МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии
| Утверждаю
Декан естественнонаучного факультета Мясников Ю.А.
“____”______________201… г
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»
Направление подготовки
020400.62 – Биология
Профили подготовки: биоэкология Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Бузулук 2011
Рецензент:
кандидат биологических наук, доцент Малахова М.С. Рабочая программа дисциплины «Биохимия и молекулярная биология» / Криволапова Е.В. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011- 22 с Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла базовой части студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400 Биология в 3 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101. Составитель ____________ Криволапова Е.В.
(подпись) 05.04.2011 г.
©Криволапова Е.В., 2011
©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
Содержание
1
| Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………...
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………..
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины.....................
| 4
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………….....................
| 6
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины..................................................................
| 6
| 4.2
| Структура дисциплины.....................................................................................
| 8
| 4.3
| Лабораторные работы………………………………………............................
| 10
| 4.4
| Курсовой проект (курсовая работа...................................................................
| 11
| 4.5
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины………….........................
| 11
| 5
| Образовательные технологии...........................................................................
| 11
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………….
| 12
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации...............................................................................
| 12
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)................……...
| 18
| 7.1
| Основная литература………………………………………….........................
| 18
| 7.2
| Дополнительная литература………………………………….........................
| 18
| 7.3
| Периодические издания.....……………………….…………..........................
| 19
| 7.4
| Интернет-ресурсы.............................................................................................
| 19
| 7.5
| Методические указания к лабораторным занятиям ……………..................
| 19
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...........................…………………….…….
| 19
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………………...........
| 19
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины……………................
| 21
|
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Аналитическая химия» является изучение фундаментальных теоретических и экспериментальных основ классических и инструментальных методов анализа веществ и их области применения различных методов анализа; теории и практики классических химических методов разделения и определения веществ – количественный и качественный анализ, а также современных физико-химические методов анализа; области применения различных методов анализа 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Аналитическая химия» относится к базовой части естественнонаучного цикла Б 2.1.4.3
Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: химия, математика, физика.
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части математического и естественнонаучного цикла: «Математика и математические методы в биологии», «Физика», «Общая и неорганическая химия».
Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин базовой части естественнонаучного цикла: «Физическая и коллоидная химия», дисциплин базовой части профессионального цикла: «Биохимия», дисциплин вариативной части профессионального цикла для подготовки к итоговой государственной аттестации.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
а) общекультурных (ОК): использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6); способен использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13) б) профессиональных (ПК): способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-современное состояние и перспективы развития аналитической химии, её место в системе химических дисциплин и естествознании; метрологические характеристики методов анализа;
-строение, физические и химические свойства важнейших классов соединений.
-экологические проблемы использования химических веществ, способы химического воздействия на природу. Уметь: -проводить метрологические расчеты;
-применять знания об электронном строении молекул для объяснения реакционной способности соединений;
- объяснять химические явления и процессы в природе. Владеть: - понятийным аппаратом дисциплины;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
- навыками экспериментальной работы на современном оборудовании;
-методами статистической обработки результатов аналитических исследований;
- навыками выполнения химического эксперимента;
- способами объяснения механизмов реакций, закономерностей химических превращений веществ;
- навыками безопасной работы в химической лаборатории. Приобрести опыт деятельности - исследовательской работы по изучению условий развития организма, созданию благоприятных условий для развития;
- работы в аналитической лаборатории. 4. Содержание и структура дисциплины (модуля)
4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
|
|
| Модуль 1
|
| 1
| Аналитическая химия как наука
| Введение. Задачи и методы аналитической химии. Качественный и количественный анализ органических и неорганических веществ. Понятие и химических, физико-химических и физических методах анализа. Аналитические свойства веществ и аналитические реакции. Методы обнаружения, разделения и концентрирования элементов.
