Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики»





Скачать 167.92 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики»
Дата публикации07.04.2015
Размер167.92 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Химия > Образовательная программа
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОНЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 694

Москва, ул. 2-ая Хуторская, д. 15\17

Утверждаю:

ВРИО директора ГБОУ СОШ № 694

___________ Н.В. Жарикова

Приказ № 111а/2 от 30.08.13г


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АЛХИМИКИ»
Возраст детей от 10-14 лет

Срок реализации 1 год

Программа составлена

Новиковой А.В.

на основе типовой программы

Руководитель: Новикова А.В.

Москва, 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Кружок «Алхимики» пред­назначена для учащихся 5-8 классов на основе учебных программ по химии, экологии, информатики.
Цель программы: создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.
Задачи:

  1. Показать роль и значение химии как прикладной науки.

  2. Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.

  3. Познакомить учащихся с основными способами исследования веществ.

  4. Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

  5. Воспитывать нравственнее и духовное здоровье.

  6. Способствовать самоопределению учащихся и выбору их дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, решаются три основные задачи: познавательная, коммуникативно-развивающая и социально-ориентационная.
Вид курса – межпредметный, построен с опорой на базовые знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии, информатики и физики.
Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
В структуре изучаемой программы выделяются основные модули:

  • Знакомство с лабораторным оборудованием

  • Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком

  • Химия и еда;

  • Химия напитков;

  • Домашняя аптечка

  • Моющие средства.

  • Туалетный столик

  • В мире красок и карандашей

  • Химия и ювелирные украшения

Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, экология, информатика.
Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:

  • о прикладной направленности химии;

  • необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;

  • о веществах и их влияния на организм человека;

  • о химических профессиях.

Учащиеся должны знать:

    • Технику безопасности проведения эксперимента;

    • Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;

    • Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;

    • Качественные реакции на белки, углеводы;

Учащиеся должны уметь:

  • Определять объект и предмет исследования;

  • Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.

  • Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;

  • Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;

  • Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.

Учащиеся должны владеть:

  • Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации;

  • Навыками экспериментального проведения химического анализа.

Литература и Интернет-ресурсы

  • Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

  • Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ДРОФА», М., 2002

  • Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995

  • Занимательные опыты по химии. В.Н.Алексинский. «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1995

  • http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.

  • http://www.en.edu.ru/ Естественнонаучный образовательный портал.

  • http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.

  • http://college.ru/chemistry/index.php Открытый колледж: химия

http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии

Примерное планирование занятий



Тема занятия

Содержание

Дата

Тема 1. Знакомство с лабораторным оборудованием (6 часов)

1

Лаборатория кабинета химии.

Лабораторное оборудование.

Экскурсия в школьную химическую лабораторию, знакомство с её оборудованием.

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.




2

3

Правила и приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами.


Выработка навыков безопасной работы.





4

5

Простые вещества металлы и неметаллы.

Сложные вещества.

Вещества. Простые вещества металлы и неметаллы.

Распознавание чёрных и цветных металлов, металлов и металлических руд, металлов и неметаллов.

Сложные вещества или соединения. Неорганические и органические вещества. Распознавание органических веществ.




6

Тема 2 Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (8 часов).

7

Кислоты и работа с ними.


Неорганические вещества. Кислоты. Распознавание кислот и их свойства. Действие серной кислоты на белок куриного яйца, сахар и древесину.

Первая помощь при кислотных ожогах.

Необычные свойства азотной кислоты. Травление азотной кислотой металлов, получение под тягой «бурого газа». Распознавание азотной кислоты.




8

9

Щёлочи и работа с ними.


Щёлочи – тоже едкие вещества. Свойства щелочей. Извлечение щелочи из цементной болтушки. Обнаружение щелочей и щелочесодержащих продуктов. Первая помощь при щелочных ожогах.




10

11

Ядовитые соли и работа с ними.


Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжёлых металлов. Осаждение тяжёлых ионов с помощью химических реактивов.




12

13

Горючие вещества и смеси.


Взрывчатые и горючие вещества. Опасные газовые смеси.

Испытание смеси ацетилена с воздухом или кислородом.




14

Тема 3 Химия и еда (16 часов).

15

Белки, жиры, углеводы в питании человека.


Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании. Таблица расхода энергии при различных видах деятельности человека. Определение содержания жиров в семенах растений. Качественные реакции на присутствие углеводов.




16

17

Витамины


Витамины, их классификация и значение для организма человека. (Приложение 3) Источники поступления витаминов в человеческий организм. Содержание витаминов в пищевых продуктах. (Приложение 4). Антивитамины. (Приложение 5). Авитаминоз. Исследование: витамины в меню школьной столовой. (Приложение 6).. Определение витаминов А, С, Е в растительном масле




18

19

Пищевые добавки.


Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. (Приложение 7) Данное приложение используется во время всех практикумах при работе с этикетками.




20

21

Исследование чипсов.


Выступление ученика с докладом «Пагубное влияние чипсов на человека».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных упаковок чипсов (лучше, если дети принесут их сами). Все результаты заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств чипсов:
ломкость, растворение в воде, надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира, вкусовые качества.

Опыт 3. Горение чипсов.
Опыт 4. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.
Опыт 5. Растворение чипсов в кислоте и щелочи.
Далее группы готовят 5 вопросов для социологического опроса учеников школы.






22

23


Исследование мороженого

Исследование мороженого

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде мороженого».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств мороженого.
Учащиеся могут сами предложить эксперимент.
Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция.
В пробирку помещают мороженое, добавляют азотную кислоту и нагревают. Появление желтого окрашивания показывает наличие белка (наличие ароматических аминокислот).
Опыт 4. Обнаружение углеводов.
В пробирку помещают мороженое, добавляют 1мл. гидроксида натрия и несколько капель сульфата меди (II), перемешивают. Появление ярко-синего окрашивания свидетельствует о наличии многоатомных спиртов. Полученный раствор нагревают на спиртовке. Гидроксид меди (ΙΙ) при этом восстанавливается до оранжевого CuOH, который затем разлагается до Cu2O красного цвета. В ходе реакции может образоваться и медь («медное зеркало»).




24

25


Исследование шоколада

Выступление ученика с докладом «О пользе и вреде шоколада».
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов шоколада. Все результаты аналогично заносятся в таблицу. Определяется объект и предмет исследования.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств шоколада.

  • Цвет, запах, вкус, ломкость, растворимость в воде

  • Обнаружение жиров – разминаем шоколад на бумажной салфетке, наличие жирного пятна указывает на наличие непредельных жиров.

Опыт 3. Обнаружение в шоколаде углеводов.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1 мл едкого натра NaOH и 2-3 капли раствора сульфата меди(II) CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.
Опыт 4. Ксантопротеиновая реакция.
Насыпаем в пробирку тёртый шоколад и приливаем 2-3 мл воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Приливаем к фильтрату, соблюдая осторожность, концентрированную азотную кислоту HNO3. Нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25%-ного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящие в состав белков шоколада.




26







27

Исследование меда


Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.





28

29


Исследование жевательной резинки


Выступление учеников с докладами: «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?»
Работа в группах.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Изучение физических свойств:

  • Проверка на растяжимость. Жевательную резинку необходимо хорошо разжевать, затем максимально растянуть и измерить линейкой.

  • Проверка на долговременность вкуса. В группе ученики одновременно начинают жевать разные жевательные резинки, и засекают время пока вкус не пройдет.

Опыт 3. Наличие красителей.
Жевательную резинку нарезают кусочками и опускают в воду. Перемешивают. При наличии красителей, вода окрашивается.
Опыт 4. Определение кислотности.
В пробирки из опыта 3 помещают универсальную индикаторную бумажку. По результатам окрашивания определяют среду.
Опыт 5. Обнаружение подсластителей.
В пробирку помещают порезанную жевательную резинку и приливают 5 мл 96 % этилового спирта. Пробирку закрывают пробкой и интенсивно встряхивают в течение 1 мин. Затем смесь фильтруют и в фильтрате определяют присутствие подсластителей (сахарозы, сорбита, ксилита, маннита), являющихся многоатомными спиртами. Для этого к раствору приливают 1 мл раствора NaOH и 1–2 капли раствора CuSO4. Смесь взбалтывают. Появляется характерное ярко-синее окрашивание (качественная реакция на многоатомные спирты).




30


Тема 4 Химия напитков (14 часов).

31

Тайны воды.


Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды. Опыт: Анализ воды из природных источников. Самое необыкновенное вещество – вода. Вода – основа жизни. Аномалии и тайны воды. Изучение воды японским ученым Масару Эмото: умение воды слушать музыку, добрые слова и молитвы, умение отрицательно реагировать на загрязнения, сквернословия, компьютеры и мобильные телефоны. Живая и мертвая вода. Лечимся водой.




32

33

Исследование газированных напитков


Выступление ученика с докладом «Влияние газированных напитков на здоровье человека»
Работа в группах. Для исследования берется не мене 3 разных видов мороженого. Все результаты аналогично заносятся в таблицу.
Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2. Обнаружение сахара выпариванием.
Опыт 3. Определение кислотности.
Определяем с помощью универсальной индикаторной бумажки.
Опыт 4. Опыт с куриным мясом.




34

35

Исследование минеральной воды


Опыт 1. Работа с этикетками
Опыт 2 Качественные реакции на ионы, присутствующие в минеральной воде




36

37

Пивной алкоголизм


Лекция с показом Презентации «Пивной алкоголизм». Лабораторная работа: влияние спиртов на белки.




38

39

Исследование чая


Выступление учащихся с докладом «Полезные свойства чая»:
Опыт 1. Рассматривание чаинок.
Опыт 2. Влияние кислоты и щелочи на заваренный чай.




40

41

Исследование молока


Опыт 1. Работа в группе с этикетками:
Опыт 2. Определение вкуса молока.
Опыт 3. Определение цвета молока.
Опыт 4. Определение консистенции молока.
Опыт 5. Определение кислотности молока. Универсальным индикатором.
Опыт 6. Определение белка в молоке. Ксантопротеиновая реакция.
Опыт 7. Определение белка в молоке. Биуретовая реакция.
Опыт 8. Определение соды в молоке. Добавляем соляную кислоту.
Опыт 9. Определение крахмала в молоке. С помощью спиртового раствора йода




42

43

Исследование соков


Соки. Виды соков. Состав сока. Роль железа в живых организмах




44


Тема 5 Домашняя аптечка (4 часа).

45

Домашняя аптечка.

.

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки. Активированный уголь.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин, нурофен или ибупрофен?




46

47

Домашняя аптечка.


Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Чего не хватает в вашей аптечке.




48


Тема 6 Моющие средства (10 часов).

49

Моющие средства для посуды


Работа с этикеткой.
Опыт 1. Определение кислотности.
Опыт 2. Определение мылкости.
Опыт 3. Смываемость со стакана.
Анкетирование. Социологический опрос.




50

51

Занятие - игра «Мыльные пузыри»

Шампуни


Конкурсы:
Кто надует самый большой пузырь, кто надует много маленьких пузырей, чей пузырь долго не лопнет,
построение фигуры из пузырей, надувание пузыря в пузыре.

Определение среды в мылах и шампунях.




52

53

Мыла

Приготовление мыла

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».

Приготовление мыла




54

55

Выведение пятен с ткани.

Выведение пятен с ткани.

Выведение пятен с ткани.

Выведение пятен с ткани.




56

57

Стиральные порошки


Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные




58


Тема 7 Туалетный столик (2 часа).

59

Туалетный столик.


Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.




60


Тема 8 В мире красок и карандашей (4 часа).

61

В мире красок и карандашей


Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи. Изготовление минеральных пигментов разных цветов.






62

63

В мире красок и карандашей





64


Тема 2. Химия и ювелирные украшения (2 часа).

65

Химия и ювелирные украшения


Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.




66




67-68

Резервное время.












Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconОбразовательные программы дополнительного образования детей художественно-эстетической...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баяндаевская детская школа искусств» (далее...
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconПрактическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений...
Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного...
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «конферанс...
Программа реализуется в рамках художественно-эстетической направленности и создана в соответствии с образовательной программой Центра...
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для...
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической направленности «Юный цветовод»
Программа дополнительного образования детей «Юный цветовод модифицированная, составлена на основе типовой («Программы для внешкольных...
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе модифицированной...
Рабочая программа составлена на основе модифицированной программы дополнительного образования детей научно-технической направленности...
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconОбразовательное пространство Муниципального бюджетного образовательного...
Образования детей художественно-эстетической направленности и дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в...
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «алхимики» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Аэрокосмический...
Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и имеет научно-техническую, военно-патриотическую и спортивно-техническую...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск