Скачать 75.6 Kb.
|
Беседа с учащимися: Как сказать «нет» и отстоять свое мнение? Цели: дать представление о правильном, положительном самоутверждении личности в различных сферах; ознакомить с понятиями «самоутверждение», «достоинство», «честь», «авторитет» лидерство»; формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства; побуждать к активному положительному самопроявлению и самовыражению. Ход беседы Эпиграф Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестать говорить, когда нечего больше сказать. И.Лафатер, швейцарский мыслитель XVIII в.
Ведущий Сегодня наша беседа посвящена самоутверждению. Человек – существо общественное, проявить себя как личность он может только в общении с другими людьми. Какие способы для самоутверждения можно найти? Примерные ответы учащихся: -Ум, знания, научные достижения. - Модная одежда, прическа, машина, вилла, путешествия. - Спортивные успехи, победы. - Художественные таланты. - Красивая внешность, фигура. - Аккуратность, воспитанность. - Нравственные качества: честность, порядочность, доброта. - Профессиональные достижения - лучший в своей профессии. Ведущий Вы перечислили положительные способы самоутверждения, но статистика говорит о том, что есть и отрицательные способы, и их нередко избирают подростки. Примерные ответы детей: - Курение, наркомания, алкоголизм. - Грубость, хамство, нахальство, насилие. - Драки, воровство, конфликты с законом. Ведущий Вот так получается, одни утверждают себя в ярких, красивых, хороших делах, а другие - в низких поступках, которые ведут к гибели. Почему же так получается?
Ведущий На самом деле, ребята, человек утверждает себя не только своими достижениями, а каждым своим поступком. Психологи различают три способа самоутверждения. Посмотрите сценку, в которой участвуют три ученика, и попробуйте объяснить, кто как себя самоутверждает. (К доске выходят три ученика.) _______________________________________________________________________ А в т о р. В этот день 9 «А» сорвал урок химии, учительница вынуждена была пожаловаться директору школы. Тот объявил, что в наказание за плохое поведение химия переносится на 7 урок. На перемене перед шестым уроком состоялся такой разговор. Саша (громко, вызывающе). С седьмого урока смываемся все, усекли? Пусть химичка обломается. Дима (мямлит). Да мне, вообще-то, нужно... А то - пара в четверти... Саша. Ага, от коллектива отрываешься? Будешь иметь дело со мной (показывает кулак)! Сергей (спокойно, уверенно, без вызова). Так из-за тебя же всех и наказали. Не надо было беситься на уроке и... Саша (грубо обрывает). Я сам знаю, что мне надо, а что не надо! Сергей (твердо). Я тоже знаю, что мне надо сдать химичке реферат, и я его сдам. А плясать под твою дудку я не собираюсь. С а ш а. А я считаю, что она не имеет права нас оставлять! (Толкает локтем в бок Диму.) Скажи? Д и ма. Да-а, нам кушать надо... С е р г ей. А я так не считаю. Саша (с угрозой). Ну, мы с тобой еще разберемся! ________________________________________________________________________ Ведущий С точки зрения психологии различают три способа самоутверждения (они записаны на доске): самоподавление, агрессивное доминирование и конструктивное самоутверждение. Кто же из трех мальчиков утверждал себя конструктивно, то есть плодотворно? Кто старался агрессивно доминировать,то есть господствовать, возвышаться? А кто подавлял свои желания, готов был отказаться от своих интересов? (Дети отвечают: Саша - доминирование, Дима - самоподавление, Сергей - конструктивное самоутверждение.) Как вы думаете, какой вид самоутверждения самый лучший и почему? Примерные ответы детей: - Конечно, доминирование - нужно сразу показать, что ты тут самый крутой, и все будут подчиняться. - Лучший вид самоутверждения - доминирование через агрессию: всегда добьешься своего. - Агрессия - это не выход. В каких-то случаях она поможет, но всегда может найтись кто-то еще более агрессивный, тогда придется утверждаться кулаками. И не факт, что они у тебя окажутся сильнее. - Агрессия - это конфликты. - Может, лучше самоподавление? Это не приведет к конфликтам... Зато потеряешь себя, постепенно превратишься в тряпку. - Самый лучший способ - конструктивное самоутверждение. Но на него не каждый способен. - Для конструктивного утверждения нужно обладать физической и моральной силой. Ведущий Многие психологи считают, что каждый человек в различных ситуациях может выбрать разные способы самоутверждения. Но какой-то один из способов будет для него наиболее характерным. И лучший из них - это конструктивное самоутверждение. III. Интерактивная беседа по теме «Можешь ли ты утверждать себя конструктивно?» Ведущий Умеете ли вы конструктивно утверждать себя в общении с другими людьми, без агрессии и самоподавления, т.е. умение отказывать в просьбе; умение попросить о помощи; выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев); выражение положительных чувств (радости, сочувствия). Знаете ли вы, как себя вести, что говорить в подобных ситуациях? Примерные ответы детей: - Отказать не умею, а вот порадоваться за кого-то могу. - А я отказываю легко, могу высказать критику, но не знаю, как выразить радость, сочувствие. - Иногда не нахожу слов, чтобы посочувствовать человеку, стесняюсь. - Не умею выражать положительные чувства, тоже стесняюсь. IV. Ролевая игра «Театр самоутверждения» Ведущий Сейчас мы проведем ролевую игру «Театр самоутверждения». На каждой парте лежит листок с текстами ролей. Один из вас должен сыграть роль режиссера, а другой - актера. Режиссер читает описание ситуации и задание для актера. Режиссер оценивает, хорошо ли сыграл свою роль актер, нашел ли он верную интонацию? Актер читает свою реплику спокойным, твердым голосом. Он должен сыграть роль человека, уверенного в себе, который умеет конструктивно самоутверждаться. Актер читает свою реплику, подбирает интонацию, пока режиссер не скажет «Верю!». После этого актер и режиссер меняются ролями. Представьте себе, что ваши парты - это отдельные комнаты, где одновременно идут репетиции. Поэтому, чтобы не мешать друг другу, говорите, пожалуйста, потише. После репетиции состоится премьера. Лучшие актеры сыграют свои роли на нашей классной сцене. Внимание, начинаем репетиции в театре самоутверждения. У кого будут вопросы, поднимите руки, я подойду и еще раз все объясню.
(Можно включить тихую музыку. Дети приступают к репетиции. Режиссеры и актеры проговаривают свои реплики.) Репетиция закончилась. Приглашаем всех на премьеру. В нашем спектакле будет 3 действия. В них участвуют 3 группы актеров (по рядам). В первом действии принимают участие актеры первой группы (ряда). Приглашаю их на сцену (к доске). (Учитель начинает аплодировать, все его поддерживают. Дети выходят к доске, читают свои реплики. Уходят под аплодисменты.) Второе действие - приглашаю актеров второй группы. (Дети выходят к доске, читают свои реплики. Уходят под аплодисменты.) Для участия в третьем действии приглашаются актеры третьей группы. (Дети выходят к доске, читают свои реплики. Уходят под аплодисменты.) Мы не устраиваем конкурс, не выбираем победителей и лучших актеров. Победителями в этой игре стали все вы. Кому-то пришлось подавить агрессивность, кому-то переступить через неуверенность и страх, кто-то с трудом преодолел смущение. И каждый одержал маленькую победу над самим собой. V. Заключительное слово Ведущий Сегодня мы говорили о самоутверждении и пришли к выводу, что конструктивно утверждать себя может не каждый. Страх насмешек, боязнь показаться глупыми, неумными заставляют нас часто выбирать пассивную позицию, идти на поводу у других и вместе с тем постоянно чувствовать внутреннее недовольство, оттого что не смогли отстоять себя, не смогли сказать «нет» Надеюсь, что наша беседа, репетиции, выступления в театре самоутверждения помогут вам отстаивать свои интересы без скандалов, агрессии и унижения. В заключение хочу привести фразу швейцарского мыслителя XVIII в. И. Лафатера (читает эпиграф). В этой фразе содержится правило конструктивного самоутверждения: разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить лишнего. Но это только для тех, кто хочет быть умным. Желаю вам всем воспользоваться этим советом. А еще не забывать, что утверждать себя можно, развивая свои таланты, способности. Поэтому советую вам посещать спортивные секции, кружки, курсы. Там вы приобретете новых друзей, расширите круг общения, станете более уверенными в себе. VI. Подведение итогов (рефлексия) Ведущий Что полезного для себя вы узнали и поняли сегодня? Какие впечатления остались от общения? Примерные ответы детей: -Узнал, как правильно говорить «нет». - Понял, что «наезды» - это плохое самоутверждение. - Узнал, что нужно говорить, чтобы поддержать человека, посочувствовать ему, узнал, как можно отказать, а как настоять на своем. - Впечатление хорошее - прибавилось уверенности в себе. - Впечатление такое, как будто я все это и раньше знал, а сейчас вспомнил. - А у меня свой способ самоутверждения: все выслушаю, но сделаю по-своему. |
Конспект классного часа на тему: "Как сказать «нет» иотстоять своё... Оборудование: плакаты, карточки со словами, ящик для жетонов, жетоны с изображением клоунов | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование приема «чтение с остановками» позволяет использовать собственный жизненный опыт обучающихся для достижения цели, дает... | ||
Гороскоп школьника Овна, то у тебя есть все шансы стать лучшим учеником. Ты схватываешь материал на лету, но не отличаешься усидчивостью, тебе трудно... | Как научиться писать сочинения? Любое сочинение всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этой ситуации студент становится равноправным участником учебного процесса. Под руководством педагога он размышляет, решает учебные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предоставить учащимся возможность выразить своё мнение по данной теме, держать личное мнение закрытым, выступить в качестве помощника,... | Тема: Составление характеристики героев рассказа Мамина –Сибиряка «Приёмыш». Сегодня на уроке мы заканчиваем работу над рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка “Приёмыш”. Будем читать, рассуждать, думать, высказывать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Личностные: осознают иностранный язык, как важное средство общения между людьми, проявляют познавательный интерес к учебной деятельности... | Сочинение- отзыв об уроках литературы Спор учит меня доказывать свое мнение, принимать аргументы других, а не тупо настаивать на своем | ||
Двадцать слов из книги “Песнь вечной любви” Я хочу поделиться своими воспоминаниями о ней, сказать свое слово о Халиме, с которой пятьдесят четыре года пролетели для меня, как... | Классный час «Умей сказать нет» Смотр-конкурс учебно-методической продукции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи | ||
Вы хотите сказать отец? Нет, дедушка. Я хочу показать ему, какие ошибки делает его сын в твоих домашних заданиях | В процессе совокупления, сказать ей, что у тебя нет денег Ш23 Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 с | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивающая: развитие умений критически мыслить, аргументировано отстаивать свое мнение | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитательная: обучать навыкам взаимопонимания, умению спросить и отстаивать своё мнение |