Скачать 176.37 Kb.
|
М инистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Отдел ГО, ЧС и ЕДДС Администрации Зимовниковского района «Утверждаю» Начальник отдела ГО, ЧС и ЕДДСАдминистрацииЗимовниковского района С.Н. Буряков «_______»_______________________ 20_ г. ПЛАН-КОНСПЕКТдля проведения группового занятия Тема: № 2 «Опасности возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий». Учебные цели: 1. Иметь представление о факторах опасности и последствиях возникающих при ведении военных действий и вследствии этих действий.. 2. Знать поражающие факторы и последствия применения ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и обычных средств нападения. 3. Иметь представление о вторичных факторах поражения. Время: - 1 час. Метод: - лекция Место занятия : - учебный классУчебные вопросы и расчет времени
Литература:
Учебно-материальное обеспечение
Методические рекомендации
2. При подготовке к занятиям, а также для закрепления знаний слушателями необходимо использовать плакаты и видеофильмы. Содержание и ход занятия Руководитель занятия, проверив наличие слушателей и готовность к занятиям, объявляет тему, цели, учебные вопросы и литературу, порядок проведения занятия. 1-й учебный вопрос: Ядерное оружие, его боевые свойства и поражающие факторыЯдерное оружие- оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии. Это одно из самых разрушительных средств ведения войны. Оно включает различные ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, снабженные ядерными взрывными устройствами), средства управления ими и средства доставки к цели (носители). Ядерные взрывы могут проводиться на поверхности земли (воды), под землей (водой) и в воздухе. В связи с этим ядерные взрывы разделяют на виды, приведенные на схеме 67. Поражающие факторы ядерного взрыва - ударная волна, световое излучение, проникающая радиация., радиоактивное заражение и электромагнитный импульс (схема 68). Ударная волна ядерного взрыва - один из основных поражающих факторов. В зависимости от того, в какой среде она действует, ее называют соответственно воздушной, ударной (в воде) и сейсмовзрывной (в грунте) волной. Ударная волна способна наносить поражения людям, разрушать различные сооружения (рис. 28), технику и другие объекты на значительных расстояниях от места взрыва. Воздействие ударной волны на людей может быть непосредственным и косвенным. При непосредственном воздействии причиной травм является мгновенное повышение давления воздуха, что воспринимается как резкий удар, ведущий к переломам, повреждению внутренних органов, разрыву кровеносных сосудов. При косвенном воздействии люди поражаются летящими обломками, камнями, битым стеклом и другими предметами. Основной способ защиты людей и техники от ударной волны (рис. 29) -изоляция от ее действия в естественных и искусственных укрытиях и убежищах (канавах, оврагах, лощинах, щелях, траншеях, кюветах, погребах, защитных сооружениях). Световое излучение - это поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Его источник - светящаяся область, образуемая раскаленными воздухом и продуктами взрыва. Световое излучение распространяется практически мгновенно и длится в зависимости от мощности ядерного взрыва до 20 с. Оно способно вызывать ожоги кожи, поражение органов зрения и возгорание горючих материалов и объектов. Поражающее действие светового излучения уменьшается при увеличении расстояния от центра взрыва. Зависимость ориентировочных радиусов поражения людей световым излучением, км, от мощности ядерных зарядов (при дальности видимости 25 км) приведена ниже: Тротиловые эквиваленты.......... 1 тыс. т 20 тыс. т 1 млн т 5 млн т 10 млн т Радиус поражения людей, вызывающий у них ожоги: третьей степени.............. 0,6 2,4 12,8 24,0 32,2 второй степени.............. 0,8 2,9 14,4 28,8 43,2 первой степени.............. 1,1 4,2 22,4 36,4 51,3 Световое излучение не проникает через непрозрачные материалы. Поэтому любая преграда (стена, покрытие, здание, брезент, деревья), способная создать тень, защищает от действия света и исключает ожоги (рис. 30). Значительно ослабляется световое излучение в запыленном (задымленном) воздухе, тумане, при дожде и снегопаде. Проникающая радиация- это совместное излучение гамма-лучей и нейтронов. Источниками служат ядерные реакции, протекающие в боеприпасе в момент взрыва, и радиоактивный распад осколков (продуктов) деления. Время действия проникающей радиации на наземные объекты (рис. 31) составляет 15-25 с. Оно определяется временем подъема облака взрыва на высот)' 2-3 км, при которой гамма-нейтронное излучение, поглощаясь толщей воздуха, практически не достигает поверхности земли. Проходя через живую ткань, гамма-излучение и нейтроны ионизируют молекулы, входящие в состав клеток, и могут вызвать лучевую болезнь. В результате прохождения излучений через материалы в окружающей среде их интенсивность уменьшается. На этом, главным образом, основывается защита от проникающей радиации. Наибольшей эффективностью ослабления действия этого поражающего фактора обладают защитные инженерные сооружения и специальные противорадиационные экраны (рис. 32). Ослабляет действие ионизирующих излучений на организм человека применение различных противорадиационных препаратов. Радиоактивное заражение местности и воздушного пространства возникает в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва. Его источниками являются продукты деления ядерного заряда, радиоактивные изотопы, образующиеся в результате воздействия нейтронов на грунт, и не разделившаяся часть заряда. При ядерном взрыве радиоактивные вещества поднимаются вверх, образуя облако. Под воздействием высотных ветров оно перемещается на большие расстояния, заражая местность в районе взрыва и образуя по пути движения так называемый след. След радиоактивного облака условно делится на четыре зоны (рис. 33): • зона А- умеренное заражение; ее площадь составляет 70-80 % площади следа; • зона Б- сильное заражение; на долю этой зоны приходится примерно 10 % площади следа; • зона В- опасное заражение; эта зона занимает примерно 8-10 % площади следа; • зона Г- чрезвычайно опасное заражение; она составляет примерно 2-3 % площади следа. Уровни радиации на внешних границах этих зон через 1 ч после взрыва соответственно равны 8, 80, 240 и 800 Р/ч, а через 10 ч-0,5, 5, 15 и 50 Р/ч. Наибольшую опасность радиоактивные вещества представляют в первые часы после выпадения, так как в этот период их активность наиболее велика. Инженерные сооружения, здания и техника обеспечивают разный уровень защиты на радиоактивно зараженной местности, о чем говорят данные о кратности ослабления дозы излучения Косл, приведенные ниже: Щели: дезактивированные открытые .…….....20 недезактивированные открытые ..…….. 3 перекрытые ................………..................40 Убежища ........................……............1000 Дома: деревянные одноэтажные ..…..................3 каменные: одноэтажные...........……….................... 10 двухэтажные .............……......................20 трехэтажные ..............………..................40 многоэтажные ........…………..................70 Подвалы домов: одноэтажных ............…….......................40 двухэтажных ...............………...............100 многоэтажных .............………..............400 Автомобили ...........……….......................2 Электромагнитный импульс - это кратковременное {менее 1 с) электромагнитное поле, возникающее при взрыве ядерного боеприпаса. Следствием его может быть выход из строя отдельных элементов радиоэлектронной и электротехнической аппаратуры. Поражение людей возможно только в случаях, когда они в момент взрыва соприкасаются с проводными линиями. Защита от электромагнитного импульса достигается экранированием аппаратуры, линий управления и энергоснабжения. При ядерных взрывах в населенных пунктах или вблизи объектов экономики могут возникнуть вторичные поражающие факторы. К ним относятся взрывы (при разрушении емкостей и агрегатов с природным газом), пожары (при повреждении электросетей и емкостей с легко воспламеняющимися жидкостями), затопление местности (при разрушении плотин), заражение местности, атмосферы и водоемов (при разрушении химических объектов и атомных электростанций). 2-й учебный вопрос Химическое оружие. Защита от поражающих факторовХимическое оружие - это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К нему относят боевые отравляющие вещества и средства их применения. Отравляющие вещества (OB) - это химические соединения, способные поражать незащищенных людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать на длительный период местность и водоемы. Ими снаряжают ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП). Используют ОВ в капельно-жидком состоянии, в виде пара, газа и аэрозолей (туман, дым). В организм человека они проникают через органы дыхания, пищеварения, кожу и глаза. Характерными признаками применения отравляющих веществ являются (рис. 34): • менее резкий, несвойственный обычным боеприпасам, звук разрыва бомб, снарядов и мин; • облако газа, дыма или тумана в местах разрывов бомб, снарядов и мин или движущееся со стороны противника; • темные исчезающие полосы позади самолетов и капли и туман от ОВ на местности; • маслянистые капли, пятна, лужи, подтеки на местности или в воронках от разрывов снарядов, мин и бомб; • раздражение органов дыхания и глаз; понижение остроты зрения или потеря его; посторонний запах, несвойственный данной местности; • увядание растительности и изменение ее окраски. По характеру токсического действия ОВ подразделяют на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые, раздражающие и психохимические (схема 69). Отравляющие вещества нервно-паралитического действия (Ви-Икс, зарин) поражают нервную систему через органы дыхания, при проникновении в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой. Стойкость их летом - более суток, зимой -несколько недель и даже месяцев. Для поражения человека достаточно очень малого Отравляющие вещества кожно-нарывного действия (иприт) обладают многосторонним поражающим действием. В капельно-жидком и парообразном состояниях они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров - дыхательные пути и легкие, при попадании в организм с пищей и водой - органы пищеварения. Характерная особенность иприта - наличие периода скрытого действия (поражение выявляется не сразу, а через 2 ч и более). Признаки поражения: покраснение кожи, образование на ней мелких пузырей, которые затем сливаются в крупные и через двое-трое суток лопаются, переходя в трудно заживающие язвы. Эти ОВ, как правило, вызывают общее отравление организма, которое проявляется в повышении температуры, недомогании. Отравляющие вещества удушающего действия (фосген) воздействуют на организм через органы дыхания. Признаки поражения: сладковатый, неприятный привкус во рту, кашель, головокружение, общая слабость. После выхода из очага заражения эти явления проходят, и пострадавший в течение 4-6 ч чувствует себя нормально. В этот период развивается отек легких. Затем может резко ухудшиться дыхание; появятся кашель с обильным выделением мокроты, головная боль, повышенная температура, одышка, участится сердцебиение. Отравляющие вещества общеядовитого, действия (синильная кислота и хлорциан) поражают человека только при вдыхании им воздуха, зараженного их парами. Признаки поражения: металлический привкус во рту, раздражение в горле, головокружение, слабость, тошнота, резкие судороги, паралич. Отравляющие вещества раздражающего действия (Си-Эс, адамсит и др.) вызывают жжение и боль во рту, горле и в глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания. Отравляющие вещества психохимического действия (Би-Зет) действуют на центральную нервную систему и вызывают психологические (галлюцинации, страх, подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства. По своему назначению ОВ подразделяют на группы в зависимости от характера поражающего действия: смертельные, временно выводящие живую силу из строя и раздражающие (схема 70). Совершенствование химического оружия привело к появлению бинарных ОВ. Бинарные газы и смеси состоят из относительно безвредных компонентов, дающих при смешивании высокотоксичные ОВ. Принцип действия бинарных ОВ состоит в том, что во время выстрела разрушается перегородка между двумя нетоксичными компонентами, в результате чего происходит химическая реакция. К индивидуальным средствам защиты от ОВ относятся противогазы, защитные костюмы, перчатки и чулки, предохраняющие от поражения органы дыхания, слизистую оболочку глаз и кожные покровы. Наиболее надежными средствами индивидуальной защиты являются противогазы, особенно в случае применения противником аэрозолей. При отсутствии противогазов можно использовать простые защитные средства (ватно-марлевые повязки, респираторы, защитные маски из фильтрующих материалов и др.). Для предохранения поверхности тела и кожных покровов от поражения применяют защитные противохимические накидки и костюмы, а также водонепроницаемые защитные плащи, имеющиеся у населения, различные подручные средства, например, пальто и др. К коллективным средствам защиты относятся специальные убежища, герметизированные и оборудованные фильтровентиляционными установками. Дома и другие помещения также могут служить защитой, если обеспечить их надежную герметизацию. 3-й учебный вопрос Бактериологическое оружие. Защита от поражающих факторовБактериологическое оружие - это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряженные биологическими средствами. Оно предназначено для массового поражения людей, сельскохозяйственных животных и посевов. Поражающее действие биологического оружия основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков) и вырабатываемых некоторыми бактериями ядов (табл. 6). К классу бактерий относятся возбудители большинства наиболее опасных заболеваний человека - чумы, холеры, сибирской язвы, сапа. Вирусы являются возбудителями сыпного тифа, пятнистой лихорадки Скалистых гор, лихорадки цицикамуши. Грибки способствуют развитию тяжелых форм бластомикоза, гистоплазмоза и др. Некоторые микроорганизмы вырабатывают ядовитые токсины (сильнодействующие яды), вызывающие отравления и такие заболевания, как ботулизм и дифтерия. Для поражения сельскохозяйственных животных могут применяться возбудители таких заболеваний, как чума крупного рогатого скота, свиней, а также некоторых болезней, опасных и для человека (сибирская язва, сап). Для поражения сельскохозяйственных растений возможно использование возбудителей ржавчины злаков, картофельной гнили, грибкового заболевания риса, а также насекомых-вредителей, таких как колорадский жук, саранча, гессенская муха. Существуют различные способы применения бактериологического оружия: •аэрозольный - заражение приемного слоя воздуха частицами аэрозоля распылением биологических рецептур; внешний признак применения бактериологического оружия таким способом - туманообразное облако в виде следа, оставляемого самолетом, воздушным шаром; •трансмиссией -рассеивание искусственно зараженных кровососущих переносчиков болезней, которые затем через укусу передают людям и животным возбудителей заболеваний; внешний признак - появление значительного количества грызунов, клещей и других переносчиков заболеваний; •диверсионный -заражение биологическими средствами воздуха и воды в замкнутых пространствах при помощи диверсионного снаряжения; внешние признаки—одновременное возникновение массовых заболеваний людей и животных в границах определенной территории. Начало применения .противником бактериологического оружия может быть определено с помощью приборов и по внешним признакам, к которым относятся (рис. 35): менее резкий в сравнении с обычным боеприпасом звук разрыва; образование при разрыве боеприпаса облака дыма или тумана; наличие в месте разрыва капель жидкости или порошкообразного вещества; темные полосы, оставляемые самолетом противника. Для защиты населения от бактериологического оружия проводят комплекс противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий. Это экстренная профилактика, обсервация и карантин, санитарная обработка, дезинфекция зараженных объектов. При необходимости уничтожают насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация). 4-й учебный вопрос: Современные обычные средства поражения и защита от них Обычное оружие - это огневые и ударные средства, стрельба из которых ведется артиллерийскими, зенитными, авиационными, стрелковыми и инженерными боеприпасами и огнесмесями. По своему предназначению боеприпасы и системы обычных средств поражения могут быть разделены на несколько видов (схема 71). Осколочные боеприпасы служат для поражения людей. В них имеется большое количество (до нескольких тысяч) убойных элементов (шариков, иголок, стрелок и пр.) массой от долей грамма до нескольких граммов. Такие боеприпасы наносят множество ранений, особенно на открытой местности. Фугасные боеприпасы предназначены для поражения промышленных, административных и жилых зданий, железнодорожных узлов, мостов, техники и людей. Основной поражающий фактор - воздушная ударная волна. Кумулятивные боеприпасы поражают бронированные цели. Принцип их действия основан на прожигании преграды мощной струей газов большой плотности с высокой температурой. Бетонобойные боеприпасы применяют для разрушения взлетно-посадочных полос аэродромов и других объектов, имеющих бетонное покрытие. Боеприпасы объемного взрыва поражают воздушной ударной волной и огнем людей, здания, сооружения и технику. Принцип действия их заключается в распылении газовоздушных смесей с последующим подрывом образовавшегося облака. Зажигательные боеприпасы предназначены для поражения людей, техники и других объектов. Принцип их действия основан на использовании высоких температур. Основу зажигательных боеприпасов составляют группы смесей и веществ, указанные на схеме 72. Наиболее эффективной огнесмесью считают напалм, состоящий из бензина (90-97 %) и порошка-загустителя (3-10 %). Напалм хорошо воспламеняется даже на влажных поверхностях, способен создавать высокотемпературный очаг (1000-1200 °С) с длительностью горения 5-10 мин. Он легче воды, поэтому плавает, сохраняя при этом способность гореть. Пирогели горят со вспышками, при этом температура поднимается до 1600 °С и выше. Образующийся при горении шлак может прожигать тонкие листы железа. Термитные составы- спрессованный порошок металлов (чаще алюминия) и окислов тугоплавких металлов. Горящий термит разогревается до 3000 °С. При такой температуре растрескиваются бетон и кирпич, горят железо и сталь. Фосфор - полупрозрачное вещество, похожее на воск. Он способен самовоспламеняться, соединяясь с кислородом воздуха; температура пламени при этом составляет 900-1200 °С. Воздействие зажигательного оружия на организм человека приводит прежде всего к ожогам различной степени. Кроме высокой температуры опасность для людей представляют задымленность, выделение окиси углерода и других продуктов горения. К высокоточному оружию относят разведывательно-ударные комплексы (РУК) иуправляемые авиационные бомбы (УАБ). РУК предназначены для гарантированного поражения хорошо защищенных прочных и малоразмерных объектов минимальными средствами. Они объединяют два элемента: поражающие средства (самолеты, ракеты, оснащенные боеголовками самонаведения) и технические средства, обеспечивающие их боевое применение (средства разведки, связи, навигации, системы управления, обработки и отображения, информации, выработки команд). УАБ напоминают обычные бомбы, но отличаются от них системой управления и небольшими крыльями. Нацелены на поражение малоразмерных целей. В зависимости от вида и характера последних бомбы бывают бетонобойными, бронебойными, противотанковыми,, кассетным и и др. Защиту от обычных средств поражения хорошо обеспечивают убежища, укрытия различного типа, щели. Можно прятаться в зданиях, траншеях, складках местности, в колодцах коллекторов. Для снижения воздействия кумулятивных боеприпасов следует использовать экраны из различных материалов, расположенные на расстоянии 15-20 см от основной конструкции. В этом случае вся энергия струи расходуется на прожигание экрана, а основная конструкция остается целой. Надежной защитой людей от зажигательного оружия служат защитные сооружения. Временной защитой могут считаться средства индивидуальной защиты и верхняя одежда. Деревянные сооружения для защиты от зажигательных веществ и смесей обмазывают глиной, известью, цементом или влажной землей; в зимнее время на них можно намораживать лед. |
План-конспект для проведения группового занятия Одна из основных задач государства и общества создание гарантий безопасного проживания и деятельности населения на всей территории... | План-конспект для проведения лекционного занятия Тема: №5 «Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» | ||
План-конспект для проведения лекционного занятия Тема: №5 «Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» | Конспект группового занятия. Тема: Автоматизация звука Л Создание условий для автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте | ||
Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | План-конспект Для проведения занятия по: Общественно-государственной подготовке Начальник 36 пожарно-спасательного отряда противопожарной службы Самарской области | ||
Конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной... План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | План-конспект открытого занятия Тема: «Как вести себя на улице» План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие» | ||
1. Литература Нормативные правовые акты Примерная методическая разработка проведения занятия в системе огп с офицерами (расширенный план-конспект) | Конспект познавательного занятия План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект группового занятия на дифференциацию звуков очередная иллюстрация... Урок-дискуссия позволяет учащимся показать не только свои знания, но и дает возможность продемонстрировать свои творческие способности.... | Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Конспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект группового занятия по развитию слуха и формированию произношения в 5 классе Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ||
Тема занятия План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | План-конспект для проведения лекционного занятия Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных... |