Скачать 87 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Грибинская основная общеобразовательная школа Технологическая карта урока по химии в 9 классе «Угольная кислота и её соли» Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урока № 48
Приложение №1 Домашние задания к уроку «Угольная кислота и её соли»
Приложение №2 Примерное содержание выступлений учащихся. (Учащийся вначале выступления представляется как лаборант, доцент, профессор, кандидат химических наук, геолог и т. п.) 1 ученик. Н2СО3 - молекулярная формула угольной кислоты. Это двухосновная кислота. (Показывается карточка со структурной формулой угольной кислоты). Степень окисления углерода в угольной кислоте равна +4. Получают угольную кислоту растворением углекислого газа в воде СО2 + Н2О === Н2СО3 (из 600 молекул углекислого газа только одна превращается в угольную кислоту) Угольная кислота – непрочное соединение. Эта реакция обратима. Прямая реакция происходит при получении газированной воды, а когда мы открываем бутылку с газированной водой, то идёт обратная реакция (демонстрация). В результате, если газированная вода постоит долго в стакане, то от кисло-сладкого вкуса останется только сладкий вкус. Угольная кислота существует только в водном растворе, выделить в чистом виде её невозможно. Угольная кислота – очень слабый электролит. Она незначительно диссоциирует на ионы, но степень диссоциации кислоты очень мала. 1 ступень Н2СО3 === Н+ + НСО3- гидрокарбонат ион 2 ступень НСО3- === Н+ + СО32- карбонат ион Диссоциация по второй ступени практически не идёт. Угольная кислота обладает свойствами, общими для всех кислот. 2 ученик Соли угольной кислоты. Как двухосновная кислота, она образует два ряда солей: средние и кислые. Средние соли называют карбонатами, а кислые – гидрокарбонатами. 1.Карбонаты (демонстрация солей) Na2CO3 - карбонат натрия, кальцинированная сода (моющее средство, для производства мыла, стекла, бумаги) Na2CO3 10 H2O – кристаллогидрат карбоната натрия, кристаллическая сода (для производства мыла и стекла) CaCO3 – карбонат кальция (строительный материал, в металлургии, в сельском хозяйстве для известкования почв) K2CO3 - карбонат калия, поташ (калийное удобрение, для производства тугоплавкого стекла и мыла) Все карбонаты – твёрдые кристаллические вещества. Карбонаты щелочных металлов, кроме лития, карбонат аммония – растворимы, а карбонаты кальция, магния и другие – нерастворимы. 2. Гидрокарбонаты (демонстрация) NaHCO3 - гидрокарбонат натрия, питьевая сода ( разрыхлитель в кондитерском деле, для производства искусственных минеральных вод, в огнетушителях, в лечебных целях (при изжоге)). Все гидрокарбонаты хорошо растворимы в воде. Свойства карбонатов и гидрокарбонатов. 1.Карбонаты щелочных металлов подвергаются гидролизу. Добавим к раствору карбоната натрия фенолфталеин (демонстрация). Окраска становится малиновой, значит среда раствора щелочная. А все щёлочи – мылкие на ощупь, обладают моющим действием. (Записывается уравнение гидролиза в молекулярном и ионном виде). 3 ученик 2.Растворимые карбонаты взаимодействуют с другими растворимыми солями. (Проводится реакция взаимодействия карбоната натрия с растворимыми солями кальция и бария, записываются уравнения в молекулярном и ионном виде). 4 ученик 3. Карбонаты и гидрокарбонаты при действии даже слабых кислот разлагаются с выделением углекислого газа. (Проводится реакция взаимодействия карбоната натрия и карбоната кальция с соляной или другой кислотой, записываются уравнения в молекулярном и ионном виде, указывается, что данная реакция является качественной реакцией на карбонат ион, отмечается характерный признак реакции). 4. Карбонаты всех металлов, кроме щелочных, разлагаются при нагревании (записывается уравнение). Гидрокарбонаты при нагревании переходят в карбонаты (записывается уравнение). 5 ученик 5. Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов. При длительном пропускании углекислого газа через суспензию карбоната кальция образуется растворимый гидрокарбонат кальция. (Проводится реакция, отмечаются признаки, записываются уравнения). 6 ученик Нахождение карбонатов в природе. Карбонат кальция входит в состав горных пород: мрамора, мела, известняка. Эти горные породы содержат разную массовую долю карбоната кальция. Мрамор - камень различной окраски, прочный. Известняк – камень светло-серого цвета, непрочный. Мел – разновидность известняка, белый, непрочный (по ходу рассказа демонстрируются образцы мела, мрамора, известняка). Мрамор, мел, известняк используются в строительстве, а известняк, кроме этого используется для раскисления почв. Известняк – это порода органического происхождения, она образуется из раковин моллюсков, оболочек инфузорий, коралловых полипов. Мел – продукт перекристаллизации известняков под влиянием высокой температуры и давления. Если рассмотреть мел или известняк под микроскопом, то можно увидеть остатки древнейших животных. Учащимся предлагается рассмотреть заранее приготовленные микропрепараты мела и известняка под микроскопом. 7 ученик В земной коре могут быть большие залежи известняка. Под действием воды и углекислого газа нерастворимые карбонаты превращаются в растворимые гидрокарбонаты, которые вымываются водой. В результате в земной коре образуются пустоты (карсты). Вот такие пустоты и называют карстовыми пещерами. Они бывают разной формы и размеров. Пещера может сообщаться с поверхностью одним или несколькими отверстиями. Пещеры славятся причудливыми натечными образованиями: сталактитами и сталагмитами. Сталактит – висячее известковое образование, нарастающее вниз. Сталагмит – конус или столб на дне пещеры. Когда сталактиты и сталагмиты соединяются, образуется известковая колонна – сталактон. В пещерах могут быть бурные потоки, водопады, тихие озёра. В пещерах свой особый животный мир. Много пещер на Кавказе, в Крыму, Западных Саянах (по ходу рассказа ученик показывает картины или иллюстрации пещер, которые поражают своей неповторимостью и красотой). Но образование карст в районах жилых или промышленных построек может привести к тому, что под землю проваливаются жилые дома, промышленные здания, другие постройки. Когда холодный раствор гидрокарбоната кальция с током воды оказывается на поверхности земли, то он нагревается под солнечными лучами и разлагается на карбонат кальция, углекислый газ и воду. Таким образом, карбонат кальция вновь осаждается, только в другом месте. Приложение №3 Постановка проблемы учителем. Недавно моя знакомая отдыхала в Крыму. Она рассказывала, что видела пещеру, которая образовалась в результате вымывания известняка. Но, насколько мне известно, известняки в воде не растворяются. Как же происходит их вымывание? Я стала изучать этот вопрос и в результате оказалась в лаборатории по изучению угольной кислоты и её солей. Специалисты, которые работают в этой лаборатории, согласились рассказать об угольной кислоте и её солях. Классная доска будет служить моим корреспондентским блокнотом. |
Составила Бровина Галина Палиновна, учитель русского языка и литературы... Раскрыть тайну духовной красоты героев рассказа, их духовные ценности, нравственные законы, по которым они живут | Программа конференции «фгос: проблемы введения, первый опыт» Дата проведения Работает выставка средств информатизации (каб. №203). Руководитель – Чиркова Галина Николаевна, учитель химии мбоу игринская сош... | ||
Технологическая карта урока Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются | Урока по химии в 8 классе. Тема «Классификация оксидов» Технологическая карта урока по химии в 8 классе. Тема «Классификация оксидов». Сулима Е. Ю. учитель высшей категории | ||
Урок столярного дела в 8 классе Технологическая карта урока номинация «Коррекционная педагогика» Кисель Сергей Сергеевич, учитель профессионально-трудового обучения мкоу с(К)оши VIII вида п. Светлополянск | Приложение. Если тема проходится в виде блочно-модульного способа... Продолжить формирование понятия о том, что в основе всего живого лежит клетка; развивать приемы учебной деятельности | ||
Технологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование... | Урок обучения грамоте в 1 классе, учитель: Ракевич Татьяна Григорьевна... Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных действий | ||
Лютова Виктория Николаевна (воспитатель мбдоу №65) Оборудование: таблицы, гербарий, текст и рисунки учебника, технологическая карта урока, учебник для 6-го класса «Бактерии. Грибы.... | Урок технологическая карта по алгебре в 8 классе по теме «Квадратные уравнения» | ||
Урок «Природа наш друг. Жизнь под угрозой» Составитель Составитель: Зеленкова Ольга Николаевна, учитель химии и биологии моу сош №59, г. Ярославля | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технологическая карта урока по химии «Физические и химические явления. Химические реакции» в соответствии с требованиями фгос | ||
Технологическая карта урока Технология проектного обучения Урок географии в 7 классе Тема урока Оборудование: Карта природных зон южной Америки (ЮА), компьютер, плазма (проектор и экран), рисунки животных и растений. Электронная... | Технологическая карта урока русского языка. Класс Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме; урок обобщающего повторения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Семинар «Технологическая карта урока – управление качеством образования в системе «учитель-ученик» | Мкоу «Гимназия №1» г. Калачинска Технологическая карта урока английского языка Класс 5 Учитель Ученик получит возможность научиться кратко излагать результаты выполненной проектной работы |