Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев





Скачать 150.5 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев
Дата публикации26.10.2014
Размер150.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
Методические рекомендации

по созданию и организации деятельности школьных музеев
Музей - это учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры. В настоящее время действуют два документа, на основе которых создаются и развиваются школьные музеи - это письмо МО России № 28-61-181/16 от 12 марта 2003 г. «О деятельности музеев образовательных учреждений» и Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Школьные музеи также в своей деятельности руководствуются Законами РФ об образовании и «Основами Законодательства РФ о культуре».

Создание школьного музея - многолетнее, кропотливое дело всего коллектива школы. Для организации школьного музея рекомендуется следующая поэтапная работа:

  1. Выбор профиля музея.

  2. Разработка общего тематического и тематико-экспозиционных планов, графика создания экспозиции.

  3. Организация постоянно действующей поисково-краеведческой работы для создания и пополнения фондов музея.

  4. Формирование Совета музея.

  5. Обязательное условие функционирование школьного музея - наличие актива учащихся, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.

Музей должен иметь необходимое помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных материалов. Только при наличие всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.

Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером коллекции памятников истории и культуры, природы. Школьные музеи могут иметь профили: исторический, комплексный краеведческий и естественно - научный (охрана природы, географический и т.д.), литературный, художественный, театральный, музыкальный, народного творчества и т.д.

Вопрос об открытии музея и его профиля решается педагогическим советом школы. Решение об открытии музея согласовывается с отделом образования и оформляется приказом директора образовательного учреждения. Полную ответственность за сохранность и деятельность школьного музея несет директор образовательного учреждения и руководитель музея. С момента открытия музея в его деятельности прослеживается 2 направления:

  • работа с учащимися, активом музея;

  • работа с учащимися на базе музея.

Школьные музеи принимают участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодежного движения, участвуют в традиционных краеведческих мероприятиях школьников, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.

Планирование работы музея. Работа Совета музея.

В плане музея должны быть отражены следующие разделы.

  1. Использование материалов в учебной работе:

- проведение уроков и фрагментов уроков;

- использование на уроках материалов музея (без посещения музея);

- самостоятельная работа учащихся с фондом и экспозициями музея для написания исследовательской работы, рефераты, доклада, выступления:

1.Проведение экскурсии, встречи и т.д.

П. Использование материалов во внеклассной работе:

- подготовка экскурсоводов;

- подготовка лекции по основному фонду музея и его разделам;

- организация кружков и факультативов на базе школьного музея;

- разработка тематики общешкольных массовых мероприятий, которые можно провести на базе музея;

- проведение торжественных собраний, вечеров, конференций, слетов с целью профориентации патриотического, нравственного и эстетического воспитания школьников.

Ш. Организация общественно-полезной работы:

- выполнение работы по охране памятников истории и культуры своего района и города по заданию музея;

- организация природоохранительной работы;

- шефство над ветеранами ВОВ и тыла.

1У. Перспективное планирование. Смена экспозиции.

- Очередность смены экспозиции по мере старения выставочного материала ( данных по экономике, справочные сведения, диаграммы, графики);

- частичная смена экспозиций, вызванная потерей качества экспонатов;

- смена разделов экспозиции, вызванная изменением или расширением некоторых разделов музея.

У. Работа Совета Музея.

Работа школьного музея организуется на основе самоуправления. Из числа учащихся набирается Совет музея. Руководство работой актива музея осуществляет педагог образовательного учреждения.

Совет музея:

- создает и обновляет экспозиции, выставки;

- систематически пополняет фонды путем активного поиска в турпоходах и экскурсиях, работы в архивах (поисковая работа);

- проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения;

- ведет строгий учет фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов и сведений к ним (утрата сведений равнозначна потере самого предмета);

- устанавливает и поддерживает связь со школьными и государственными музеями своего микрорайона, города и района.

В целях четкой организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы: поисковая, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.

Фонды музея.

Ведение музейной документации.

Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательный (схемы, диаграммы, копии, муляжи т.п.). Главное в музее - основной фонд - это собрание подлинных памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. В основной фонд включаются все подлинники, которые рассматриваются как первоисточники для изучения истории и природы своей местности. Основной фонд предназначен для вечного хранения. Всякие перемещения памятников из основного фонда оформляются строго юридически.

В обменном фонде находятся дубликаты и за счет этого фонда музей производит обмен между собой. Фонд научно - вспомогательных материалов состоит из различных предметов, созданных самим музеем для организации экспозиций и выставок.

Обязательными документами музея являются:

  1. Акты приема предметов.

  2. Журнал учета экспонатов (книга поступлений, инвентарная книга) установленного образца (прошнурованный, пронумерованный, опечатанный, заверенный отделом образования).

  3. Картотека.

  4. Книга отзывов.

  5. Книга регистрации посетитеей.

  6. Оформление экспозиции музея.

На основе собранного в достаточном количестве подлинного материала разрабатывается тематико- экспозиционный план, в котором каждый экспонат, документ должны быть представлены в соответствующей обработке, так, чтобы было раскрыто их содержание и обусловлено место именно в данном разделе экспозиции.

По оформленным экспозициям школьного музея и имеющимся в фондах музея подлинным материалам разрабатываются экскурсии, беседа, лекции.

Таким образом, создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской собирательской работой школьников и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой города и района, родного края и возможно при наличии:

- актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

- руководителя - педагога и активного участия в этой работе пед.коллектива;

- собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможности создать музей определенного профиля;

- экспозиции, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

- помещения, площади и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа.
Использованная литература:

  1. Методическое пособие в помощь руководителю школьного музея и организатору краеведческого движения. МО РБ РДООЦТКиЭ. Уфа.2004

  2. Краеведение в школе. МНО РБ. БГПИ. Уфа.1988

  3. Методические рекомендации по созданию, паспортизации, организации деятельности школьных музеев Республики и их переаттестации.


Школьный музей - центр патриотической и поисково-краеведческой работы в школе (из опыта работы школьных музеев).

Важное место в изучении истории родного края в системе образовательной и воспитательной деятельности ОУ занимают школьные музеи. Музей - это место, посвященное музам. Школьные музеи играют большую роль в учебно-воспитательном процессе и являются центром патриотического и эстетического воспитания учащихся. Особая роль школьных музеев заключается в том, что они формируют комплексные знания о прошлом образовательного учреждения, населенного пункта, района, республики и страны. Под школьным музеем мы понимаем не просто музейные экспонаты или выставки в стенах школы, а разнообразные формы деятельности школьников: поиск и сбор материалов, работа в походах и экскурсиях, встречи со знаменательными людьми, организация экспозиции, праздников, встреч, различных акций, использование представленных экспозиций в образовательном и воспитательном процессе.

Одним из старейших школьных музеев является музей средней школы с.Имай-Кармалы. В 1972 г. школа перешла в новое типовое здание на 320 мест. В этом же году по инициативе директора школы отличника народного просвещения, заслуженный учителя РФ Тазиева З.Ф. который руководил коллективом более 25 лет (с 1960 по 1986 г.), начинается сбор экспонатов для будущего музея. За короткий срок педагогическим коллективом и учащимися был собран богатейший материал по истории села Имай-Карамалы и близлежащих населенных пунктов, об участниках ВОВ и ветеранах тыла и труда, о школе со дня ее основания, много экспонатов по археологии, нумизматике и бонистике, предметов быта и труда крестьян. Уже в 1979 году музей стал лауреатом Всесоюзного конкурса школьных музеев. На базе школы и музея систематически проводились совещания и семинары директоров школ и учителей. Кроме создания музея, школа являлась опорной для распространения передовых технологий: она первой в районе перешла на кабинетную систему обучения, на профориентационное обучение. Был построен гараж, открыт класс по техническому обучению учащихся. В настоящее время в музее насчитывается 1057 экспонатов. Дело, начатое Зуфаром Фатлисламовичем, продолжает учитель культуры Башкортостана Уразбахтина Фануза Салиховна, которая много занимается систематизацией экспонатов и упорядочением документации.

Свою историю музей школы-интерната ведется с 1986 года, официально - с 1995 года. В фонде музея насчитывается около 2000 экспонатов. Собранный и обобщенный материал отражен в экспозициях «История района», «Древние книги и рукописи», «Нумизматика», «Этнография родного края». Руководителем музея является учитель географии Минигулов Ирек Хамзович .Под его руководством ученица 9 класса Габдуллина Альфия в этом году приняла участие в республиканском краеведческом конкурсе «Юный этнограф». Она представила исследовательскую работу, написанную на основе этнографических экспонатов музея «Элементы Башкирского орнамента в изделиях ручной работы и в предметах быта».Исследовательской работой также занимаются и учащиеся учителя высшей категории башкирского языка и литературы Шариповой Г.Б., заняв призовые места на республиканских конкурсах, на краеведческих чтениях, посвященных юбилею М.Акмуллы - П место, на республиканском конкурсе исследовательских работ «Дорогами Отечества» в номинации «Родословие» - П место.

Свой 30-летний юбилей отмечает в этом году исторический музей средней школы с.Чуюнчи, у истоков которого стоял директор школы Равилов Мулланур Ялатдинович. Несколько лет длился поиск, проводились встречи с разными людьми, переписка, поиск и сбор документов, фотографий, книг, воспоминаний очевидцев разных событий. В результате собрано и оформлено много экспонатов, размещенных в 4 отделах музея: 1. Военный. 2.Этнографический. 3.История села. 4.История школы (свой 100 летний юбилей отметила школа в 2002 г.). В последние годы с помощью школьного музея патриотическая работа приобретает более конкретный и целенаправленный характер. В этом, прежде всего, большая заслуга директора школы Фаизова Р.В. и зам.директора по воспитательной работе Галиевой Розалии Галиевны. Регулярно проводятся встречи с ветеранами ВОВ и труда, действует тимуровское движение, используются новые формы работы: акции, музейные игры, викторины, выпуск краеведческой газеты, участие в районных и республиканских конкурсах «Земля - наш дом», «Жемчужные россыпи Башкортостана», «По малой родине моей» и др.

Известен всему району музей средней школы с.Рассвет, который был открыт 22 апреля 1985 г.. В этом большая заслуга первого руководителя музея Галышевой Людмилы Ивановны, заслуженного учителя РСФСР и БАССР, ветерана педагогического труда, которая отдала много сил и времени для становления музея. Традиции, заложенные Людмилой Ивановной, продолжил учитель истории Бондаренко Валерий Васильевич, который возглавлял музей с 1995 года по 2003 год. В этот период была проделана большая работа по учету, систематизации и классификации музейных материалов. Музей был реставрирован, экспозиции полностью переоформлены.

С 2003 года по настоящее время руководителем музея является Кабакова Наталья Михайловна. Одно из направлений деятельности музея - это поисково-исследовательская работа. Музейный совет осуществляет сбор информации об истории школы, о совхозе, описание природных объектов, памятников природы. Такая форма работы приобщает школьников к отечественной истории и культуре, прививает им навыки исследовательской и краеведческой работы. Различные формы работы используются, как и во всех школьных музеях, для патриотического воспитания - это встречи с Ветеранами ВОВ и труда, с интересными и знаменательными людьми села, района, республики. В средней школе с. Рассвет со дня открытия музея сменилось несколько поколений юных краеведов, поисково-исследовательская работа продолжается и ведется по следующим направлениям: «Дом, в котором мы живем» (составление летописи школы), «История образования и развития СПК «Давлекановский» (материалы по истории хозяйства от имения князя Волконского до наших дней), «Они сражались за Родину» (материалы о земляках - участниках ВОВ и локальных войн ХХ-ХХ1 в.в.), «Этнографический поиск» (материал о быте, обычаях населения, проживающего на территории хозяйства), «Флора и фауна нашего края» (материал о природе родного края). Под руководством руководителя музея Кабаковой Н.М. постоянно проводятся тематические лекции, как «Наши земляки - участники и герои ВОВ, «Наш музей и его история», «Мой край - Башкортостан», «Быт и культура наших предков», «Директор зерносовхоза Давлекановский. Герой социалистического труда И.А.Ахъяруллин», «Как собирать информацию о краеведению». Проводятся экскурсии и походы по родному краю с целью изучения и сбора материалов для школьного музея. По результатам оформляются рефераты и исследовательские работы, как «Промышленность г.Давлеканово и Давлекановского района», «Сокровища местного фольклора», «А.П.Арютин - первый директор Рассветовской школы», «Хозяйство и быт наших предков в прошлом» и т.д.

Богатый и разнообразный материал по истории образования школы, села, базового хозяйства, сведения об участниках и ветеранах ВОВ и труда, о воинах - интернационалистах, о земляках - героях Советского Союза собран в историческом музее на базе средней школы с.Ивановка. Музей был открыт в 1989 году по инициативе председателя колхоза Михаила Григорьевича Гаршина. Долгие годы руководила музеем учитель русского языка и литературы Попова Надежда Алексеевна, которая совместно с активом музея вложила много стараний и усилий по эстетическому оформлению собранных материалов, оформлению экспозиции. На сегодня руководителем музея является Юткина Людмила Николаевна. Формы работы музея также разнообразны: в этом году проведен вечер, посвященный 90-летию Героя Советского Союза Утину Василию Ильичу с приглашением солдат запаса, проходивших службу на этой заставе, проведен конкурс «Армейский марш» среди юношей - старшеклассников, вечер в честь 50-летия школы, состоялась встреча учащихся школы с людьми, чье детство совпало на годы войны «Дети войны» с приглашением ветеранов ВОВ, тружеников тыла.

Исследовательские работы учащихся «Наши выпускники - защитники Отечества», «Застава Утина», «Жизнь и творчество учителя Есаковой Валентины Романовны «Человек - легенда» и ряд других написанные на основе материалов музея на районных краеведческих конференциях отмечены дипломами и Почетными Грамотами.

Много интересного можно рассказать об историко-краеведческом музее средней школы с.Ивангород, открытого в 1986 году по инициативе Ивана Исааковича Пташко. Руководит музеем Валентина Алексеевна Пархоменко. Главное внимание в своей работе она уделяет воспитанию у детей через музейную деятельность любви и уважению к землякам и краю своей малой Родине. С этой целью широко практикуется проведение тематических лекций с экскурсиями, как «История украинских деревень района»; «Род Добрянских»; «Ради жизни на земле»; встречи с тружениками тыла «Память, память, за собою позови», проводятся экскурсии и походы по родному краю с целью изучения и сбора материала для школьного музея: в Гафурийский район - река Зилим, Давлекановский район - озеро «Аслыкуль», Туймазинский район - озеро «Кандрыкуль», Белорецкий район - Капова пещера и др.

Таким образом, многообразна и интересна деятельность школьных музеев - это поиск и сбор материалов, встречи с людьми разных поколений, организация экспозиции, праздников, встреч. Историческое краеведение как система различных видов человеческой деятельности, создает благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся. Изучение и осмысление фактов местной истории, Способствует патриотическому воспитанию и влияет на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.


Справка

о краеведческой работе Дома детского творчества

в рамках движения «Дорогами Отечества»
Одним из приоритетных направлений в деятельности ОУ в системе дополнительного образования детей является краеведение. Во многих исследовательских работах обучающихся наблюдается обращения к семейным истоках и исторической памяти семей. Это направление в последние годы получило должное развитие и в связи с тем, что по предложению Президента М.Рахимова в нашей Республике принято решение регулярно проводить праздники шежере (родословная), посвященные возрождению родственных связей.

Авторы исследовательских работ в номинации «Родословие» изучают происхождение, историю и родственные связи семей. Через изучение генеалогии лучше узнают историю Отечества и своей малой Родины, учатся приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек, создают историю своей семьи, своей родословной. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. Так,на районной краеведческой конференции в номинации «Родословие» отмечены Почетными грамотами отдела образования исследовательские работы следующих обучающихся:


Учебный год

Тема исследовательской работы

Ф.И. автора

Школа, класс

2005 - 2006

1.Связь времен

2.Моя родословная

3.Мой дед - фронтовик

Рахимова Айгуль

Данилко Максим

Агеев Павел

с.Казангулово, 9 кл.

Баш.гим. № 3, 9 кл.

СОШ № 6, 7 кл.

2006 - 2007

1.Родословная поэта, публициста, историка Г.К.Шаяхметова

2.Родословие Файзуллиных

3. Родин П.А. и его сыновья

Самохвалова Светлана
Файзуллина Эльза
Егорова Елена

с.Курятмасово, 11 кл

с.Курятмасово, 11 кл
с.Рассвет, 9 кл.

2007 - 2008

  1. Шежере семьи Тюлюмбетовых

  2. Мой дедушка - Тухватуллин Х.Р.

Валишина Эльвира

Гарипов Ринат

Баш.гим. № 3, 11 кл.
с.Вперед, 9 кл.


Ежегодно участвуя в районном и республиканском конкурсах исследовательских работ по краеведению в рамках движения «Дорогами Отечества» в номинации «Родословие» обучающиеся нашего года и района занимают призовые места. Результаты за последние 3 года следующие:


Учебный год

Тема исследовательской работы

Ф.И.автора

Школа, класс

Место

2005 - 2006

Родословная семьи Тартыковых

Гильмиахме-тов Артур

Лицей № 4, 7 кл

1 м. Диплом 1 степени МО РБ

2006 - 2007

Из истории семьи Мустафиных

Халиуллина Алина

СОШ № 1, 11 кл

Ш м. Почет.

Гр. МО РБ

2007 - 2008

Моя родословная

Хамидуллина Ляйсан

школа-интерн.

П м. Диплом П степени МО РБ


Важное место в краеведении занимают школьные музеи. Дом детского творчества курирует деятельность 14 школьных музеев, из них паспортизированных 6. Основные направления работы музеев включают в себя изучение истории школ, района, города, родного села. Огромное внимание уделяется военной тематике, изучение биографии ярких личностей, составлению своей родословной. В данном направлении активную работу ведут школьные музеи с.Рассвет, д.Ивангород, с.Ивановка, с.Курятмасово, башкирской гимназии № 3 и другие.


Составила: Хисамова А.Ф.

8.09.2008 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации по организации и созданию приходской библиотеки
Святейший Патриарх Кирилл придает огромное значение деятельности православных библиотек. Выступая перед работниками Синодальной библиотеки,...
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации по организации и паспортизации музеев образовательных...
Составитель: Мыздрик Е. В., зав отделом организационно-методической поддержки реализации мероприятий патриотической направленности...
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей,...
Еделения молодежи. Они дадут небесполезное стартовое представление об аспектах организации внеклассной и педагогической деятельности...
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности...
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации по созданию и организации работы учебно-консультационных...
Подготовка и обучение населения организуются в рамках единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных...
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации по организации и проведению государственного...
Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых...
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации по созданию и внедрению в энергокомпаниях...
Методические рекомендации по созданию и внедрению в энергокомпаниях интегрированных систем менеджмента, соответствующих требованиям...
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Практическая работа №1
Составить схемы деятельности инициативного и рецептивного туроператора и подчеркнуть особенности их деятельности
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов,...
Педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации по организации в общеобразовательных учреждениях...
Методические рекомендации разработаны на кафедре гуманитарных дисциплин скиро пк и про
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе»
План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных музеев iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по мдк 02. 03 Теоретические...
Технология восприятия и рассматривания наглядных материалов разного вида (натура, образец)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск