Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена»





Скачать 82.69 Kb.
НазваниеУрок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена»
Дата публикации02.07.2014
Размер82.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан


Урок химии в 9 классе

«Реакции ионного обмена»

Подготовила и провела:

учитель химии первой

квалификационной категории

Плисова А. Н.

Мелеуз, 2009 г.

Тема: Реакции ионного обмена. (Слайд № 1)

Девиз: Чтобы что-то узнать, надо уже что-то знать. (С. Лем) (Слайд № 2)

Тип урока: урок усовершенствования знаний

Цели:

образовательные:

1) Повторить основные понятия теории электролитической диссоциации и проверить их усвоение.

2) Изучить материал о реакциях ионного обмена, условиях их необратимого протекания.

3) Научить составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

4) Дать представление о применении реакций ионного обмена в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

развивающие:

1) Развивать у учащихся умение выделять и запоминать главное, существенное; логически последовательно и компактно излагать свои мысли.

2) Развивать логическое мышление, умения наблюдать и делать выводы.

3) Выработать умения и навыки в составлении полных и сокращенных ионных уравнений реакций.

воспитывающие:

1) Воспитывать у учащихся организованность, самостоятельность.

2) Способствовать развитию безопасного и аккуратного выполнения химических опытов и бережного отношения к окружающей среде.

3) Воспитывать умение слушать учителя и своих одноклассников, умение работать в группе.

Сверхзадачей урока является активное формирование аналитического мышления учащихся, их способности к комплексному восприятию взаимосвязей различных областей жизни и науки.

Метод: Беседа, объяснение, лабораторная работа.

Оборудование: белый экран, компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Реакции ионного обмена»; таблица растворимости солей, кислот и оснований; штатив с пробирками, пипетки.

Реактивы: для проведения лабораторного опыта – растворы: хлорида бария, сульфата натрия, карбоната натрия, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида калия, сульфата меди (II), фенолфталеин.

Ход урока:

І. Организационный момент (1 мин.)

Учитель: Здравствуйте! Садитесь!

II. Повторение пройденного материала (7-9 мин.)

Учитель: На предыдущих уроках мы выяснили, что при растворении в воде электролиты распадаются на ионы. Как называется этот процесс?

Учащиеся: Электролитическая диссоциация.

Учитель: Какие вещества называются электролитами?

Учащиеся: Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток.

Учитель: Выполним следующее задание. (Слайд № 3)

Учитель: Задание «Куча мала». На доске беспорядочно расположены ионы: , , ,,, , , . Разложите их по двум папкам с названием «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ». Дайте названия всем ионам. К доске приглашается один учащийся. Проверяем правильность выполнения задания.

Учитель: Что представляют собой соли, кислоты, основания как электролиты?

Учащиеся:

Соли – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков.

Кислоты – это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотных остатков.

Основания – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и гидроксид-ионы.

Учитель: «Ионы, объединяйтесь!» Составить молекулярные формулы веществ-электролитов, состоящих из ионов, которые необходимо взять из папок «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ». У доски работает один человек. Анализируем выполнение задания..

Учитель: Выберите из перечня веществ электролиты и запишите уравнения диссоциации этих веществ: хлорид магния, сульфат бария, гидроксид калия, кремниевая кислота, карбонат калия, гидроксид меди (II), оксид алюминия, сульфат алюминия, гидроксид бария, соляная кислота.

К доске идет один ученик, остальные выполняют задание в тетради.

Ответ:

MgCl2 → Mg2+ + 2Cl¯;

KOH → K+ + OH¯;

K2CO3 → 2K+ + CO32−;

Al2(SO4)3 → 2Al3+ + 3SO42−;

Ba(OH)2 → Ba2+ + 2OH¯;

HCl → H+ + Cl¯.

III. Основная часть (25-27 мин.)

Учитель: Записываем тему нашего урока: «Реакции ионного обмена». Что это значит «реакции обмена»? Дайте определение.

Учащиеся: Реакции обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

Учитель: А что же означает выражение «реакции ионного обмена»?

Учащиеся: Реакции обмена, протекающие между ионами (Слайд 4).

Учитель: С условиями протекания таких реакций можно ознакомиться опытным путем, выполняя лабораторную работу. Но прежде чем приступить к ней, вспомним правила техники безопасности (Слайд № 5):

1. Пользуемся малым количеством реактивов, стараемся их не проливать, чтоб вещества не попадали на кожу лица и рук.

2. Ничего не пробовать на вкус, нюхать летучие вещества с осторожностью. 3. Содержать рабочее место в чистоте и порядке.

Записываем в тетради:

Лабораторная работа.

«Реакции ионного обмена».

и чертим таблицу (Слайд № 6):

Исходные вещества

Наблюдение

Вывод

о прохождении реакции

Уравнения реакций

1. Na2CO3 и HCl

2. BaCl2 и Na2SO4

3.NaOH (+фенолфталеин)

и HCl

4. KCl и Na2SO4











Учитель: Опыт №1. Наливаем в пробирку по 1 мл карбоната натрия и соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

Учащиеся: Выделение газа.

Учитель: Записываем наблюдение во вторую колонку и делаем вывод: Реакция идет до конца. Последнюю колонку таблицы пока не заполняем.

Учитель: Опыт №2. Наливаем в пробирку по 1 мл хлорида бария и сульфата натрия. Что вы наблюдаете?

Учащиеся: Выпадение белого осадка.

Учитель: Записываем наблюдение и вывод.

Учитель: Опыт №3. Наливаем в пробирку 1мл гидроксида натрия (добавляем 1-2 капли фенолфталеина) и 1 мл соляной кислоты. Что вы наблюдаете?

Учащиеся: При добавлении фенолфталеина раствор стал малиновым, а затем обесцветился.

Учитель: Записываем наблюдение: изменение цвета индикатора (малиновый → бесцветный) и вывод.

И последний опыт №4. Наливаем в пробирку по 1 мл хлорида калия и сульфата натрия. Что вы наблюдаете?

Учащиеся: Признаков не наблюдается.

Учитель: Что это значит? Записываем наблюдение и вывод: Реакция обмена не протекает до конца, т.е. является обратимой.

Учитель: Существуют ли какие-нибудь закономерности в протекании таких реакций? Чтобы получить ответ на этот вопрос, запишем уравнения этих реакций не только в молекулярном, но и в ионном виде (полное и сокращенное ионное уравнения). Для этого посмотрим на алгоритм составления этих уравнений (Слайд № 7).

А теперь заполняем четвертую колонку нашей таблицы.

Запись на доске: (1 пример разбирает учитель, а остальные – сами ученики у доски)

1) Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CO2↑ + H2O ― молекулярное уравнение;

2Na+ + CO32− + 2H+ + 2Cl → 2Na+ + 2Cl + CO2↑ + H2O ― полное ионное уравнение;

CO32− + 2H+ → CO2↑ + H2O ― сокращенное ионное уравнение.

2) ВаСl2 + Na2SO4 → ВаSO4↓ + 2NaСl ― молекулярное уравнение;

Ва2+ + 2Сl+ 2Na+ + SO42− → ВаSO4↓ + 2Na+ + 2Сl― полное ионное уравнение;

Ва2+ +SO42− → ВаSO4↓ ― сокращенное ионное уравнение.

3) NaOH + HCl → NaCl + H2O ― молекулярное уравнение;

Na+ + OH+ H + + Cl → Na+ + Cl+ H2O ― полное ионное уравнение;

OH+ H+ → H2O ― сокращенное ионное уравнение.

4) 2KCl + Na2SO4 → K2SO4 + 2NaCl ― молекулярное уравнение;

2K+ + 2Cl + 2Na+ + SO42− → 2K+ + SO42− + 2Na+ + 2Cl ― полное ионное уравнение.

Учитель: Подведем итог нашей лабораторной работы. Записываем вывод: Реакции ионного обмена протекают только в тех случаях, когда в результате выделяется газ, осадок или вода (Слайд № 8). Примеров ионных реакций, в которых образуются осадок, вода и газ, очень много (Слайд № 9).

Для лучшего запоминания случаев необратимого протекания реакций ионного обмена учащимся предлагаются следующие рифмованные строки (Слайд № 10).

Если выделится газ-

Это раз;

И получится вода -

Это два;

А еще - нерастворимый

Осаждается продукт…

«Есть осадок», - говорим мы.

Это третий важный пункт.

Химик "правила обмена"

Не забудет никогда:

В результате - непременно

Будет газ или вода,

Выпадет осадок –

Вот тогда порядок!

Учитель: Реакции ионного обмена имеют широкое практическое значение в промышленности и в повседневной жизни человека. Так, например, кондитерами используются разрыхлители теста – это углекислый газ. Который получается при взаимодействии кислоты и пищевой соды. Он обеспечивает нужную структуру пор теста и вкус продукта. (Слайд № 11)

Учитель: А теперь выполним обратную задачу. Дано сокращенное ионное уравнение: Cu2+ + 2OH → Cu(OH)2↓. Нужно подобрать вещества и экспериментально проверить.(Слайд № 12)

2NaOH + CuSO4 → Cu(OH)2↓ + Na2SO4

2Na+ + 2OH + Cu2+ + SO42− → Cu(OH)2↓ + 2Na+ + SO42−

Cu2+ + 2ОН → Cu(ОН)2↓ (голубой осадок)

IV. Закрепление (3-4 мин.)

Учитель: Давайте проведем «морское путешествие» для закрепления полученных знаний.

I. Бухта «Всезнайка» Ответьте на вопросы теста. (Слайд № 13)

1. Определите, в каком случае реакция протекает до конца:

а) MgSO4 + Ba(NO3)2

б) MgCl2 + Ba(NO3)2

в) BaCl2 + Mg(NO3)2

г) BaSO4 + Mg(NO3)2

2. Определите в каком случае реакция обратима:

а) AgNO3 + NaCl →

б) MgCl2 + Na2SO4

в) K2CO3 + HCl →

г) H3PO4 + KOH →

3. Реакция ионного обмена идет до конца в результате выделения газа при взаимодействии:

а) Cu(OH)2 с H2SO4;

б) CaCO3 с HCl;

в) KOH с Zn(NO3)2;

г) Na2CO3 с CaCl2.

II. Залив «Неизвестный» (Слайд № 14).

1. Сокращенному ионному уравнению реакции Al3+ + 3ОН → Al(ОН)3↓ отвечает взаимодействие веществ:

а) Al2O3 и HCl;

б) Al2O3 и H2O;

в) AlPO4 и KOH;

г) Al(NO3)3 и NaOH.

2. Сокращенное ионное уравнение 2H+ + 2OH → 2H2O соответствует взаимодействию веществ:

а) H2 + O2

б) Ba(OH)2 + H2SO4

в) KOH + H2SO4

г) Cu(OH)2 + H2SO4

Ответы: 1) а; 2) г; 3) б; 4) б; 5) в.

III. Причал «Экспериментальный»

Даны реактивы: соляная кислота, хлорид железа (III), хлорид бария, сульфат меди, карбонат кальция, гидроксид калия. Требуется получить: Fe(OH)3, BaSO4, CO2.

V. Домашнее задание (2-3 мин.)

Учитель: Запишите задание на дом:

§ 4, упражнение 3 стр. 20. (Слайд № 15)

Учитель: Урок окончен! Спасибо за урок. Все свободны! (Слайд № 16)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconУрока: «Реакции ионного обмена»
Цель: изучить реакции ионного обмена в растворах электролитов, протекающие до конца
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconУрок по химии «Реакции ионного обмена» (проблемный метод обучения)
Развивать коммуникативные способности учащихся через организацию работы в парах, мини-дискуссии
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции, урок 7
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconУрока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена»
Овр, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления, закономерности протекания ионных процессов с участием растворов...
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: тема Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Урок №6
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно–восстановительные реакции»
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconКонспектов по темам: электролитическая диссоциация; кислоты, основания,...
Критерии протекания окислительно-восстановительных реакций: методическая разработка для преподавателей химии
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» icon"Ионные уравнения"
Основные понятия темы: реакции ионного обмена, ионные реакции, ионные уравнения, молекулярные уравнения реакций, полные и сокращённые...
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
ПР№1. Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена»
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Практическая работа «Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз. Реакции ионного обмена»
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconУрок по теме: «Реакции электролитов в водных растворах»
Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, сформировать понятие о реакциях ионного обмена идущих до конца; закрепить...
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconТема урока Реакции ионного обмена Закрепление знаний и умений (с...
Воспитания (личностные) создать условия для формирования таких качеств как аккуратность, активность, самостоятельность
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconУрок по химии учителя Газарян С. Г. План урока по теме: «Уравнения...
Оборудование: штатив, держатель пробирок, спиртовка, CuO, hcl, H2SO4, FeCl3,Na2s baCl2, фенолфталеин
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconРешение: в связи с неблагоприятными погодными условиями внести корректировку...
Внесение изменений в календарно-тематические планы в связи отсутствия занятий из-за неблагоприятных погодных условий
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реакции обмена – такие реакции, в которых электролиты обмениваются своими ионами
Урок химии в 9 классе «Реакции ионного обмена» iconУрок по химии по разделу «Химические реакции в органической химии»
Раннев П. П. Философия религии : Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011. 63 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск