Скачать 263.03 Kb.
|
Тема: «Углеводы» Технологическая карта комплекса Цель: Образовательные: расширение, углубление и систематизация на межпредметном уровне знаний учащихся об углеводах как о важнейших биоорганических соединениях, о значении углеводов в жизни человека; изучить строения глюкозы, т.е. последовательности соединения атомов, наличие характерных функциональных групп глюкозы, взаимозависимости строения и свойств данного вещества; усвоить строение и свойства дисахаридов, крахмала и целлюлозы; Развивающие: совершенствовать умения учащихся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ. Воспитательные: создание условий для осознания необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Межпредметные связи. Биология. Тема: «Углеводы, их значение и функции в организме». Химия в медицине. Тема: «Использование в медицине углеводов» Обеспечение занятия. Наглядные пособия: таблица «Классификация органических веществ», «Строение глюкозы». Раздаточный метериал: дидактические карточки, тестовые задания. Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиапрезентации. Литератур основная:
Литература дополнительная:
Студент должен знать: строение моносахаридов (глюкозы и фруктозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы); свойства глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы и их применение. Студент долен уметь: составлять уравнения реакций, характеризующих углеводы; устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами углеводов Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы:
Внеаудиторная форма работы:
Распределение занятий по темам:
Закрепление и углубление знаний об углеводах, их строении и химических свойствах. Темы сообщений и рефератов:
Из программы: Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Понятие о фотосинтезе. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Виды изомерии моносахаридов. Изображение формулы D - глюкозы Химические свойства глюкозы, обусловленные наличием альдегидной группы: окисление оксидом серебра (I) или гидроксидом меди (II). Свойства, обусловленные наличием в молекуле спиртовых гидроксилов (реакция на многоатомные спирты). Виды брожения глюкозы (спиртовое и молочнокислое). Значение глюкозы и ее производных для человека. Нахождение глюкозы в природе. Понятие о витамине "С" (аскорбиновая кислота). Фруктоза - структурный изомер глюкозы. Строение и свойства фруктозы. Дисахариды (мальтоза и сахароза), их состав, строение, свойства. Реакция с гидроксидом меди (II), гидролиз. Полисахариды. Крахмал. Состав, строение. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращение крахмала пищи в организме. Гликоген. Целлюлоза. Состав, строение, свойства. Азотнокислые и уксуснокислые эфиры целлюлозы. Их применение. Занятие №1 Тема: Понятие и классификация углеводов. Моносахариды. Строение глюкозы как многоатомного альдегидоспирта. Химические свойства глюкозы. Актуализация опорных знаний учащихся (межпредметная беседа)
Объяснение нового материала Историческая справка Название «углеводы» сохранилось с тех времен, когда строение этих соединений еще не было известно, но был установлен их состав, которому соответствует формула Cn(H2O)m. Поэтому углеводы относили к гидратам углерода, т.е. к соединениям углерода и воды – «углеводам». В н.в. большинство углеводов выражают формулой CnH2nOn.
Глюкоза является бифункциональным соединением, т.к. содержит 2 ФГ – одну альдегидную и 5 гидроксильных. Таким образом глюкоза - многоатомный альдегидоспирт. Н Н Н Н Н О │ │ │ │ │ // Н─ С ─ С ─ С ─ С ─ С ─ С │ │ │ │ │ \ ОН ОН ОН ОН ОН Н Сокращённая формула: О // СН2ОН-(СНОН)4-С \ Н Молекула глюкозы может существовать в трех изомерных формах, причем две из них являются циклическими, одна – линейной. Все три изомерных формы находятся в динамическом равновесии между собой: циклическая ↔линейная ↔циклическая α – форма (альдегидная) β-форма (37%) (0,0026%) (63%) Циклические формы могут переходить в линейную форму и через нее друг в друга. *** Проблемный вопрос: доля молекул альдегидной формы чрезвычайно мала, тогда почему так хорошо (количественно) протекают качественные реакции характерные для альдегидов? ! Используя правило смещения химического равновесия, можно добиться смещения равновесия в сторону одной из изомерных форм глюкозы. если равновесие по каким-либо причинам нарушается, то одна форма глюкозы переходит в другую. Например, при действии аммиачного раствора оксида серебра раствор глюкозы расходуется только альдегидная форма. Таким образом, из системы постоянно отводится линейная форма глюкозы, и для ее пополнения циклические формы постоянно переходят в альдегидную до полного расходования глюкозы. Химические свойства глюкозы: Свойства обусловленные наличием альдегидной группы 1. Реакции окисления: а) с Cu(OH)2: C6H12O6 + Cu(OH)2↓ → ярко-синий раствор t0 СН2ОН ― (СНОН)4 ― С = О + 2Cu(OH)2↓ → СН2ОН ― (СНОН)4 ―С = О + | | Н ОН глюконовая кислота + Cu2О↓ + 2Н2О красный t0 б) с Ag2O: СН2ОН ― (СНОН)4 ―С = О + Ag2O → СН2ОН ―(СНОН)4 ―С=О | | Н ОН + 2Ag↓ реакция «серебряного зеркала» 2.Реакция восстановления с Н2: СН2ОН ― (СНОН)4 ―С = О + Н2 → СН2ОН ― (СНОН)4 ―СН2ОН | Ni сорбит Н Свойства обусловленные наличием нескольких групп -ОН
Специфические свойства. Большое значение имеют процессы брожения глюкозы, происходящие под действием органических катализаторов-ферментов (они вырабатываются микроорганизмами). а) спиртовое брожение (под действием дрожжей). б) молочнокислое брожение (под действием молочнокислых бактерий). в) маслянокислое брожение.
Биологическое значение глюкозы, её применение (сообщение студента). Глюкоза - необходимый компонент пищи, один из главных участников обмена веществ в организме, очень питательна и легко усваивается. При её окислении выделяется больше трети используемой в организме энергий ресурс - жиры, но роль жиров и глюкозы в энергетике разных органов различна. Сердце в качестве топлива используется жирные кислоты. Скелетным мышцам глюкоза нужна для “запуска”, а вот нервные клетки, в том числе и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Их потребность составляет 20-30% вырабатываемой энергии. Нервным клеткам энергия нужна каждую секунду, а глюкозу организм получает при приёме пищи. Глюкоза легко усваивается организмом, поэтому ее используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства. Специфические олигосахариды определяют группу крови. В кондитерском деле для изготовления мармелада, карамели, пряников и т.д. Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, также как и при силосовании кормов. На практике используется и спиртовое брожение глюкозы, например, при производстве пива. Целлюлоза – исходное вещество для получения шелка, ваты, бумаги. Углеводы действительно самые распространенные органические вещества на Земле, без которых невозможно существование живых организмов. Тестовое задание: 1. Природными полимерами являются: А) целлюлоза Б) гликоген В) крахмал Г) все перечисленные вещества 2) В реакцию «серебряного зеркала» вступают все вещества из группы: А) муравьиная кислота, глюкоза, этаналь Б) метаналь, фенол, метановая кислота В) сахароза, этаналь, глюкоза Г) пропаналь, глюкоза, глицерин 3) Глюкоза реагирует с: А) уксусной кислотой Б) аммиачным раствором оксида серебра при нагревании В) гидроксидом меди (II) Г) всеми перечисленными веществами 4) Сложные эфиры образуются в результате взаимодействия глюкозы с: А) водородом Б) карбоновыми кислотами В) гидроксидом меди (II) Г) этанолом 5) Глюкоза образуется в результате реакций: А) гидролиза крахмала Б) гидролиза клетчатки В) фотосинтеза в присутствии воды и углекислого газа Г) всех перечисленных реакций Ответы Вопрос 1: Г Вопрос 2: А Вопрос 3: Г Вопрос 4: Б Вопрос 5: Г Химический диктант. Вы уже многое знаете о кислородсодержащих органических соединениях. Предлагаю вам проверить свои знания в ходе выполнения небольшого программированного химического диктанта (если вы согласны с утверждением, ставите цифру 1, если нет – цифру 0). Цифры записывайте в строчку:
| Н
Проверьте свои ответы и выставьте себе оценку. Код ответа: 111011101101. «5» - все ответы правильные; «3» - 3-4 неверных ответа; «4» - 1-2 неверных ответа; «2» - 5 и более неверных ответов. Вопросы для закрепления:
Ответы:
Задачи для решения:
Проблемная ситуация: читаем отрывок из книги В.Пикуля «Нечистая сила».
Почему цианистый калий не убил Распутина? высказываются разные гипотезы: • Распутин считался святым. • Имел крепкое здоровье. • Был очень могучим человеком. • Дело не в самом Распутине, а в действии вина, которым он запивал пирожное. • Может, сказалось действие глюкозы и сахарозы, которые находились в пирожном? • Яд был просрочен. • Мало яда положили. • Глюкоза нейтрализует яд, он теряет свои свойства. Р е ш е н и е п р о б л е м ы и в ы в о д ы. C давних пор, при опасности отравления цианидами, рекомендовали держать за щекой кусочек сахара. Учеными было доказано, что глюкоза взаимодействует с цианидами с образованием нетоксичного соединения циангидрин глюкозы. Возьмите это на вооружение. Занятие №2 Тема: Дисахариды, их состав, строение, свойства. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза: состав, строение, свойства. Вопросы для проверки усвоения знаний прошлого урока: Фронтальный опрос:
Индивидуальные карточки задания:
ОтветыВариант 1: 1-г; 2-б; 3-б.Вариант 2: 1-б; 2-г; 3-в.Вариант 3: 1-г; 2-а; 3-в.Вариант 4: 1-в; 2-б; 3-г Изложение нового материала, по ходу которого студенты заполняют таблицу Характеристика крахмала и целлюлозы
Закрепление знаний Вопросы:
Решение задач:
Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы: I в а р и а н т – для моносахаридов; II в а р и а н т – для полисахаридов. 1. Их представителями являются глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. 2. Их представителями являются крахмал, гликоген, декстрины, целлюлоза, хитин. 3. Молекулы состоят из множества одинаковых повторяющихся групп атомов. 4. Подразделяются на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы. 5. Имеют общую формулу (С6Н10О5)n. 6. Молярная масса невелика и обычно не превышает нескольких сотен г/моль. 7. Молярная масса велика и может достигать нескольких миллионов г/моль. 8. Не вступают в реакцию гидролиза. 9. Способны подвергаться гидролизу. 10. Остатки молекул некоторых из них входят в состав нуклеотидов ДНК и РНК. Ответы. I вариант: 1, 4, 6, 8, 10; II вариант: 2, 3, 5, 7, 9 ТестыВариант 1
а) C5 H10 O5; б) C6 H12 O2; в) C12 H22 O11; г) C6 H12 O6.
а) фруктоза; б) крахмал; в) сахароза; г) рибоза.
а) глюкоза; б) лактоза; в) целлюлоза; г) крахмал. Вариант 21. Углеводом является вещество, формула которого: а) C5 H10 O; б) C6 H12 O2; в) C12 H22 O11; г) C6 H12; 2. К дисахаридам относится: а) глюкоза; б) лактоза; в) целлюлоза; г) крахмал;
а) глюкоза; б) рибоза; в) целлюлоза; г) фруктоза. Вариант 3
а) (C6 H10 O5)n;; б) C6 H13 OH; в) C12 H22 O11; г) C6 H12 O6.
а) сахароза; б) лактоза; в) целлюлоза; г) фруктоза.
а) глюкоза, сахароза; б) крахмал, фруктоза; в) клетчатка, сахароза; г) рибоза, дезоксирибоза. Ответы: Вариант 1: 1-б; 2-в; 3-а; Вариант 2: 1-в; 2-б; 3-в; Вариант 3: 1-б; 2-г; 3-в. Цифровой диктант Выбрать правильные учреждения для крахмала – I вариант, для целлюлозы – II вариант. 1. Природные полимеры. 2. Относятся к моносахаридам. 3. Относятся к полисахаридам. 4. В состав макромолекулы входят остатки - глюкозы. 5. В состав макромолекулы входят остатки - глюкозы. 6. Неоднородный продукт, состоящий из двух типов полимерных веществ: амилазы и амилопектина. 7. Набухает в воде и образует коллоидный раствор – гель. 8. Линейный полимер. 9. Полимер линейного и разветвлённого строения. 10. Содержится в печени человека. 11. При определённых условиях легко гидролизуется. 12. Гидролизуется с трудом. 13. Твёрдое белое вещество, имеющее волокнистую структуру. 14. Служит необходимым для нормального питания балластным веществом. 15. Общая формула (C6Н10О5) п 16. Невосстанавливающий углевод. 17. Образует сложные эфиры с органическими и неорганическими кислотами. 18. Образует с йодом комплексное соединение интенсивно-синего цвета 20. Используют для производства искусственных волокон. 21. Является одним из продуктов фотосинтеза. 22. Основная часть клеточных стенок растений. 23. Продуктом кислотного гидролиза является глюкоза. Ответы I вариант: 1 3 4 6 7 9 10 11 15 16 18 21 23 II вариант: 1 3 5 8 12 13 14 15 16 17 20 22 23 |
Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную... Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой... | Самостоятельная работа по теме: «Редактирование текста.» Цель: систематизация изученного материала; отработка умений и навыков редактирования текста | ||
Программа Л. В. Занкова. Тема: Повторение по теме «Состав слова» Целью урока является повторение и обобщение знаний учащихся о составе слова, правописании приставок и корней слов, проверка теоретических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи урока: отработка, закрепление и систематизация знаний и умений по изученной теме; повторение основных понятий темы;... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: повторение пройденного материала, закрепление изученного материала, отработка умения применять знания на практике, развивать... | Самостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект... Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Демонстрационный урок во 2б классе: «Отработка навыка композиции с помощью музыкального конструктора. Отработка ритмичности и интонационной... | Методические указания к написанию курсовых работ курсовая работа Курсовая работа является важнейшим элементом самостоятельной работы студентов. Основной целью курсовой работы является создание и... | ||
Самостоятельная работа: Аудиторная форма работы Студент должен знать: определение, состав, строение, свойства, применение, промышленное получение спиртов, и фенолов. Меры по охране... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: формирование умения выделять изучаемые звуки в речи и отработка навыка чтения с новыми и изученными буквами в тексте | ||
Самостоятельная работа 50 В задачи курса входит вооружение студентов пониманием планировочных и ландшафтных средств в области градостроительной экологии, отработка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: выделение новых лексических единиц в аудировании, отработка произношения новых слов, узнавание и чтение новых слов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Повторение пройденного материала, отработка навыков работы с эор и работа в группах | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная цель: -систематизация знаний по теме, совершенствование навыков составления монологов, отработка в речи грамматических... | ||
Форма плана-конспекта урока Закрепить умения отличать текст от предложения. Повторить «опасные места» в словах. Развивать орфографичекую зоркость, речь, умение... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт компетентность-умение работать в сети Интернет, в программе браузере Mozilla Firefox, отработка навыков работы в текстовом процессоре... |