Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности)





НазваниеРабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности)
страница1/4
Дата публикации05.12.2014
Размер0.68 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3   4


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации






УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной

работе

профессор С.Н. Цыбусов

______________________________

«___» ______________ 20__г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине ОБЩАЯ И БИООРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

060105 - МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО

(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «СПЕЦИАЛИСТ»)
ФАКУЛЬТЕТ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ

форма обучения - очная







2012

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специаль-ности 060105 МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 847 от 12 августа 2010 г.
Красильникова Е.В..., к.х.н., доцент, доцент

Гордецов А.С., д.х.н., заведующий кафедрой, профессор
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

Протокол 1 от 30 августа 2011 г.

Заведующий кафедрой, д.х.н., профессор Гордецов А.С. ________________________
«____» ____________20__г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель цикловой методической комиссии

д.м.н., доцент Ловцова Л.В. _________________________
«___» ______________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ___________________
«___» ______________ 20__

1.Цель и задачи изучения дисциплины

Цель изучения учебной дисциплины «химия: общая химия, биоорганическая химия» состоит в овладении студентами знаниями на основе формирования системного естественнонаучного представления о строении и превращениях неорганических и органических веществ и принципами, лежащими в основе процессов жизнедеятельности в непосредственной связи с биологическими функциями этих соединений, используемых для лечения и профилактики профессиональных болезней, а также физико―химической сущности их взаимодействия в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях и при воздействии на него факторов окружающей среды.

При этом задачами дисциплины являются:

― приобретение студентами знаний, необходимых при рассмотрении физико-химической сущности и механизмов процессов, протекающих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;

― обучение студентов важнейшим методам расчета параметров этих процессов, что позволит более глубоко понять функции отдельных систем организма и организма в целом;

― формирование у студентов представлений о физико―химических аспектах как о важнейших биохимических процессах и различных видах балансов в организме: теоретические основы биоэнергетики, факторы, влияющие на смещение равновесия в экологических и биохимических процессах, лежащих в основе гомеостаза организма;

― изучение студентами свойств веществ неорганической и органической природы; свойств растворов, различных видов химических равновесий и процессов жизнедеятельности; особенностей кислотно―основных свойств аминокислот и белков; механизмов действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно―основного баланса организма;

― изучение студентами закономерностей протекания физико―химических процессов в живых системах и в окружающей среде с точки зрения их конкуренции, возникающей в результате совмещения равновесий разных типов; роли биогенных элементов и их соединений в живых системах и в окружающей среде; физико―химических основ поверхностных явлений и факторов, влияющих на свободную поверхностную энергию; особенностей адсорбции на различных границах разделов фаз; особенностей физхимии дисперсных систем и растворов биополимеров;

― обучение студентов умению оценивать химические и физико―химические факторы, лежащие в основе взаимодействия организма человека с окружающей средой;

― формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

― формирование у студентов умений для решения проблемных и ситуационных задач;

― формирование у студентов практических умений постановки и выполнения экспериментальной работы с соблюдением мероприятий по охране труда и технике безопасности в химической лаборатории и обеспечением экологической безопасности при работе с реактивами.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА

Дисциплина «химия: общая химия, биоорганическая химия» изучается в одном семестре, относится к циклу математических, естественнонаучных, медико―биологических дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования по специальности 060105 «Медико―профилактическое дело».

