Скачать 114.49 Kb.
|
х. Куликовский муниципального образования Ленинградский район муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 х. Куликовского муниципального образования Ленинградский район АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ (ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ) «ХИМИЯ В БЫТУ» Автор: Толстых Анна Николаевна, учитель химии Хутор Куликовский 2008 г Пояснительная записка. Программа (17 часов) предназначена для учащихся 9-х классов (рассчитана на 1 ч в неделю). Темы для занятий выбраны из окружающей среды, они позволяют на конкретных примерах осуществлять экономическое и экологическое воспитание учащихся, знакомить их с достижениями химии и проблемами химизации быта. Почти половина часов на практические исследования. Работы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли повторить их в домашних условиях, что повышает интерес к предмету и познавательную активность учащихся. Учащиеся на каждом занятии усваивают полезные сведения по химии для грамотного и обоснованного их применения в повседневной жизни. Основные цели курса. Стимулировать у школьников любознательность, интерес к химии и к явлениям окружающей жизни с точки зрения химии, выработать навыки правильного (безопасного) обращения с химическими материалами в быту. Требования к результатам усвоения материала элективного курса. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Оценка результатов производится не только учителем, но и самими ребятами (самооценка учащихся) – в конце каждой темы и итоговая. Оцениванию подлежит:
Самостоятельная работа учащихся заключается в: работе с литературой и конкретными объектами в быту, проведение практических работ, мини-исследовательских работ, подготовке рефератов, выступлениях на научно-практических конференциях. Основные методы, приемы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с дополнительной литературой, практические работы, исследовательские работы, экскурсии, химические, тематические вечера, рефераты, самостоятельные работы, конференции, консультации. ПРОГРАММА Тема 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами (1ч) Цель. Активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами. Содержание. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом. Тема 2. Вода (2ч). Цель. Изучить физико-химические свойства воды, сформировать понятие о лечебных свойствах минеральных вод. Содержание. Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства. Основные понятия: разновидности природной воды, классификация минеральных вод. Тема 3. Соли (2ч). Цель. Конкретизировать знания учащихся о солях, применяющихся в быту, их свойствах и практическом применении. Содержание. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение. Основные понятия: поваренная соль, сода, ляпис, перманганат калия, нашатырь. Тема 4. Лакокрасочные материалы, клеи (2ч). Цель. Познакомить учащихся с многообразием химических веществ, применяющихся при строительстве и ремонте жилья. А также с пищевыми красителями. Содержание. Классификация лакокрасочных материалов, их состав и назначение. Пищевые красители в домашних условиях. Классификация клеев, их состав и назначение. Выбор клея для различных материалов. Удаление пятен от лакокрасочных материалов и клея. Основные понятия: лакокрасочные материалы, классификация клеев, пятновыводители, пищевые красители. Тема 5. Моющие средства (2ч). Цель. Сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, умение распознавать маркировку на одежде. Содержание. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы. Основные понятия: синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства, маркировка на этикетках. Тема 6. Парфюмерия и косметика(2ч). Цель. Конкретизировать знания учащихся о парфюмерных и косметических средствах, а также знание личной гигиены. Содержание. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение. Основные понятия: парфюмерия, косметика, духи, лосьон, крем, шампунь, зубная паста, зубной порошок, дезодорант. Тема 7. Химический состав пищи (3ч). Цель. Расширить знания учащихся о правильном питании, составе пищи, ее приготовлении и хранении. Содержание. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т. д. Витамины. Основные понятия: питательные вещества. Состав пищи, правила хранения продуктов, витамины. Тема 8. Лекарства (3ч). Цель. Сформировать понятие о природных и синтетических лекарственных препаратах, о вреде самолечения. Содержание. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках. В лесу и на лугу. Основные понятия: лекарственные препараты, правила применения лекарств, лекарственные растения. Примерный тематический план
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Н. Г. Ключников «Практические занятия по химической технологии», «Просвещение», Москва, 1989 2. Н. С. Куприянова «Лабораторно-практические работы по химии в 10-11 классах», «Владос», Москва, 2007 3. Б. Д. Степин, Л. Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффективные опыты по химии», «Дрофа», Москва, 2006 4. И. Н. Чертков, П. Н. Жуков «Химический эксперимент», «Просвещение», Москва, 1989 |
Элективный курс по биологии для учащихся 6 классов составители: Шадренкова Ольга Валентиновна Она включает в себя знания по биологии и экологии. Программа курса обучения составлена для учащихся 6 классов из расчета 34 учебных... | Основные типы занятий: беседа, диспут, практикум, просмотр и обсуждение фильма Программа предназначена для учащихся 9-11 классов и рассчитана на три года, 30 часов (1 час в месяц) | ||
Программа поповского школьного лесничества «Навигатор» Программа предназначена для учащихся 6,7,8,9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными... | Учебному предмету «Искусство» для 8-9 классов Программа предназначена для основной школы и рассчитана на два года обучения в 8 9 классах (68 часов). Данная рабочая программа разработана... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, т е. 68 учебных часов в год: в 1 полугодии-32... | Программа рассчитана на 66 часов, предполагает равномерное распределение... Программа предназначена для организации внеурочной деятельности общекультурного направления обучающихся 5-6 классов. Предусмотренные... | ||
Данная программа является составной частью образовательной программы... Программа курса «Информационные технологии и основы рекламного дела» предлагается для учащихся 10-11-х классов. Она рассчитана на... | Рабочая программа по экологии 8 класс Пояснительная записка Программа предназначена для формирования у учащихся убеждения, что физическое, психическое и духовное здоровье находится в прямой... | ||
Методические разработки занятий для дошкольников по теме «Семь чудес света» Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | Образовательная программа по искусству (9 класс) Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю) | ||
Решением педагогического совета школы протокол №1 от 28 Рабочая программа предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 60 часов (2 ч в неделю), составлена на основе федерального... | Пояснительная записка Программа индивидуально-групповых занятий по... Программа построена с учетом межпредметных связей между иностранным языком и другими предметами, такими как, литература, история,... | ||
Программа элективных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки... Программа элективного курса рассчитана на 8 часов и предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки | Методические рекомендации для проведения интеллектуальной игры «Умники... Интеллектуальная игра рассчитана на учащихся 5 классов при изучении на уроках литературы темы «Сказки зарубежных писателей» | ||
Пояснительная записка рабочая программа учителя по курсу окружающий... Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)... | Рабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе... Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю... |