Рабочая программа дисциплины Химия пищи





Скачать 327.77 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Химия пищи
Дата публикации29.06.2015
Размер327.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт химии
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе,

профессор, д.филол.н. Елина Е.Г.
___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

Химия пищи

Направление подготовки

020100 – Химия
Профиль подготовки

Органическая и биоорганическая химия
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Саратов,

2011 год

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Химия пищи» является формирование у студентов компетенций, связанных с пониманием теоретических и практических основ химии пищевых продуктов, для последующего применения полученных знаний и навыков при освоении вариативных дисциплин профиля «органическая и биоорганическая химия» и выполнения профессиональных задач, на основе умения планировать, организовывать свою деятельность, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Химия пищи » относится к дисциплинам базовой части математического и естественнонаучного учебного цикла (Б.2) ОПП бакалавриата по профилю подготовки «Органическая и биоорганическая химия» по направлению подготовки 020100-Химия и обеспечивает содержательную взаимосвязь естественнонаучных дисциплин с профессиональными дисциплинам профиля подготовки «органическая и биоорганическая химия». Материал дисциплины базируется на знаниях по органической химии, биохимии в объеме курсов ООП по направлению 020100 «Химия» и является основой для последующего изучения вариативных дисциплин «Концепция здорового образа жизни», «Химия токсикантов». Для успешного освоения дисциплины студент должен уметь проводить метрологическую обработку результатов эксперимента, полученных в ходе изучения дисциплины «Неорганическая химия».

Приобретенные в рамках дисциплины «Химия пищи » умения применять методы анализа для оценки состава и качества продуктов могут быть использованы в последующих вариативных курсах «Химия токсикантов», «Основы органической химии душистых веществ».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Химия пищи»

В результате освоения дисциплины «Химия пищи» формируются следующие компетенции:

- представление основных химических, физических и технических аспектов химического промышленного производства пищевых продуктов с учетом сырьевых и энергетических затрат (ПК-5);

- понимание сущности и социальной значимости профессии, основные перспективы и проблемы, определяющие работу в области пищевых технологий(ПК-1);

- владение навыками химического эксперимента, основными аналитическими методами исследования химических веществ и реакций (ПК-4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

•Знать:

- основные компоненты пищевых продуктов, их пищевую ценность и превращения в основных технологических процессах;

- пищевые добавки, разрешенные к применению;

- основные природные токсиканты и загрязнители.
•Уметь:

- применять методы качественного и количественного анализа для определения основных компонентов пищи;
•Владеть:

- методами эксперимента, выделения, очистки органических веществ и определения их физических констант;

- навыками по определению группового химического состава компонентов пищи.

4. Структура и содержание дисциплины «Химия пищи»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц , (189 часов).




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

Самостоятельная работа


всего

1

Основные химические

компоненты

продуктов питания.








12




12




2

Витамины.








2




2




3

Пищевые кислоты








2




2




4

Пищевые добавки.








14




14

Разбор конкретных ситуаций

(групповые дискуссии)

5

Природные токсиканты

и загрязнители







6




4
















36




36

зачет


Тема 1. Основные химические компоненты продуктов питания.
Раздел 1.1. Белковые вещества. Строение и аминокислотный состав белков. Классификация белков. Свойства белков. Гидратация. Изоэлектрическая точка. Гидрофильность клейковинных белков и качество зерна пшеницы. Превращения белков в технологических процессах.

Денатурация белков (тепловая, химическая, механическая). Практическое значение денатурации.

Пенообразование. Устойчивость пены. Использование в кондитерской промышленности. Хлеб.

Пищевая ценность белков. Белки в питании человека. Белок – наиболее важный компонент пищи человека. Источники пищевого белка. Потребность человека в белке. Незаменимые аминокислоты и их некоторые функции в организме. Понятие азотного баланса. Основная функция белка в питании. “Идеальный ” белок. Расчет аминокислотного скора. Усвояемость белков растительного и животного происхождения.

Ферменты. Роль в пищевой промышленности. Классификация. Оксидоредуктазы. Трансферазы. Гидролазы, роль в пищеварении и в процессах пищевой технологии. Лиазы. Изомеразы, роль в процессах кондитерской промышленности. Лигазы.
Раздел 1.2. Липиды. Липиды – важнейший компонент пищевых продуктов. Содержание липидов в растениях и продуктах животного происхождения. Строение и классификация липидов. Простые липиды. Ацилглицерины. Основные карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Использование ацилглицеринов в процессах пищевой технологии.

Воски. Карбоновые кислоты и одноосновные высокомолекулярные спирты, входящие в состав восков. Распространение в природе. Значение.

Сложные липиды. Функции липидов в организме. Запасные и структурные.

Вещества, сопутствующие липидам. Природные пигменты (госсипол, хлорофилл, каротиноиды). Стероиды (холестерин). Основные превращения липидов. Гидролиз ацилглицеринов. Причины ухудшения качества пищевого сырья и готовых продуктов. Кислотное число, показатель качества пищевых продуктов. Переэтерификация. Применение в процессах пищевой технологии. Гидрогенизация жиров и масел. Пищевая порча жиров. Жиры наиболее лабильные компоненты пищевого сырья. Прогоркание жиров. Гидролитическое и окислительное прогоркание. Ферментативный гидролиз. Окислительное автокаталитическое прогоркание. Первичные продукты окисления. Вторичные продукты окисления. Условия, влияющие на автоокисление жиров. Антиоксиданты. Ферментативное окислительное прогоркание. Условия и длительность хранения пищевого сырья и готовых продуктов питания.

Пищевая ценность масел и жиров. Видимые и невидимые жиры. Значение химического состава липидов продуктов питания. “Незаменимые” кислоты. Сбалансированный состав жирных кислот липидов в пищевых продуктах. Значение фосфолипидов для питания человека. Физиологическая роль холестерина.

Превращения липидов при производстве продуктов питания.
Раздел 1.3. Углеводы. Классификация и строение углеводов. Моносахариды. Дыхание, анаэробное и аэробное. Брожение. Значение для процессов пищевой технологии. Гликозиды (гликозид синигрин, гликозид амигдалин, гликозид ванилина, гликозид салонин ).

Полисахариды. Распространение в природе мальтозы, сахарозы, лактозы. Значение для питания человека и процессов пищевой технологии.

Высокомолекулярные несахароподобные полисахариды. Крахмал. Клейстеризация крахмала. Гидролиз крахмала. Клетчатка. Использование продуктов гидролиза в процессах пищевой технологии. Роль в питании. Гемицеллюлозы. Пектиновые вещества. Нерастворимые (протопектины) и растворимые пектины. Гели. Использование пектиновых веществ в кондитерской промышленности.

Превращения углеводов в технологических процессах. Кислотный и ферментативный гидролиз ди- и полисахаридов, брожение моноз. Меланоидинообразование. Характерные признаки. Роль реакции меланоидинообразования при переработке пищевого сырья, влияние на качество готовых продуктов.

Карамелизация сахаров. Карамелан. Карамелен. Превращение сахаров при нагревании в зауисимости от концентрации.

Пищевая ценность углеводов. Усвояемые углеводы. Пищевые волокна (балластные вещества). Значение для организма человека. Потребность человека в углеводах.

Тема 2. Витамины.

Раздел 2.1. Классификация. Водорастворимые витамины (аскорбиновая кислота, витамин В1, В2, В6, В912, РР, биотин, пантотеновая кислота).

Раздел 2.2. Жирорастворимые витамины – витамин А, токоферол (Е), кальциферол (Д).

Тема 3. Пищевые кислоты. Общая характеристика кислот пищевых объектов. Пищевые кислоты и кислотность продуктов. Пищевые кислоты и их влияние на качество продуктов. Регуляторы кислотности пищевых систем. Пищевые кислоты в питании. Методы определения кислот в пищевых продуктов.

Тема 4. Пищевые добавки.

Токсичность химических веществ. Предельно допустимая концентрация.

Раздел 4.1. Вещества, улучшающие внешний вид прдуктов. Пищевые красители. Природные красители. Кармин. Алканнин. Каркума. Энокраситель. Пигменты, содержащиеся в соке фруктов. Сахарный колер. Синтетические красители. Индигокармин. Татразин желтый.

Цветорегулирующие материалы. Отбеливающие вещества. Нитрит и нитрат калия.

Раздел 4.2. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов. Загустители, желе- и студнеобразователи. Желатин. Крахмал и модифицированные крахмалы. Пектиновые вещества. Природа пектинов и студнеобразующая способность. Агар-агар. Агароид(черноморский агар). Альгиновые кислоты и альгинат натрия. Лецитин.

Пищевые поверхностно-активные вещества (ПАВ). Основные пищевые ПАВ. Моно- и диглицериды. Применение в хлебопечении. Эмульгаторы. Эфиры полиглицерина. Эфиры сахарозы. Производные высших спиртов. Применение в пищевой промышленности.

Раздел 4.3. Подслащивающие вещества. Природные сладкие вещества (моносахариды, олигосахариды, гидролизаты крахмала, сахаридные спирты и сладкие вещества несахаридного типа). Сахароза. Мед. Фруктоза. Лактоза. Солодовый экстракт. Фруктозные сиропы. Полиолы, использование в диетическом питании. Интенсивность сладкого вкуса. Сахар в питании человека.

Низкокалорийные сладкие вещества. Белки. Миракулин. Тауматины и талин. НГДХ (дигидрохалконгликозиды).

Синтетические сладкие вещества. Требования, предъявляемые к синтетическим сладким веществам. Сахарин. Ограничение применения. Цикломаты. Цикломат натрия и кальция. Применение. Ограничение применения. Оксатиазинондиоксиды (ацесульфам). Применение в пищевой промышленности. Аспартам. Особенности применения в пищевой промышленности.

Раздел 4.4. Консерванты. Эффективность и способы применения. Сульфиты –ингибиторы дегидрогеназ. Сорбиновая кислота и ее соли. Бензойная кислота. Формальдегид и уротропин. Органические кислоты и их соли.

Раздел 4.5. Ароматизаторы. Природные ароматизаторы. Вещества, имитирующие природные. Глутамат натрия.

Тема 5. Природные токсиканты и загрязнители.

Раздел 5.1. Природные токсиканты. Биагенные амины (серотонин, тирамин, гистамин). Алкалоиды (пуриновые алкалоиды: кофеин, теобромин, теофилин). Цианогенные гликозиды.

Раздел 5.2. Загрязнители. Токсичные элементы (ртуть, свинец, кадмий). Микотоксины (мико-грибы, афлатоксин, патулин, зеараленон). Пестициды. Нитраты, нитрозамины. Полициклические ароматические углеводороды. Антибиотики. Пищевая аллергия.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)













Лабораторные работы

Самосто

ятельная

работа


всего





1

Определение фруктозы и других кетосахаров (по Мак-Рери и Слаттери)







4

2

6

Отчет к лабораторным работам Проверка оформления лабораторного журнала

2

Определение декстринов по методу М.П.Попова и Е.Ф.Шаненко







4

2

6

Отчет к лабораторным работам Проверка оформления лабораторного журнала

3

Определение крахмала йодометрическим методом







4

2

6

Отчет к лабораторным работам Проверка оформления лабораторного журнала

4

Качественный анализ низкомолекулярных углеводов в пищевых продуктах







4

2

6

Отчет к лабораторным работам Проверка оформления лабораторного журнала

5

Кислотный гидролиз крахмала и идентификация продуктов гидролиза







4

2

6

Отчет к лабораторным работам Проверка оформления лабораторного журнала

6

Определение температуры плавления жиров







4

2

6

Отчет к лабораторным работам Проверка оформления лабораторного журнала

7

Определение кислотного числа липидсодержащих продуктов







4

2

6

Отчет к лабораторным работам Проверка оформления лабораторного журнала

8

Определение перекисного числа







4

2

6

Разбор конкретных ситуаций

Отчет к лабораторным работам. Проверка оформления лабораторного журнала

9

Определение массовой доли «свободных» липидов в различных пищевых объектах







4

2

6

Отчет к лабораторным работам Проверка оформления лабораторного журнала

10

Определение физико-химических показателей качества жиров и масел







4

2

6

Отчет к лабораторным работам Проверка оформления лабораторного журнала

11

Расчет пищевой и энергетической ценности пищевых продуктов







8

4

12

Разбор конкретных ситуаций

12

Оценка качества белка и биологической ценности пищевых продуктов







4

2

6

Разбор конкретных ситуаций.

Деловая игра.

Проверка оформления лабораторного журнала

13

Свойства и качественные реакции на стерины и желчные кислоты







4

2

6

Проверка оформления лабораторного журнала

14

Гидролитическое расщепление жиров липазой







4

2

6

Отчет к лабораторным работам Проверка оформления лабораторного журнала

15

Идентификация и определение консервантов в маргариновой продукции методом ТСХ







4

2

6

Деловая игра.

Проверка оформления лабораторного журнала

16

Определение витаминов А,Е и каротиноидов методом ВЖХ







4

2

6

Устный отчет. Проверка оформления лабораторного журнала

17

Определение аскорбиновой кислоты







4

2

6

Проверка оформления лабораторного журнала




Итого







72

36

108




5. Образовательные технологии

Наряду с традиционными образовательными технологиями широко используются технологии, основанные на методах научно-технического творчества и современных информационных средствах, включающие в том числе обучение на основе учебных дискуссий по теме «Подслащивающие вещества» и «Пищевые красители», интеллектуальных тренажеров, а также систем обучение профессиональным навыкам и умениям.

№ п/п

Тема занятия

Интерактивные методы обучения

Количество часов

1

«Подслащивающие вещества»

Разбор конкретных ситуаций



2


2

«Пищевые красители»

Разбор конкретных ситуаций (групповые дискуссии)

2

3

«Пищевые загустители гелеобразователи»

Разбор конкретных ситуаций

(групповые дискуссии)

2

4.

Защита и собеседование по темам рефератов

Групповая дискуссия

2


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студентов предполагает освоение теоретического материала [1]. Подготовку к лабораторным работам, оформление лабораторных работ, выполнение домашней контрольной работы, подготовку к текущему и итоговому контролю. Форма итогового контроля – зачет (билеты в приложении 1)
Темы рефератов
1.Диоксины и диоксиноподобные соединения

2. Генетически модифицированные продукты питания

3. Фальсификация продуктов питания: аспект безопасности

4. Методы определения микотоксинов и контроль за загрязнением пищевых продуктов

5. Методы определения кислот в пищевых продуктах

6. Новые формы белковой пищи
Вопросы к устному отчету
Роль белков в питании человека? Что такое азотистый баланс и какие его виды могут наблюдаться в организме?

2. Дайте характеристику проблеме дефицита белка и каковы пути ее решения?

3. Что включают в себя понятия пищевая и биологическая ценность белков?

4. Каковы особенности аминокислотного состава злаковых культур по сравнению с белками бобовых и масличных культур?

5. Дайте характеристику фракционного состава и особенностей структуры белков молока и мяса?

6. Перечислите основные функциональные свойства белков. Какова их тролль в технологических процессах производства пищевых продуктов?

7. Какие физико-химические превращения претерпевают белки в технологическом потоке производства пищевых продуктов?

8. Какие методы качественного и количественного определения белков вы знаете?

9. Что такое усваиваемые и неусваиваемые углеводы?

10. Какие функции в организме человека выполняют усваиваемые и неусваиваемые углеводы?

11. Какие превращения претерпевают углеводы при производстве пищевых продуктов и в каких реакциях они участвуют?

12. В каких пищевых технологиях используется процесс брожения?

13. Что такое карамелизации?

14. Что представляет собой процесс меланоидинообразования?

15. В каких пищевых технологиях используется гидролиз полисахаридов?

16. Какие методы определения углеводов вы знаете?

17. Дайте определение понятию «липиды». На какие группы веществ их можно разделить? Примеры.

18. Опишите физические свойства и химические превращения ацилглицеринов. Дайте определение реакциям гидролиза, гидрогенизации и переэтерификации масел и жиров. Роль в технологии?

19. Понятие «кислотности жиров». Каков его механизм и какие факторы влияют на окисление масел и жиров? Роль антиоксидантов?

20. Примеры основных превращений фосфолипидов. Роль фосфолипидов в технологии жиров и масел?

21. Расскажите о методах выделения и анализа жиров. Дайте определение понятиям: кислотное, иодное число и число омыления?

22.Какова роль жиров, их структурных компонентов в питании?

23. Какую физиологическую роль выполняют витамины в организме человека?

24. Дайте характеристику отдельных витаминов. В каких продуктах они присутствуют в максимальном количестве?

25. Что такое «витаминизация пищи»?

26.Дайте общую характеристику кислот, входящих в состав пищевых продуктов?

27. Особенности органических кислот, применяемых в пищевых системах?

28. Приведите примеры биохимических изменений кислотности пищевых систем

29. Дайте характеристику методов, позволяющих определять кислоты в составе продуктов.

30. Какие ферменты наиболее широко применяются в пищевой промышленности?

31. Каковы основные области применения ферментативного анализа на практике? Перечислите основные преимущества ферментативных методов исследования пищевых продуктов.

32. Дайте характеристику понятия «пищевые добавки». Определите их роль в создании продуктов питания. Приведите классификацию ПД с различными технологическими функциями

33. Расскажите о рациональной системе цифровой кодификации пищевых добавок с литерой «Е».

34. Дайте классификацию пищевым красителям. Назовите основные натуральные красители.

35. Приведите примеры синтетических красителей. Их особенности.

36. Назовите представителей цветорегулирующих материалов?

37. Перечислите основные группы загустителей и гелеобразователей.

38. Приведите примеры пищевых эмульгаторов, опишите их смежные функции.

39. Какие группы соединений определяют вкус и аромат пищевых продуктов?

40.Роль ароматообразующих веществ в оценке пищевой ценности продуктов

41. Какие пищевые добавки относятся к усилителям и модификаторам вкуса? Примеры.

42.Дайте определение понятия «подслащивающие вещества». На какие группы веществ их можно разделить? Назовите.

43. Роль консервантов в сохранении пищевого сырья и готовых продуктов?

44. Охарактеризуйте основные консерванты. С чем связана необходимость их применения?

45. Рол антиоксидантов в сохранении пищевых продуктов?

46. Дайте определение понятия «биологически активные добавки». Классификация? Их роль в создании современных продуктов питания.
Вопросы для самостоятельной подготовки



  1. Строение и аминокислотный состав белков. Классификация белков. Свойства белков. Классификация белков. Свойства белков. Гидрофильность клейковинных белков и качество зерна пшеницы.

  2. Денатурация белков (тепловая, химическая, механическая). Практическое значение денатурации. Пенообразование. Устойчивость пены. Использование в кондитерской промышленности. Хлеб.

  3. Источники пищевого белка. Потребность человека в белке. Понятие азотного баланса. Основная функция белка в питании.

  4. Пектиновые вещества. Нерастворимые (протопектины) и растворимые пектины. Гели. Использование пектиновых веществ в кондитерской промышленности.

  5. Превращения углеводов в технологических процессах. Кислотный и ферментативный гидролиз ди- и полисахаридов, брожение моноз.

  6. Меланоидинообразование. Характерные признаки. Роль реакции меланоидинообразования при переработке пищевого сырья, влияние на качество готовых продуктов.

  7. Карамелизация сахаров. Карамелан. Карамелен. Превращение сахаров при нагревании в зависимости от концентрации.

  8. Пищевая ценность углеводов. Усвояемые углеводы. Пищевые волокна (балластные вещества). Значение для организма человека. Потребность человека в углеводах.

  9. Пектиновые вещества. Природа пектинов и студнеобразующая способность

  10. Высокомолекулярные несахароподобные полисахариды. Крахмал. Клейстеризация крахмала.

  11. Гидролиз крахмала Клетчатка. Использование продуктов гидролиза в процессах пищевой технологии. Роль в питании. Гемицеллюлозы.

  12. Классификация и строение углеводов. Моносахариды. Дыхание, анаэробное и аэробное. Брожение.

  13. Полисахариды. Распространение в природе мальтозы, сахарозы, лактозы. Значение для питания человека и процессов пищевой технологии.

  14. Воски. Карбоновые кислоты и одноосновные высокомолекулярные спирты, входящие в состав восков. Распространение в природе. Значение.

  15. Ферменты. Роль в пищевой промышленности. Классификация.

  16. Оксидоредуктазы. Трансферазы. Гидролазы, роль в пищеварении и в процессах пищевой технологии.

  17. Лиазы. Изомеразы, роль в процессах кондитерской промышленности. Лигазы.

  18. Водорастворимые витамины (аскорбиновая кислота, витамин В1, В2, В6, В912, РР, биотин, пантотеновая кислота).

  19. Жирорастворимые витамины – витамин А, токоферол (Е), кальциферол (Д).

  20. Липиды. Содержание липидов в растениях и продуктах животного происхождения. Строение и классификация.

  21. Простые липиды. Ацилглицерины. Основные карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Использование ацилглицеринов в процессах пищевой технологии.

  22. Воски. Карбоновые кислоты и одноосновные высокомолекулярные спирты, входящие в состав восков. Распространение в природе. Значение.

  23. Сложные липиды. Функции липидов в организме. Запасные и структурные.

  24. Основные превращения липидов. Гидролиз ацилглицеринов.

  25. Причины ухудшения качества пищевого сырья и готовых продуктов. Кислотное число, показатель качества пищевых продуктов.

  26. Переэтерификация. Применение в процессах пищевой технологии. Гидрогенизация жиров и масел.

  27. Пищевая порча жиров. Гидролитическое и окислительное прогоркание.

  28. Ферментативный гидролиз. Окислительное автокаталитическое прогоркание. Первичные продукты окисления. Вторичные продукты окисления.

  29. «Незаменимые» кислоты. Сбалансированный состав жирных кислот липидов в пищевых продуктах.

  30. Пищевая ценность масел и жиров. Видимые и невидимые жиры. Значение химического состава липидов продуктов питания.

  31. Пищевые добавки. Токсичность химических веществ. Предельно допустимая концентрация.

  32. Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Пищевые красители. Природные красители.

  33. Синтетические красители. Индигокармин. Татразин желтый.

  34. Цветорегулирующие материалы.

  35. Синтетические красители.

  36. Отбеливающие вещества Вещества, улучшающие внешний вид продуктов.

  37. Природные пигменты (госсипол, хлорофилл, каротиноиды). Стероиды (холестерин).

  38. Загустители, желе- и студнеобразователи. Желатин. Крахмал и модифицированные крахмалы.

  39. Консерванты. Эффективность и способы применения.

  40. Агар-агар. Агароид(черноморский агар). Альгиновые кислоты и альгинат натрия. Лецитин.

  41. Подслащивающие вещества. Природные сладкие вещества.

  42. Синтетические сладкие вещества. Требования предъявляемые в синтетическим сладким веществам. Сахарин. Ограничение применения.

  43. Цикломаты. Цикломат натрия и кальция. Применение. Ограничение применения



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Химия пищи»
а) основная литература:

1. А.П. Нечаев, С.Е. Траубенберг, А.А. Кочеткова, В.В. Колпакова, И.С. Витол, И.Б. Кобелева Пищевая химия. СПб.: ГИОРД,2004. - 640 с.
2. В.Н. Голубев, Л.В. Чичева-Филатова, Т.В. Шленская Пищевые и биологически активные добавки. М.: Издательский центр «Академия». 2003. - 208 с.

б) дополнительная литература:
1. Л.А. Сарафанова Применение пищевых добавок: Практические рекомендации. СПб.: ГИОРД,2002. - 160с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Химия пищи»

1. Учебная аудитория для чтения лекций

2. Оверхед-проектор и иллюстрационный материал.

3. Учебная лаборатория для выполнения лабораторных работ, оснащенная необходимым оборудованием.

4. Химические реактивы.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО №531от 19.05.2010 г. с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки «органическая и биоорганическая химия».

Автор д.х.н., профессор Егорова А.Ю.

Программа одобрена на заседании кафедры органической и биоорганической химии

от 18 .03. 2011 года, протокол № 7.

Подписи:

Зав. кафедрой органической и биоорганической химии

Профессор, д.х.н. Федотова О.В.
Директор Института , профессор,д.х.н. Федотова О.В


Контролирующие материалы для проведения итоговой аттестации

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 1

  1. Строение и аминокислотный состав белков. Классификация белков. Свойства белков.

  2. Пектиновые вещества. Нерастворимые (протопектины) и растворимые пектины. Гели. Использование пектиновых веществ в кондитерской промышленности.


Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 2

1.Классификация белков. Свойства белков. Гидрофильность клейковинных белков и качество зерна пшеницы

2.Превращения углеводов в технологических процессах. Кислотный и ферментативный гидролиз ди- и полисахаридов, брожение моноз.
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 3

1.Денатурация белков (тепловая, химическая, механическая). Практическое.

значение денатурации.

2.Меланоидинообразование. Характерные признаки. Роль реакции меланоидинообразования при переработке пищевого сырья, влияние на качество готовых продуктов.

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 4

1. Пенообразование. Устойчивость пены. Использование в кондитерской промышленности. Хлеб.

2. Карамелизация сахаров. Карамелан. Карамелен. Превращение сахаров при нагревании в зависимости от концентрации.

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 5

  1. Источники пищевого белка. Потребность человека в белке. Понятие азотного баланса. Основная функция белка в питании.

  2. Пищевая ценность углеводов. Усвояемые углеводы. Пищевые волокна (балластные вещества). Значение для организма человека. Потребность человека в углеводах.


Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 6

  1. Ферменты. Роль в пищевой промышленности. Классификация

  2. Водорастворимые витамины (аскорбиновая кислота, витамин В1, В2, В6, В912, РР, биотин, пантотеновая кислота).



Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 7

1.Оксидоредуктазы. Трансферазы. Гидролазы, роль в пищеварении и в процессах пищевой технологии

2. Жирорастворимые витамины – витамин А, токоферол (Е), кальциферол (Д).
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 8

  1. Лиазы. Изомеразы, роль в процессах кондитерской промышленности. Лигазы.

  2. Пищевые добавки.Токсичность химических веществ. Предельно допустимая концентрация

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 9

1.Липиды. Содержание липидов в растениях и продуктах животного происхождения. Строение и классификация .

2.Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Пищевые красители. Природные красители.
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 10

1.Простые липиды. Ацилглицерины. Основные карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Использование ацилглицеринов в процессах пищевой технологии.

2. Синтетические красители. Индигокармин. Татразин желтый.
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 11

1.Воски. Карбоновые кислоты и одноосновные высокомолекулярные спирты, входящие в состав восков. Распространение в природе. Значение.

2. Цветорегулирующие материалы.
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 12

1.Сложные липиды. Функции липидов в организме. Запасные и структурные.

2. Отбеливающие вещества

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 13

1.Природные пигменты (госсипол, хлорофилл, каротиноиды). Стероиды (холестерин).

2. Загустители, желе- и студнеобразователи. Желатин. Крахмал и модифицированные крахмалы.


Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 14
1.Основные превращения липидов. Гидролиз ацилглицеринов.

2. Пектиновые вещества. Природа пектинов и студнеобразующая способность.

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 15


  1. Причины ухудшения качества пищевого сырья и готовых продуктов. Кислотное число, показатель качества пищевых продуктов.

  2. Агар-агар. Агароид(черноморский агар). Альгиновые кислоты и альгинат натрия. Лецитин.


Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 16

  1. Переэтерификация. Применение в процессах пищевой технологии. Гидрогенизация жиров и масел.

  2. Подслащивающие вещества. Природные сладкие вещества


Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 17

  1. Пищевая порча жиров. Гидролитическое и окислительное прогоркание.

  2. Синтетические сладкие вещества. Требования предъявляемые в синтетическим сладким веществам. Сахарин. Ограничение применения



Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 18
1.Ферментативный гидролиз. Окислительное автокаталитическое прогоркание. Первичные продукты окисления. Вторичные продукты окисления.

2.Цикломаты. Цикломат натрия и кальция. Применение. Ограничение применения.
Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 19

  1. Пищевая ценность масел и жиров. Видимые и невидимые жиры. Значение химического состава липидов продуктов питания.

  2. Консерванты. Эффективность и способы применения


Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 20

1.“Незаменимые” кислоты. Сбалансированный состав жирных кислот липидов в пищевых продуктах.

2.Вещества, улучшающие внешний вид продуктов. Пищевые красители.

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 21

  1. Высокомолекулярные несахароподобные полисахариды. Крахмал. Клейстеризация крахмала. Гидролиз крахмала

  2. Синтетические красители.



ФедераСаратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 22

1.Классификация и строение углеводов. Моносахариды. Дыхание, анаэробное и аэробное. Брожение.

2.Цветорегулирующие материалы.


Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 23

1.Гликозиды (гликозид синигрин, гликозид амигдалин, гликозид ванилина, гликозид салонин ).

2. Пектиновые вещества. Природа пектинов и студнеобразующая способность.

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 24


1.Полисахариды. Распространение в природе мальтозы, сахарозы, лактозы. Значение для питания человека и процессов пищевой технологии.

2.Воски. Карбоновые кислоты и одноосновные высокомолекулярные спирты, входящие в состав восков. Распространение в природе. Значение


Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра органической и биоорганической химии

Дисциплина Химия пищи

Экзаменационный билет № 25

1.Клетчатка. Использование продуктов гидролиза в процессах пищевой технологии. Роль в питании. Гемицеллюлозы.

2. Цветорегулирующие материалы.


Материалы контрольной работы к дисциплине «Химия пищи»
Вариант 1



  1. Строение и аминокислотный состав белков. Классификация белков. Свойства белков.

2.Пектиновые вещества. Нерастворимые (протопектины) и растворимые пектины. Гели. Использование пектиновых веществ в кондитерской промышленности.

Вариант 2
1.Классификация белков. Свойства белков. Гидрофильность клейковинных белков и качество зерна пшеницы

2.Превращения углеводов в технологических процессах. Кислотный и ферментативный гидролиз ди- и полисахаридов, брожение моноз.

Вариант 3

1. Пенообразование. Устойчивость пены. Использование в кондитерской промышленности. Хлеб.

2. Карамелизация сахаров. Карамелан. Карамелен. Превращение сахаров при нагревании в зависимости от концентрации.

Вариант 4

1.Источники пищевого белка. Потребность человека в белке. Понятие азотного баланса. Основная функция белка в питании.

2. Пищевая ценность углеводов. Усвояемые углеводы. Пищевые волокна (балластные вещества). Значение для организма человека. Потребность человека в углеводах.

Вариант 5
1.Денатурация белков (тепловая, химическая, механическая ). Практическое.

Значение денатурации.

2.Превращения углеводов в технологических процессах. Кислотный и ферментативный гидролиз ди- и полисахаридов, брожение моноз.

Вариант 6

1.Липиды. Содержание липидов в растениях и продуктах животного происхождения. Строение и классификация .

2.Меланоидинообразование. Характерные признаки. Роль реакции меланоидинообразования при переработке пищевого сырья, влияние на качество готовых продуктов.

Вариант 7
1.Воски. Карбоновые кислоты и одноосновные высокомолекулярные спирты, входящие в состав восков. Распространение в природе. Значение.

2.Сложные липиды. Функции липидов в организме. Запасные и структурные.
Вариант 8
1.Причины ухудшения качества пищевого сырья и готовых продуктов. Кислотное число, показатель качества пищевых продуктов.

2. Пектиновые вещества. Природа пектинов и студнеобразующая способность

вариант 9

1.Пищевая порча жиров. Гидролитическое и окислительное прогоркание.

2.Агар-агар. Агароид(черноморский агар). Альгиновые кислоты и альгинат натрия. Лецитин.
Вариант 10

1.“Незаменимые” кислоты. Сбалансированный состав жирных кислот липидов в пищевых продуктах.

2.Высокомолекулярные несахароподобные полисахариды. Крахмал. Клейстеризация крахмала. Гидролиз крахмала

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconУчебное пособие Кемерово 2004 удк 637. 5
Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении естественно научных, общепрофессиональных...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconТ. П. Перкель физико-химические и биохимические основы производства мяса и мясных продуктов
Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении естественно научных, общепрофессиональных...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconРабочая программа Общеобразовательной учебной дисциплины «химия» Специальность
«Химия», примерной программы учебной дисциплины «Химия» авторов Габриеляна О. С., Остроумов И. Г., одобренной фгу «фиро» Минобрнауки...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconРабочая программа учебной дисциплины «химия»
Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности среднего профессионального образования естественнонаучного профиля:...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconРабочая программа дисциплины Химия. Модуль «Аналитическая химия»
Особенностью программы по дисциплине «Химия» является фундаментальный характер её содержания, необходимых для формирования у специалистов...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconРабочая программа дисциплины Химия. Модуль «Аналитическая химия»
Особенностью программы по дисциплине «Химия» является фундаментальный характер её содержания, необходимых для формирования у бакалавров...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconРабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ
Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б....
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconРабочая программа по дисциплине б пищевая химия
Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Аналитическая химия цели и задачи...
Цель дисциплины «Аналитическая химия»: научить студентов основам количественного анализа
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профиль подготовки...
Рабочая программа дисциплины Химия пищи iconРабочая программа дисциплины
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения по направлению 020100. 68 «Химия». Магистерская...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск