Конспект урока по химии в 8 классе по теме:
«Окислительно-восстановительные реакции» Урок построен по технологии творческого развития, синтезирует научные и практические достижения акмеологии, характеризует творчество учащихся в самостоятельном поиске новых знаний. Поэтапное формирование умственных действий по II (формирующему типу). Это организованная система активности взаимодействующих учащихся, направленная на целенаправленное решение поставленной учебной задачи.
В ходе урока происходит развитие творческого мышления: способности учащихся к логико-теоретическому анализу, постановке проблем по результатам анализа, планированию умственных действий, нахождению способа решения проблемы и способность к рефлексивной оценке результатов решения.
Цели урока:
Учебные: развить понятие об электроотрицательности, валентности, степени окисления химического элемента, сформировать понятие об окислителе и восстановителе, процессах окисления и восстановления, окислительно- восстановительных реакциях.
Философские: сделать выводы о единстве и борьбе противоположностей на примере процессов окисления и восстановления.
Методологические: научить учащихся ставить проблемные вопросы, формулировать гипотезу и подбирать аргументы в ее защиту, работать в ситуации целостной учебной деятельности, где в свернутой, обобщенной, сокращенной форме одновременно присутствуют все компоненты развития интеллектуальных умений учащихся, формировать навыки творческой, диалектической познавательной деятельности.
Форма проведения урока: погружение в содержание средствами игры-путешествия. Это позволяет решить несколько педагогических задач. Во-первых, создать эмоциональный фон помощи другим, во-вторых, структурировать урок в соответствии с этапами, разделив учебные задачи на логические части, в - третьих, усилить проблемность через стимулирование получения важного не только для себя, но и других ответа.
Средства, используемые на уроке: интерактивная доска, ПК, проектор.
Содержание урока | Технологические аспекты урока |
| Вводно-мотивационный этап
Звучит музыка. На экране карта, корабль.
Учитель: Дорогие ребята, мы с вами путешествуем по безбрежному океану знаний и наш капитан сегодня Э.Гроскопас. Это почетное звание он получает за свою отличную работу на предыдущих уроках. Название нашего корабля «Виктория» не случайно, я уверена, что сегодня каждый из вас будет победителем, каждый из вас будет успешным. Мы проплываем мимо острова Окисляндия, где жители острова Окислители и Восстановители в дружбе и согласии ...
Звучит аудио-файл:
«SOS, SOS, SOS»
Учитель: Что случилось?
Звучит аудио- файл»
«Окислители, как отъявленные злодеи, Как пираты, бандиты, агрессоры, Бармалеи, Отнимают электроны!
Мы – Восстановители, помогите! Электроны нам наши верните!" Но никто нам не помогает, И тем более, ущерб не возмещает!»
Учитель: Что ж ребята, придется нам сменить курс и разобраться в сложившейся ситуации. Узнать, правы ли восстановители в своих претензиях, разобраться, так ли уж виноваты Окислители (Корабль передвигается к острову) | Цель этапа: создание ситуации, когда внешний мотив, побуждающий к действию, становится собственной, осознанной целью работы на уроке.
На этом этапе создается ситуация успеха, отмечается успешность предыдущей работы и уверенность в будущих достижениях.
Использование введения в ситуацию учебной задачи через призыв о помощи способствует воспитанию отзывчивости, желанию помочь другим.
В классе много лидеров, постоянно на уроке возникают ситуации соревновательности, поэтому необходимо только внешнее побуждение.
| Этап актуализации знаний
Звучит музыка. На доске изображение таможенника.
Учитель: Вот мы и на таможне острова, чтобы ее пройти нужно заполнить таможенную декларацию.
(Ученики получают задание с тестом, в котором записаны основные понятия темы с пропуском определений или выбором ответа. Затем самопроверка, выполненного теста на доске учеником до урока).
Учитель: Посмотрим заполненную заранее декларацию нашим капитаном.
(Идет самопроверка и проверка на доске).
| Цель этапа: Создать для всех учащихся равные стартовые условия до начала изучения нового учебного материала, т.е. произвести выравнивание знаний по усвоенному ранее материалу, с целью устранения расчленения класса по успеваемости.
Класс очень разнородный, поэтому простой тест позволяет вспомнить основные понятия.
Самопроверка позволяет увидеть ошибки на промежуточном этапе контроля знаний.
Одновременно идет отработка основных понятий.
Это не проверка домашнего задания, это промежуточный контроль, определяющий уровень усвоения знаний. Вопросы выстраиваются по усложнению, предполагающий как выбор ответа, так и самостоятельный ответ.
| Этап постановки учебной задачи
Учитель: Ну, вот мы и на острове. (Звучит аудиофайл с выстрелами и взрывами)
Учитель: Да здесь идут настоящие боевые действия. Давайте выслушаем парламентеров.
(На доске изображения двух человечков, они рассказывают).
Восстановитель: Мы атомы, молекулы и ионы, отдающие электроны. Во время реакции мы окисляемся, у нас забирают наши последние электроны. При этом наша степень окисления повышается. Нас много. Это: металлы, водород, уголь, оксид углерода (II) (CO); сероводород (H2S); оксид серы (IV) (SO2); сернистая кислота H2SO3 и ее соли; азотистая кислота HNO2; аммиак NH3; оксид азота(II) (NO).
Окислитель: Мы атомы, молекулы и ионы, которые присоединяют электроны от других атомов в ходе реакции. В это время мы восстанавливаемся. Такова наша электронная природа. Степень окисления при этом понижается, электронный слой заполняется полностью. В наших рядах:
галогены; перманганат калия(KMnO4); оксид марганца (IV) (MnO2); дихромат калия (K2Cr2O7); хромат калия (K2CrO4); азотная кислота (HNO3); серная кислота (H2SO4) конц., оксид меди(II) (CuO); оксид серебра (Ag2O); пероксид водорода (H2O2); хлорид железа(III) (FeCl3); бертоллетова соль (KClO3).
Учитель: а ваше мнение, ребята, кто из них прав?
Ученики высказывают предположение, что процессы окисления и восстановления протекают одновременно, и друг без друга невозможны.
Учитель: Давайте, определим гипотезу, которую мы должны доказать в ходе урока. (На доске появляется запись: «Процессы окисления и восстановления протекают в единстве, это две стороны общего процесса образования веществ»).
| Цель этапа: научить учащихся целеобразованию, формулированию гипотезы, постановке учебной задачи.
Этот этап очень важен для формирования надпредметных умений перевода внешней цели учителя в собственный мотив действия на уроке. Только определив собственную задачу, учащийся будет ее решать осознанно.
Технология урока творческого развития предполагает специальное создание ситуации целеобразования, где возникает процесс порождения новых целей в учебной деятельности, что является одним из важных проявлений творческого мышления.
Целеобразование у учащихся при введении элементов игры или проживания ситуации происходит легко, по выработанной привычке.
| Этап решения учебной задачи (операционно-исполнительский)
Учитель: Итак, первая битва Окислителей и Восстановителей.
(Ученик у доски заполняет таблицу по определению процессов отдачи и принятия электронов, «растаскивают» слова «окисление» и «восстановление» в соответствующие столбцы таблицы).
Учитель: Давайте сделаем выводы. (Беседа по вопросам на доске):
Что происходит со степенью окисления частицы при отдаче и принятии электронов?
Найдите типичные окислители, восстановители.
Найдите примеры в таблице, подтверждающие то, что в промежуточной степени окисления частицы проявляют двойственные свойства.
Давайте приведем примеры реакций, в которых сера проявляет свойства окислителя и восстановителя.
(Ученики приводят примеры реакций серы с водородом и кислородом, объясняя двойственности серы природой сореагента, делают соответствующие записи на доске и в тетради).
Учитель: Ну, что ж битва вничью. Учитель: Следующая битва – битва за замок Степени окисления. (На доске группа учеников передвигается к замку).
Учитель: Я предлагаю вам разделиться на сочувствующих Окислителям и Восстановителям. Первые будут определять степень окисления исходя из формулы вещества, а вторые составлять формулу, исходя из значений степеней окисления. Можно воспользоваться подсказкой. (На доске задания, после их выполнения в тетради и записи выборочно на доске, представитель другой команды проверяет результат)
Первая группа:
а) PH3, P2O3, H3PO4, Mg3P2 , Р
б) NaBr, HBrO, KBrO3, Br2O5, Br2
в) Cr2O3, K2CrO4, H2Cr2O7, Cr(OH)3,O2
г) MnO, KMnO4, MnCl2, K2MnO4, K
д) CaS, SO3, H2SO3, O2
е) SiO2 H2SiO3, SiH4, SiCl4, Si
ж) HClO, HClO2, BaCl2, Cl2O7, Cl2
з) Fe2O3, Fe2S3, FeSO4, H2FeO4, O2
и) HNO2, NH3, N2, Ca3N2
Вторая группа:
а) PH, PO, HPO, MgP , Р
б) NaBr, HBrO, KBrO, BrO, Br2
в) CrO, KCrO, HCrO, Cr(OH),O
г) MnO, KMnO, MnCl, KMnO, K
д) CaS, SO, HSO, O
е) SiO HSiO, SiH, SiCl, Si
ж) HClO, HClO, BaCl, ClO, Cl
з) FeO, FeS, FeSO, HFeO, O
и) HNO, NH, N, CaN
Учитель: все справились отлично, значит и окислителям и восстановителям одинаково помогли.
Учитель: Следующая битва – битва за город Электроотрицательность. (Ученик делает сообщение об открытии электроотрицательности. Второй ученик делает доклад о Полинге).
Сообщение и доклад.
(На доске группа детей движется к городу).
Учитель: Итак, мы выяснили, что свойства окисления или восстановления зависят от электроотрицательности. Битва опять вничью. Учитель: Так, у нас появились шпионы. (На доске человечек).
Они предлагают рассмотреть некоторые несоответствия. Обратите внимание на ион аммония NH4 + степень окисления азота -3, а валентность 4, в пероксиде водорода H2O2 степень окисления кислорода -1, а валентность 2. (Учитель объясняет эту ситуацию, моделируя строение иона аммония и молекулы пероксида на доске)) Учитель: следующая битва – за реку Реакций. (На доске дети перемещаются к реке).
Учитель: давайте определим, какие реакции относятся к окислительно-восстановительным, а какие нет. Я приглашаю к доске сочувствующих окислителям и восстановителям. (Ученики заполняют таблицу).
Учитель: Я думаю, что и эта битва не выявила победителя в нашем споре.
| Цель этапа: Научить учащихся теоретическому анализу учебного материала, выделению учебных действий, развитию логического, творческого способа мышления и действия.
Процесс решения учебной задачи – это этап урока, где формируются интеллектуальные способности, творческое мышление, способность к самодвижению. Учебная задача разделена на дискретные части, т.е. на элементарные задания, раскрывающие УЗ только с какой-то одной стороны. При этом каждое задание у учащихся вызывает проблемную ситуацию. Познавательный процесс организуется на основе применения деятельностного подхода, поэтапного формирования умственных действий, творческого развития. Это осуществление пошагового решения учебной задачи через систему частных заданий, выделение учебных действий , формулирование выводов, определений, общих способов решения подобных задач.
Первое задание – составление схем окисления и восстановления позволяет учащимся глубже вникнуть в процессы, изучаемые на уроке. Последующая беседа по вопросам служит цели организации рефлексии и формированию осознанности изучения материала (ученики пробуют определиться, для чего они выполняли это задание, чему они научились в ходе его выполнения). При этом учитель получает возможность анализа усвоения как стандартных знаний, так и уровня сформированности интеллектуальных способностей делать обобщения. Причем выводы как предметные: о зависимости свойств от природы сореагента, так и философский: о двойственности физических объектов, заложенной в их внутреннем строение. Это также явится побуждающим моментом для изучения на следующих уроках. В ходе выполнения этого задания происходит развитие таких интеллектуальных способностей как анализ, но, одновременно, происходит и синтез знаний – выбор типичных окислителей, восстановителей.
Второе задание – определение степени окисления и составление формул по известным степеням окисления. При определении этого задания учитель решает несколько задач. Во-первых, моделирование содержания материала и способов решения в знаковой, символической форме. Учебное моделирование при этом выступает как средство познания и содержательного обобщения знаний и способов действий. Учебная модель – химическая формула является условием формирования устойчивой мотивации учения. Моделирование содержания изучаемого материала фиксируется в наглядно-логической форме как единичное явление, так и общие отношения ряда явлений и ведет к творческому развитию учащихся. Во-вторых, обучение взаимопроверке. В – третьих, формирование теоретического мышления на основе изучения процессов обратных друг другу, т.е. взаимопроверяемых и взаимоопределяемых. В – четвертых, опережающее обучение, обучение на самом высоком уровне сложности – определение степени окисления и индексов в молекулах, содержащих три элемента, а также атомы, степень окисления которых переменная и определяется только знанием строения атома, что является материалом следующих уроков. В задание добавлены примеры веществ, содержащие мало знакомые химические элементы, такие как хром, марганец, железо, бром. Это, также, способствует исчезновению чувства страха перед новыми веществами, не изучаемыми на уроке.
Третья часть этого этапа – сообщение ученицы об электроотрицательности и работах Поллинга. Понятие ЭО, изученное ранее, предстает перед учащимися не только как свойство атомов, определяющее их окислительно-восстановительные свойства, но и в новом свете как свойство, определяющее местоположение атома в ПС. Найденный материал по изучению ЭО, жизни Поллинга, является примером возможности выполнения творческого задания с помощью Интернета. Это служит и воспитательным целям формирования гуманистического отношения к изучаемому материалу.
Четвертая часть операционно-исполнительского этапа
заключалась в создании ситуации мотивации к изучению
предмета в целом и О-В реакций в частности. Новый материал о несоответствии степени окисления и валентности позволяет развивать интеллектуальные способности учителя на основе более глубокого осмысления привычных понятий, заинтересовывает учеников нестандартностью ситуации, формирует дефицит знаний, который станет основой для мотивации на последующих уроках.
Последнее задание этого этапа - определение, к какому типу реакции относятся представленные на доске. Это задание преследовало следующие задачи: обобщить и закрепить знания о типах реакции по соотношению исходных веществ и продуктов реакции, развивать понятие окислительно-восстановительные реакции, учить распознавать их по изменению степени окисления, развивать понятие о простых веществах, учить наблюдать и находить нужную информацию в строении вещества.
| Этап формирования общего способа действия
Учитель: Последняя решающая битва – битва электронного баланса, именно она расставит все по своим местам. Я предлагаю вам самостоятельно расставить коэффициенты в уравнениях, выбрав один пример из трех (На доске три уравнения, учащиеся самостоятельно составляют уравнения электронного баланса в тетради, при необходимости пользуясь подсказкой- алгоритмом выполнения. При этом одно из уравнений очень сложное для учащихся, т.к. одна и та же частица окисляется в различные ионы).
Подсказка
| Цель этапа: формирование общего способа решения задачи, что ведет к интенсивному умственному развитию. Для того, чтобы эти способы учениками фиксировались, осознавались и переносились на решения других учебных задач, внимание учеников было сосредоточенно на возможности получения подсказки, в которой был зафиксирован алгоритм решения. Это необходимо для создания ситуации, когда учащиеся, решая задачу дома, вспомнят об алгоритме. Результатом таких действий станет овладение осознанным обобщенным способом решения любых задач данного типа. Анализ выбора уравнения показывает учителю не только уровень усвоения знаний, но и нацеленность на достижение высоких результатов, уровень сформированности чувства уверенности в своих силах.
| Этап рефлексивно-оценочный
Учитель: Попробуем ответить на вопросы, которые поставили перед нами жители острова.
Может ли процесс окисления существовать без процесса восстановления?
Может ли восстановитель образовывать химические связи, не вступая в процесс окисления?
Какой процесс всегда сопровождает процесс окисления?
(Ученики отвечают на вопросы) Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Посмотрите, нас провожают жители острова. Они довольны. (На доске человечки, они кричат «Ура!»)
Учитель: А мы сделаем общий вывод на основе гипотезы, выдвинутой нами в начале урока. (Ученики формулируют : «Окисление и восстановление – две стороны общего процесса образования веществ»)
Учитель: Спасибо всем за урок (Учитель выставляет и комментирует оценки, дает домашнее задание: п 40, задание 5-7 стр 113)
| Цель этапа: формирование умения делать выводы на основе теоретических обоснований и практической деятельности, развитие осознанного отношения к проведенной работе, определения участия каждого в решении учебной задачи, итоговая оценка.
Предъявление учащимся обобщающих вопросов ставит задачу выявления существенных признаков изучаемого материала, формирует умение строить поэтапно работу по достижению цели урока, определять последовательность этапов усвоения материала, развивать стереотип формулировок выводов, законов, определений, способов в индивидуальной и групповой форме.
Итоговая оценка результатов учебной деятельности с учетом промежуточных оценок позволяет определить уровень развития интеллектуальных умений учащихся и уровня усвоения учебного материала.
| |