Скачать 48.42 Kb.
|
Тема проекта: «Авторские педагогические разработки по внедрению и созданию новых образовательных приемов деятельности» Предмет исследования Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Что же для этого необходимо? Хорошим ответом на поставленный вопрос являются слова С.Л.Рубинштейна: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях». Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества. Продуктивную познавательную деятельность учащегося в условиях проблемного обучения и, соответственно, процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:
В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности в ситуациях проблемного обучения, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер. Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности. Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения. Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха. Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития. Предметом нашего исследования является развитие личностных качеств обучающихся – мыслительных, рефлексивных, творческих, коммуникативных через образовательную деятельность, ориентированную на принципы проблемного обучения. В настоящее время в сфере образования предполагается внедрение новой системы оценки образовательных результатов, направленных на развитие личностных качеств обучающихся (социально-значимых качеств, интеллектуальных качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе). Подготовка уроков, в которых используются педагогические приемы, техники, технологии, ориентированные на проблемное обучение требуют более тщательной подготовки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока, медиаподдержка урока – в данном случае важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проблема Какие технологии будут способствовать развитию личностных качеств? Какие педагогические приемы позволят эффективнее работать на уроке или вне урока, чтобы проявились личностные качества обучающихся? Гипотеза Необходимы такие педагогические технологии, которые бы обеспечили ученику развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и психо-социальных качеств, ориентированных на развитие не только предметных результатов, но и на развитие метапредметных результатов обучающихся. Предполагаем, что опираясь на принципы проблемного обучения, используя обучение через сотрудничество, метод проектов, дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры в урочной и внеурочной деятельности, можно развить необходимые для социально-активной личности качества. Ожидаемый результат Создание банка авторских педагогических разработок, в которых применяются техники проблемного обучения. Лучшие авторские работы размещаются на портале «Школьная планета» и доступны всему педагогическому сообществу. В результате анализа представленных на фестивалях авторских разработок создаются экспертные карты, которые помогут профессионалам-экспертам и самому учителю оценить и измерить уровень своих методических разработок, направленных на развитие личностных качеств обучающихся. Проверка гипотезы: Для достижения предполагаемых результатов предполагается проведение целевых мероприятий: Фестиваль Медиауроков, Фестиваль Проектов, Фестиваль Проблемно-эвристических уроков и участие в этих мероприятиях (желательно во всех трех Фестивалях) педагогов Томской области. Фестиваль Медиауроков. Положение http://planeta.edu.tomsk.ru/files/File/fest_medio/media(1).pdf Фестиваль Проектов Положение http://planeta.edu.tomsk.ru/files/File/fest_project/project2009.pdf Фестиваль «Проблемно-эвристический урок» Положение http://planeta.edu.tomsk.ru/files/File/fest_problem/evrist2009.pdf Задачи, которые решаются в рамках заявленных Фестивалей: Способствовать формированию информационной культуры учителей, повышению их профессионального уровня и педагогического мастерства; Актуализировать необходимость использования приемов, способов, технологий, ориентированных на принципы проблемного обучения; Способствовать повышению эффективности и интенсификации образовательного процесса за счет внедрения интерактивных технологий преподавания, в т.ч. и интерактивных компьютерных технологий. Фестивали проводятся уже несколько лет. В прошлом году были разработаны экспертные карты для всех фестивалей, на основании которых проходит экспертиза представленных работ. |
Оу по воспитательной работе Москвы. Это и подготовка учителей начальной школы к внедрению новых образовательных стандартов, и изучение нового Положения об аттестации... | Методические рекомендации по созданию и внедрению в энергокомпаниях... Методические рекомендации по созданию и внедрению в энергокомпаниях интегрированных систем менеджмента, соответствующих требованиям... | ||
Общая характеристика работы Актуальность исследования Актуальность исследования определяется современными тенденциями в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, возникающими... | Итоговый отчет по проекту Модель исследовательского вуза позволяет перенести новейшие исследования непосредственно в лекционные и семинарские курсы, что будет... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шмо к обмену передовым педагогическим опытом, к применению новых методик обучения, к внедрению новых педагогических технологий | Тема 21. Авторские педагогические технологии, приемы и средства обучения химии в школе Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; экран; мультимедиапроектор, периодическая система | ||
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев Мо россии №28-61-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и Примерное Положение о музее образовательного... | Моу «Павловская сош» Современное общество, родители и учащиеся, делая свой образовательный заказ школе, требуют от учителя новых подходов в обучении,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Освоение учениками общих приемов работы с геометрическим материалом дает возможность ученикам самостоятельно включаться в познавательную... | Реферат пишется по теме “Творчество, креативность, инновации как... Научный реферат пишется по теме “Творчество, креативность, инновации как предмет научного исследования” | ||
Радиофизический факультет Целью преподавания дисциплины «Дискретная математика» является подготовка специалистов к деятельности в сфере разработки, исследования... | Конкурса на лучшую методическую разработку по антикоррупционной тематике... На конкурс было представлено 43 авторские методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, программ спецкурса | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа над темой ведется 2-ой год и способствует созданию условий для формирования и развития личностных компетенций учащихся, повышению... | «Роль женщины в современном мире» Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок является уроком новых знаний. Используются современные педагогические технологии. Причины практического использования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторские права © 1996, 2004 Живорада Михайловича Славинского. Авторские права сохранены |