Урок химии в 9 классе





Скачать 87.79 Kb.
НазваниеУрок химии в 9 классе
Дата публикации15.09.2013
Размер87.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Автор: учитель химии высшей категории МАОУ СОШ №4 г.Абинска Краснодарского края Садайло Эльвира Викторовна

Урок химии в 9 классе

Тема: Химический характер профессий наших родителей. (слайд 1) (см.презентацию)

Тип занятия: урок-практикум с элементами познавательной игры.

Цель: создать условия для развития ключевых компетенций учащихся через информационную образовательную среду.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить качественные реакции в неорганической химии;

  • закрепить умение составления ионных уравнений;

Развивающие:

  • показать важность применения химических знаний и методов в решении жизненно-важных проблем;

  • раскрыть роль предметных знаний для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни;

  • развивать сравнительные, сопоставительные навыки, способность объяснить бытовые явления с точки зрения химии;

Воспитательные:

  • показать применение знаний по химии для некоторых специальностей родителей учащихся

Коммуникативные:

  • уметь работать в паре, находить компромиссы;

  • уметь анализировать и представлять результаты эксперимента.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер;

Реактивы: пищевая сода (NaHCO3), соляная кислота (HCl), хлорид аммония (NH4Cl), нитрат серебра (AgNO3), гидроксид кальция (Ca (OH)2), лакмусовая бумага, сульфат железа (II) (FeSO4), хлорное железо (FeCl3), гидроксид натрия (NaOH), карбонат аммония ((NH4)2CO3), спиртовка, спички, держатель, карбонат кальция (CaCO3).

Методы и приёмы: словесные, наглядные, сравнительные, описательные, лабораторные опыты.

Мотивирование учащихся: человек использует в жизни множество разнообразных веществ: это – вода, водные растворы, средства бытовой химии, лекарственные препараты, пищевые добавки, которые необходимы для улучшения качества жизни людей.

Ход урока:

  1. Введение: в нашем современном мире востребованными являются не только профессии юристов, менеджеров, программистов, но и рабочие специальности. Главное требование, чтобы рабочий владел своей специальностью, был высококлассный. Сегодня мы поговорим о некоторых профессиях ваших родителей, а точнее узнаем, используют ли они знания по химии в своей работе. Ваши родители будут заочными участниками нашего урока. Они зададут вам вопросы.

  2. Мамы всякие нужны, папы всякие важны…(слайд 2)

  1. Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

Терапевт - специалист (слайд 3)

Мама Лёши Парфеленко – врач-терапевт Крымской ЦРБ. (слайд 4)

Вопрос №1 от мамы-врача: при изжоге употребляют раствор пищевой соды. Почему? Нежелательный побочный эффект: вздутие живота. Почему?

(Подсказка: вспомните, что такое сода? Какая кислота в желудке человека?) (слайд 5)

Обсуждение: раствор соды имеет щелочную среду, при повышенной кислотности желудка происходит нейтрализация раствором соды. Пищевая сода – гидрокарбонат натрия (NaHCO3), в желудке – соляная кислота. Вздутие живота можно объяснить выделением углекислого газа при растворении соды в кислоте.

Учащиеся в парах проводят опыт. Взаимодействие гидрокарбоната натрия с соляной кислотой.

Задание: составить уравнения реакции, сокращённое ионное (слайд 6)

Ответ: NaHCO3+ HCl NaCl + CO2 + H2O

HCO3- + H+ CO2 + H2O

Вопрос №2 от мамы-врача: важно ли для врача название лекарственного препарата – «нашатырь» или «нашатырный спирт»? (слайд 7 )

Запомни: NH4Cl и NH4OH

нашатырь NH3 H2O ( (хлорид аммония) нашатырный спирт

(гидроксид аммония)

(слайд 8)

Обсуждение: конечно, т.к. это совершенно разные вещества с разными свойствами, при потери сознания у человека врачи используют раствор нашатырного спирта, запах которому придаёт аммиак.

Ученики в парах проводят качественные реакции на ион аммония и хлорид-ион.

Задание: Составить уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Ответ: 2NH4Cl + Ca(OH)2 CaCl2 + 2NH3 + 2H2O

NH4+ + OH- NH3 + H2O (слайд 9)

NH4Cl +AgNO3 AgCl + NH4NO3

Cl- + Ag+ AgCl (белый творожистый осадок) (слайд 10)

  1. Целый ряд специальностей связано с работой с металлами, в нашем районе это Абинский металлургический завод, Холмский рудник.

Металл везде нас окружает,
Хочу тебе сказать я, друг,
Всё это в жизнь нам воплощает,
Великолепный металлург. (слайд 11)

Папа Олега Максимовича –директор ЗАО НПП «Кубаньцветмет». (слайд 12)

Вопрос № 3 от папы-металлурга: как различить соединения Fe (II) и

Fe (III)? (слайд 13)

Обсуждение: соединения железа со степенью окисления +2 – зеленоватого цвета, а со степенью окисления +3 коричневого. Качественной реакцией является взаимодействие с щелочью.

Учащиеся проводят опыты, используя соли железа с разной степенью окисления и щёлочь.

Задание: составить уравнения реакций, сокращённые ионные (слайд 14)

Ответ: FeSO4 + 2NaOH Fe(OH)2 + Na2SO4

Fe2+ + 2OH- Fe(OH)2 (зеленоватого цвета)

FeCl3 + 3NaOH Fe(OH)3 + 3NaCl

Fe3+ + 3OH- Fe(OH)3 (коричневого цвета)

На заметку! Fe (III) содержится в гемоглобине – веществе, обеспечивающим кислородом ткани живых организмов, поэтому кровь красная, а вот у некоторых червей кровь зелёная – у них Fe(II).

Известен печальный факт: влюблённый студент-химик решил подарить избраннице своего сердца кольцо, сделанное из железа собственной крови. Периодически выпуская кровь, юноша получал соединения, из которых он выделял железо. Бедняга погиб от малокровия, так и не собрав железа, нужного для изготовления кольца, ведь общее количество этого элемента в крови человека 3-4 грамма.

  1. Он в синей спецовке

И в синих очках

Он синюю молнию
Держит в руках.
Она как живая:
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно
Бьётся она! (слайд 15)

Папа Даши Садайло –электрогазосварщик ОАО «Краснодаргазстрой». (слайд 16)

Вопрос №4 от папы-электрогазосварщика: как получить железо из руды, основной компонент которой сульфид железа (II)?

(Подсказка: сначала руду обжигают, а затем из полученного оксида восстанавливают железо) (слайд 17)

Обсуждение: при обжиге сульфидов образуется твёрдое вещество оксид железа (III) и сернистый газ. Оксид железа восстанавливают, пропуская струю водорода над ним.

Задание: составить уравнения реакций (слайд 18)

Ответ: 4FeS + 7O2 2Fe2O3 + 4SO2

Fe2O3 + 3H2 t 2Fe + 3H2O

  1. Профессия кондитера, хлебопекаря всегда была уважаемой и очень вкусной.

Плюшки и булочки кушать спешите!

Их испекла нам мама-кондитер. (слайд 19)

Мама Насти Анопко –кондитер ЧП «Мартюшина». (слайд 20)

Вопрос №5 от мамы-кондитера: почему при выпечке кондитерских изделий добавляют сухие дрожжи или разрыхлители?

(Подсказка: они содержат карбонат аммония, который при нагревании разлагается… ) (слайд 21)

Обсуждение: при разложении карбоната аммония образуются два летучих продукта: углекислый газ и вода. Газообразные вещества придаю выпечке пористость.

Задание: составить уравнение реакции разложения (слайд 22)

Ответ: (NH4)2 CO3 2NH3 + CO2 + H2O

  1. Профессии автомеханика и водителя очень востребованы и необходимы у нас в районе.

Превращает сказку в быль,
Для людей автомобиль -
Это чудо на колесах и рессорах.
Из профессий наших дней,
Нет механика важней,
Толк он знает и в машинах и в моторах.(слайд 23)

Папа Маши Волковой –автомеханик ЧП «Долина», он проводит технический осмотр школьных автобусов. (слайд 24)

Вопрос №6 от папы-автомеханика: почему в систему охлаждения двигателей автомобилей нельзя заливать жёсткую воду?

(Подсказка: жесткая вода содержит гидрокарбонаты кальция и магния, которые при небольшом нагревании разлагаются на…) (слайд 25)

Обсуждение: гидрокарбонаты кальция и магния, которые придают воде временную жёсткость, устраняются кипячением, но при этом образуются твёрдые карбонаты кальция и магния, которые могут повредить систему охлаждения двигателя.

Задание: составить уравнение разложения гидрокарбоната кальция (слайд 26)

Ответ: Сa(HCO3)2 t CaCO3 + H2O + CO2

Последствия жёсткой воды для двигателя автомобиля. (сл.27)

Учащиеся проделывают опыт: разрушение карбонатов под действием соляной кислоты (слайд 28)

Задание: составить уравнения разрушения карбоната кальция при взаимодействии с соляной кислотой. Составить сокращённое ионное уравнение.

Ответ: CaCO3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H+ Ca2+ + H2O + CO2

Заключительное слово учителя:

В повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и др. Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой или гася водой известь, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Объяснение этих и других широко распространенных в жизни человека химических процессов – удел специалистов. Приготовление пищи – это тоже химические процессы. Не стоит далее перечислять химические процессы, которые проводит человек в повседневной жизни. Необходимо лишь отметить, что в любом живом организме в огромных количествах осуществляются различные химические реакции.

Сегодня мы познакомились с применением химических знаний в различных сферах профессиональной деятельности человека.

Рефлексия:

Чтобы вы росли здоровыми, крепкими и сильными

Витамины и лекарства получает химия.

(Всем учащимся подарки-витамины – аскорбиновая кислота).

Мамы разные нужны, папы разные важны…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок химии в 9 классе iconУрок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Урок химии в 9 классе iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок химии в 9 классе iconУрок химии в 8 классе по теме: «Основания»
Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе
Урок химии в 9 классе iconУрок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии...
...
Урок химии в 9 классе iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок химии в 9 классе iconУрок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории...
Программа двухуровневого курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О. С. Габриелян// Программы для общеобразовательных...
Урок химии в 9 классе iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок химии в 9 классе iconРабочая учебная программа по химии в 10 классе Год разработки 2011...
Составлена на основе программы по химии в 10 классе (Фельдман Ф. Г. Рудзитис Г. Е.)
Урок химии в 9 классе iconУрок химии в 8 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным
Урок химии в 9 классе iconУрок химии в 9 – классе Водородные соединения неметаллов
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №128
Урок химии в 9 классе iconАнализ урока английского языка «Хэллоуин» в 5 классе. Урок был проведен...
Всероссийский конкурс журнала «Новое образование» на лучшую методическую разработку «Лучший урок – 2012» (урок «День благодарения»)-...
Урок химии в 9 классе iconУрок химии в 8 классе по теме «Кислоты»
Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта
Урок химии в 9 классе iconУрок химии в 9 классе с мультимедийным сопровождением
Сформировать знания способов получения оксидов азота в лаборатории и образования в природе
Урок химии в 9 классе iconУрок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена»
Повторить основные понятия теории электролитической диссоциации и проверить их усвоение
Урок химии в 9 классе iconУрок по химии в 8 классе. Разработал учитель моу сош №1 п. Селижарово,...
Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь...
Урок химии в 9 классе iconУрок химии в 9 классе «Серная кислота как электролит»
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск