Взаимодействие тел * Курохта В.А. * МОУ Октябрьская СОШ
УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ» Цель: повторение пройденного материала, закрепление изученного материала, отработка умения применять знания на практике, развивать умения наблюдать и объяснять физические явления, решать физические задачи, продолжить формирование умений пользоваться приборами и коллективной работы в группах Оборудование: весы, разновесы, картофелина, конверты с заданиями, брусок, набор грузов, демонстрационный динамометр На доске названия команд и этапы урока:
Разминка. Класс отвечает на вопросы. Правильный ответ – 2 балла.
Знаешь ли ты формулы? Команды получают листы, на которых написаны формулы. Из всех нужно выбрать правильные.
Решение задач. Команды решают задачи. За правильно решенную задачу получают букву. Из всех букв по номерам задач складывают кодовое слово.
Решение задач-рисунков.
Экспериментальное задание.
По ученику от команды выполняют экспериментальное задание.
По ученику от команды работают с физическими терминами. На карточках набор физических терминов. Убери лишнее и объясни логическую связь остальных.
Остальные работают с учителем. Командам выдается набор карточек, на которых написаны названия сил и физических явлений. Учитель читает задание. Дети поднимают карточку, которая объясняет это задание.
Подведение итогов работы команд и индивидуальной работы. Выставление оценок.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМИНКИ.
…Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… - Можно ли по следам зверей определить направление их движения? - Что называется траекторией движения?
Вчера было, сегодня есть, и завтра будет. (Время) -Каким прибором измеряют время? - Какими свойствами обладает время?
Скорость черепахи 0,14 м/с. Что означает эта величина?
Как определить скорость?
Единицы измерения скорости
Стоящий в автобусе пассажир непроизвольно сдвинулся с места вперед. Чем это вызвано?
Летчик посадил самолет на движущийся автомобиль. При каком условии это возможно?
Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?
Всадник скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь споткнется?
Три кубика одинакового объема из стали, меди, алюминия. Какой из них имеет наибольшую массу?
Плотность керосина 800 кг/м3. Что означает эта величина?
Почему нельзя тушить горящий керосин водой?
Как определить массу тела, зная объем и плотность?
Какая сила притягивает тела к земле?
Слоновая черепаха имеет массу 200 кг. Чему равна сила тяжести, действующая на нее?
Какие виды сил вы знаете?
Прибор для измерения силы.
Единицы силы.
Космонавт находится в движущемся по орбите космическом корабле. Чему равен его вес, масса?
На тело действуют две силы, направленные по одной прямой. F1=10H, F2=5H. Может ли равнодействующая этих сил равна 15Н, 5Н, 20Н?
Почему трудно шить ржавой иглой?
На каком из рисунков изображен вес тела?
Чему равна сила тяжести, действующая на тело? 10Н
Почему в гололед дорожки посыпают песком?
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ФОРМУЛЫ?
ρ = m/V
ρ = mV
F = mg
F =m/g
S =PF
R = F1 + F2
R = F1 ▪ F2
V =St
V =S/t
R = F1 – F2
V = abc
S = a/b
S = ab
S = Vt
t = V/S
t = S/V
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Команды решают задачи. За правильно решенную задачу ученик получает определенное количество баллов, а команда букву. Из всех букв команда должна составить кодовое слово. Рыба-меч проплывает 2,4 км за 80с. С какой скоростью она плывет?
30м/с; б) 0,3м/с; в) 0,03 м/с
Средняя скорость парусного судна 25км/ч. Сколько времени понадобится паруснику, чтобы преодолеть 500км?
г) 10ч; и) 200с р) 20ч Туземцы подарили капитану амулет из железного дерева. Не обманули ли они капитана? Масса амулета 8,4г, объем 6см3. Известно, что плотность железного дерева 1,4г/см3. к) да, обманули, и) нет, не обманули.
Масса бруска, размеры которого 40х10х5см 17,8кг. Из какого вещества он сделан? м) латунь; с) медь; к) сталь.
Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 20г?
Спортсмен массой 70кг держит над головой гирю массой 40кг. С какой силой спортсмен давит на пол? и) 110Н; м) 30Н; о) 1100Н.
Сила тяги двигателя автомобиля 600Н, а сила сопротивления 400Н. Найти равнодействующую. и) 1000Н; к) 500Н; т) 200Н.
Найти массу тела, на которое действует сила тяжести 600Н. ж) 600г; з) 6000кг; е) 60кг.
Найти массу тела. 1Н
Найти путь, пройденный телом за 1мин.
Кодовое слово: АРИСТОТЕЛЬ ЗАДАЧИ-РИСУНКИ.
а) название прибора
б) цена деления в) величина силы 3. Чему равна равнодействующая? 4. В одинаковые стаканы налита вода и керосин по 100г. В каком керосин? 5. Масса одного груза 102г. С какой силой грузы растягивают пружину?
6. Шар покоится на нити. Чему равна равнодействующая сил, действующих на него? Что произойдет с шаром, если нить перерезать? Чему будет равен вес шара?
7. Будут ли весы в равновесии?
8. На весах находятся два тела: свинцоывое и железное. Где железо?
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
По одному ученику от команды.
Определить плотность картофелины
Показать зависимость силы трения от массы тела
По одному ученику от команды работают с физическими терминами. На карточках набор физических терминов. Убери лишнее и объясни логическую связь остальных.
Длина, масса, путь, вес, скорость, газ, сила, время
Планеты движутся, приливы и отливы, яблоко падает на землю, автомобиль движется.
Остальные члены команды получают карточки, на которых написаны названия сил или физических явлений. Я зачитываю вам задание, вы показываете мне на карточке название силы или явления, которое соответствует этому заданию
Какое явление заставляет споткнувшегося человека падать вперед? (Инерция)
Медлительной чередой нисходит день осенний. Медлительно кружится желтый лист и падает на землю. - Под действием какой силы лист падает на землю? (Сила тяжести) - Какая сила мешает ему падать? (Сила сопротивления)
Санки, скатившись с горы, через некоторое время останавливаются. - Под действием какой силы они катятся с горы (Сила тяжести) - Какая сила заставляет их останавливаться?
Спортсмен прыгает на батуте. - Какая сила подбрасывает его вверх? (Сила упругости)
Мы сжали мяч рукой, а когда убрали руку, он быстро восстановил свою форму. - Под действием какой силы он это сделал? (Сила упругости)
Книга лежит на столе. - Какая сила действует на книгу (Сила тяжести, упругости, вес)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ КОМАНД. Выставление оценок. За результатом соревнований следят двое учащихся из старших классов. Они ведут и командный и индивидуальный учет. Результаты заносятся в таблицу.
Этапы ур.
ФИ
| Разминка
| Формулы
| Решение задач
| Задачи-рисунки
| Эксперимент
| Итоги
| Команда
|
|
|
|
|
|
| Белаш Ж.
|
|
|
|
|
|
| . . . . . . . .
|
|
|
|
|
|
| За правильный ответ:РАЗМИНКА 2 балла ФОРМУЛЫ команде число баллов по числу правильных ответов РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 1 – 1 балл 6 - 2 2 – 1 7 - 1 3 – 1 8 - 2 4 – 2 9 - 3 5 – 1 10 – 3 ЗАДАЧИ – РИСУНКИ 2 балла ЭКСПЕРИМЕНТ 5 баллов |