Общая и биоорганическая химия





Скачать 342.61 Kb.
НазваниеОбщая и биоорганическая химия
страница1/2
Дата публикации02.03.2015
Размер342.61 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой Декан факультета
_______________________ _______________________

«___»_____________200 г. «____»_______________200 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине общая и биоорганическая химия

По направлению подготовки 060104 «Медико-профилактическое дело»

Курс_I_______________________________________________________

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)___экзамен__________

Кафедра Общей и биоорганической химии_____________________

Архангельск, 2012

  1. Цель и задачи изучения дисциплины


Цель дисциплины – формирование у студентов современных, систематизированных знаний о химических явлениях и процессах, основных законах и понятиях общей и биоорганической химии, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения медико–биологических дисциплин и в будущей работе врача.

Задачами дисциплины являются:

- формировать системные знания об основных закономерностях строения органических и неорганических соединений, их биологической роли, типах химической связи, термодинамических системах и их свойствах, свойствах растворов и закономерностях протекания в них реакций (в том числе и в биологических системах);

- формировать знание о роли и месте химии в структуре естественно – научных и медико – биологических дисциплин;

- формировать навыки организации и проведения самостоятельных исследований;

- формировать навыки работы с научной литературой;

- научить использовать знания по предмету в практической деятельности.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки медико-профилактическое дело.

Дисциплина «Общая и биоорганическая химия» относится к естественно – научному и математическому циклу дисциплин. Входные знания, умения и компетенции студента для изучения дисциплины «медико-профилактическое дело» связаны с предшествующей подготовкой по математике, физике, информатике, биологии, философии.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

2

Умение вести дискуссии и полемики, способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

3

Способность и готовность к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к сотрудничеству и разрешению конфликтов.

7

Владение культурой мышления, способность к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу.

8

Готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, способность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации.

ПК -№

Профессиональные компетенции

1

Готовность к работе в команде, способность к кооперации с коллегами, владение способами разрешения конфликтов, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции.

2

Способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий.

5

Владение компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовность к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

19

Способность и готовность к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- теоретические основы общей и биоорганической химии

- (классификационные признаки органических соединений, общую систематику, пространственное строение, кислотно-основные свойства);

- коллигативные свойства растворов;

- современные представления о строении атома, видах химической связи;

- основные законы термохимии, термодинамики, кинетики;

- свойства буферных растворов и механизм их действия;

- правила работы в химической лаборатории.
Уметь:

- ориентироваться в классификации, номенклатуре, строении, свойствах органических соединений, имеющих биологическое значение;

- называть органические соединения с учётом их конфигурации;

- производить расчёты: стандартной энтальпии реакции, стандартной энергии Гиббса реакции, константы химического равновесия, равновесных и исходных концентраций, рН и рОН сильных и слабых электролитов, рН буферных растворов;

- пользоваться справочной химической литературой;

- вести лабораторный журнал, записывать экспериментальные данные, интерпретировать экспериментальные результаты;

- применять логику химического мышления для объяснения основ жизнедеятельности;

- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при работе с органическими веществами.
Владеть:

- навыками использования теоретических знаний по предмету для объяснения особенностей биохимических процессов;

- навыками практической работы по постановке химического эксперимента;

- навыками составления отчетной документации;

- навыками работы с научной литературой;

- навыками работы с химическими реактивами и посудой.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4,5 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

84

1

В том числе:







Лекции (Л)

28

1

Практические занятия (ПЗ)

56

1

Семинары (С)

-




Лабораторные практикумы (ЛП)

-




Клинические практические занятия (КПЗ)

-




Самостоятельная работа (всего)

42

1

Экзамен

36

1

Общая трудоемкость (час.)


162

1

5. Содержание дисциплины
5.1 Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Введение. Строение атома. Химическая связь.

Предмет, задачи и методы химии, ее место в системе естественных наук, значение для развития медицины и биологии. Техника безопасности и правила работы в лабораториях химического профиля.

Электронные оболочки атомов и периодический закон Д.И. Менделеева. Природа химической связи и строение химических соединений. Основные этапы развития представлений о существовании и строении атомов.

Квантово – механическая модель строения атомов. Электронные формулы и электронно – структурные схемы атомов.

Типы химических связей и физико - химические свойства соединений с ковалентной, ионной связью. Экспериментальные характеристики связей: энергия связи, длина, направленность.

Описание молекулы методом валентных связей. Насыщаемость ковалентной связи. Направленность ковалентной связи как следствие условия максимального перекрывания орбиталей. Сигма и пи–связи и их образование при перекрывании s-, p-, d- орбиталей. Кратность связей в методе валентных связей. Поляризуемость и полярность ковалентной связи. Эффективные заряды атомов в молекулах. Полярность молекул.

2

Химическая термодинамика.

Основные понятия химической термодинамики. Поглощение и выделение различных видов энергии при химических превращениях. Теплота и работа.

Внутренняя энергия и энтальпия индивидуальных веществ и многокомпонентных систем. Стандартные состояния веществ и стандартные значения внутренней энергии и энтальпии. Теплоты химических реакций при постоянной температуре, давлении и объеме. Термохимические уравнения. Стандартные энтальпии образования и сгорания веществ.

Закон Гесса. Расчеты изменения стандартных энтальпий химических реакций и физико–химических превращений на основе закона Гесса.

Понятие об энтропии как мере неупорядоченности системы (уравнение Больцмана). Энергия Гиббса и энергия Гельмгольца как критерий самопроизвольного протекания процесса и термодинамической устойчивости химических соединений. Стандартные энергии Гиббса образования веществ. Обратимые и необратимые химические реакции, состояние химического равновесия.

3

Химическая кинетика. Ката-лиз.

Химическое равновесие

Закон действующих масс. Обратимые и необратимые химические реакции. Константа химического равновесия. Принцип ЛеШателье – Брауна.

Катализ и катализаторы. Теории гомогенного и гетерогенного катализа. Биокатализаторы. Особенности биокаталитических процессов. Роль катализа в жизнедеятельности организма.

4

Растворы электролитов. Сильные и слабые электролиты.

Коллигативные свойства растворов.

Основные определения: раствор, растворитель, растворенное вещество. Растворимость. Вода как один из наиболее распространенных растворителей. Роль водных растворов в жизнедеятельности организмов.

Растворы твердых веществ в жидкостях. Понятие коллигативных свойствах растворов. Закон Вант – Гоффа об осмотическом давлении. Роль осмоса в биосистемах. Плазмолиз, гемолиз, тургор. Гипо-, изо- и гипертонические растворы.

Теория растворов сильных электролитов. Ионная сила растворов, коэффициент активности и активность ионов.

Ионное произведение воды. Водородный показатель.рН растворов сильных кислот и оснований.

Растворы слабых электролитов. Константа ионизации (диссоциации).

6

Буферные системы.

Буферные растворы. Их классификация.рН буферных систем. Уравнение Гендерсона – Гассельбаха для кислотного и основного буферов. Механизм действия буферных систем. Буферная емкость. Буферные системы в организме человека (гемоглобиновая, оксигемоглобиновая протеиновая, фосфатная, гидрокарбонатная).рН крови, ацидоз, алкалоз, кислотно – щелочной резерв крови. Буферные системы в химической практике и в живых организмах, их биологическое значение.

5

Номенклатура и основы пространственного строения органических соединений. Кислотность и основность органических соединений.


Пространственное строение органических соединений. Структура органических соединений как комплекс понятий о химическом составе, строении, конфигурации и конформации молекул. Структурные и пространственные изомеры: связь пространственного строения органических соединений с типом гибридизации атома углерода. Хиральные молекулы, хиральные (ассиметричные) центры в молекулах. Оптическая активность. Стереоизомерия молекул с одним и более центрами хиральности: энантиомеры, диастереомеры. Стереохимические ряды органических соединений (Д - и L-). Глицериновый альдегид как конфигурационный стандарт. Связь пространственного строения с биологической активностью органических соединений.

Кислотность и основность органических соединений: теория Бренстеда. Классификация кислот и оснований Бренстеда. Влияние природы атома в кислотном и основном центрах и электронных эффектов заместителей при этих центрах на кислотность (спирты, фенолы, карбоновые кислоты, тиолы, амины) и основность (амины, спирты, тиолы, простые эфиры, карбонильные соединения) органических соединений.

6

Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды.

Моносахариды, их классификация. Стереоизомерия моносахаридов; Д - и L- стереохимические ряды. Открытые и циклические (пиранозные, фуранозные) формы, их взаимопревращения в растворе; α - и β - аномеры. Формулы Фишера и Хеуорса. Циклооксотаутомерия; мутаротация. Химические свойства моносахаридов. Окислительно-восстановительные реакции моносахаридов. Значение этих реакций.

О - и N- глигозиды. Их образование (механизм реакции) и гидролиз; биологическая роль. Реакция фосфорилирования моносахаридов и ее биологическое значение. Олигосахариды; Дисахариды, их строение, циклооксотаутомерия. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды, примеры. Гидролиз дисахаридов. Биологические функции. Полисахариды; классификация полисахаридов. Гомополисахариды: крахмал, гликоген. Строение, гидролиз, биологическая роль. Гетерополисахариды. Представители гетерополисахаридов: гиалуроновая кислота, гепарин. Строение, биологическая роль в организме.

7

Аминокислоты и белки. Строение, свойства.

Строение и стереоизомерия α - аминокислот, входящих в состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Классификация с учетом химической природы радикала и его способности взаимодействовать с водой. Кислотно-основные свойства аминокислот. Изоэлектрическая точка нейтральных, кислых и основных аминокислот. Химические свойства α - аминокислот как гетерофункциональных соединений: образование внутрикомплексных солей, реакции этерификации. Взаимодействие с азотистой кислотой и формальдегидом. Биологически важные реакции аминокислот. Образование аминокислот в результате восстановительногоаминирования и реакции трансаминирования. Реакции дезаминирования (окислительного и неокислительного), декарбоксилирования. Условия их протекания в организме.

Полипептиды и белки. Образование, гидролиз (частичный и полный). Электронное и пространственное строение пептидной группы. Первичная структура пептидов и белков, методы ее определения (реакции с 2,4- динитрофторбензолом и фенилизотиоцианатом). Вторичная структура белков (α- спираль и β- складчатая структура); стабилизация в пространстве. Третичная структура белков; взаимодействия, стабилизирующие третичную структуру.

8

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты.

Структурные компоненты нуклеиновых кислот: нуклеиновые основания (пиримидиновые и пуриновые), пентозы, фосфорная кислота. Лактим-лактамная таутомерия азотистых оснований. Нуклеозиды, нуклеотиды, характер связи между их структурными компонентами; гидролиз. Биологические функции нуклеотидов (АТФ, НАД). Первичная и вторичная структуры нуклеиновых кислот, их нуклеотидный состав. Взаимодействия, стабилизирующие вторичную структуру ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК.

9

Липиды. Низкомолеку-лярные регуляторы.

Общее представление о липидах. Классификация липидов. Структурные компоненты липидов – жирные высшие кислоты; их структура и свойства. Триацилглицерины; состав, строение, свойства (гидролиз, реакции присоединения, окисления), биологическая роль. Глицерофосфолипиды, их состав, строение, гидролиз, биологическая роль.

Соединения стероидной природы: холестерин, стероидные гормоны, желчные кислоты. Представление о химическом строении и биологической роли.



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

Всего часов

1

Строение атома. Химическая связь

-

4

4

8

2

Химическая термодинамика

4

4

4

12

3

Химическая кинетика. Катализ.

Химическое равновесие

2

6

4

12

4

Растворы электролитов. Сильные и слабыеэлектролиты.

Коллигативные свойства растворов.

4

9

6

19

6

Буферные системы.

2

3

2

7

7

Номенклатура органических соединений. Пространственное

строение органических соединений. Кислотно-основные свойства органических соединений.

4

6

2

12

8

Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды.

4

6

4

14

9

Аминокислоты и белки. Строение, свойства.

4

6

4

14

10

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты.

2

6

4

12

11

Липиды. Низкомолекулярные регуляторы

2

6

4

12



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Строение атома. Химическая связь

Решение ситуационных задач

1

2

Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды.

Решение ситуационных задач

1

3

Аминокислоты и белки. Строение, свойства.

Деловая игра

2

4

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты.

Деловая игра

2

5

Липиды. Низкомолекулярные регуляторы

Решение ситуационных задач

1

Итого (час.)

7

Итого (% от аудиторных занятий)

8,3


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Строение атома. Химическая связь

Выполнение домашних заданий, рефератов.

Проверка контрольной работы, рефератов.

2

Химическая термодинамика

Выполнение домашних заданий, рефератов.

Проверка контрольной работы, рефератов.

3

Химическая кинетика. Катализ.

Химическое равновесие

Выполнение домашних заданий, рефератов.

Проверка контрольной работы, рефератов.

4

Растворы электролитов. Сильные и слабыеэлектролиты.

Коллигативные свойства растворов.

Выполнение домашних заданий, рефератов.

Проверка контрольной работы, рефератов.

5

Буферные системы.

Выполнение рефератов, подготовка к лабораторной работе

Проверка рефератов.

6

Номенклатура органических соединений. Пространствен-

ное строение органических соединений. Кислотно-

основные свойства органичес-

ких соединений.

Выполнение домашних заданий, рефератов.

Проверка контрольной работы, рефератов.

7

Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды.

Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов,

заслушивание докладов.

8

Аминокислоты и белки. Строение, свойства.

Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов,

заслушивание докладов.

9

Нуклеиновые кислоты. Нуклеотидные коферменты.

Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов, заслушивание докладов.

10

Липиды. Низкомолекулярные регуляторы

Выполнение домашних заданий, рефератов, подготовка к лабораторной работе.

Подготовка докладов.

Проверка контрольной работы, рефератов, заслушивание докладов.



8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, контрольных работ, рефератов, решение задач)
8.2 Формы промежуточной аттестации (экзамен)

Этапы проведения экзамена

1. Этап – теоретическая часть

2. Этап – выполнение практического задания
9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1 Основная литература

  1. Ершов Ю.А. и др. Общая химия. М.: Высшая школа, 2004.

  2. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. М.: Высшая школа, 1989.

  3. Слесарев В.И. Основы химии живого. СПб: Химиздат, 2008.

  4. Глинка Н.Л. Общая химия. М.: Интеграл-пресс, 2008.

  5. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. М.: Медицина, 2005.


9.2 Дополнительная литература

  1. Киреев В.В. Краткий курс физической химии. М.: Химия, 2005.

  2. Калоус В., Павличек З. Биофизическая химия. М.:Мир, 2004.

  3. Чанг Р. Физическая химия с приложением к биологическим системам. М.:Мир, 2000.

  4. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В.. Физическая и коллоидная химия. М.: Высшая школа, 2002.

  5. Захарченко В.Н. Коллоидная химия. М.: Высшая школа, 1989.

  6. Пузаков С.А. Химия. М.: Медицина, 1995.

  7. Писаренко А.П. и др. Курс коллоидной химии. М.: Высшая школа, 2008.

  8. Щеголев А.Е. Органическая химия. Архангельск, 2008.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированные химические лаборатории, оснащенные необходимом набором химической посуды и реактивов, весы технические, электронные, аналитические, проекционная аппаратура для демонстрации лекций, компьютеры для использования компьютерных программ контроля знаний студентов. А также:

1. Мультимедийный проектор (для презентации лекций).

2. Набор посуды и химических реактивов для всех лабораторных работ.

3. Весы: технические, электронные.

4. Набор шаростержневых моделей молекул.

5. Таблицы, схемы и рисунки по темам:

- периодическая система химических элементов;

- типы химических связей;

- виды гибридизации

- буферные системы

- диффузия, осмос

- кислотность и основность органических соединений

- биополимеры

Приложение 1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций

№ п/п

Тема лекции

Количество часов

1.

1 начало термодинамики. Термохимия.

2

2.

2 начало термодинамики. Термодинамические потенциалы.

2

3.

Кинетика, катализ, химическое равновесие.

2

4.

Растворы. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация воды, ионное произведение воды, рН и рОН.

2

5.

Коллигатвные свойства растворов. Диффузия и осмос.

2

6.

Буферные рвстворы. Буферные системы крови.

2

7.

Пространственное строение органических соединений. Кислотность и основность по Бренстеду.

2

8.

Углеводы: моносахариды

2

9.

Ди- и полисахариды.

2

10.

Аминокислоты, пептиды.

2

11.

Нуклеиновые кислоты.

4

12.

Липиды.

4
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общая и биоорганическая химия iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Общая и биоорганическая химия iconВысокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Общая и биоорганическая химия iconХимические основы биологических процессов учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Общая и биоорганическая химия iconПрактикум по хроматографии учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Органическая и биоорганическая химия», «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая...
Общая и биоорганическая химия iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Общая и биоорганическая химия iconРабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ
Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б....
Общая и биоорганическая химия iconРабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специаль-ности 060105 медико-профилактическое дело утвержденным приказом...
Общая и биоорганическая химия iconРабочая программа дисциплины Химия пищи
«органическая и биоорганическая химия» и выполнения профессиональных задач, на основе умения планировать, организовывать свою деятельность,...
Общая и биоорганическая химия iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
Общая и биоорганическая химия iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки...
Общая и биоорганическая химия iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки...
Общая и биоорганическая химия iconРабочая программа по дисциплине Е. Н. Ф. 04 Химия общая и неорганическая
Цели и задачи учебной дисциплины «Общая и неорганическая химия», ее место в учебном процессе
Общая и биоорганическая химия iconРабочая программа дисциплины «Общая и неорганическая химия»
«Общая и неорганическая химия» по направлению 240800 – "Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии...
Общая и биоорганическая химия iconРабочая программа по дисциплине с физическая и коллоидная химия
Она имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами базовой части математического и естественнонаучного цикла...
Общая и биоорганическая химия iconКодификатор экзаменационной работы дисциплины «Биоорганическая химия»...
Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основании следующих документов
Общая и биоорганическая химия icon1. Общая химия и химия элементов (с основами качественного анализа)...
Комиссия по кристаллохимии и рентгенографии минералов Российского Минералогического Общества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск