Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты»





Скачать 127.23 Kb.
НазваниеУрок химии в 8 классе по теме «Кислоты»
Дата публикации18.08.2013
Размер127.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты»
Тип урока: изучение нового материала.

Основная цель урока: Создать условия для формирования представлений о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи урока:

Создать условия для: - выхода учащихся на постановку УЗ: «Я буду изучать строение и свойства кислот».

- формирование понятие «кислота»

- открытие учащимися состава и строение кислот;

- совершенствования экспериментальных умений учащихся (исследования действия кислот на индикаторы, отношения кислот к различным металлам) и делать на основе опытов правильные теоретические выводы;

- развитие умения применять имеющиеся знания в новой ситуации посредством составления уравнений химических реакций кислот с металлами;

- развития умения работать в парах и малых группах;

- развития процессов мышления: анализ, синтез, обобщение

Воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе обучения.

Оборудование: таблица растворимости, таблица «Кислоты и соли»: шаростержневые модели кислот (H2S и H2SiO3); наборы индикаторов; образцы кислот(H3BO3,H2SO4, лимонной, соляной, уксусной, ацетилсалициловой) для изучения физических свойств: штатив с пробирками; пластмассовые пластинки с гнездами.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка учебной части.
Анализ ситуации.
Учитель: Изучению, какой темы мы посвятили последние несколько уроков?
Ответ: Классу неорганических соединений.
Учитель: Какие классы веществ нами изучены?
Ответ: Оксиды, основания.
Учитель: Какие вещества называют оксидами?
(Ответы учащихся).
Учитель: Из данного перечня выберите формулы оксидов и дайте им названия: H2SO4, ZnO, KOH, P2O5, FeCI2, AL (OH) 3, Na2O, HNO3, CO2,

Mg (OH) 2, CaCO3, HCL.
(Учащиеся называют, учитель подчеркивает формулы оксидов).
Учитель: Какие вещества называют основаниями? Есть ли они среди данных веществ?
(Учащиеся находят, называют, учитель подчеркиваю).
Учитель: Почему некоторые из формул нами не подчеркнуты?
Ответ: Оставшиеся вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям, т.к. не соответствуют им по составу; это вещества других классов.
Учитель: Каких?
Ответ: Кислот и солей. (Знают учащиеся из предыдущих тем).
Учитель: Сегодня нам предстоит путешествовать по одному из этих классов, а по какому именно, вы узнаете, правильно выполнив следующее задание:


Определите тип каждой из реакций, уравнение которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов определим название класса веществ.


Уравнение реакций

Тип химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Mg+H2SO4=MgSO4+H2

в

б

о

м

2Na+S=Na2S

с

д

ж

н

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

г

т

у

з

KOH+HCI=KCI+H2O

м

е

в

ы

2Ca+O2=2CaO

л

н

г

б

Mg+CuCI2=Cu+MgCI2

з

п

к

д

CaCO3=CaO+CO2

р

и

ф

а


Учитель: Название, какого класса веществ мы получили из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И – кислоты. Итак, этот и следующие два урока мы посвятим изучению класса кислот. Запишите тему урока:
Кислоты
Как и любой вид деятельности начинается с планирования, так и мы начнем изучать кислоты с составления плана. (Один ученик у доски, остальные в тетради). Продумайте и предложите план изучения кислот, запишите его в тетрадь, не проставляя порядковых номеров.
(Сравнивают свой план с планом на доске, дополняют, уточняют, расставляют номера в том порядке, в котором будут изучать кислоты: )
1. Определение понятия «Кислоты»
2. Классификация, строение молекул
3. Свойства:
а) физические
б) химические
4. Способы получения

5.Применение

Сможем ли мы изучить на уроке все, что запланировали?
Ответ: Изучим часть вопросов, (отмечают в плане границу изучения).
Учитель: Чтобы дать определение понятию «Кислота», какие из подчеркнутых формул нам понадобятся? Запишите и назовите формулы кислот. Встречались ли мы с этими веществами раньше? Когда именно?
Ответ: При изучении тем: «Водород», «Основания».
Учитель: Приведите примеры других известных вам кислот и дайте им названия.
Ответ: H2SO4, HNO3, HCI…
Учитель: Что общего в составе этих веществ?
Ответ: Атомы водорода. (Подчеркивают водород в формулах кислот).
Учитель: Как называют атомы и группы атомов после водорода?
Ответ: Кислотный остаток.
(Общая схема кислоты на доске: H. +K.O.)
Исходя из состава, дайте определение понятию «кислота»

(Записывают под диктовку одного из учащихся).
Учитель: Сравните понятие «кислоты», данное вами с тем, что дано в учебнике на стр. 87. Что нужно знать, чтобы дать определение «кислоты» как в учебнике?
Ответ: Не только состав, но и свойства кислот.
Учитель: При составлении химических уравнений нам приходилось использовать формулы кислот. Как мы определяем валентность кислотного остатка? Назовите и подчеркните кислотные остатки, проставьте над ними валентность (, H2SO4). Общая схема кислоты: Hn (KO) n.
Зная валентность кислотного остатка, можно ли составить формулу кислоты?

Составьте, назовите.

(Учитель показывает карточку с кислотным остатком, учащиеся составляют формулу кислоты, называют и сравнивают с образцом)
CrO4-> H2CrO4 хромовая
AsO4-> H3AsO4 мышьяковая
MnO4-> HMnO4 марганцевая
TeO6-> H6TeO6 теллуровая
Br-> HBr бромоводная
Учитель: Удалось ли нам сформулировать определение понятия «кислоты»?

Что помогло это сделать?
Ответ: Формулы.
Учитель: Как они нам помогли? Что мы увидели в формулах всех кислот?
Ответ: У всех есть общее – водород.
Учитель: А раз у них есть общее, почему их называют по-разному?
Ответ: Есть и отличительные признаки.
Учитель: Какие именно отличия имеют кислоты, вы обнаружите, работая с формулами кислот в парах. Значит, к какому вопросу мы подошли?
Ответ: Классификация.
Учитель: Обсудите в парах признаки, по которым можно разделить кислоты по группам, исходя их формул. Какие признаки вы предлагаете взять за основу деления кислот? Чем отличаются кислоты друг от друга по составу?
Ответ: Числом атомов водорода.
Учитель: Сколько их может быть?
Ответ: 1, 2, 3 и более.
Учитель: I. По числу атомов водорода (1-ый признак)
1) Одноосновные;
2) Двухосновные;
3) Трехосновные;
II. По составу кислотного остатка (2-ой признак)
1) Бескислородные;
2) Кислородсодержащие.
(приводятся примеры кислот)
Зная формулу кислоты, можно ли узнать, как в ее молекуле соединяются атомы друг с другом? Какое свойство атомов при этом необходимо помнить?
Ответ: Валентность.
Учитель: Покажем порядок соединения атомов в H2S как бескислородный кислоте.
H2S-> H-S-H (H-Э)
Соединение атомов в H2SiO3 как кислоте кислородсодержащей:
H2SiO3-> SiO2 (Структурная формула H-O-Э).
Составьте структурные формулы и дайте характеристику кислотам с точки зрения их классификации.

1 вариант 2 вариант
HI, H2SO4 H2Se, HNO3

(Слушаем ответы, сверяем, уточняем).
Учитель: Мы установили, что в составе и строении кислот есть общее и есть различия. На что влияет строение вещества?
Ответ: На его свойства.
Учитель: Если строение сходное, то какими должны быть вещества? Если строение разное, то и свойства разные. К какому вопросу мы подошли?
Ответ: К свойствам кислот.
Учитель: Физические свойства опишем, работая в группах по 4 человека.
Л.О. № 1.
(учащиеся работают с образцами 6 кислот, отмечая их характерные признаки, затем беседа по результатам исследования и составляется схема)
В физических свойствах мы установили сходства и различия? Можно ли то же самое сказать о химических свойствах?
Ответ: В химических свойствах тоже должны быть сходства и различия.
Учитель: К какому пункту мы переходим?
Ответ: Химические свойства.
Учитель: Какие химические свойства у кислот вам известны?
(На доске и в тетрадях составляется схема химических свойств кислот).
Учитель: Откуда вам известно, что кислоты реагируют с …
Ответ: При изучении свойств кислот, оснований, темы «Водород».
Учитель: Каким способом можно определить, что выданное вам вещество является кислотой?
Ответ: С помощью индикатора.


Учитель: Что такое индикаторы? Назовите известные вам индикаторы и укажите их окраску в нейтральной среде. А вот как индикаторы изменяют свою окраску в кислой среде, исследуем вместе.
Л.О. № 2
(Учащиеся 1 ряда исследуют действие на индикаторы раствора HCI, 2 ряда -раствора H2SO4, 3 ряда –раствора H3PO4, учитель –HNO3. Результат исследования обсуждаем и записываем в таблицу):






Фиолетовый лакмус

Метиловый оранжевый

Фенолфталеин (бесцветный)

HCI

Красный

Розовый

Бесцветный

H2SO4

Красный

Розовый

Бесцветный

H3PO4

Красный

Розовый

Бесцветный

HNO3

Красный

Розовый

Бесцветный


Учитель: Какой общий вывод по действию кислот на индикаторы можно сделать? Занесите результаты нашего исследования в таблицу.

(Таблица дана в теме «Основания»)

Какое химическое свойство кислот мы изучили?

Ответ:

1) Кислоты изменяют окраску индикаторов (см. таблицу).
2) Взаимодействуют с металлами…
Учитель: Одинаково ли протекает реакция кислот с металлами, определим с помощью эксперимента.
Л.О. № 3
1 вариант исследуют действия раствора HCI на Zn, Fe, Cu.
2 вариант исследуют действия раствора H2SO4 на Zn, Fe, Cu.
Во всех ли пробирках идет химическая реакция?
Что является признаком химической реакции?
C каким металлом реакция идет быстрее?

Запишите уравнения реакций, укажите их тип. (Учащиеся на доске и в тетрадях записывают уравнения химических реакций и определяют их тип)
Подобные опыты по взаимодействию кислот с металлами проводил русский ученый Бекетов, в результате чего им был составлен ряд активности металлов (теперь носящий его имя).
Найдите в заданном ряду металлы: Zn, Fe, Cu. Как изменяется их химическая активность в ряду (слева на право)? Металлы в ряду Бекетова разделяет водород. Какие металлы, стоящие до или после водорода способны вытеснять его из кислот? (исключая HNO3)
(Дописывают второе химическое свойство кислот и выполняют задание на закрепление).
Определите, какие из реакций осуществимы:
Mg+HCI= K+H2S=
Cu+H2SO4(p-p)= Hg+HCI=
Zn+H3PO4= AI+H2SO4=
Запишите уравнения возможных реакций, определите их тип, назовите вещества.
Что сегодня мы изучали?
Ответ: Кислоты.
Учитель: Что именно по теме «Кислоты» мы изучили? (См. план). С какого вопроса мы начнем работу на следующем уроке?
Ответ: С изучения химических свойств кислот.
(Учитель предлагает тест по проверке усвоения знаний).
1. В данном ряду к кислотам не относятся: а) H2S б) NH3 в) HCI.
2. Какое из веществ не меняет окраску индикаторов?
a) H2SO3 б) H2O в) NaOH.


3. Кислотному остатку BrO4 соответствует кислота:
a) HBrO3 b) HBrO4 b) HBr..
4. Наличие кислорода – обязательная составляющая часть всех кислот:
а) да; б) нет
5. Порядок соединения атомов в молекуле показывает формула:

а) молекулярная; б) структурная
6. Металл, не способный вытеснять водород из растворов кислот:
а) Zn б) Pb в) Hg
Домашнее задание: 1) записи в тетрадях, 2) параграф 32 стр. 86-89 (п.3 в химических свойствах), упр. №2 стр.91. Изучить формулы кислот на стр.87.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок-зачет по химии в 8 классе по теме «Водород, кислоты, соли»
Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок химии в 8 классе по теме: «Кислоты»
Аскорбиновая кислота в таблетках. Рас­творы азотной, серной, фосфорной, соляной кислот. Индикаторы. Концентрированная серная кислота....
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок химии в 8 классе по теме «Химические свойства кислот»
В три пробирки прилейте по 1 мл раствора серной кислоты. В первую пробирку добавьте несколько капель лакмуса, во вторую – фенолфталеина,...
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок химии. 9 класс. Оксид серы (VI). Серная кислота. Цели
Изучение свойств серной кислоты в процессе выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности при растворении концентрированной...
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconСамостоятельная работа по химии "Кислоты"
Предлагаю вам решить задания по химии на тему «кислоты, основания, оксиды». Ответы можно присылать по электронной почте на мой адрес:...
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химия 8 класс, программа О. С. Габриеляна. Урок – изучение нового материала. Второй урок по теме «Кислоты, классификация и свойства»....
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок химии в 8 классе по теме: «Основания»
Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства»
Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет...
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок по химии в 8-м классе по теме "Физические и химические явления"
Цели урока: способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии...
...
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок: Карбоновые кислоты: строение и номенклатура, изомерия. Карбоновые кислоты в природе
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconУрок химии в 9 классе Тема: Углерод и его соединения Урок-сказка...
Цель. Закрепить знания по теме в игровой, занимательной форме. Подготовить учащихся к самостоятельной работе. Вызвать у них интерес...
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» iconИстоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок
Выступить с сообщениями о составе, строении, свойствах угольной кислоты и её солей, о нахождении карбонатов в природе, их практическом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск