Скачать 0.88 Mb.
|
Тема 21. Авторские педагогические технологии, приемы и средства обучения химии в школе 1. Совершенствование и повышение эффективности обучения химии в школе. В зависимости от основной идеи в разные годы в отечественной педагогике и психологии разрабатывались различные технологии обучения, в том числе, ориентированных на формирование системного подхода на средства, приемы и методы обучения; на формирование системных знаний у учащихся; на развитие мыслительной и творческой деятельности школьников; на воспитание социально адаптированной активной личности обучаемого; на внедрении принципов педагогики сотрудничества в процесс обучения и т.д. (Перечень некоторых педагогических технологий см. Тема 18.). Часто в понятие «педагогическая технология» вкладывают и авторские, индивидуальные методические системы педагогов-практиков (педагогов-новаторов). Такие авторские методические системы включают обычно элементы нескольких педагогических технологий, «ноу-хау» самого педагога, обладают яркой индивидуальностью и, хотя не отличаются высокой воспроизводимостью, могут служить прекрасными примерами и образцами для любого творчески работающего учителя. На наш взгляд, всесторонних эффективных результатов в обучении, развитии и воспитании учащихся нельзя добиться, применяя лишь одну из предлагаемых педагогических технологий, какой бы привлекательной и успешной в исполнении данного автора она ни была. Только системный, комплексный, адаптированный к определенной школе подход в применении всех доступных педагогических технологий, приемов и методов позволит конкретному учителю получить хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе. В частности, многолетний опыт работы в школе автора позволяет утверждать, что наибольший эффект в организации учебно-воспитательного процесса дает комплексное, системное использование в обучении сочетание таких педагогических технологий и методических систем, как: -планирование изучения учебного материала крупными блоками; -модульное обучение, модульный контроль и учет знаний учащихся; -нетрадиционные формы организации учебной работы в школе (уроки-лекции, конференции, уроки-игры, семинары и т.д.); -изучение химического вещества по определенному плану; -использование различных схем, отражающих свойства отдельных веществ, взаимосвязи между отдельными разделами химии, веществами и т.д.; -система работы учащихся по дидактическим карточкам; -использование динамических моделей, таблиц и схем; -занимательность в обучении химии (занимательные опыты, вербальные формы); дидактические игры; -унификация химического эксперимента и система его применения при изучении свойств веществ; -видео-уроки и видео-эксперимент в обучении химии; -задания и задачи с нестандартными условиями; -тестовые и компьютерные технологии в обучении химии; -применение рабочих тетрадей для учащихся по химии на печатной основе; -использование в учебном процессе имитационных учебных опытов и экспериментов с использованием препаратов бытовой химии и медикаментов; -замена ряда химических реактивов, рекомендуемых для опытов в учебниках, более доступными и безопасными для здоровья; -разработка и внедрение в практику интегрированных и основанных на межпредметных связях программ химических кружков, факультативов и элективных курсов; -развитие домашнего эксперимента, исследовательских работ учащихся и других форм внеклассной работы. Рассмотрим более подробно некоторые из приведенных методических систем. 1. Рациональное планирование учебной работы. Под рациональным планированием мы подразумеваем изучение учебного материала крупными блоками, чередуя при этом лекционные занятия с семинарскими; проведением самостоятельных работ, увеличивая при этом время на контроль усвоения знаний учащихся. Рекомендуем предусматривать резерв времени, особенно при изучении больших тем. В качестве примера рассмотрим поурочное планирование темы ”Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома”. Тематический план изучения темы: ”Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома”
Следует подчеркнуть, что тематические планы, как и другие документы, лучше всего печатать на компьютере и сохранять в базе данных. Это позволяет оперативно распечатывать любые документы или вносить в них необходимые исправления и дополнения. Преимущество подобного планирования в том, что значительная часть уроков проводится в виде специализированных, а не комбинированных. Это позволяет более надежно решать задачи урока, постоянно контролировать уровень усвоения нового материала учащимися. Пример проведения семинара «Ответь на все вопросы» по теме «Периодический закон Д.И. Менделеева» После изучения темы или достаточно большого объема учебного материала учитель разбивает его на отдельные вопросы (блоки) и составляет таблицу, например:
Каждый ученик заранее получает вопрос, на который он готовит письменно развернутый ответ. Остальные вопросы эти ученики готовят устно. Перед проведением семинара учитель проверяет (2-3 минуты) письменные ответы и собирает листки, на которых эти ответы зафиксированы. После этого объявляется начало семинара, и каждый ученик в соответствии с таблицей (можно на первых семинарах выполнить на листе ватмана) отвечает материал темы по вопросам ответственным ученикам, учителю или выполняет индивидуальное задание на компьютере. Например, вопрос « Классификация элементов до Д.И. Менделеева» заслушивают Иванов либо Воробьев, которые по итогам ответа выставляют в таблицу оценку каждому ответившему ученику. По результатам всех отметок выставляется итоговая оценка, которая выставляется в классный журнал. Как и все средства или приемы обучения методика данного семинара имеет свои положительные и отрицательные стороны. Назовите их. Положительно – Отрицательно – 2. Изучение вещества по определенному плану. Усвоение нового материала облегчается, если он изучается в определенной последовательности. Кроме того, приучает учащихся к системности и планомерности, как при изучении свойств вещества, так и при построении ответа на собеседовании или на экзамене. Данный прием формирует и развивает логическое мышление, речь и умение высказывать монологические суждения. Предлагаемый план – это не догма или шаблон. В зависимости от возраста и глубины изучаемого вещества план может быть расширен или сокращен. Примерный план (вопросник) излагается на листе ватмана и является постоянным дидактическим пособием в химическом кабинете школы. По этому плану учащиеся готовят рефераты и доклады по свойствам того или иного вещества или химического элемента. Определенного плана следует придерживаться учителю постоянно, независимо от того, как изложен материал в учебнике. Использование плана дает возможность проводить опрос по вопросам и в определенной последовательности. В рамках каждого вопроса также должна соблюдаться логическая последовательность изложения материала. Примерный план изучения химического элемента или неорганического соединения 1. Историческая справка. Кем, когда и как было открыто соединение или химический элемент. Происхождение названия, его значение и краткий комментарий. 2. Нахождение в природе. Общее содержание в массовых процентах в земной коре. Изотопный состав. Распределение по сферам (масс. %%; состояние): литосфера; гидросфера; атмосфера; биосфера. Для водорода и гелия приводятся содержание их во Вселенной. 3. Физические свойства при обычных условиях. Агрегатное состояние. Внешние признаки (вкус, цвет, запах, тактильные ощущения и т.д.). Растворимость в воде. Физические константы (плотность, температура плавления и др.) 4. Положение в периодической системе (для химического элемента) или в общей классификации веществ (для соединения). Строение атома или молекулы. Кристаллическая решетка. 5. Химические свойства. Электролитическая диссоциация. Взаимодействие с индикаторами. Взаимодействие с кислородом, водородом, другими неметаллами в последовательности их расположения в периодической системе (галогены, халькогены и т.д.). Взаимодействие с металлами в последовательности их расположения в периодической системе (щелочные металлы, щелочноземельные металлы). Взаимодействие с водой, оксидами, кислотами, основаниями и солями. Отношение к нагреванию. Особые свойства. Идентификация. Правила обращения. Генетические связи. "Родственные" соединения. Все свойства, которые можно показать с применением натуральных объектов, нужно обязательно показать экспериментально. 6. Биологические (физиологические) свойства. Значение как биогенного элемента или вещества; механизм действия. 7. Применение в различных отраслях деятельности человека (в определенной последовательности). 8. Получение: а) в лаборатории; б) в промышленности. 9. Краеведческий материал. 10 Обобщение и заключение. Изучение органического соединения План изучения органического соединения в основном аналогичен приведенному выше плану с учетом классификации и генетических связей органических соединений. В план необходимо дополнительно включать и рассматривать некоторые вопросы иначе. 1. Номенклатура соединения. 2. Гомологический ряд и важнейшие представители. 3. Электронное строение вещества. Изомерия. 4. Химические свойства необходимо рассматривать с учетом механизмов реакций. 5. Генетические связи с другими классами органических веществ. Изучение закона, теории или учения Изучение теоретического материала также предполагает определенную логическую последовательность. 1. Состояние науки или раздела науки (проблемы и нерешенные вопросы) до открытия. Необходимо показать, что развитие науки зашло в тупик. 2. Кто, когда, где и как сделал открытие, сформулировал теорию или закон. Оригинальная формулировка. 3. Решение проблем, стоящих перед наукой в результате открытия или формулировки теории, закона. 4. Развитие теории, учения или закона в процессе дальнейшего формирования науки. Современная трактовка закона, учения или теории. 5. Значение закона, теории или учения для развития науки в целом и для практики. 6. Жизнь и деятельность ученого, открывшего или сформулировавшего закон, теорию или учение. В качестве примера рассмотрения свойств химического вещества привожу текст "БРОМ" Бром |
Урок русского языка в 4 классе Тема «Наречие» «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в начальной школе» | Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе» Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям... | ||
Контрольная работа №1 по дисциплине: «Педагогические технологии» Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические... | «Авторские педагогические разработки по внедрению и созданию новых... Тема проекта: «Авторские педагогические разработки по внедрению и созданию новых образовательных приемов деятельности» | ||
Сценарий урока химии по теме: «Генетическая связь классов неорганических соединений» Используемые педагогические технологии: проблемно-поисковая технология; технология дифференцированного обучения; коммуникативно-диалоговая... | Конспект урока по математике в 6 классе по теме: «Координатная плоскость» Используемые педагогические технологии: обучение с помощью икт, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии... | ||
Тема 18. Современные педагогические технологии в повышении эффективности обучения в школе Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной... | Пояснительная записка Настоящая программа раскрывает содержание обучения... Программа также реализует генеральные цели общего образования, авторские идеи развивающего обучения химии, результаты межпредметной... | ||
Средства и приемы применения технологии альтернативного оценивания... По мнению учащихся, одним из наиболее частых нарушений их прав в школе, является необъективность оценки учителем знания или умения... | Тема урока : Учимся писать буквы Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология успешного обучения, технология... | ||
Педагогические приемы это основа успешного обучения и способность... Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить... | Самостоятельная работа студента Цели и задачи обучения химии в общеобразовательной школе. Система организационных форм обучения химии | ||
Урок по теме «Многообразие насекомых. Отряд Перепончатокрылые.» Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные... | Основные требования к современному уроку химии. Современные педагогические технологии обучения Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по Дальтон-технологии 5 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные... |