

2

9 - 15 декабря

27

Погодные явления

28

Какие бывают осадки Практ.раб№ 12.(2)Изучение погодных условий на самочувствие человека опросным методом

3

16 - 22 декабря

29

Выветривание горных пород

30

Как горная порода превращается в почву

12

4

23 - 29 декабря

31

Распределение воды по поверхности Земли и в почве Демонст.раб Сравнение свойств почвы, песка и торфа по отношению к воде.

32

Испарение воды из почвы. Свойства капилляров Демонст.рабНаблюдение за испарением воды из почвы и конденсацией

30 ДЕКАБРЯ - 10 ЯНВАРЯ КАНИКУЛЫ

1

3

13 – 19 января

33

Образование болот и их охрана. Заболачивание почв и водоемов

34

Эрозия почв

1

4

20 - 26 января

35

Урок здоровья Семинар-Практ.раб№ 13 (1) Как вести себя во время грозы и урагана

36

Рубежный контроль:
Прощалка «Многообразие природных явлений»


Раздел IV Природная среда. Почва как среда жизни 15 часов

5

27 января - 2 февраля

37

Разнообразие живых организмов на планете Практ.раб № 14 (2) Знакомство с местными видами растений

38

Свойства живых организмов

2

1

3 - 9 февраля

39

Понятие о природной среде и экологических факторах Практ.раб №№ 15(3)Влияние влажности на прорастание семян

40

Почвенные обитатели Жизнь животных в почве

2

10- 16 февраля

41

Осенние изменения в жизни животных

42

Зимний "покой" в жизни почв

3

17 - 23 февраля

43

Весенние явления. Летняя засуха

44

Воздух как составная часть природной среды

2

4

24 февраля - 2 марта

45

Вода в почве и ее роль в жизни растенийПракт.раб№ 16 (4) Влияния влажности почвы на состояние растения



46

Почвы "теплые и холодные"

3

1

3 -9 марта

47

Распространение почв на земном шаре. Взаимосвязь климата и почв

48

Какие почвы в тундре и таежной зоне

2

10– 16 марта

49

Луговые почвы Солончаки и солонцы и "Царь" почв - чернозем

50

Урок здоровья Практ.раб № 17 (5)Влияние факторов среды на здоровье человека и правила поведения в природе Экскурсия по школьному двору

3

3

17 - 23 марта

51

Прощалка «Природная среда»

52

Урок повторения и работы над ошибками

24 -30 МАРТА КАНИКУЛЫ

4

Раздел V - Почва - основа жизни на Планете 13 часов

1

31 марта - 6 апреля

53

Понятие о плодородии почвы

54

Истощение почв. Целина и залежь

4

2

7 - 13 апреля

55

Что такое удобрения Практ.раб 18 (6).Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями

56

Приемы выращивания культурных растений. Мелиорация Практ. работы на экскурсии № 19 (1) Правила приготовления компостной кучи

3

14-20 апреля

57

Почвозащитное земледелие

58

Факторы среды и земледелие

4

21 - 27 апреля

59

Почему необходимо беречь почвы?

60

Уроки истории

5

28 апреля - 4 мая

61

Человек на Земле

62

Загрязнение почв

5

1

5 -11 мая

63

Понятие о здоровой, больной и мертвой почвах

64

Урок здоровья Семинар-Практ.раб № 20, 21 (1-2) Измерение роста и массы тела человека. Рациональное питание

2

12 - 18 мая

65

Рубежный контроль: Прощалка «Почва»

66

Практ раб № 22 часть 1 (ролевая игра) Способы оказания первой (доврачебной ) помощи при травмах

5

3

19 - 25 мая

67

Практ раб № 22 часть 2(ролевая игра) Способы оказания первой (доврачебной ) помощи при травмах

68

Практ раб № 23 часть 1 (ролевая игра) Неотложные меры при укусах ядовитых животных

4

26 мая - 1 июня

69

Практ раб № 23 часть2 (ролевая игра)Первая помощь при отравлениях грибами и ядовитыми растениями

70

Итоговый урок

1 ИЮНЯ- 31 АВГУСТА КАНИКУЛЫ



ТРЕБОВАНИЮ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

О многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

Свойства (физические и химические) тел природы;

Основные методы изучения природы;

Основные оболочки Земли;

Свойства живых организмов и их отличия от тел неживой природы;

О многообразии организмов как условия сохранения устойчивости жизни на Земле;

Основные характеристики погоды, факторов среды, влияющих на организм человека;

Сущность понятия «здоровый образ жизни»;

Правила и меры по сохранению здоровья человека;

Основные экологические проблемы своей местности и причины их возникновения;

Редкие и охраняемые виды растений и животных;

Правила и законы охраны природы
Учащиеся должны уметь:

Узнавать наиболее распространенные виды растений и животных своей местности;

Приводить примеры физических явлений. Превращений веществ, приспособлений растений и животных к условиям среды обитания;

Определять  на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

Находить несколько созвездий Северного полушария с помощью звездной карты;

Описывать собственные наблюдения и опыты (их цель, условия проведения и полученные результаты), формулировать выводы;

Определять черты сходства и различия при сравнении природных объектов (не менее по 3-4 признакам);

Описывать по предложенному плану внешний вид изучаемых тел и веществ;

Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

Находить определения терминов в справочной литературе;

Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

Следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

Оказывать первую медицинскую помощь в экстренных ситуациях
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

А.Е. Андреева Природоведение. 5  класс: учебник для  общеобразовательных учреждений/А.Е.Андреева; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – Мнемозина, 2008.

2.Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.)

3.Рабочая тетрадь Андреева А.Е.) 2. Методическое пособие (Андреева Н.Д.)

4.С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы

Средства обучения: таблицы, лабораторная посуда, микроскопы, гербарии, коллекции
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Список  литературы для учителя:

1.Биологический энциклопедический словарь / гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.

2.Вронский, В.А. Прикладная экология : уч. пос. / В.А. Вронский. – Ростов н/Д.: Изд. «Феникс», 1996. – 512с.

3.Горностаев, Г.Н. Энциклопедия природы России: Насекомые /
Г.Н. Горностаев. – М.: Просвещение, 1999. – 560с.

   4.Растения и животные Тамбовской области: кадастр и мониторинг. Сборник научных трудов. – Мичуринск, 2002. – 139с.

   5.Реки Тамбовской области: Каталог / Под ред. Н.И. Дудника. – Тамбов, 1991 – 47с.

        Список  литературы для ученика:

  1.Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;

  2.Акимушкин И. И.Исчезнувший мир.- Смоленск, Русич, 1999.- 192 с.- («Занимательный мир»).

  3.Акимушкин И.И. Проблемы этологии.- Смоленск, Русич, 1999.- 192 с.- («Занимательный мир»).

  4.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР)      КН.1. - М: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;

  5.Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М: Агропромиздат, 1991. - 336с.

  6.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.-334 с.

                    1CD  приложение к учебно-методическому комплекту

  1. Биология. 1С: Репетитор.

   2.  Биология.   БЭНП «Кирилл и Мефодий».

        Интернет-источники

   1.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

   2.http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****

  3.http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****

 4.http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***


ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

График контрольных работ


Неделя месяца

№№урока

 Контрольные работы

3 неделя ноября

22

Рубежный контроль:
Прощалка «Планета Земля»


4 неделя января

36

Рубежный контроль:
Прощалка «Многообразие природных явлений»


2 неделя мая

65

Рубежный контроль: Прощалка «Почва»


Практических работ – 18 + 6 (ролевые игры)

Лабораторных работ -1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск