Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок





НазваниеИстоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок
Дата публикации11.10.2013
Размер87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Муниципальное образовательное учреждение

Грибинская основная общеобразовательная школа

Технологическая карта урока по химии в 9 классе

«Угольная кислота и её соли»
Истоцкая Галина Николаевна

учитель химии

2007


Технологическая карта урока № 48


Тема урока

Угольная кислота и её соли

Цель деятельности учителя на уроке

Организовать работу учащихся по изучению угольной кислоты и её солей

Цели деятельности учащихся

Выступить с сообщениями о составе, строении, свойствах угольной кислоты и её солей, о нахождении карбонатов в природе, их практическом использовании

Провести химический эксперимент: реакции обмена в водных растворах, качественную реакцию на карбонат-ион, взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов


Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

- состав, строение, свойства угольной кислоты;

- состав, карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращение;

- нахождение карбонатов в природе;

- практическое использование реакции углекислого газа с водой, карбонатов и гидрокарбонатов

Учащиеся должны уметь:

- проводить реакции обмена в водных растворах,

- проводить качественную реакцию на карбонат-ион;

- использовать приобретённые знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе и практического использования химических веществ в быту

Личностная значимость изучаемого для школьников материала

Почему открытая газированная вода становится невкусной?

Почему кальцинированную соду можно использовать в качестве моющего средства?

Как образуются карстовые пещеры и в чём опасность вымывания известняков?

Тип урока

Урок изучения нового материала

Структура урока

1. Постановка проблемы учителем, который создаёт мотивационную основу для активного изучения нового материала

2. Изучение нового материала (выступления учащихся).

1).Состав, строение, особенности свойств угольной кислоты, её получение.

2).Соли угольной кислоты, практическое использование солей.

3). Свойства солей угольной кислоты: гидролиз, взаимодействие с солями, с кислотами, взаимопревращение карбонатов и карбонатов, разложение при нагревании.

4). Нахождение карбонатов в природе, их происхождение.

5). Образование карстовых пещер.

3.Подведение итогов урока по записям на доске.

4.Домашнее задание.

Методы обучения

Проблемный, словесный, практический,наглядный

Организация деятельности учащихся

На предыдущем уроке учащиеся получают индивидуальные (если класс большой – групповые) домашние задания приготовить сообщения и эксперимент по темам (см. приложение №1).

На уроке учащиеся выступают с сообщениями, проводят эксперимент, демонстрируют образцы солей, таблицы (см. приложение № 2).

Учащиеся слушают выступления, наблюдают за ходом эксперимента, делают записи в тетрадях.

Деятельность учителя

Учитель выступает в роли корреспондента. Он ставит проблему, предлагает вариант её решения (см. приложение №3). Делает записи на доске, которая служит ему корреспондентским блокнотом. Учитель следит за правильностью выступлений, соблюдением правил охраны труда при постановке эксперимента. В конце урока организует подведение итогов урока.

Развитие умений учащихся

Умение работать с различными источниками информации, публично выступать, проводить эксперимент, проводить наблюдения.

Основные понятия и термины урока

Угольная кислота, слабый электролит, карбонаты, гидрокарбонаты, гидролиз, качественная реакция на карбонат-ион, мел, мрамор, известняк, карстовая пещера.

Источники информации

Н.Е. Кузнецова и др. Химия 9 класс с.168 – 171

Г.И.Шелинский Химия 9 класс с.180 – 182

С.С. Бердоносов Химия 9 класс с.98 - 102

Домашнее задание

Н.Е. Кузнецова и др. Химия 9 класс с.168 – 171, №1 с. 171


Контрольно-оценочная деятельность

Оцениваются выступления и эксперимент, которые проводят учащиеся.


Приложение №1

Домашние задания к уроку «Угольная кислота и её соли»

Тема сообщения

Название эксперимента

1.Состав, строение, особенности свойств угольной кислоты, её получение

Разложение угольной кислоты при открывании газированной воды

Получение угольной кислоты

2.Карбонаты, гидрокарбонаты, их состав, названия, практическое использование, физические свойства. Гидролиз карбонатов

Демонстрация солей в тех упаковках, в которых они продаются в магазине.

Гидролиз карбонатов.

3.Взаимодействие карбонатов с другими солями

Взаимодействие карбоната натрия с хлоридом кальция и хлоридом бария

4.Взаимодействие карбонатов с кислотами, разложение карбонатов и гидрокарбонатов при нагревании

Качественная реакция на карбонат-ион

5.Взаимопревращение карбонатов и карбонатов

Взаимопревращение карбонатов и карбонатов

6.Нахождение карбонатов в природе, их образование

Демонстрация образцов мела, известняка, мрамора

Рассмотрение мела под микроскопом

7.Образование пещер, карст

Демонстрация таблицы «Карстовые пещеры»


Приложение №2

Примерное содержание выступлений учащихся.

(Учащийся вначале выступления представляется как лаборант, доцент, профессор, кандидат химических наук, геолог и т. п.)

1 ученик.

Н2СО3 - молекулярная формула угольной кислоты. Это двухосновная кислота.

(Показывается карточка со структурной формулой угольной кислоты). Степень окисления углерода в угольной кислоте равна +4.

Получают угольную кислоту растворением углекислого газа в воде

СО2 + Н2О === Н2СО3 (из 600 молекул углекислого газа только одна превращается в угольную кислоту)

Угольная кислота – непрочное соединение. Эта реакция обратима. Прямая реакция происходит при получении газированной воды, а когда мы открываем бутылку с газированной водой, то идёт обратная реакция (демонстрация). В результате, если газированная вода постоит долго в стакане, то от кисло-сладкого вкуса останется только сладкий вкус.

Угольная кислота существует только в водном растворе, выделить в чистом виде её невозможно.

Угольная кислота – очень слабый электролит. Она незначительно диссоциирует на ионы, но степень диссоциации кислоты очень мала.

1 ступень Н2СО3 === Н+ + НСО3-

гидрокарбонат ион

2 ступень НСО3- === Н+ + СО32-

карбонат ион

Диссоциация по второй ступени практически не идёт.

Угольная кислота обладает свойствами, общими для всех кислот.

2 ученик

Соли угольной кислоты. Как двухосновная кислота, она образует два ряда солей: средние и кислые. Средние соли называют карбонатами, а кислые – гидрокарбонатами. 1.Карбонаты (демонстрация солей)

Na2CO3 - карбонат натрия, кальцинированная сода (моющее средство, для производства мыла, стекла, бумаги)

Na2CO3 10 H2O – кристаллогидрат карбоната натрия, кристаллическая сода (для производства мыла и стекла)

CaCO3 – карбонат кальция (строительный материал, в металлургии, в сельском хозяйстве для известкования почв)

K2CO3 - карбонат калия, поташ (калийное удобрение, для производства тугоплавкого стекла и мыла)

Все карбонаты – твёрдые кристаллические вещества. Карбонаты щелочных металлов, кроме лития, карбонат аммония – растворимы, а карбонаты кальция, магния и другие – нерастворимы.

2. Гидрокарбонаты (демонстрация)

NaHCO3 - гидрокарбонат натрия, питьевая сода ( разрыхлитель в кондитерском деле, для производства искусственных минеральных вод, в огнетушителях, в лечебных целях (при изжоге)).

Все гидрокарбонаты хорошо растворимы в воде.

Свойства карбонатов и гидрокарбонатов.

1.Карбонаты щелочных металлов подвергаются гидролизу.

Добавим к раствору карбоната натрия фенолфталеин (демонстрация). Окраска становится малиновой, значит среда раствора щелочная. А все щёлочи – мылкие на ощупь, обладают моющим действием. (Записывается уравнение гидролиза в молекулярном и ионном виде).

3 ученик

2.Растворимые карбонаты взаимодействуют с другими растворимыми солями.

(Проводится реакция взаимодействия карбоната натрия с растворимыми солями кальция и бария, записываются уравнения в молекулярном и ионном виде).

4 ученик

3. Карбонаты и гидрокарбонаты при действии даже слабых кислот разлагаются с выделением углекислого газа. (Проводится реакция взаимодействия карбоната натрия и карбоната кальция с соляной или другой кислотой, записываются уравнения в молекулярном и ионном виде, указывается, что данная реакция является качественной реакцией на карбонат ион, отмечается характерный признак реакции).

4. Карбонаты всех металлов, кроме щелочных, разлагаются при нагревании (записывается уравнение). Гидрокарбонаты при нагревании переходят в карбонаты (записывается уравнение).

5 ученик

5. Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов. При длительном пропускании углекислого газа через суспензию карбоната кальция образуется растворимый гидрокарбонат кальция. (Проводится реакция, отмечаются признаки, записываются уравнения).

6 ученик

Нахождение карбонатов в природе. Карбонат кальция входит в состав горных пород:

мрамора, мела, известняка. Эти горные породы содержат разную массовую долю карбоната кальция. Мрамор - камень различной окраски, прочный. Известняк – камень светло-серого цвета, непрочный. Мел – разновидность известняка, белый, непрочный (по ходу рассказа демонстрируются образцы мела, мрамора, известняка). Мрамор, мел, известняк используются в строительстве, а известняк, кроме этого используется для раскисления почв.

Известняк – это порода органического происхождения, она образуется из раковин моллюсков, оболочек инфузорий, коралловых полипов. Мел – продукт перекристаллизации известняков под влиянием высокой температуры и давления. Если рассмотреть мел или известняк под микроскопом, то можно увидеть остатки древнейших животных. Учащимся предлагается рассмотреть заранее приготовленные микропрепараты мела и известняка под микроскопом.

7 ученик

В земной коре могут быть большие залежи известняка. Под действием воды и углекислого газа нерастворимые карбонаты превращаются в растворимые гидрокарбонаты, которые вымываются водой. В результате в земной коре образуются пустоты (карсты). Вот такие пустоты и называют карстовыми пещерами. Они бывают разной формы и размеров. Пещера может сообщаться с поверхностью одним или несколькими отверстиями. Пещеры славятся причудливыми натечными образованиями: сталактитами и сталагмитами. Сталактит – висячее известковое образование, нарастающее вниз. Сталагмит – конус или столб на дне пещеры. Когда сталактиты и сталагмиты соединяются, образуется известковая колонна – сталактон. В пещерах могут быть бурные потоки, водопады, тихие озёра. В пещерах свой особый животный мир. Много пещер на Кавказе, в Крыму, Западных Саянах (по ходу рассказа ученик показывает картины или иллюстрации пещер, которые поражают своей неповторимостью и красотой).

Но образование карст в районах жилых или промышленных построек может привести к тому, что под землю проваливаются жилые дома, промышленные здания, другие постройки.

Когда холодный раствор гидрокарбоната кальция с током воды оказывается на поверхности земли, то он нагревается под солнечными лучами и разлагается на карбонат кальция, углекислый газ и воду. Таким образом, карбонат кальция вновь осаждается, только в другом месте.

Приложение №3

Постановка проблемы учителем.

Недавно моя знакомая отдыхала в Крыму. Она рассказывала, что видела пещеру, которая образовалась в результате вымывания известняка. Но, насколько мне известно, известняки в воде не растворяются. Как же происходит их вымывание? Я стала изучать этот вопрос и в результате оказалась в лаборатории по изучению угольной кислоты и её солей. Специалисты, которые работают в этой лаборатории, согласились рассказать об угольной кислоте и её солях. Классная доска будет служить моим корреспондентским блокнотом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconСоставила Бровина Галина Палиновна, учитель русского языка и литературы...
Раскрыть тайну духовной красоты героев рассказа, их духовные ценности, нравственные законы, по которым они живут
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconПрограмма конференции «фгос: проблемы введения, первый опыт» Дата проведения
Работает выставка средств информатизации (каб. №203). Руководитель – Чиркова Галина Николаевна, учитель химии мбоу игринская сош...
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconТехнологическая карта урока
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconУрока по химии в 8 классе. Тема «Классификация оксидов»
Технологическая карта урока по химии в 8 классе. Тема «Классификация оксидов». Сулима Е. Ю. учитель высшей категории
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconУрок столярного дела в 8 классе Технологическая карта урока номинация «Коррекционная педагогика»
Кисель Сергей Сергеевич, учитель профессионально-трудового обучения мкоу с(К)оши VIII вида п. Светлополянск
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconПриложение. Если тема проходится в виде блочно-модульного способа...
Продолжить формирование понятия о том, что в основе всего живого лежит клетка; развивать приемы учебной деятельности
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconУрок обучения грамоте в 1 классе, учитель: Ракевич Татьяна Григорьевна...
Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных действий
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconЛютова Виктория Николаевна (воспитатель мбдоу №65)
Оборудование: таблицы, гербарий, текст и рисунки учебника, технологическая карта урока, учебник для 6-го класса «Бактерии. Грибы....
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconУрок технологическая карта по алгебре в 8 классе по теме «Квадратные уравнения»

Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconУрок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель
Составитель: Зеленкова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии моу сош №59, г. Ярославля
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологическая карта урока по химии «Физические и химические явления. Химические реакции» в соответствии с требованиями фгос
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconТехнологическая карта урока Технология проектного обучения Урок географии в 7 классе Тема урока
Оборудование: Карта природных зон южной Америки (ЮА), компьютер, плазма (проектор и экран), рисунки животных и растений. Электронная...
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconТехнологическая карта урока русского языка. Класс
Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар «Технологическая карта урока – управление качеством образования в системе «учитель-ученик»
Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок iconМкоу «Гимназия №1» г. Калачинска Технологическая карта урока английского языка Класс 5 Учитель
Ученик получит возможность научиться кратко излагать результаты выполненной проектной работы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск