Тема: Взаимосвязи организмов на примере экологической системы муравейника
«Ознакомившись с жизнью муравьёв, невозможно
не испытать сильнейшее удивление и замешательство».
П.Д.Успенский
Урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Цели:
дидактическая – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации о взаимосвязях организмов на примере экологической системы муравейника средствами критического мышления;
образовательная – организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей рыжих лесных муравьёв в связи общественным образом жизни.
развивающая – продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы «Знаю-Хочу узнать-Узнал», «Кластер», «Инсерт».
воспитательная – создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Задачи:
развивать целостное представление учащихся о связях в экосистемах;
помочь учащимся в раскрытии особенностей строения муравьёв, как представителя отряда перепончатокрылых в связи с общественным образом жизни;
способствовать развитию у школьников умений расширять знания о представителях живой природы родного края;
способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в группе совместно приходить к общему решению;
создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками.
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация , слайды и фотографии из жизни муравьёв, учебник, тексты - приложения, бумага А4, фломастеры, цифровой фотоаппарат.
Содержание урока: Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения. (7мин.)
Прием «Покопаемся в памяти» Загадки.
Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу (муравей)
Пришли плотнички без топоров, срубили избу без углов (муравейник)
Среди леса квашня кипит (муравейник)
Чернокожий карапуз не по росту тянет груз (муравей).
Приём ключевые слова. На основе данных слов составьте рассказ предположение какого-либо явления или объекта природы. В работе используйте все ключевые слова. Ключевые слова: семья, холмик, пень, куча, мусор, лес, тля.
Школьники выполняют работу, советуясь со своим соседом по парте, совместно приходят к определённым заключениям.
Прежде чем приступить к проверке выполнения задания выбираются «эксперты - учащиеся», задача которых сравнить выдвинутые предположения с мнением других ребят и выявить противоречия.
Итак, сегодня мы поговорим о муравьях и муравейниках. Это одни из самых загадочных и изучаемых насекомых на земле. Сложный социальный строй, уникальные способности к коммуникации, повсеместность распространения – далеко не полный список интригующих моментов существования муравьев. Недаром с легкой руки фантаста Бернарда Вербера появилась теория о том, что муравьи являются второй разумной расой на Земле – настолько удивительны эти маленькие создания! Но давайте все-таки подытожим общеизвестные сведения о муравьях.
Какое значение имеют муравьи?
Приём «Верите ли вы, что…»
Подсчитано, что муравьи среднего муравейника защищают от вредителей 0,25 га леса, а крупного – 1га.
Ежедневно в гнездо доставляется несколько тысяч насекомых.
К одному муравейнику было доставлено за день 4500 личинок соснового пилильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 7200 гусениц дубовой листовёртки, 6500 куколок различных бабочек.
Не верите – проверьте... (возможная тема летнего задания). Для этого вы можете провести свои исследовательские работы по изучению жизни муравьиной кучи. В этой работе вам поможет пособие «Муравьи Подмосковья. Методы экологических исследований», Е.А. Дунаев,1999г, М., МосгорСЮН. ().
Далее учащиеся подводятся к выводу о том, что муравьи не живут изолированно в природе, а находятся в постоянном контакте друг с другом и другими живыми организмами. Я прошу вас предложить формулировку темы сегодняшнего урока.
Заполнение маркировочной таблицы ЗУХ (графа «Знаю»).
-
Осмысление: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». (30 мин.)
Работа учащихся в группах по изучению взаимосвязей муравьёв в природе. (15 мин.)
1 группа.
Используя приём «Инсерт» проанализируйте текст «Зачем муравью муравейник?»
Ход работы:
I этап: Внимательно прочитайте текст, используя систему маркировки текста для отслеживания понимания материала.
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы и предоставление материала классу.
2 группа
Используя прием «Кластер», проанализируйте текст «Муравьиная семья. Как общаются муравьи?»
Ход работы
Графическая организация текстового материала.
Напишите ключевое слово или предложение в середине. Начните записывать слова или предложения, которые вы находите в тексте в связи с данной темой.
По мере того, как у вас возникают идеи, вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими. Выпишите столько идей, сколько вы найдёте в тексте, добавьте свои пока не будут исчерпаны все ваши идеи.
3 группа
Используя приём «ПМИ» (плюс-минус-интересно), проанализируйте факты и явления в тексте «Санитар живой природы» (прил.3) с точки зрения положительных сторон («плюс» - П), отрицательных сторон («минус» – М) и интересных, перспективных моментов (И). По окончании работы с таблицей сделайте вывод.
Вывод:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4 группа
Используя стратегию «Таблица - синтез», проанализируйте текст «Где обедал муравей» (прил.4)
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья – при просмотре содержания первых двух.
Ключевые моменты текста (сообщения)
| На чем остановилось внимание?
| Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)
|
|
|
|
Вывод:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 5 группа
Используя приём «Что? Кто? Где? Когда?» проструктурируйте информацию текста «Сотрудничество» (прил.5) и соотнесите прогнозы с новыми знаниями. Что?
|
| Кто?
|
| Где?
|
| Как?
|
| Когда?
|
|
Вывод:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Представление и защита групповых работ, коллективное обсуждение. (15 мин.)
Выводы:
муравьи – общественные перепончатокрылые насекомые. Для них характерны сложные взаимоотношения как внутривидовые, так и межвидовые.
муравьиная семья состоит из бескрылой самки-царицы и рабочих муравьёв; крылатые самцы – только в период размножения. Внутри семьи существует специализация.
муравьи служат пищей для многих животных.
многие муравьи представляют собой важные звенья пищевых цепей как хищники беспозвоночных
муравьи регулируют численность насекомых – вредителей леса
муравьи, питающиеся семенами, способствуют расселению многих растений.
муравьи - естественные природные санитары. Останки убитых насекомых, различный природный мусор – все это быстро и эффективно утилизуется муравьями.
муравьи являются почвообразователями, рыхлящими, перемешивающими, удобряющими почву.
Более чем 250 видов птиц занимаются муравлением, т.е. очищаются от паразитов на муравейниках.
Муравьи нуждаются в охране.
Продолжите заполнение таблицы ЗУХ (графа «Узнал»).
Стадия рефлексии (8 мин.)
Используя приём «Синквейн» про систематизируйте все ваши знания, которые у вас были, которые получили.
Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
Правила написания синквэйна: В первой строчке тема называется одним словом (существительным). Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Пятая - Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Представление синквейнов классу и обсуждение.
Используя приём «Эссе» заполните таблицу ЗУХ (графу «Хочу узнать»)
Обобщение учебного материала.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
изучить текст «Муравьи-листорезы» (прил.7)
решить предложенную проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация: В чистом кислороде при давлении 2-3 атмосферы погибают все бактерии и простейшие, а насекомые выживают. Если термитов поместить в такую среду, а затем создать им нормальные условия с большим количеством древесной пищи, то через 10-15 дней они погибнут.
Вопросы: 1. По какой причине термиты погибают не сразу, а через 10-15 дней?2. Что связывает между собой термитов и бактерий?3. Как связана древесная пища термитов с жизнью бактерий?4. Какой механизм помогает переваривать древесную пищу?
Решение: Бактерии живут в кишечнике термитов и помогают им переваривать целлюлозу. После воздействия кислорода под давлением бактерии в термитах погибают, кишечник забиваются непереваренной целлюлозой, и термит погибает.
Литература:
Т.Г. Галактионова От самопознания к саморегуляции. Методические приёмы ТРКМ, СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.
Н.А. Еремейко Проблемное обучение на уроках биологии
Демьянков Е.Н. Биология. Мир растений: задачи, дополнительные материалы: 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Белехов Ю.Н. Психолого-педагогические проблемы и комплексное сопровождение интеллектуально одарённых детей. - Сборник "Проблемы психолого-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса".- М.: ДОМ, 2005.
Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс; учеб. для общеобразовательных учреждений – М,; Дрофа, 2007.
Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков.
|
Приложение 1
Предлагаю вам, пройтись к ближайшему муравейнику, и не беспокоя его жителей, понаблюдать за ними, Для этого необходимо запастись терпением. Вряд ли наш приход повлияет на поведение хозяев гнезда, так как муравьи весьма близоруки и четкое изображение видят с расстояния 3-4 сантиметра, а некоторые виды вообще слепы.
С первого взгляда может показаться, что в муравейника царит сплошной хаос и беспорядок. Но присмотревшись, мы заметим, что каждый член муравьиной общины занят своим делом. Бесконечным потоком вливается в муравейник большое количество муравьёв, которые тащат к себе в дом каких-то гусениц, жучков и другой корм, тут же другой поток выносят из глубин муравейника комочки земли, третьи с постоянной периодичностью куда-то уходят и возвращаются. Внешне, муравьи, составляющие этот бурлящий жизнью муравейник, выглядят вполне одинаково. Но только на первый взгляд. Вот как описывает этих насекомых известный мирмеколог А.А.Захаров «Одни из них смелы и агрессивны, другие отличаются робостью. Один муравей находчив, но нетерпелив, другой — может, как автомат, повторять однообразные действия». У них, как и у людей, разные характер, привычки и психические склонности
Муравейник – это гнездо, дом муравьиной семьи. Свои гнёзда купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла. Утром и вечером, когда солнце ещё невысоко над горизонтом муравьиные кучи поглощают, а значит и передают в гнездо больше солнечного тепла, чем приняла бы плоская поверхность земли. Особенно важно такое рациональное использование солнечной энергии в тенистых местообитаниях. Поэтому в затемненных еловых лесах муравейники выше, чем в светлых сосновых лесах. Муравейник состоит из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый дождь муравейник практически не промокает.
Полна горница … гостей
Сам муравейник — общежитие не только для муравьев, но и сотен различных мелких животных. И кого здесь только нет — пауки, клещи, многоножки, жуки, сверчки, гусеницы бабочек. Их привлекают сюда быстрое разложение веществ высокая рыхлость почвы, стабильная температура, подходящая влажность.
Некоторые сожители поедают в муравейнике всякие отбросы, мертвых муравьев, не прочь поживиться муравьиными личинками. К таким “гостям” хозяева относятся враждебно. Однако к большинству они довольно равнодушны, а кое к кому испытывают явную симпатию. Некоторые “гости” хорошо владеют муравьиным языком и легко выпрашивают питательные капельки у сытых муравьев.
Муравьи – блюстители чистоты. Системы канализации и захоронения отходов стали разрабатываться людьми всего 150 лет назад. Однако в те времена уже были специалисты по удалению мусора — крошечные муравьи, обитающие в тропических областях Америки.
Обычно колония муравьев-листорезов, насчитывающая до миллиона особей, поселяется в большом подземном гнезде. Рабочие муравьи выполняют обязанности разного рода. К примеру, одна «бригада» муравьев собирает кусочки листьев, а другая разжевывает их до состояния кашицы. Муравьи-садовники, используя эту кашицу, выращивают в камерах своего гнезда грибы, пригодные в пищу им и их собратьям. Кроме того, они удаляют из своего жилища все, что может стать источником инфекции: вредные грибы, умирающих или мертвых муравьев, а также любые гниющие отходы. Но каким образом муравьи избавляются от отходов?
Согласно газете «Индепендент», ученые из Шеффилдского университета нашли ответ на этот вопрос. По соседству с камерами, где трудятся муравьи-садовники, располагаются более просторные камеры, предназначенные для сбора отходов. Там проводят всю свою жизнь муравьи-мусорщики. Они перемешивают отходы, чтобы ускорить гниение, в процессе которого погибают болезнетворные бактерии. Муравьи-садовники никогда не заходят в мусоросборные камеры — они складывают отбросы в специальный ход, откуда их забирают муравьи-мусорщики. Эта эффективная система очистки полностью устраняет риск заражения, тем самым защищая здоровье всех обитателей колонии.
Новая семья – новые заботы
Самка сама роет подземные ходы, откладывает яйца и ухаживает за расплодом, выбиваясь из последних сил. Иногда уходит подкрепиться. Однако у большинства вида муравьёв самка трудится в полностью изолированной, для безопасности, от поверхности камере и еды здесь ей взять негде. Такая самка живёт за счет своих внутренних резервов. В отдельных опытах муравьиные самки жили около года, без пищи извне.
Наконец из куколок выходят первые рабочие муравьи, и самка уходит на заслуженный отдых. Она устраивается в глубокой камере и занимается только одним делом - откладкой яиц. К этой обязанности она относится очень добросовестно. Муравьиная семья растёт и растёт.
|