Скачать 127.23 Kb.
|
Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» Тип урока: изучение нового материала. Основная цель урока: Создать условия для формирования представлений о кислотах как классе неорганических соединений. Задачи урока: Создать условия для: - выхода учащихся на постановку УЗ: «Я буду изучать строение и свойства кислот». - формирование понятие «кислота» - открытие учащимися состава и строение кислот; - совершенствования экспериментальных умений учащихся (исследования действия кислот на индикаторы, отношения кислот к различным металлам) и делать на основе опытов правильные теоретические выводы; - развитие умения применять имеющиеся знания в новой ситуации посредством составления уравнений химических реакций кислот с металлами; - развития умения работать в парах и малых группах; - развития процессов мышления: анализ, синтез, обобщение Воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе обучения. Оборудование: таблица растворимости, таблица «Кислоты и соли»: шаростержневые модели кислот (H2S и H2SiO3); наборы индикаторов; образцы кислот(H3BO3,H2SO4, лимонной, соляной, уксусной, ацетилсалициловой) для изучения физических свойств: штатив с пробирками; пластмассовые пластинки с гнездами. Ход урока I. Организационный момент. II. Постановка учебной части. Анализ ситуации. Учитель: Изучению, какой темы мы посвятили последние несколько уроков? Ответ: Классу неорганических соединений. Учитель: Какие классы веществ нами изучены? Ответ: Оксиды, основания. Учитель: Какие вещества называют оксидами? (Ответы учащихся). Учитель: Из данного перечня выберите формулы оксидов и дайте им названия: H2SO4, ZnO, KOH, P2O5, FeCI2, AL (OH) 3, Na2O, HNO3, CO2, Mg (OH) 2, CaCO3, HCL. (Учащиеся называют, учитель подчеркивает формулы оксидов). Учитель: Какие вещества называют основаниями? Есть ли они среди данных веществ? (Учащиеся находят, называют, учитель подчеркиваю). Учитель: Почему некоторые из формул нами не подчеркнуты? Ответ: Оставшиеся вещества нельзя отнести к оксидам и основаниям, т.к. не соответствуют им по составу; это вещества других классов. Учитель: Каких? Ответ: Кислот и солей. (Знают учащиеся из предыдущих тем). Учитель: Сегодня нам предстоит путешествовать по одному из этих классов, а по какому именно, вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: Определите тип каждой из реакций, уравнение которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов определим название класса веществ.
Учитель: Название, какого класса веществ мы получили из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И – кислоты. Итак, этот и следующие два урока мы посвятим изучению класса кислот. Запишите тему урока: Кислоты Как и любой вид деятельности начинается с планирования, так и мы начнем изучать кислоты с составления плана. (Один ученик у доски, остальные в тетради). Продумайте и предложите план изучения кислот, запишите его в тетрадь, не проставляя порядковых номеров. (Сравнивают свой план с планом на доске, дополняют, уточняют, расставляют номера в том порядке, в котором будут изучать кислоты: ) 1. Определение понятия «Кислоты» 2. Классификация, строение молекул 3. Свойства: а) физические б) химические 4. Способы получения 5.Применение Сможем ли мы изучить на уроке все, что запланировали? Ответ: Изучим часть вопросов, (отмечают в плане границу изучения). Учитель: Чтобы дать определение понятию «Кислота», какие из подчеркнутых формул нам понадобятся? Запишите и назовите формулы кислот. Встречались ли мы с этими веществами раньше? Когда именно? Ответ: При изучении тем: «Водород», «Основания». Учитель: Приведите примеры других известных вам кислот и дайте им названия. Ответ: H2SO4, HNO3, HCI… Учитель: Что общего в составе этих веществ? Ответ: Атомы водорода. (Подчеркивают водород в формулах кислот). Учитель: Как называют атомы и группы атомов после водорода? Ответ: Кислотный остаток. (Общая схема кислоты на доске: H. +K.O.) Исходя из состава, дайте определение понятию «кислота» (Записывают под диктовку одного из учащихся). Учитель: Сравните понятие «кислоты», данное вами с тем, что дано в учебнике на стр. 87. Что нужно знать, чтобы дать определение «кислоты» как в учебнике? Ответ: Не только состав, но и свойства кислот. Учитель: При составлении химических уравнений нам приходилось использовать формулы кислот. Как мы определяем валентность кислотного остатка? Назовите и подчеркните кислотные остатки, проставьте над ними валентность (, H2SO4). Общая схема кислоты: Hn (KO) n. Зная валентность кислотного остатка, можно ли составить формулу кислоты? Составьте, назовите. (Учитель показывает карточку с кислотным остатком, учащиеся составляют формулу кислоты, называют и сравнивают с образцом) CrO4-> H2CrO4 хромовая AsO4-> H3AsO4 мышьяковая MnO4-> HMnO4 марганцевая TeO6-> H6TeO6 теллуровая Br-> HBr бромоводная Учитель: Удалось ли нам сформулировать определение понятия «кислоты»? Что помогло это сделать? Ответ: Формулы. Учитель: Как они нам помогли? Что мы увидели в формулах всех кислот? Ответ: У всех есть общее – водород. Учитель: А раз у них есть общее, почему их называют по-разному? Ответ: Есть и отличительные признаки. Учитель: Какие именно отличия имеют кислоты, вы обнаружите, работая с формулами кислот в парах. Значит, к какому вопросу мы подошли? Ответ: Классификация. Учитель: Обсудите в парах признаки, по которым можно разделить кислоты по группам, исходя их формул. Какие признаки вы предлагаете взять за основу деления кислот? Чем отличаются кислоты друг от друга по составу? Ответ: Числом атомов водорода. Учитель: Сколько их может быть? Ответ: 1, 2, 3 и более. Учитель: I. По числу атомов водорода (1-ый признак) 1) Одноосновные; 2) Двухосновные; 3) Трехосновные; II. По составу кислотного остатка (2-ой признак) 1) Бескислородные; 2) Кислородсодержащие. (приводятся примеры кислот) Зная формулу кислоты, можно ли узнать, как в ее молекуле соединяются атомы друг с другом? Какое свойство атомов при этом необходимо помнить? Ответ: Валентность. Учитель: Покажем порядок соединения атомов в H2S как бескислородный кислоте. H2S-> H-S-H (H-Э) Соединение атомов в H2SiO3 как кислоте кислородсодержащей: H2SiO3-> SiO2 (Структурная формула H-O-Э). Составьте структурные формулы и дайте характеристику кислотам с точки зрения их классификации. 1 вариант 2 вариант HI, H2SO4 H2Se, HNO3 (Слушаем ответы, сверяем, уточняем). Учитель: Мы установили, что в составе и строении кислот есть общее и есть различия. На что влияет строение вещества? Ответ: На его свойства. Учитель: Если строение сходное, то какими должны быть вещества? Если строение разное, то и свойства разные. К какому вопросу мы подошли? Ответ: К свойствам кислот. Учитель: Физические свойства опишем, работая в группах по 4 человека. Л.О. № 1. (учащиеся работают с образцами 6 кислот, отмечая их характерные признаки, затем беседа по результатам исследования и составляется схема) В физических свойствах мы установили сходства и различия? Можно ли то же самое сказать о химических свойствах? Ответ: В химических свойствах тоже должны быть сходства и различия. Учитель: К какому пункту мы переходим? Ответ: Химические свойства. Учитель: Какие химические свойства у кислот вам известны? (На доске и в тетрадях составляется схема химических свойств кислот). Учитель: Откуда вам известно, что кислоты реагируют с … Ответ: При изучении свойств кислот, оснований, темы «Водород». Учитель: Каким способом можно определить, что выданное вам вещество является кислотой? Ответ: С помощью индикатора. Учитель: Что такое индикаторы? Назовите известные вам индикаторы и укажите их окраску в нейтральной среде. А вот как индикаторы изменяют свою окраску в кислой среде, исследуем вместе. Л.О. № 2 (Учащиеся 1 ряда исследуют действие на индикаторы раствора HCI, 2 ряда -раствора H2SO4, 3 ряда –раствора H3PO4, учитель –HNO3. Результат исследования обсуждаем и записываем в таблицу):
