Скачать 77.55 Kb.
|
Урок русского языка в 7 классе. Учитель русского языка и литературы Китаева О.П. Тема: « Страдательные причастия прошедшего времени». Цели:
План урока Сетка времени 1.Оргмомент 2 мин. 2.Словарная работа 7 мин. 3.Повторение пройденного материала по тестам 10 мин. 4.Объяснение нового материала 6 мин. 5, 6, 7 Упражнения 18 мин. 8.Итог 2 мин. 1. Оргмомент. У. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу. Откройте тетради, запишите число, классная работа 2. Словарная работа. Ученик у доски раскрывает значения слова бассейн, подбирает однокоренные слова, читает составленное предложение со словарным словом. Запись в тетрадь только первого значения: Бассейн- 1) открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, прыжков в воду. Зимний бассейн для плавания 2) совокупность притоков реки, озера, а также площадь стока поверхностных и подземных вод в водоем. Бассейн Волги 3) область залегания горных пород. Каменноугольный бассейн Запись в тетрадь: Кузбас, Данбас, бассейновый. Бассейн «Олимпия», построенный в городе Чебаркуле, ждет своих посетителей. Ученик подчеркивает волнистой линией причастный оборот, находит определяемое слово, расставляет знаки препинания. Работаем над орфографией: в слове бассейн подчеркиваем буквы, которые нужно запомнить; вспоминаем, почему название бассейна и название города пишется с большой буквы и в кавычках (имена существительные собственные пишутся с большой буквы, название бассейна пишется в кавычках); НН в суффиксе причастия -ЕНН- пишется потому, что в слове есть приставка; наличие безударной проверяемой гласной в корне слов городе, своих заставляет найти проверочное слово (иногородний, свой), существительное 1 склонения в городе стоит в предложном падеже, поэтому в окончании этого слова пишем букву Е, в слове ПОСЕТИТЕЛЕЙ наблюдаем непроверяемую безударную гласную в корне слова (её нужно запомнить) Учитель ставит оценку ученику, работавшему у доски..
А) Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного Б) В предложении причастие подчеркивается как определение В) Времена причастия такие же, как и времена глагола
А) на дрейфующ..й станции б) под палящ..м солнцем
А) Внезапно раздался топот скачущей лошади Б) Чуть шелестят листья берез едва колеблемые ветром
А) действительное б)страдательное Перед следующим тестом ученик отвечает на вопросы: - от каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида) - с помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –ущ- (-ющ-), -ащ- (ящ-) - от чего зависит написание суффиксов –ущ- (-ющ-), -ащ- (ящ-)? (написание суффиксов зависит от спряжения) Учитель ставит ученику оценку 6. В каком причастии пишется суффикс –ущ- (-ющ-)? А) дыш..щий б)колыш..щийся в) крут..щий Ученик отвечает на вопросы: -от каких глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени? (действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида) - с помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –вш- , -ш-) -когда пишется суффикс –вш-, а когда –Ш-? (суффикс –ВШ- пишется, если основа глагола заканчивается на гласный, суффикс –Ш-, если основа заканчивается на согласный) Учитель ставит ученику оценку 7.От какого глагола образуется действительное причастие прошедшего времени? А)читать б)пропеть в)дойти Ученик отвечает на вопросы: -от каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени? (страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида) - с помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –ЕМ- (-ОМ-), -ИМ- - От чего зависит написание этих суффиксов? (от спряжения) Учитель ставит ученику оценку 8.В каком причастии пишется суффикс –ЕМ-? А)слыш..мый б)ожида..мый в)движ..мый 4. Объяснение нового материала Учащиеся в тетради записывают тему урока: Страдательные причастия прошедшего времени (слайд в презентации) Учитель с помощью бумажных трансформеров объясняет новый материал На лоске появляется наглядность: Переписа-ть – переписанный Посея-ть – посеянный Рассмотре-ть – рассмотренный Окле-ить – оклеенный Размоло-ть – размолотый 5. Работа с таблицей в учебнике по вопросам 1. От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида) 2. С помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –ЕНН-, -НН-, -Т-) Учитель: Перед суффиксом –ЕНН- (ЁНН-) часто происходит чередование согласных. ( слайд в презентации) Заметил - замеченный т//ч Вырастил - выращенный ст//щ Испек - испеченный к//ч Наладил - налаженный д//ж Запряг - запряженный г//ж Разграфил - разграфленный ф//фл Победил - побежденный д//жд 6. Закрепление изученного материала на примерах упражнения 108 Запись в тетрадь: Обещать – обещанный Увешать – увешанный Заклеить – заклеенный Взвесить – взвешенный с//ш Привлечь – привлеченный Привести – приведенный ст//д Выступление ученика «Значение фразеологизма «стоит как вкопанный» (слайд в презентации) Оборот стоит как вкопанный обозначает «стоять неподвижно, замерев на месте от ужаса или удивления». По происхождению это выражение является сокращением более полной формы фразеологизма как вкопанный в землю. В этом выражении сохранился отголосок жестокого обычая на Руси – закапывать живых людей за какое-либо серьезное преступление. Запись фразеологизма и его значения в тетрадь 7.Работа с текстом по плану (Слайд в презентации) -тема текста (статуя «Воин-освободитель») -основная мысль текста (памятник увековечивает подвиг воинов, павших в борьбе с фашизмом) -средства связи предложений в тексте (лексический повтор, местоимения, синонимы) -тип речи (описание) - стиль речи (публицистический) Мы должны гордиться тем, что русский народ победил фашизм. Не забывать тех, кто отдал свои жизни за мир на земле «Воин-освободитель» Подвиг советских воинов, павших в борьбе с фашизмом, увековечивает грандиозный памятник, сооруженный в Берлине в 1949 году по проекту скульптора Е.В.Вучетича. Главный монумент ансамбля – величественная статуя «Воин-освободитель», олицетворяющая Советскую Армию, спасшую Европу от фашистского варварства. Перед нами – овеянный боевой славой молодой советский солдат. Поворот головы, спокойный, устремленный вперед взгляд, широко развернутые могучие плечи, натруженные руки – все в нем создает впечатление несокрушимой воли. Правая рука воина уверенно лежит на рукоятке меча, разрубившего свастику, попранную его ногами. Другой рукой боец поддерживает маленькую девочку, доверчиво прильнувшую к его груди. Ребенок олицетворяет будущее человечества, спасенного Советской Армией от ужаса и позора фашистского рабства. Такой памятник могли воздвигнуть только самые гуманные и миролюбивые люди. Учитель: Каких людей называют гуманными? (тех, кто проявляет заботу о ближнем, по-человечески относится к природе, животным, гуманный значит человеколюбивый) Учитель: Выпишем из текста основную мысль (Статуя «Воин-освободитель, воздвигнутая гуманными и миролюбивыми людьми, увековечивает подвиг советских воинов, павших в борьбе с фашизмом) Подчеркиваем причастные обороты, выделяем определяемое слово, находим страдательное причастие прошедшего времени, выписываем его, показываем, как оно образовалось Воздвигнутая←воздвигну-ть Находим в тексте причастные обороты со страдательными причастиями прошедшего времени, выделяем суффиксы Памятник, сооруженный в Берлине Овеянный боевой славой солдат Устремленный вперед взгляд Широко развернутые плечи Натруженные руки Свастика, попранная ногами солдата Человечества, спасенного Советской армией Выступление ученика Занятый или занятой? В качестве прилагательного употребляется слово занятой: «Он человек занятой», «Она женщина занятая». Так говорят о том, кто не имеет свободного времени, кто обременен делами, работой. «Учителя – люди занятые». Как причастие от глагола занять употребляется слово занятый, например: «Рабочий, занятый на сборке механизмов», «Ученые, занятые исследованием космоса» Запись в тетрадь Учителя – люди занятые Ученые, занятые исследованием космоса, продолжают совершать открытия. Работа с орфоэпическим словарем: беленный или белённый? 8. Итог урока:
9. Домашнее задание: § 19, доделать упр. 108 (образовать от глаголов страдательные причастия прошедшего времени) Литература:
|