| Выполнение домашнего задания (ДЗ) защита лабораторной работы (ЛР)
| 2
| Основные химические теории и законы, применяемые в аналитической химии
| Химическое равновесие. Закон действующих масс как основа качественного анализа. Константа равновесия химической реакции. Типы констант равновесия и их применение. Балансовые уравнения равновесных состояний.
| Защита лабораторной работы (ЛР)
|
|
| Теория электролитической диссоциации в аналитической химии. Протеолитическая теория кислот и оснований. Протеолитическое равновесие в воде, в неводных растворителях. Сила кислот и оснований. Константа кислотности и основности. Равновесие в кислотно-основных реакциях. Теории растворов. Протолиз. Гидролиз как частный случай протолиза. Буферные системы. Гетерогенные процессы в аналитической химии. Образование осадков. Произведение растворимости.
Факторы, влияющие на образование осадков. Растворение осадков и их перевод в осадки другого вида.
|
| 1
| 2
| 3
| 4
|
|
| Модуль 2
|
| 3
| Окислительно-восстановитель-ные реакции в аналитической химии
| Окислительно-восстановительные реакции в аналитической химии. Реакции окисления-восстановления. Окислительно-восстановительные потенциалы. Направление окислительно-восстановительных реакций. Обратимость окислительно-восстановительных реакций. Окислительно-восстановительный эквивалент. Влияние различных факторов на протекание окислительно-восстановительных реакций. Применение реакций окисления-восстановления в химическом анализе.
| защита лабораторной работы (ЛР)
| 4
| Реакции комплексообра-зования в аналитической химии
| Комплексные соединения. Типы лигандов. Типы комплексов. Константы устойчивости и нестойкости. Факторы, влияющие на устойчивость комплексных соединений. Неорганические комплексы в химическом анализе. Органические реагенты.
| защита лабораторной работы (ЛР)
| Модуль 3
| 5
| Качественный
анализ
| Аналитические группы ионов.
Аналитическая классификация катионов и их связь с периодической системой Д.И. Менделеева. Систематический анализ катионов. Сульфидная, кислотно-основная, аммиачно-фосфатная классификация. Первая, вторая, третья, четвертая и пятая аналитические группы катионов, их общая характеристика и действие на них групповых реагентов. Реакции и ход анализа смеси анионов. Классификация анионов. Первая, вторая и третья аналитические группы анионов.
| защита
лабораторной работы (ЛР) тестирование (Т)
| Модуль 4
| 6
| Количественный анализ
| Количественный анализ. Метрологические основы аналитической химии.
| коллоквиум (К)
защита лабораторной
| 1
| 2
| 3
| 4
|
|
| Гравиметрический (весовой) анализ. Приемы и методы. Сравнение с эталоном. Метод градуировочного графика.Титрование. Сущность титриметрического анализа. Титриметрический (объемный) анализ. Методы кислотно-основного титрования (нейтрализации). Кривые титрования, расчет точек кривых титрования. Правило выбора индикатора. Методы редоксметрического титрования (окисления-восстановления). Титрование в неводных растворах. Методы осадительного титрования.
Комплексонометрическое титрование
| работы (ЛР)
| 4.2 Структура дисциплины
Трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр (полный срок обучения)
Виды работ
| Трудоемкость
в часах
| № семестра 3
| Всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа
| 36
| 36
| Лекции
Лабораторные занятия
| 18
18
| 18
18
| Самостоятельная работа
| 36
| 36
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), ,
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к семинарским занятиям)
| 18
| 18
| Самостоятельное изучение разделов
| 18
| 18
| Вид итогового контроля
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр. (сокращенный срок обучения)
Виды работ
| Трудоемкость
в часах
| № семестра 3
| Всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа
| 45
| 45
| Лекции
Лабораторные занятия
| 9
36
| 9
36
| Самостоятельная работа
| 27
| 27
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), ,
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к семинарским занятиям)
| 9
| 9
| Самостоятельное изучение разделов
| 18
| 18
| Вид итогового контроля
| зачет
| зачет
| |