Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы»





НазваниеУрок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы»
Дата публикации22.06.2014
Размер86.4 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
МОУ СОШ села Мусорка

Открытый урок по теме: «Причастный оборот и его синтаксические синонимы»

7 класс

06.10.2009 г.

Учитель Сопрыкина Татьяна Алексеевна


2009 – 2010 учебный год


Задачи

• образовательная – сформировать понятие о причастном обороте и его синтаксическом синониме – предложении с союзным словом «который;

• развивающая- сформировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; правильно определять границы причастного оборота; заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом

развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

• воспитательная – воспитание культуры поведения, уважения к чужому труду, умения слушать и быть услышанным.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint; индивидуальные карточки

Учебник: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык -7», 2009

Структура урока




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный момент

Сообщение

Запись даты и темы урока

2 мин.

2

Повторение

Беседа. Работа с карточками.

Работа с компьютером

Работают в тетрадях, на компьютере выполняют задание с выбором ответа

7 мин

3

Изучение нового материала

Беседа.

Видеоролик – анимация

Записи в тетрадь, работа с компьютером

20 мин

4

Закрепление материала

Видеоролик

«Опорный конспект».

Обобщение ответов учащихся.

Работают с компьютером ,делают записи в тетрадях.

6 мин

5

Итоги урока

Подведение итогов урока




2мин

6

Домашнее задание

Запись домашнего задания на доске, просмотр слайда с заданием

Запись домашнего задания в тетради и дневники.

3 мин


Ход урока:

1.Организационный момент

Слайд 1


. Мотивационная беседа

Учитель: Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о жителях одного лингвистического городка. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов, попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов

3. Актуализация знаний

Слайд 2

Учитель: В одном небольшом лингвистическом городке Причастино, который вы вряд ли найдете на карте, жили обыкновенные жители. Они совершали различные действия: ходили , бегали, строили, учились. Но делали они все это невесело, потому что у жителей не было имен. И каждого называли просто «который» или «которая»: учитель-«который учит»; писатель- «который пишет»; ученик – «который отвечает».

Из-за этого в городе нередко происходила путаница. И тогда мудрый мэр издал указ: «Каждый горожанин получит новое имя. Тот, который пишет, - Пишущий; тот, который читает, - Читающий; тот, который рисует,- Рисующий»

4.Работа по образованию причастий

Слайд 3




Учитель: Этот указ, ребята, сохранился до наших дней. Но, к сожалению, некоторые его фрагменты стерлись от старости. Давайте мы сейчас попробуем их восстановить. Какие же имена получили жители этого города?

Который изучает- изучающий.

Который рассказывает – рассказывающий.

Который смеется – смеющийся.

Который думает – думающий.

Который танцует – танцующий.

Который ускакал – ускакавший.

Который измучился – измучившийся.

Который сочинял - сочинявший

Которого не поняли – непонятый.

Которого не узнали - неузнанный

Дети записывают «имена жителей» в тетрадях

Учитель: Обратите внимание, что мэр города очень демократичен, поэтому он сделал оговорку в своем указе: каждый житель сам решает, кто он: «который верил» или «веривший»; «который знает» или «знающий»
5. Тренировочные упражнения
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастным оборотом.

Слайд 4-7









Учитель: Обрадовались жители этого города и решили в знак благодарности преподнести своему мэру подарки. Давайте посмотрим, что же они подарили, а заодно выполним упражнение.
Задание: заменить предложение с союзным словом «который» синтаксическим синонимом, то есть причастным оборотом.

Задание с объяснением выполняется учеником на доске.
Предложения

Книга, которая рассказывает о происхождении слов.

Музыка, которая повышает настроение.

Игра, которая заставляет думать.

Цветок, который издает удивительный аромат.

Учитель: А какие вы, ребята, подарки хотели бы подарить своим друзьям? Запишите свои предложения и выполните аналогичное задание.

Задание выполняется учеником в тетради. При проверке особое внимание обращается на границы причастного оборота, постановку знаков препинания.
Физкульминутка (гимнастика для глаз)

1.Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. А затем откройте на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает уровообращение.

2. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами. закройте другой глаз.

Повторить 10 раз. Укрепляет мышцы глаз.

3. Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

4.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их 10 раз быстро и легко

моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Снимает усталость глаз.

6. Выполнение разноуровневых заданий. Работа с индивидуальными карточками
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая тоже заставляет думать. Но сначала ответьте на вопросы: какие вы читали книги, рассказывающие о происхождении слов; как называется наука, изучающая происхождение слов?
Карточка №1 (1 уровень сложности)


Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь




Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро




Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо




Человек, выражающий внимание




Человек, восприимчивый к впечатлениям






Слова для справок: неравнодушный, благодарный, отзывчивый. внимательный, чуткий

Карточка №2 (2 уровень сложности)

Учащиеся не пользуются словами для справок


Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь




Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро




Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо




Человек, выражающий внимание




Человек, восприимчивый к впечатлениям





Ключ к карточкам:


Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь

Отзывчивый

Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро

Благодарный

Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо

Неравнодушный

Человек, выражающий внимание

Внимательный

Человек, восприимчивый к впечатлениям

Чуткий


Учитель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, почему я выбрала именно эти качества человека?
Ученики: Жители города Причастино отличались отзывчивостью и благодарностью, а их мэр был чуткий и внимательный.

7. Работа по развитию речи
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастного оборота.
Учитель: Ребята, причастные обороты делают нашу речь более живой и образной. Но, к сожалению, некоторые при употреблении причастных оборотов допускают грамматические ошибки. Вот и сейчас мне в руки случайно попалось объявление, написанное не очень образованным жителем города Причастино. Давайте прочитаем и исправим ошибки.
Слайды 9-10


Ключ:




Дополнительное задание: найти и подчеркнуть орфограмму «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»

8. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с причастным оборотом и узнали. что его можно заменять синтаксическим синонимом - предложением с союзным словом «который».

Мне очень интересно было работать с вами. Всем спасибо за работу.

Оценки за урок .


9.Домашнее задание

Слайд 11


Рефлексия
-Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?

-Как вы усвоили пройденный материал?

-Какие были трудности?

-Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

Литература:
1. Учебник для 7 класса «Русский язык», под редакцией М.т.Баранова. Т.А.Ладыженской и др., «Просвещение», 2009 г.

2 . «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.» Н.В.Егорова, Москва, «Вако», 2008 г.

3. Диск «виртуальная школа Кирилла и Мефодия», 7 класс

4. Диск «Русский язык. Виртуальный наставник». 7-11 классы

5. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Авт. Т.А.Захарова и др., Москва. «Планета», 2010 г., стр. 20

6. Материалы Интернета

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconУрок русского языка в 6 классе, тема «Причастный оборот»
Требицкая Лариса Анатольевна, учитель моу «Нюхотская сош», отметила, что тип урока урок открытия новых знаний: учащиеся на этапе...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconУрок по теме
Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме)
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconУрок русского языка в 11 классе по теме: «Причастный оборот»
Обучающая: Систематизация знаний о причастном обороте, полученных в 7,8 классах
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме Тема «Причастие» Урок №4 «Причастный оборот и знаки препинания при нём»
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconУрок русского языка в 3 классе тема: синонимы
«синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconУрок был проведён на тему: «Причастие. Причастный оборот.»
«5 пальцев» учащиеся показали готовность к уроку учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, приветствия учителя
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающая – совершенствование умений и навыков находить причастия в тексте; определять его морфологические признаки; умение находить...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные знания: причастие, признаки прилагательного и глагола у причастий, виды причастий, правописание суффиксов причастий и не...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconУрок русского языка в 6 классе учебник
Ссч двух групп: «прич. + сущ.», «прич. + сущ.», «прич. + нар.»; 2 дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторение и обобщение знаний учащихся по теме «Причастие», «Причастный оборот», умение выполнять морфологический разбор причастия,...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: уметь находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии,...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сегодня у нас урок – обобщение по пройденным темам: причастие; причастный оборот; действительные и страдательные причастия,...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconУрок-театр: морская школа. Тема: омонимы, синонимы, антонимы
Перед выступлением дети по группам проводят аналогичное выступление для себя. Цифровой ресурс используется здесь как иллюстрация...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconКонспект урока русского языка в 7кл. Дата проведения : 05. 10. 2006 г. Тема: «Причастный оборот»
Проверка домашнего задания: упражнение №60 проверяется методом взаимопроверки (на доске указаны пропущенные окончания причастий с...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок по теме : «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: систематизация знаний по образованию причастий: формирование умения находить причастия и определять грамматические признаки,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск