Скачать 90.61 Kb.
|
Предлагаемый ниже конспект группового занятия на дифференциацию звуков – очередная иллюстрация организации логопедической работы в форме занятия-игры. Занятие-игра «Курочки и петух» Дифференциация звуков к – х (конспект группового логопедического занятия I периода обучения в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР) Цель: Совершенствовать фонематические процессы в игровых ситуациях. ЗАДАЧИ: Образовательная:
Развивающие:
Воспитательные:
ОБОРУДОВАНИЕ Демонстрационный материал: схема «Ёжик на дорожке» (для определения позиции звука в слове), буквы к – х; иллюстрация к потешке «На улице две курицы…»; костюм Петуха, Курочки, Хозяйки птичника; миска; фонограмма голосов петуха и кур; фонограмма песни «Цып – цып– цып, мои цыплятки…» Раздаточный материал: предметные картинки с изображением корма для птиц (со звуками к – х в названии: бабочка, жук, червяк, каша, паук, улитка, крупа, горох, подсолнух, хлеб, муха, орех и др.) – по количеству детей, большой орех из папье-маше, наполненный орехами для угощения детей. Предварительная работа: Заучивание потешек «На улице две курицы…», «Как у наших у ворот…» Организационный момент Логопед: Дети, встанем в круг! Прислушайтесь: до нас доносятся какие-то интересные звуки! Звучит фонограмма крика петуха и кудахтанья кур. Логопед: Кто это подает голосок? Дети отвечают. Правильно, это петух и куры. Давайте вспомним про них потешку и расскажем ее руками. Дети рассказывают стих, сопровождая его чтение движениями рук:
Основная часть Знакомство с темой Логопед: Молодцы! Садитесь! Посмотрите на картинку! (Демонстрирует иллюстрацию к потешке «На улице две курицы…») В пылу драки куры и петух потеряли не только перья, но и звуки в своих названиях. И теперь это - . уры , а это – пету. (Логопед соответственно указывает на изображение кур и петуха на картинке). Какие звуки «потерялись»? Покажите положение каждого звука в слове с помощью Звуковой дорожки! Дети отвечают. Свой ответ они подкрепляют наглядно: ставят ёжика, несущего на иголках «потерявшуюся» букву, на соответствующий отрезок Звуковой дорожки. Логопед: Сегодня мы будем сравнивать звуки к – х. Сравнение изолированных звуков к – х Логопед: А для этого давайте произнесем их! Дети попеременно произносят различаемые звуки: к – х – к – х – к – х. Логопед: Что работает во рту – губы, зубы или язык? Дети: Язык. Логопед: Правильно, язык сжимается в «комок» и прячется у горла. Если во рту есть преграда – язык, то оба звука какие? Дети: Согласные. Логопед: Чем еще похожи эти звуки? (Логопед даёт подсказку: кладет на горло ладонь и произносит различаемые звуки.) Дети: Оба согласных звука глухие. Логопед: А теперь поищем различия! Подставим ладошку ко рту и произнесём наши звуки! Дети: Звук к – взрывной, звук х – невзрывной. Логопед: Какой звук можно тянуть? А какой звук нужно произносить быстро, кратко? Дети отвечают. Проводится дидактическая игра «Угадай-ка» Дети свободно располагаются по группе. Логопед: Сейчас вы все превратитесь в петушков и курочек. Если я скажу краткий звук к, то вы клюете вот так. А услышав долгий звук х→, медленно опускайте свои крылья, вот так. (Логопед знакомит детей с условной жестовой символикой звуков: на звук к указательный палец правой руки резко ударяет по ладошке левой руки; на звук х – плавное опускание расставленных в стороны прямых рук-«крыльев».) Далее логопед, прикрывая рот экраном, артикулирует в разной последовательности звуки к – х, а дети с помощью условных жестов показывают, что делают птицы. Например:
Затем наоборот: логопед в произвольной последовательности демонстрирует два условных действия птиц, а дети произносят соответствующие этим действиям звуки. Дифференциация слогов со звуками к – х Дидактическая игра «Смешинки» Логопед: Повторите, как девочки смеются, глядя на забавных птиц:
Дифференциация слов, фраз со звуками к – х Дидактическая игра с элементами театрализации «Кто что делает?» Описание игры: Логопед предлагает выбрать мальчика-актера, который «превратится» в петуха Хвасту. Этому ребенку на голову надевают маску петуха, а к поясу прикрепляют петушиный хвост. Педагог-режиссер шепотом сообщает артисту о том, что следует делать петуху. Играющий ребенок с помощью выразительных невербальных средств (жест, мимика, звукоподражание) воспроизводит требуемое действие. Остальные дети (зрители) должны угадать, что делает петух Хваста. В звуковом составе угаданного слова-действия обязательно должен быть один из различаемых звуков — к – х. На основе увиденного дети составляют предложения. Аналогичным образом конструируются фразы-отгадки о действиях курочки Хохлатки. Единственное отличие - на роль курочки выбирается девочка; ей надевают маску курицы и повязывают нарядный передник. Логопед: А сейчас мы посмотрим маленькое представление. Его для нас приготовили Петух и Курочка. Садитесь, зрители на свои стульчики! (Логопед представляет детей-актёров.) Это – петух по имени Хваста. Почему у петуха такое имя? Дети: Любит хвастать. Логопед: Ну-ка, похвастайся, Петушок, что ты умеешь делать. А вы, ребята, внимательно смотрите и скажите полным предложением, что делает петух Хваста. Для ответа подбирайте слова со звуками к – х.
Логопед: А теперь - внимание! Выступает курочка по имени Хохлатка. Что делает курочка Хохлатка?
Логопед: Спасибо, курочка и петушок! Садитесь, артисты, к ребятам! Дидактическая игра «Приготовим корм для птиц!» Неожиданно раздается фонограмма песни «Цып, цып, мои цыплятки…» Логопед: К нам кто-то стучится. Пойду посмотрю, кто это к нам спешит. Логопед выходит в коридор, переодевается птичницей. Входит логопед в костюме Хозяйки птичника. В руках она держит миску, в которой лежат предметные картинки с изображением корма для птиц: Хозяйка птичника: Здравствуйте! Я – хозяйка птичьего двора. Угадайте, как меня зовут, если мое имя начинается со звука к. Дети: Карина, Клава, Кристина, Кира, Катя. Хозяйка птичника: Правильно, меня зовут хозяйка Катя. В этой миске – корм. Помогите мне, дети, разобрать его на две части – для петуха и для курочки. (Птичница указывает на детей – петуха и курочку). Для нашей Курочки приготовим корм со звуком к в названии, а для Петуха – со звуком х в названии. Кто подумает и скажет, почему мы так разделим наш корм между птицами? Дети: В слове курочка есть звук к, поэтому курочке подходит корм со звуком к в названии. А в слове петух мы слышим звук х, поэтому отложим для петуха отдельно корм со звуком х в названии. Проводится игра. Образец ответа детей: Петуху – орех. Курочке – червяк. И т. д.. Дифференциация звуков к – х в тексте Игра-инсценировка потешки Хозяйка птичника: Корм мы разобрали, и теперь пора угостить им наших птиц! Дети инсценируют заранее выученный наизусть стих: петух – один из детей, рассказчик и курочки – все остальные дети.
Петух находит спрятанный в условленном месте орех. Итог занятия За активное участие на занятии хозяйка Катя и Петух угощают детей орехами. Список использованной и рекомендуемой литературы
Фотоматериалы занятия-игры «Курочки и петух»:
Педагогическая игра с элементами театрализации «Кто что делает?»
|
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему: "День Защитника Отечества" Подвести предварительные итоги изучения информатики за год, обобщить полученные знания, совершенствовать навыки работы на пк, стимулировать... | Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (8вид) В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях... | ||
Конспект логопедического занятия для детей старшей логопедической... Место работы: кгоу дод камчатский центр детско-юношеского туризма, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край | Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | ||
Конспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к... Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения | Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной... Этот урок сегодня | ||
Конспект занятия профсоюзного кружка по теме «изменение трудового... Трудовым Кодексом РФ. Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме./ст. 72 | Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук Вь. Дифференциация звуков в-вь» Этот урок сегодня | ||
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Земля наш общий дом" В помощь подготовке старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы | Конспект занятия по опытно экспериментальной деятельности в подготовительной... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Конспект группового занятия. Тема: Автоматизация звука Л Создание условий для автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте | План – конспект игры – занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной... Систематизация организации совместной деятельности по ручному труду; Повышение творческого потенциала педагогов | ||
План-конспект для проведения группового занятия Тема: №2 «Опасности возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе «Белочка» | ||
Конспект занятия Оборудование: видеокамера, телевизор, игровое поле для интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», магнитная доска, конверты с заданиями;... | Конспект открытого группового логопедического занятия с обучающимися... В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях... |