Скачать 86.4 Kb.
|
МОУ СОШ села Мусорка Открытый урок по теме: «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» 7 класс 06.10.2009 г. Учитель Сопрыкина Татьяна Алексеевна 2009 – 2010 учебный год Задачи • образовательная – сформировать понятие о причастном обороте и его синтаксическом синониме – предложении с союзным словом «который; • развивающая- сформировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; правильно определять границы причастного оборота; заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. • воспитательная – воспитание культуры поведения, уважения к чужому труду, умения слушать и быть услышанным. Тип урока: Урок изучения нового материала Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint; индивидуальные карточки Учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык -7», 2009 Структура урока
Ход урока: 1.Организационный момент Слайд 1 . Мотивационная беседа Учитель: Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о жителях одного лингвистического городка. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов, попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов 3. Актуализация знаний Слайд 2 Учитель: В одном небольшом лингвистическом городке Причастино, который вы вряд ли найдете на карте, жили обыкновенные жители. Они совершали различные действия: ходили , бегали, строили, учились. Но делали они все это невесело, потому что у жителей не было имен. И каждого называли просто «который» или «которая»: учитель-«который учит»; писатель- «который пишет»; ученик – «который отвечает». Из-за этого в городе нередко происходила путаница. И тогда мудрый мэр издал указ: «Каждый горожанин получит новое имя. Тот, который пишет, - Пишущий; тот, который читает, - Читающий; тот, который рисует,- Рисующий» 4.Работа по образованию причастий Слайд 3 Учитель: Этот указ, ребята, сохранился до наших дней. Но, к сожалению, некоторые его фрагменты стерлись от старости. Давайте мы сейчас попробуем их восстановить. Какие же имена получили жители этого города? Который изучает- изучающий. Который рассказывает – рассказывающий. Который смеется – смеющийся. Который думает – думающий. Который танцует – танцующий. Который ускакал – ускакавший. Который измучился – измучившийся. Который сочинял - сочинявший Которого не поняли – непонятый. Которого не узнали - неузнанный Дети записывают «имена жителей» в тетрадях Учитель: Обратите внимание, что мэр города очень демократичен, поэтому он сделал оговорку в своем указе: каждый житель сам решает, кто он: «который верил» или «веривший»; «который знает» или «знающий» 5. Тренировочные упражнения Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастным оборотом. Слайд 4-7 Учитель: Обрадовались жители этого города и решили в знак благодарности преподнести своему мэру подарки. Давайте посмотрим, что же они подарили, а заодно выполним упражнение. Задание: заменить предложение с союзным словом «который» синтаксическим синонимом, то есть причастным оборотом. Задание с объяснением выполняется учеником на доске. Предложения Книга, которая рассказывает о происхождении слов. Музыка, которая повышает настроение. Игра, которая заставляет думать. Цветок, который издает удивительный аромат. Учитель: А какие вы, ребята, подарки хотели бы подарить своим друзьям? Запишите свои предложения и выполните аналогичное задание. Задание выполняется учеником в тетради. При проверке особое внимание обращается на границы причастного оборота, постановку знаков препинания. Физкульминутка (гимнастика для глаз) 1.Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. А затем откройте на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает уровообращение. 2. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами. закройте другой глаз. Повторить 10 раз. Укрепляет мышцы глаз. 3. Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. 4.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Снимает усталость глаз. 6. Выполнение разноуровневых заданий. Работа с индивидуальными карточками Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая тоже заставляет думать. Но сначала ответьте на вопросы: какие вы читали книги, рассказывающие о происхождении слов; как называется наука, изучающая происхождение слов? Карточка №1 (1 уровень сложности)
Слова для справок: неравнодушный, благодарный, отзывчивый. внимательный, чуткий Карточка №2 (2 уровень сложности) Учащиеся не пользуются словами для справок
Ключ к карточкам:
Учитель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, почему я выбрала именно эти качества человека? Ученики: Жители города Причастино отличались отзывчивостью и благодарностью, а их мэр был чуткий и внимательный. 7. Работа по развитию речи Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастного оборота. Учитель: Ребята, причастные обороты делают нашу речь более живой и образной. Но, к сожалению, некоторые при употреблении причастных оборотов допускают грамматические ошибки. Вот и сейчас мне в руки случайно попалось объявление, написанное не очень образованным жителем города Причастино. Давайте прочитаем и исправим ошибки. Слайды 9-10 Ключ: Дополнительное задание: найти и подчеркнуть орфограмму «Непроверяемая безударная гласная в корне слова» 8. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы познакомились с причастным оборотом и узнали. что его можно заменять синтаксическим синонимом - предложением с союзным словом «который». Мне очень интересно было работать с вами. Всем спасибо за работу. Оценки за урок . 9.Домашнее задание Слайд 11 Рефлексия -Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего? -Как вы усвоили пройденный материал? -Какие были трудности? -Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Литература: 1. Учебник для 7 класса «Русский язык», под редакцией М.т.Баранова. Т.А.Ладыженской и др., «Просвещение», 2009 г. 2 . «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.» Н.В.Егорова, Москва, «Вако», 2008 г. 3. Диск «виртуальная школа Кирилла и Мефодия», 7 класс 4. Диск «Русский язык. Виртуальный наставник». 7-11 классы 5. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Авт. Т.А.Захарова и др., Москва. «Планета», 2010 г., стр. 20 6. Материалы Интернета |
Урок русского языка в 6 классе, тема «Причастный оборот» Требицкая Лариса Анатольевна, учитель моу «Нюхотская сош», отметила, что тип урока урок открытия новых знаний: учащиеся на этапе... | Урок по теме Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме) | ||
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Причастный оборот» Обучающая: Систематизация знаний о причастном обороте, полученных в 7,8 классах | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме Тема «Причастие» Урок №4 «Причастный оборот и знаки препинания при нём» | ||
Урок русского языка в 3 классе тема: синонимы «синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя... | Урок был проведён на тему: «Причастие. Причастный оборот.» «5 пальцев» учащиеся показали готовность к уроку учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, приветствия учителя | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивающая – совершенствование умений и навыков находить причастия в тексте; определять его морфологические признаки; умение находить... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основные знания: причастие, признаки прилагательного и глагола у причастий, виды причастий, правописание суффиксов причастий и не... | ||
Урок русского языка в 6 классе учебник Ссч двух групп: «прич. + сущ.», «прич. + сущ.», «прич. + нар.»; 2 дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Причастие», «Причастный оборот», умение выполнять морфологический разбор причастия,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: уметь находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Сегодня у нас урок – обобщение по пройденным темам: причастие; причастный оборот; действительные и страдательные причастия,... | ||
Урок-театр: морская школа. Тема: омонимы, синонимы, антонимы Перед выступлением дети по группам проводят аналогичное выступление для себя. Цифровой ресурс используется здесь как иллюстрация... | Конспект урока русского языка в 7кл. Дата проведения : 05. 10. 2006 г. Тема: «Причастный оборот» Проверка домашнего задания: упражнение №60 проверяется методом взаимопроверки (на доске указаны пропущенные окончания причастий с... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: систематизация знаний по образованию причастий: формирование умения находить причастия и определять грамматические признаки,... |