Учитель: Какой общий вывод по действию кислот на индикаторы можно сделать? Занесите результаты нашего исследования в таблицу. (Таблица дана в теме «Основания») Какое химическое свойство кислот мы изучили? Ответ: 1) Кислоты изменяют окраску индикаторов (см. таблицу). 2) Взаимодействуют с металлами… Учитель: Одинаково ли протекает реакция кислот с металлами, определим с помощью эксперимента. Л.О. № 3 1 вариант исследуют действия раствора HCI на Zn, Fe, Cu. 2 вариант исследуют действия раствора H2SO4 на Zn, Fe, Cu. Во всех ли пробирках идет химическая реакция? Что является признаком химической реакции? C каким металлом реакция идет быстрее? Запишите уравнения реакций, укажите их тип. (Учащиеся на доске и в тетрадях записывают уравнения химических реакций и определяют их тип) Подобные опыты по взаимодействию кислот с металлами проводил русский ученый Бекетов, в результате чего им был составлен ряд активности металлов (теперь носящий его имя). Найдите в заданном ряду металлы: Zn, Fe, Cu. Как изменяется их химическая активность в ряду (слева на право)? Металлы в ряду Бекетова разделяет водород. Какие металлы, стоящие до или после водорода способны вытеснять его из кислот? (исключая HNO3) (Дописывают второе химическое свойство кислот и выполняют задание на закрепление). Определите, какие из реакций осуществимы: Mg+HCI= K+H2S= Cu+H2SO4(p-p)= Hg+HCI= Zn+H3PO4= AI+H2SO4= Запишите уравнения возможных реакций, определите их тип, назовите вещества. Что сегодня мы изучали? Ответ: Кислоты. Учитель: Что именно по теме «Кислоты» мы изучили? (См. план). С какого вопроса мы начнем работу на следующем уроке? Ответ: С изучения химических свойств кислот. (Учитель предлагает тест по проверке усвоения знаний). 1. В данном ряду к кислотам не относятся: а) H2S б) NH3 в) HCI. 2. Какое из веществ не меняет окраску индикаторов? a) H2SO3 б) H2O в) NaOH. 3. Кислотному остатку BrO4 соответствует кислота: a) HBrO3 b) HBrO4 b) HBr.. 4. Наличие кислорода – обязательная составляющая часть всех кислот: а) да; б) нет 5. Порядок соединения атомов в молекуле показывает формула: а) молекулярная; б) структурная 6. Металл, не способный вытеснять водород из растворов кислот: а) Zn б) Pb в) Hg Домашнее задание: 1) записи в тетрадях, 2) параграф 32 стр. 86-89 (п.3 в химических свойствах), упр. №2 стр.91. Изучить формулы кислот на стр.87. |
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Урок-зачет по химии в 8 классе по теме «Водород, кислоты, соли» Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011 | ||
Урок химии в 8 классе по теме: «Кислоты» Аскорбиновая кислота в таблетках. Растворы азотной, серной, фосфорной, соляной кислот. Индикаторы. Концентрированная серная кислота.... | Урок химии в 8 классе по теме «Химические свойства кислот» В три пробирки прилейте по 1 мл раствора серной кислоты. В первую пробирку добавьте несколько капель лакмуса, во вторую – фенолфталеина,... | ||
Урок химии. 9 класс. Оксид серы (VI). Серная кислота. Цели Изучение свойств серной кислоты в процессе выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности при растворении концентрированной... | Самостоятельная работа по химии "Кислоты" Предлагаю вам решить задания по химии на тему «кислоты, основания, оксиды». Ответы можно присылать по электронной почте на мой адрес:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Химия 8 класс, программа О. С. Габриеляна. Урок – изучение нового материала. Второй урок по теме «Кислоты, классификация и свойства».... | Урок химии в 8 классе по теме: «Основания» Конспект урока может быть использован учителями химии при изучении темы «Основания» в 8 классе | ||
Урок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства» Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет... | Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | Урок по химии в 8-м классе по теме "Физические и химические явления" Цели урока: способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях | ||
Урок по химии в 9 классе на тему: "Роль М. В. Ломоносова в развитии... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок: Карбоновые кислоты: строение и номенклатура, изомерия. Карбоновые кислоты в природе | ||
Урок химии в 9 классе Тема: Углерод и его соединения Урок-сказка... Цель. Закрепить знания по теме в игровой, занимательной форме. Подготовить учащихся к самостоятельной работе. Вызвать у них интерес... | Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок Выступить с сообщениями о составе, строении, свойствах угольной кислоты и её солей, о нахождении карбонатов в природе, их практическом... |