Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
| УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной
работе
профессор С.Н. Цыбусов
______________________________
«___» ______________ 20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
060301 Фармация
(КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «СПЕЦИАЛИСТ») Факультет ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ
форма обучения - очная
2012
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060301 Фармация утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 17 января 2011 г. Составители рабочей программы:
Пискунова М.С., к.х.н., доцент, доцент
Гордецов А.С., д.х.н., заведующий кафедрой, профессор Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол № 13 от 03.05.12.)
Заведующий кафедрой, д.х.н., профессор Гордецов А.С. ________________________ «____» ____________20__г.
СОГЛАСОВАНО
Председатель цикловой методической комиссии
д.м.н., доцент Ловцова Л.В. _________________________ «___» ______________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ___________________ «___» ______________ 20__г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель:
обеспечить аналитическую подготовку обучающихся к овладению курсов, изучаемых далее;
способствовать формированию у обучающихся профессионального мышления для решения задач по анализу лекарственных веществ.
Задачами дисциплины являются:
Задачи лекционного курса:
освещение основных разделов программы, стимулирование студентов к систематической самостоятельной работе.
Задачи лабораторных занятий:
освоение способов и методик, используемых в аналитической химии;
формирование умений и навыков для решения проблемных и ситуационных задач (профессиональных задач) по аналитической химии.
Приобретение теоретических знаний по аналитической химии в области:
изучения аналитических свойств веществ в зависимости от их химического состава и условий существования;
изучения аналитических реакций и других форм взаимодействия между веществами в зависимости от их химического состава и условий протекания процесса.
Формирование умений использовать современные:
технические средства для решения практических задач;
оптимальные методики качественного и количественного анализа веществ;
источники научной, справочной литературы, ресурсы Интернета;
методики статистической обработки данных, компьютерные возможности интерпретации графических данных для нахождения искомых величин;
перспективы развития новых технологий, используемых в медицине, фармации.
Приобретение умения работы:
с химическим, физическим оборудованием, компьютеризованными приборами.
Приобретение умения:
собирать простейшие установки для проведения лабораторных работ;
готовить растворы анализируемых веществ и реагентов для проведения анализа;
измерять физико-химические параметры веществ и их растворов;
проводить эксперименты, анализировать данные наблюдений и измерений;
прогнозировать возможности и условия протекания химических (аналитических) реакций;
оформлять результаты, формулировать выводы по экспериментальным и теоретическим работам.
Закрепление теоретических знаний:
по химическим дисциплинам (неорганической, физической, коллоидной, органической химиям);
по физике, математике, информатике.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП СПЕЦИАЛИСТА
Дисциплина относится к естественно-научному циклу дисциплин, изучается в III-IV семестрах, является базовой в фармацевтическом образовании для медико-биологических, профессиональных и специальных дисциплин. Входные навыки, знания и умения, необходимые для изучения аналитической химии
Общественные науки. Теория научного познания. Основные законы и категории диалектики.
Неорганическая химия. Обратимые и необратимые химические реакции. Закон химического равновесия. Классификация кислот и оснований по силе. Понятие о жестких и мягких кислотах. Стандартные окислительно-восстановительные потенциалы. Составление ионно-электронных уравнений полуреакций с учетом среды. Понятие о комплексных соединениях. Их классификация. Типы химических связей в комплексных соединениях. Химические реакции с образованием комплексных соединений. Развернутые и циклические комплексные соединения. Химические реакции катионов и анионов некоторых s-, p-, d-элементов. Растворы. Способы выражения концентраций, массовая доля. Химические реакции с образованием осадков. Названия и правила обращения с химической посудой.
Физика и математика. Статистическая обработка результатов эксперимента. Принципы работы весов. Основные понятия оптики. Рефрактометрия, поляриметрия, нефелометрия, пламенная фотометрия. Устройство и принципы работы фотоэлектроколориметров, спектрофотометров и др. Правила работы на приборах.
При изучении аналитической химии рассматриваются общие теоретические основы дисциплины, качественный, количественный и физико-химические методы анализа.
Знания, сформированные при изучении аналитической химии, необходимы для усвоения фармацевтической химии, токсикологической химии и других профессиональных дисциплин, таких как фармакогнозия, технология лекарств, основы экологии и охраны природы и др.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины (компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины).
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника сдедующих компетенций:
1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);
способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);
способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);
способностью и готовностью к принятию мер по своевременному 'выявлению лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и изъятию их из обращения в целях дальнейшего уничтожения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ПК-22);
способностью и готовностью производить изъятие и отправку лекарственных средств, подлежащих уничтожению, на специализированное предприятие, имеющее лицензию на осуществление данного вида деятельности (ПК-23);
способностью и готовностью к организации перевозки лекарственных средств с учетом принципов транспортной логистики и соблюдения требований холодовой цепи (ПК-24);
способностью и готовностью к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики (ПК-27);
способностью и готовностью организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организации (ПК-30);
способностью и готовностью готовить реактивы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-34);
способностью и готовностью проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-35);
способностью и готовностью интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);
способностью и готовностью оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ) (ПК-38);
способностью и готовностью к участию в проведении химико-токсикологического исследования с целью диагностики острых отравлений, наркотических и алкогольных опьянений (ПК-39);
способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);
способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49); В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
основные понятия и законы, лежащие в основе аналитической химии;
основные этапы развития аналитической химии, ее современное состояние;
основные положения теории ионных равновесий применительно к реакциям кислотно-основного, окислительно - восстановительного, осадительного и комплексонометрического характера;
методы и способы выполнения качественного анализа;
методы, приемы и способы выполнения химического и физико-химического анализа для установления качественного состава и количественных определений;
методы обнаружения неорганических катионов и анионов;
методы разделения веществ (химические, хроматографические, экстракционные);
основы математической статистики применительно к оценке правильности и воспроизводимости результатов количественного анализа;
правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;
роль и значение методов аналитической химии в фармации, в практической деятельности провизора;
основные литературные источники, справочную литературу по аналитической химии.
Уметь:
пользоваться мерной посудой, аналитическими весами; владеть техникой выполнения основных аналитических операций при качественном и количественном анализе вещества, готовить и стандартизовать растворы аналитических реагентов;
отбирать среднюю пробу, составлять схему анализа, проводить качественный и количественный анализ вещества в пределах использования основных приемов и методов, предусмотренных программой;
работать с основными типами приборов, используемых в анализе (микроскопы, фотоэлектроколориметры, флуориметры, спектрофотометры, потенциометры; установки для кулонометрии, хроматографы и др.);
выбирать оптимальный метод качественного и количественного анализа вещества;
строить кривые титрования и устанавливать на их основе объёмы титранта, затрачиваемые на каждый компонент смеси;
проводить разделение катионов и анионов химическими и хроматографическими методами;
проводить лабораторные опыты, объяснять суть конкретных реакций и их аналитические эффекты, оформлять отчетную документацию по экспериментальным данным;
выполнять исходные вычисления, итоговые расчеты с использованием статистической обработки результатов количественного анализа;
самостоятельно работать с учебой и справочной литературой по аналитической химии.
Демонстрировать способность и готовность (владеть):
техникой химических экспериментов, проведения пробирочных реакций, навыками работы с химической посудой и простейшими приборами;
техникой экспериментального определения рН растворов при помощи индикаторов и приборов;
простейшими операциями при выполнении качественного и количественного анализа веществ;
техникой работы на физических приборах, используемых для качественного и количественного анализа (фотоколориметр, спектрофотометр, рН-метр, кулонометр, амперометрическая установка и др.);
навыками по проведению систематического анализа неизвестного соединения;
методами статистической обработки экспериментальных результатов.
Содержание дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Форма обучения - очная
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 240
| 120
| 120
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 72
| 36
| 36
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 168
| 84
| 84
| Самостоятельная работа (СЗ)
| 120
| 60
| 60
| Экзамены (Э), шт.
|
|
| 1
|
|