Скачать 496.92 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для 9-х классов 68 часов (2 ч. в неделю) учителя информатики и ИКТ –Ахметшиной Алсини Булатовны 2011г. Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Примерная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе ориентировано на использование учебника Н.Д. Угринович «Информатика. 9класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
Дополнительная литература:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Основное содержание курса (8-9 классы) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года обучения рассчитано на 105 часов, из них в 8 классе – 35 часов (1 ч. в неделю) и в 9 классе – 70 часов (2 ч. в неделю). В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели, то на программу в 9 классе вместо 70 часов отводится всего 68 часов. Уменьшение часов происходит за счет резерва времени. Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 9 класса рассчитана на 68 часов (2 ч. в неделю), из них теория – 46 часов, практика – 22 часа, контрольных работ – 4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы. Для проведения контрольных работ предусмотрено 4 часа (три проверочных и одна итоговая к. р.), на лабораторно-практические работы –22 часа, на проектную, исследовательскую и самостоятельную деятельность учащихся в рабочей программе всего выделяется 3 часа (два групповых краткосрочных монопредметных информационных проекта и семь самостоятельных работ). Учебник Н. Д. Угринович «Информатика. 9 класс. Базовый курс» для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г полностью соответствует разработанному Министерством образования РФ образовательному стандарту по информатике, однако его структура учебного материала не совсем совпадает с примерной программой основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Поэтому при изучении дисциплины в 9 классе (базовый уровень, 70 ч.) по указанному учебнику в рабочей программе определена следующая последовательность изучения учебного материала в построении учебного курса согласно примерной программе. О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование: – В примерной программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения. – Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.
– В связи с тем, что у 50% обучающихся имеется повышенный интерес к изучению раздела Алгоритмы и исполнители, в рабочей программе за счет уменьшения времени, отводящегося на контрольную работу, выделено дополнительное время на изучение тем: Языки программирования, Правила представления данных, Правила записи основных операторов, Правила записи программы. Так как при проведении школьных олимпиад, а также в Сузах и ВУЗах города наиболее распространено использование языка программирования Turbo Pascal, поэтому дополнительный материал, помеченный в учебнике звездочкой, я вношу в рабочую программу следующими темами: Разработка линейных программ с функциями ввода и вывода данных на языке программирования Turbo Pascal, Разработка программ на ветвление с использованием логических выражений на языке программирования Turbo Pascal, Разработка циклических программ на языке программирования Turbo Pascal, Разработка программ создания анимации на языке программирования Turbo Pascal.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей в основной школе:
Обучение информатики в основной общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне основной школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную будущую профилизацию обучения. Тематическое планирование 9 класс (2 ч/нед) ТБ – инструкции № 1, № 57. Обработка числовой информации (6 часов) 1. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). 2. Типы данных: числа, формулы, текст. 3. Практикум: Практическая работа № 23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Практическая работа № 24. Создание и обработка таблиц. 4. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. 5. Практикум: Практическая работа № 25. Ввод математических формул и вычисление по ним. Практическая работа № 26. Построение диаграмм и графиков. 6. Практикум: работа V Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм). Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов, Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. 7. Контрольная работа № 1 «Обработка числовой информации в табличном процессоре» 8. Работа над ошибками. Повторение. Представление информации (6 часов) 1. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. 2. Практикум: Практическая работа № 27. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора. Практическая работа № 28. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе. 3. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). 4. Кодирование звуковой информации. 5. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. 6. Практикум: – Практическая работа № 29. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. Практическая работа № 30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации). Алгоритмы и исполнители (19 часов) 1. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. 2. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). – 3. Алгоритмические конструкции: следование.) Практическая работа № 31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения. 4. Алгоритмические конструкции: ветвление Практическая работа № 32. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления. 5. Алгоритмические конструкции: повторение. Практическая работа № 33. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла. 6. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. 8-9. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. 10. Языки программирования, их классификация. 11. Среда программирования Turbo Pascal. Знакомство с языком Pascal. Практическая работа Запуск и завершение работы в интегрированной среде программирования TP, знакомство с меню и их функциями. 12. Практикум: Практическая работа № 34. Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму. 13. Практикум: Практическая работа № 35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива. Практическая работа № 36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решений поставленной задачи использования логических операций. 14. Правила представления данных. 15. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. 16-17. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы 18. Практикум: работа VI Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу. Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива. Требования к знаниям и умениям После изучения материала данного раздела учащийся должен: знать: - понятие алгоритма, как организованной последовательности действий, доступных для некоторого исполнителя; - способы записи алгоритмов; - свойства алгоритмов. иметь представление об: - исполнителе (общая схема знакомства, СКИ, среда) уметь: - строить и исполнять простой алгоритм для учебного исполнителя; - находить и исправлять ошибки в алгоритмах; - формально записывать решение, пользуясь заданными обозначениями; - приводить примеры различных исполнителей. Формализация и моделирование (8 часов) 1-2. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером. 3. Практикум: Практическая работа № 37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории. Практическая работа № 38. Построение генеалогического дерева семьи. 4. Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Практическая работа № 39. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования. 5. Практикум: Практическая работа № 40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования. Практическая работа № 41. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц. 6. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь. 7. Практикум: Практическая работа № 42. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе. 8. Практикум: работа VII Работа с учебной базой данных Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов. Хранение информации (4 часа) 1. Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. 2. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных. 3. Практикум: Практическая работа № 43. Поиск записей в готовой базе данных. Практическая работа № 44. Сортировка записей в готовой базе данных. 4. Практикум: работа VIII Работа с моделями Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм. Коммуникационные технологии (12 час) 1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. 2. Локальные и глобальные компьютерные сети. 3. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. 4. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. 5. Практикум: Практическая работа № 45. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения. 6. Практикум: Практическая работа № 46. Путешествие по Всемирной паутине. Практическая работа № 47. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. 7. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. 8. Архивирование и разархивирование. 9. Практикум: Практическая работа № 48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Практическая работа № 49. Загрузка файла из файлового архива. 10. Практикум: Практическая работа № 50. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов. Практическая работа № 51. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них. 11. Практикум: Практическая работа № 52. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов. 12. Практикум: работа IX Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде WEB-страницы (WEB- сайта) с использованием шаблонов. Планирование веб-страницы (веб-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста). Информационные технологии в обществе (4 час) 1. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. 2. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий. 3. Практикум: Практическая работа № 53. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи. Практическая работа № 54. Защита информации от компьютерных вирусов. Практическая работа № 55. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. 4. Практикум: работа X Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи. Планирование работы. Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты. Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них. Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой. Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов. Резерв свободного учебного времени (2 часа) Календарно – тематическое планирование
|
Учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый... Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего... | Тематическое планирование курса «Информатика и икт». 10-11 класс Учебник: Н. Угринович. Информатика и информационные технологии 10-11 Москва. Бином. Лаборатория знаний 2006 | ||
План-конспект урока по информатике класс: 9 А Учебник: Л. Л. Босова. «Информатика и икт» Базовый курс. 9 класс», в 2-х частях – Москва, бином: Лаборатория знаний, 2012 г | Рабочая программа по информатике 11 класс ... | ||
Рабочая программа по информатике 10 класс ... | Практическое занятие Угринович Н. Д. Информатика и икт-10. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н. Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Информатика и икт. Базовый курс: Учебник для 9 класса /Н. Д. Угринович. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Бином. Лаборатория... | Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции Угринович Н. Д. Информатика и икт. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 | ||
Учебник для 9 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. Цель урока:... Угринович Н. Д. Информатика и икт. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 | Приложение 1 Базовый учебник Н. Д. Угринович Информатика, учебник для 8 класса М.: Бином. Лаборатория знаний | ||
Распоряжение Базовый учебник Н. Д. Угринович Информатика, учебник для 8 класса М.: Бином. Лаборатория знаний | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Литература: физическая культура Базовый учебник Н. Д. Угринович Информатика, учебник для 8 класса М.: Бином. Лаборатория знаний | Программа муниципального дошкольного образовательного учреждения Базовый учебник Н. Д. Угринович Информатика, учебник для 8 класса М.: Бином. Лаборатория знаний | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Информатика и икт. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Н. Д. Угринович. – 5-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 205 с.:... | Перечень программ и технологий образовательной области «Физическая культура» Базовый учебник Н. Д. Угринович Информатика, учебник для 8 класса М.: Бином. Лаборатория знаний |