Для изучения данной дисциплины студент должен обладать знаниями по химии, физике математике и биологии в объеме средней школы, а также уметь применять эти знания для решения практических задач.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

― способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

― способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

― способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных и экспертных ошибок, осознавая при этом ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную (ПК- 4);

― способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос;

― способностью и готовностью к работе с медико―технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами и в санитарно―химических лабораториях, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

― способностью и готовностью проводить судебно―медицинское освидетельствование живых лиц и трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы, в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК-8);

― способностью и готовностью к принятию управленческих решений, направленных на сохранение здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды обитания человека (ПК-28);

― способностью и готовностью к проведению санитарно―противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, защите населения в очагах особо опасных инфекций, при стихийных бедствиях и различных чрезвычайных ситуациях (ПК-29);

― способностью и готовностью к разработке, рекомендациям к использованию и оценке эффективности профилактических стратегий, отдельно или в сотрудничестве с другими специалистами для обеспечения эффективного контроля (ПК-31);

― способностью и готовностью к осуществлению санитарно―эпидемиологической экспертизы проектной документации и материалов по отводу земельных участков под строительство различных объектов (ПК-32).

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

― правила работы и техники безопасности в химической лаборатории при работе с приборами и реактивами;

― термодинамические и кинетические закономерности, определяющие протекание химических и биохимических процессов;

― физико-химические аспекты важнейших биохимических процессов и различных видов балансов в организме и в окружающей среде: теоретические основы биоэнергетики, факторы, влияющие на смещение химического равновесия в биохимических и экологических процессах;

― свойства воды и водных растворов сильных и слабых электролитов, а также веществ с гидрофобными свойствами;

― основные типы химических равновесий и процессов жизнедеятельности: протолитические, окислительно―восстановительные, комплексообразователь-ные и лигандообменные, гетерогенные;

― механизмы действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно―основного баланса организма; особенности кислотно―основных свойств аминокислот и белков и их буферной способности;

― закономерности протекания физико―химических процессов в живых системах и в окружающей среде с точки зрения их конкуренции, возникающей в результате совмещения равновесий разных типов;

― роль биогенных элементов и их соединений в живых системах и в окружающей среде;

― физико-химические основы поверхностных явлений и факторы, влияющие на свободную поверхностную энергию; особенности адсорбции на различных границах разделов фаз;

― химико―биологическую сущность процессов, происходящих в живых организмах на молекулярном и клеточном уровнях и в окружающей среде;

― особенности физико―химии дисперсных систем и растворов биополимеров.

Уметь:

― прогнозировать результаты физико―химических процессов, протекающих в живых системах и в окружающей среде, опираясь на теоретические положения;

― научно обосновывать наблюдаемые явления;

― производить физико―химические измерения, характеризую­щие те или иные свойства растворов, смесей и других объектов, моделирующих внутренние среды организма и окружающей среды;

― представлять данные экспериментальных исследований и виде графиков и таблиц;

― производить наблюдения за протеканием химических реакций и делать обоснованные выводы;

― представлять результаты экспериментов и наблюдений в виде законченного протокола исследования;

― решать типовые практические задачи и овладеть теоретиче­ским минимумом на более абстрактном уровне;

― решать ситуационные задачи, опираясь на теоретические положения, моделирующие физико―химические процессы, протекающие в живых организмах и в окружающей среде;

― уверенно ориентироваться в информационном потоке (использовать справочные данные и библиографию по той или иной причине).

Владеть:

― базовыми технологиями преобразования информации, текстовыми и табличными редакторами, техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;

― навыками измерения рН биожидкостей, природных и техногенных водных сред с помощью иономеров;

― навыками измерения электродных и восстановительных потенциалов;

― навыками измерения скорости протекания химических реакций;

― навыками определения буферной ёмкости биожидкостей, кислотности и основности сточных вод в том числе слюны;

― навыками определения поверхностного натяжения жидкостей;

― навыками построения фазовых диаграмм бинарных смесей;

― навыками количественного определения адсорбции веществ.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

I II

базовая вариат. часть часть

Аудиторные занятия (всего)

156

84 72

В том числе:

-

-

Лекции (Л)

46

25 21

Практические занятия (ПЗ)

60

30 26

Лабораторные работы (ЛР)

50

29 25

Самостоятельная работа (всего)

42

21 21

Вид промежуточной аттестации

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные

единицы

198

105 93

5,5






5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание разделов дисциплины

Мо

ду

ль



Название раздела (модуля) дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела

I.

Элементы химической термодинамики, и химической кинетики, межмолекуляр-ные взаимодействия и агрегатные состояния вещества

Предмет и методы химической термодинамики. Взаимосвязь между процессами обмена веществ и энергии в организме. Химическая термодинамика как теоретическая основа биоэнергетики.

Основные понятия термодинамики. Интенсивные и экстенсивные параметры. Функция состояния. Внутренняя энергия. Работа и теплота ― две формы передачи энергии. Типы термодинамических систем (изолированные, закрытые, открытые). Типы термодинамических процессов (изотермические, изобарные, изохорные). Стандартное состояние открытых систем.

Первое начало термодинамики. Энтальпия. Стандартная энтальпия образования вещества, стандартная энтальпия сгорания вещества. Стандартная энтальпия реакции. Закон Гесса. Применение первого начала термодинамики к биосистемам.

Второе начало термодинамики. Обратимые и необратимые в термодинамическом смысле процессы. Энтропия. Энергия Гиббса. Прогнозирование направления самопроизвольно протекающих процессов в изолированной и закрытой системах; роль энтальпийного и энтропийного факторов. Термодинамические условия равновесия. Стандартная энергия Гиббса образования вещества, стандартная энергия Гиббса биологического окисления вещества. Стандартная энер­гия Гиббса реакции. Примеры экзергонических и эндергонических процессов, протекающих в организме. Принцип энергетического сопряжения.

Химическое равновесие. Обратимые и необратимые по направлению реакции. Термодинамические условия равновесия в изолированных и закрытых системах. Константа химического равновесия. Общая константа последовательно и параллельно протекающих процессов. Уравнения изотермы и изобары химической реакции. Прогно­зирование смещения химического равновесия. Понятие о буферном действии, гомеостазе и стационарном состоянии живого организма.

Предмет и основные понятия химической кинетики. Химическая кинетика как основа для изучения скоростей и механизмов биохимических процессов. Скорость реакции, средняя скорость реакции в интервале, истинная скорость. Классификации реакций, применяю­щиеся в кинетике: реакции, гомогенные, гетерогенные и микрогетеро­генные; реакции простые и сложные (параллельные, последовательные, сопряженные, цепные). Молекулярность элементарного акта реакции. Кинетические уравнения. Порядок реакции. Период полупревращения. Зависимость скорости реакции от концентрации. Кинетические уравнения реакций первого, второго и кулевого порядков. Экспериментальные методы определения скорости и константы скорости реакций.

Зависимость скорости реакции от температуры. Температурный коэффициент скорости реакции и его особенности для биохимических процессов. Понятие о теории активных соударении. Энергетический профиль реакции; энергия активации; уравнение Аррениуса. Роль стерического фактора. Понятие о теории переходного состояния.

Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ. Энергетический профиль каталитической реакции. Особенности каталитической активности ферментов. Уравнение Михаэлиса ― Ментен и его анализ.

Понятие об автоколебательных процессах и их роли в организме.

Межмолекулярные взаимодействия и агрегатные состояния веществ. Виды и особенности межмолекулярных взаимодействий: ориентационных, индукционных, дисперсионных, гидрофобных, водородной связи и их роль в формировании супрамолекулярных систем живого: аквасистем растворов белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, цитоплазмы клетки, тканей и органов. Особенности основных агрегатных состояний: твердое, жидкое, газообразное и переходных – жидкокристаллического (ЖКС) и парообразного, виды и особенности ЖКС и их роль в жизнедеятельности клетки и организме в целом.

II.

Вода, ее растворы, их коллигативные свойства и роль в окружающей среде и жизнедеятельности организма. Основные типы химических реакций и равновесных процессов и их роль в функционировании живых систем и биосферы в целом.

Роль воды и растворов в жизнедеятельности. Физико―химические свойства воды, обусловливающие ее уникальную роль как основы супрамолекулярных аквасистем клетки, тканей органов и организма в целом. Автопротолиз воды. Константа автопротолиза воды. Зависимость растворимости веществ в воде от соотношения гидрофильных и гидрофобных свойств; влияние внешних условий, на растворимость. Термодинамика растворения. Понятие об идеальном растворе.

Коллигативные свойства разбавленных растворов. Закон Рауля и следствия из него: понижение температуры замерзания раствора, повышение температуры кипения раствора, осмос и его роль в биологических системах. Осмотическое и онкотическое давление. Осмолярность и осмоляльность биологических жидкостей и перфузионных растворов.

Электрическая проводимость растворов электролитов. Жидкости и ткани организма как проводники электричества второго рода. Электрическая подвижность и проводимость ионов. Закон Кольрауша. Кондуктометрия и ее применение в медико-санитарной практике.

Протолитические реакции. Ионизация слабых кислот и оснований. Константа кислотности и основности. Связь между константой кислотности и константой основности в сопряженной протолитической паре. Конкуренция за протон: изолированное и совмещенное протолитические равновесия. Общая константа совмещенного протолитического равновесия. Гидролиз солей. Степень и константа гидролиза. Общая, активная и потенциальная кислотность биосистем. Амфолиты. Особенности кислотно―основных свойства аминокислот и белков, их изоэлектрическая точка.

Буферное действие ― основной механизм протолитического баланса организма. Механизм действия буферных систем. Зона буферного действия и буферная емкость. Расчет рН протолитических систем.

Буферные системы крови: гидрокарбонатная, фосфатная, гемоглобиновая, протеиновая. Понятие о кислотно―основном балансе организма. Применение реакции нейтрализации в обработке сточных вод.

Окислительновосстановительные (ОВ) реакции. Сопряженные ОВ―пары и ОВ―двойственность. Механизмы возникновения электродного и восстановительного потенциала и их стандартные значения. Уравнение Нернста―Петерса. Сравнительная сила окислителей и восстановителей. Прогнозирование направления ОВ―реакций по значению их ЭДС и взаимосвязь ЭДС с константой ОВ―процесса. Особенности и классификация биохимических ОВ―реакций. Оксидоредуктазы, их коферменты и кофакторы. Токсическое действие окислителей: нитраты, нитриты, оксиды азота, активные формы кислорода. Свободно―радикальное окисление и антиоксидантные системы организма, обеспечивающие ОВ―буферное действие в организме. Применение ОВ―реакций в медико―санитарной практике.

Реакции комплексообразования и замещения лигандов. Комплексные соединения, состав, строение и константа нестойкости. Конкуренция за лиганд или за комплексообразователь: изолированное и совмещенное равновесия замещения лигандов. Общая константа совмещенного равновесия замещения лигандов. Инертные и лабильные комплексы. Представления о строении гемоглобина, металлоферментов и других биокомплексных соединений (цитохромы, кобаламины). Физико―химические принципы транспорта кислорода гемоглобином. Металло―лигандный баланс и причины его нарушения. Механизм токсического действия тяжелых металлов и мышьяка на основе теории жестких и мягких кислот и оснований (ЖМКО). Термодинамические принципы хелатотерапии. Комплексонометрия в медико―санитарной практике.

Гетерогенные равновесия и конкурирующие процессы. Гетерогенные реакции в растворах электролитов. Константа растворимости. Конкуренция за катион или анион: изолированное и совмещенное гетерогенные равновесия в растворах электролитов. Общая константа совмещенного гетерогенного равновесия. Условия образования и растворения осадков. Реакции, лежащие в основе образования неорганического вещества костной ткани гидроксидфосфата кальция. Механизм функционирования кальций―фосфатного буфера. Явление изоморфизма: замещение в гидроксидфосфате кальция гидроксид―ионов на ионы фтора или ионов кальция на ионы стронция. Остеотропность металлов. Реакции, лежащие в основе образования конкрементов: уратов, оксалатов, карбонатов. Применение хлорида кальция и сульфата магния в качестве антидотов. Процессы расслоения жидких биосистем и методы выделения из них биосубстратов. Расслоение внутриклеточной жидкости под действием малополярных веществ – причина анестезирующего эффекта.

Совмещенные равновесия и конкурирующие процессы разных типов. Константа совмещенного равновесия. Совмещенные равновесия и конкурирующие процессы разных типов, протекающие в организме в норме, при патологии и при коррекции патологических состояний.

III.

Биогенные элементы и химия загрязнений окружающей среды.

Понятие об эссенциальности или биогенности химических элементов. Биосфера, круговорот биогенных элементов, концентрирование биогенных элементов живыми системами. Классификация биогенных элементов по их функциональной роли: органогены – С, Н, О, N, S, P; металлы жизни: K, Na, Mg, Ca, Mn, Fe, Co, Cu, Zn, Mo; элементы электролитного фона: K, Na, Mg, Ca, Cl; микроэлементы Se, I, Mn, Fe, Co, Zn, Mo. Примесные (токсичные) элементы (аккумулирующиеся и неаккумулирующиеся), основные пути их поступления в организм человека.

Химия загрязнений окружающей среды. Понятие о литосфере, гидросфере и атмосфере. Химия загрязнений атмосферы летучими соединениями углерода (формальдегид, оксид углерода II и продукты неполного окисления бензина, керосина и мазута), серы (оксиды серы и их кислоты, сероводород, диметилсульфид), азота (аммиак, оксиды азота и их кислоты). Кислотные дожди, токсический и фотохимический смог, химизм и причины их возникновения. Разрушение озонового слоя. Загрязнения гидросферы, понятие об общих показателях, характеризующих природные и сточные воды. Жесткость питьевой воды. Методы анализа токсикантов и методы снижения их поступления в окружающую среду.

IV.

Основы физической и коллоидной химии биологических систем. Физико―химия поверхностных явлений, дисперсных систем и растворов ВМС и биополимеров в функционировании живых систем. Грубодисперс-ные системы и их роль в жизнедеятельности организма и в окружающей среде.

Адсорбционные равновесия и процессы на подвижных границах раздела фаз. Поверхностная энергия Гиббса и поверхностное натяжение. Адсорбция. Уравнение Гиббса. Поверхностно―активные и поверхностно―неактивные вещества. Изменение поверхностной активности в гомологических рядах (правило Траубе). Изотерма адсорбции. Ориентация молекул в поверхностном слое и структура биомембран.

Адсорбционные равновесия на неподвижных границах раздела фаз. Физическая адсорбция и хемосорбция. Адсорбция газов на твердых телах. Адсорбция из растворов. Уравнение Ленгмюра. Зависимость величины адсорбции от различных факторов. Правило выравнивания полярностей. Избирательная адсорбция. Значение адсорбционных процессов для жизнедеятельности. Физико―химические основы адсорбционной терапии, гемосорбции, применения в медицине ионитов.

Классификация дисперсных систем. Классификация дисперсных систем по степени дисперсности; по агрегатному состоянию фаз; по силе межмолекулярного взаимодействия между дисперсной фазой и дисперсионной средой. Природа коллоидного состояния.

Получение и свойства дисперсных систем. Получение суспензий, эмульсий, коллоидных растворов. Диализ, электродиализ, ультрафильтрация. Физико―химические принципы функционирования искусственной почки. Молекулярно―кинетические свойства коллоидно―дисперсных систем: броуновское движение, диффузия, осмотическое давление, седиментационное равновесие. Оптические свойства: рассеивание света (Закон Рэлея). Электрокинетические свойства: элек­трофорез и электроосмос; потенциал течения и потенциал седимента­ции. Строение двойного электрического слоя. Электрокинетический потенциал и его зависимость от различных факторов.

Устойчивость дисперсных систем. Седиментационная, агрегативная и конденсационная устойчивость лиозолей. Факторы, влияющие на устойчивость лиозолей. Коагуляция. Порог коагуляции и его определение, правило Шульце―Гарди, явление привыкания. Взаимная коагуляция. Понятие о современных теориях коагуляции. Коллоидная защита и пептизация.

Лиофильные коллоидные растворы ПАВ и ВМС, мицеллообразование в них и зависимость формы мицелл от концентрации растворов, их жидкокристаллическое состояние. Мицеллообразование в растворах ПАВ. Определение критической концентрации мицеллообразования. Липосомы. Биологически важные ПАВ (мыла, детергенты, желчные кислоты). Моющее действие растворов ПАВ.

Свойства растворов ВМС. Особенности растворения ВМС как следствие их структуры. Форма макромолекул. Механизм набухания и растворения ВМС. Зависимости величины набухания от различных факторов. Аномальная вязкость растворов ВМС. Уравнение Штаудингера. Вязкость крови и других биологических жидкостей. Осмотическое давление растворов биополимеров. Уравнение Галлера. Полиэлектролиты. Изоэлектрическая точка и методы ее определения. Мембранное равновесие Доннана. Онкотическое давление плазмы и сыворотки крови.

Устойчивость растворов биополимеров. Высаливание биополимеров из раствора. Коацервация и ее роль в биологических системах. Гелеобразование в растворах ВМС. Свойства гелей: синерезис и тиксотропия.

Грубодисперсные системы: суспензии, эмульсии, аэрозоли и их особенности, свойства и роль в окружающей среде.

V.

Основы биоорганичес-кой химии. Биологически активные органические вещества: строение, свойства и участие в функционировании живых систем.

Классификация и номенклатура органических соединений. Взаимное влияние атомов, поляризация связей, сопряженные системы, ароматичность и электронные эффекты заместителей и их влияние на реакционную способность соединений. Электрофильные и нуклеофильные реакции присоединения и замещения. Свободно-радикальные окислительно-восстановительные реакции.

Поли― и гетерофункциональность как один из характерных признаков органических соединений, участвующих в процессах жизнедеятельности и используемых в качестве лекарственных веществ. Особенности химического поведения поли― и гетерофункциональных соединений: кислотно―основные свойства (амфолиты), циклизация. Прототропная таутомерия и факторы, стабилизирующие таутомерные формы.

Полифункциональные соединения. Многоатомные спирты. Хелатные комплексы. Сложные эфиры многоатомных спиртов с неорганическими кислотами (нитроглицерин, фосфаты глицерина, инозита). Фенол, двухатомные фенолы: гидрохинон, резорцин, пирокатехин. Фенолы как антиоксиданты.

Полиамины: этилендиамин, путресцин, кадаверин.

Двухосновные карбоновые кислоты: щавелевая, малоновая, янтарная, глутаровая, фумаровая. Превращение янтарной кислоты в фумаровую как пример биологической реакции дегидрирования.

Гетерофункциональные соединения.

Аминоспирты: аминоэтанол (коламин), холин, ацетилхолин. Аминофенолы: дофамин, норадреналин, адреналин. Понятие о биологической роли этих соединений и их производных.

Гидрокси― и аминокислоты. Влияние различных факторов на процесс образования циклов (стерический, энтропийный). Лактоны. Лактамы. Представление о β- лактамных антибиотиках. Одноосновные (молочная и гидроксимасляные), двухосновные (яблочная, винные), трехосновные (лимонная) гидроксикислоты. Представление о важнейших природных α-амино-кислотах.

Липиды.

Омыляемые липиды. Естественные жиры как смесь триацилглицеринов. Основные природные высшие жирные кислоты, входящие в состав липидов: пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая, их свойства и реакции биологического окисления. Влияние липидов на минерализацию дентина. Понятие о строении восков.

Оксокислоты: альдегидо― и кетонокислоты: глиоксиловая, пировиноградная (фосфо―енолпируват), ацетоуксусная, щавелевоуксусная, оксоглутаровая. Реакции декарбоксилирования кетонокислот и окислительного декарбоксилирования кетонокислот. Кето―енольная таутомерия.

Гетерофункциональные производные бензольного ряда как лекарственные средства (салициловая, аминолбензойная, сульфаниловая кислоты и их производные).

Биологически важные гетероциклические соединения. Тетрапиррольные соединения (порфин, емм и др.). Производные пиридина, изоникотиновой кислоты, пиразола, имидазола, пиримидина, пурина, тиазола. Кето―енольная и лактим―лактамная таутомерия в гидроксиазотосодержащих гетероциклических соединениях. Барбитуровая кислота и её производные. Гидроксипурины (гипоксантин, ксантин, мочевая кислота). Фолиевая кислота, биотин, тиамин. Понятие о строении и биологической роли. Представление об алкалоидах и антибиотиках.

Пептиды и белки

Биологически важные реакции аминокислот: дезаминирование, гидроксилирование. Роль гидроксипролина в стабилизации спирали коллагена дентина и эмали. Декарбоксилирование аминокислот – путь к образованию биогенных аминов и биорегуляторов.

Пептиды. Кислотный и щелочной гидролиз пептидов. Установление аминокислотного состава с помощью современных физико―химических методов.

Углеводы.

Гомополисахариды: (амилоза, амилопектин, гликоген, декстран, целлюлоза). Пектины. Монокарбоксилцеллюлоза, полиакрилцеллюлоза – основа гемостатических перевязочных материалов.

Гетерополисахариды: гиалуроновая кислота, хондроитинсульфаты. Гепарин. Понятие о смешанных биополимерах (гликопротеины, гликолипиды и др.). Влияние мукополисахаридов на стабилизацию структуры коллагена дентина и эмали.

Нуклеиновые кислоты

Нуклеозидмоно– и полифосфаты. АМФ, АДФ, АТФ. Нуклеозидциклофосфаты (ЦАМФ). Их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п

Название

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин


№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин







1

2

3

4

5

Вариа-тивная

часть

1

Биология

+

+

+

+

+

+

2

Биохимия

+

+

+

+

+

+

3

Нормальная физиология

+

+

+

+

+

+

4

Патофизиология

+

+

+

+

+

+

5

Фармакология

+

+




+

+

+

6

Микробиология

+

+

+

+

+

+

7

Общая гигиена

+

+

+

+

+

+

8

Коммунальная гигиена

+

+

+

+

+

+

9

Гигиена труда

+

+

+

+

+

+

10

Гигиена питания

+

+

+

+

+

+

11

Гигиена детей и подростков

+

+

+

+

+

+

12

Профессиональные болезни

+

+

+

+

+

+

13

Внутренние болезни

+

+

+

+

+

+

14

Анестезиология, ревматология и интенсивная терапия

+

+

+

+

+

+
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ
Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б....
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconВысокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconХимические основы биологических процессов учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа дисциплины «Общая и неорганическая химия»
«Общая и неорганическая химия» по направлению 240800 – "Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconПрактикум по хроматографии учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Органическая и биоорганическая химия», «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconОбщая и биоорганическая химия
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине химия по направлению подготовки (специальности)
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060201 «Стоматология» утвержденным приказом Министерства...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине аналитическая химия по направлению подготовки (специальности)
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060301 Фармация утвержденным приказом Министерства образования...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине Е. Н. Ф. 04 Химия общая и неорганическая
Цели и задачи учебной дисциплины «Общая и неорганическая химия», ее место в учебном процессе
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа по дисциплине с физическая и коллоидная химия
Она имеет логические и содержательно-методические связи с дисциплинами базовой части математического и естественнонаучного цикла...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconРабочая программа дисциплины Химия пищи
«органическая и биоорганическая химия» и выполнения профессиональных задач, на основе умения планировать, организовывать свою деятельность,...
Рабочая программа по дисциплине общая и биоорганическая химия по направлению подготовки (специальности) iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск