Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс





Скачать 313.52 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс
страница1/3
Дата публикации08.05.2015
Размер313.52 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

СОГЛАСОВАНО:

на заседании ШМО

учителей естественнонаучного направления

протокол №__

от «___» ______2014г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР:

________ Морозова Е.В.

«__» ________2014г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор

__________ Власова М.С.

«___» _______2014г.



Рабочая программа

по курсу «Химия»

Базовый курс

8 А, Б, В классы

на 2014-2015 учебный год

Преподаватель

Казанцева Евгения Андреевна

г.о. Жуковский, 2014

Программа курса химии
для учащихся 8 классов общеобразовательной школы


Пояснительная записка

Программа курса химии основной общеобразовательной школы рассчитана на учащихся 8 – 9 классов. От типовых программ, уже действующих в настоящее время в средних школах России, ее отличают в первую очередь более выверенные междисциплинарные связи и более точный отбор фактологического материала, необходимого для создания целостного естественнонаучного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту. Программа построена таким образом, что в ней главное внимание уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с повседневной жизнью, а не являются "кабинетным знанием" узко ограниченного круга лиц, чья научная или производственная деятельность тесно связана с химической наукой.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с обязательным минимумом содержания основного образования, а также полностью удовлетворяет требованиям к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 136 ч — по 2 ч в неделю в каждом классе.

В течение первого года обучения химии (8 класса) главное внимание уделяется формированию у учащихся элементарных химических навыков, "химического языка" и химического мышления в первую очередь на объектах, знакомых им из повседневной жизни (кислород, воздух, вода). В 8 классе авторы сознательно избегают сложного для восприятия учащихся понятия "моль", практически не используют расчетные задачи. Основная идея этой части курса – привить учащимся навыки описания свойств различных веществ, сгруппированных по классам, а также показать связь между их строением и свойствами. На втором году обучения (9 класс) введение дополнительных химических понятий чередуется с рассмотрением строения и свойств неорганических веществ. В специальном разделе кратко рассматриваются элементы органической химии и биохимии в объеме, предусмотренном обязательным минимумом.

В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и навыками и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. На основе химических представлений учащимся предлагается взглянуть на драгоценные и отделочные камни, стекло, фаянс, фарфор, краски, продукты питания, современные материалы. В программе расширен круг объектов, которые описываются и обсуждаются лишь на качественном уровне, не прибегая к громоздким химическим уравнениям и сложным формулам. Авторы обращают большое внимание на стиль изложения, который позволяет вводить и обсуждать химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В этой связи постоянно подчеркиваются междисциплинарные связи химии с естественными и гуманитарными науками.

Данная программа реализована в учебниках:

  1. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия 8 класс.- М.,Дрофа, 2008

  2. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия 9 класс. - М.,Дрофа, 2009

8 класс (2 часа в неделю, 65 часов + 3 часа резерв)
Введение (1 ч)
Место химии среди естественных наук. Предмет химии.
ТЕМА 1. Первоначальные химические понятия (20 часов)

Вещество. Чистые вещества и смеси. Методы разделения смесей (фильтрование, отстаивание, выпаривание, перегонка).

Атомно-молекулярное учение. Значение работ М. В. Ломоносова и Дж. Дальтона для формирования атомистического мировоззрения.

Химический элемент как вид атомов. Символы элементов. Распространенность элементов на Земле и в космосе.

Молекула как мельчайшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ, имеющих молекулярное строение. Химические формулы.

Массы атомов и молекул. Понятие об относительной атомной и молекулярной массе.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Органические и неорганические вещества.

Изменения, происходящие с веществами. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Химические процессы в окружающем нас мире.

Закон сохранения массы веществ. Уравнение химической реакции. Основные типы химических реакций: разложение, соединение, замещение, обмен.

Лабораторные опыты

  1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

  2. Разделение смесей.

  3. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой, разложение сахара при нагревании).

  4. Разложение малахита.

Практические работы

  1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности при работе в химической лаборатории.

  2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Демонстрационные опыты

  1. Горение магния.

  2. Кипение спирта.

  3. Горение спирта.

  4. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Расчетные задачи.

  1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

  2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

ТЕМА 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы. (16 часов)

Кислород – распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение.

Оксиды металлов и неметаллов.

Валентность. Составление формул по валентности.

Воздух – смесь газов. Выделение кислорода из воздуха. Понятие об инертных газах.

Горение сложных веществ в кислороде. Строение пламени, температура воспламенения. Плазма. Тушение пожаров. Огнетушитель. Медленное окисление.

Водород – распространенность в природе, физические и химические свойства, получение в лаборатории и применение.

Кислоты и соли. Составление формул солей. Соли, используемые в быту.

Вода – физические свойства. Получение дистиллированной воды. Круговорот воды в природе.

Растворы. Растворимость веществ в воде. Зависимость растворимости от температуры и давления. Массовая доля растворенного вещества. Кристаллогидраты.

Химические свойства воды. Получение кислот при взаимодействии оксидов неметаллов с водой. Понятие об основаниях. Получение щелочей при взаимодействии с водой активных металлов или их оксидов. Представление о кислотно-основных индикаторах.

Лабораторные опыты

  1. Получение кислорода при разложении кислородсодержащих соединений.

  2. Дегидратация медного купороса.

  3. Растворимость твердых веществ в воде и ее зависимость от температуры.

  4. Распознавание растворов кислот и оснований с помощью индикаторов.

Практические работы

  1. Получение кислорода разложением перманганата калия и изучение свойств кислорода.

  2. Получение водорода и изучение его свойств.

  3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрационные опыты

  1. Горение серы, фосфора и железа в кислороде.

  2. Приемы тушения пламени.

  3. Получение водорода в аппарате Киппа, горение водорода на воздухе.

  4. Восстановление оксида металла водородом.

  5. Взрыв гремучего газа.

  6. Взаимодействие оксида фосфора (V) с водой.

  7. Перегонка воды.

  8. Зависимость растворимости соли от температуры. Выпадение кристаллов при охлаждении насыщенного раствора (нитрата калия, алюмокалиевых квасцов, иодида свинца).

  9. Взаимодействие натрия с водой.

  10. Гашение извести.

ТЕМА 3. Основные классы неорганических соединений. (14 часов)

Оксиды, классификация, взаимодействие с водой, кислотами и щелочами. Взаимодействие между кислотными и основными оксидами.

Кислоты – классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Понятие о ряде напряжений металлов.

Основания – классификация, взаимодействие щелочей с кислотными оксидами, кислотами и солями. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Реакция нейтрализации. Кислотно-основные индикаторы.

Соли – реакции с кислотами, щелочами и другими солями. Понятие о кислых и основных солях.

Условия, при которых реакция обмена протекает до конца.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Лабораторные опыты

  1. Химические свойства основных и кислотных оксидов.

  2. Условия необратимого протекания реакций обмена.

  3. Химические свойства кислот и оснований.

  4. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

  5. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.

  6. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии фенолфталеина.

Практические работы

  1. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений (выполнение цепочки химических превращений).

Демонстрационные опыты

  1. Знакомство с образцами оксидов.

  2. Химические свойства растворов кислот, солей и щелочей. Реакция нейтрализации.

  3. Осаждение и растворение осадков солей и нерастворимых гидроксидов.


ТЕМА 4. Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях. (14 часов)

Первые попытки классификации химических элементов. Группы элементов со сходными свойствами. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Структура периодической системы химических элементов: малые и большие периоды, группы и подгруппы.

Научный подвиг Менделеева. Предсказание свойств еще не открытых элементов.

Планетарная модель строения атома. Атомное ядро. Изотопы.

Ядерные реакции. Происхождение химических элементов. Синтез искусственных радионуклидов и их применение.

Порядковый номер химического элемента — заряд ядра его атома. Современная формулировка Периодического закона. Распределение электронов в электронных слоях атомов химических элементов 1–3-го периодов.  Характеристика химических элементов № 1–20 на основании их положения в периодической системе и строения атомов.

Металлы и неметаллы в Периодической системе Электроотрицательность.

Ковалентная связь. Механизм образования, полярная и неполярная связь. Направленность и насыщенность ковалентной связи. Свойства ковалентных соединений.

Ионная связь. Координационное число.

Межмолекулярное взаимодействие.

Строение твердых веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Атомные и молекулярные кристаллы. Ионные кристаллы.

Жидкости. Давление пара.

Жидкие кристаллы.

Газы. Уравнение состояния идеального газа.

Демонстрационные опыты

  1. Показ образцов щелочных металлов и галогенов.

  2. Получение оксидов некоторых элементов 3-го периода из простых веществ, растворение их в воде и испытание растворов индикаторами.

  3. Возгонка иода.

  4. Образцы ионных и ковалентных соединений.

  5. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

  6. Сопоставление летучести различных жидкостей и твердых тел.

  7. Сжижение сернистого газа или знакомство с образцом сжиженного газа.

Лабораторные работы.

  1. Знакомство с образцами металлов и неметаллов.

  2. Знакомство со свойствами ковалентных и ионных соединений.


9 класс (2 часа в неделю, 65 часов + 3 часа резерв)

ТЕМА 5. Стехиометрия. Количественные отношения в химии. (12 часов)

Расчеты по химическим формулам – нахождение массовой доли элемента в соединении. Вывод формулы соединения. Моль – единица количества вещества.

Расчеты по уравнениям реакций. Задачи на "избыток-недостаток".

Выход химической реакции. Определение выхода.

Закон Авогадро. Молярный объем идеального газа. Абсолютная и относительная плотность газов.

Расчетные задачи.

  1. Вычисление массовой доли химического элемента в соединении по химической формуле.

  2. Вычисление массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из реагентов или продуктов.

  3. Вычисление по химических уравнениям массы одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

  4. Вычисление по химическим уравнениям объема газа по известной массе, количеству вещества или объему одного из регентов или продуктов.

  5. Расчеты объемных отношений газов в реакциях.

Демонстрационные опыты

  1. Показ некоторых соединений количеством вещества 1 моль.

  2. Демонстрация молярного объема идеального газа.


ТЕМА 6. Химическая реакция. (12 часов)

Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Диссоциация кислот, солей и оснований. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Ион гидроксония. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи. Реакции ионного обмена и условия их протекания. Гидролиз солей.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Процессы окисления-восстановления. Составление электронного баланса. Типичные окислители и восстановители. Принцип действия химических источников тока. Электролиз.

Тепловой эффект химической реакции. Скорость химических реакций. Зависимость скорости от концентрации реагирующих веществ, температуры и давления. Катализаторы.

Лабораторные опыты

  1. Проведение реакций обмена в растворах электролитов.

  2. Определение кислотности среды растворов различных солей.

  3. Качественные реакции на катионы и анионы.

Практические работы

  1. Экспериментальное решение задач по теме "Электролитическая диссоциация".

Демонстрационные опыты.

  1. Электропроводность воды и водных растворов различных соединений.

  2. Разложение дихромата аммония.

  3. Разложение воды электрическим током.

  4. Экзотермические и эндотермические реакции.

  5. Зависимость скорости растворения металла в соляной кислоте от природы металла, площади поверхности, концентрации и температуры.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconРабочая программа по курсу «Химия» 9 класс
И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия», базовый уровень, Москва, «Русское слово», 2008г
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconРабочая программа педагога по учебному курсу «Органическая химия»
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconРабочая программа дисциплины основной восточный язык. Базовый курс....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconРабочая программа химия 11 класс 2013-2014 пояснительная записка...
«Сборник нормативно-правовых документов. Химия. Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007»), и программы курса химии...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconРабочая программа по курсу "Неорганическая химия"
О. С. Габриелян) (Программы для общеобразовательных учреждений: Химия 8-11 кл./ Составитель Н. И. Габрусева. – М: Дрофа, 2000)
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconУчебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый...
Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconРудзитис Г. Е химия: неорган химия: учебник для 9 кл общеобразовательных...
...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconРабочая программа по дисциплине б пищевая химия
Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Химия. Ввод­ный курс. 7 класс» авторов О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова и А. К. Ахлебинина (Программа пропедевтического курса...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconРабочая учебная программа по курсу «Химия наука о веществах и их...
Составлена на основе примерной программы«Химия – наука о веществах и их превращениях» под редакцией В. П. Артеменко
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconРабочая учебная программа по учебному курсу «Химия»
Федерации к использованию в образовательных учреждениях. См.: Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11-го классов общеобразовательных...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconПояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов»
Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» адресована учащимся 11 класса естественнонаучного профиля. Продолжительность курса...
Рабочая программа по курсу «Химия» Базовый курс iconТема урока: Химические свойства кислорода
Базовый учебник (название, автор): «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман М., Просвещение 2009 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск