Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии»





Скачать 109.13 Kb.
НазваниеТема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии»
Дата публикации27.06.2014
Размер109.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Приложение 3
Материалы выступлений учителей-предметников.
Лялина Н.В. - учитель биологии:

Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии».

Все люди по-разному воспринимают информацию, кто-то на слух – аудиалы, визуалы лучше запоминают образы, кинестетикам, чтобы запомнить, надо сделать работу своими руками. В классе все дети разные и по-разному усваивают информацию.

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – я запомню. Вовлеки меня - и я пойму» - утверждает китайская пословица. Научные исследования нашего времени подтверждают это цифрами. Если материал подается в звуковом виде, человек запоминает около 1/ информации, если материал подан визуально – 1/3. При комбинировании зрительного и слухового восприятия запоминание повышается до ½, а если человек вовлекается в активные действия в процессе изучения, то усваивается до 75% информации. Интерактивная доска дает возможность всем активно участвовать в учебном процессе. На уроке можно использовать интерактивные задания во время проверки домашнего задания и во время объяснение нового материала, но в разных режимах.

Возможность поработать с интерактивной доской активизирует на уроке даже самых слабых учащихся, так как есть несколько режимов проверки домашнего задания, то есть можно дифференцировать задания по степени сложности. Возможности интерактивной доски формирует у учащихся чувство успешности, а это в свою очередь активизирует учащегося на уроке.

Кроме интерактивной доски важную роль на уроке играет проведение практических и лабораторных работ. Предметы естественнонаучного цикла дают учащимся уникальную возможность изучать окружающий мир не по картинкам, а с реальными объектами природы. Мы лучше запоминаем то, что потрогали своими руками, то, что проделали сами, пусть и с подсказкой учителя. Неважно, что ребенок на уроке делает открытие того, что открыли до него сотни людей, для него это – здесь и сейчас, а значит, это его открытие.

На сегодняшнем педсовете мы предлагаем вам побыть первооткрывателями, и может быть, кто-то из вас сделает сегодня свое собственное открытие, но не это главное, важно нам не забывать, как это – быть учеником, как много надо знать и помнить.

Николаева Т.М. – учитель начальных классов.

Тема: «Использование «Mimio Studio» в начальной школе».

Форма выступления: сообщение.

ПО «Mimio Studio» подключается к компьютеру и его можно использовать для создания и проведения презентаций. При совместном использовании оборудования ПО «Mimio Studio». При совместном использовании «Mimio Studio» и мультимедийного проектора обычная белая маркерная доска превращается в мощный инструмент презентаций. При работе без проектора «Mimio Studio» считывает и запоминает комментарии и рисунки, сделанные на маркерной доске, оснащенной оборудованием «Mimio Studio». Блокнот предназначен для создания и проведения презентаций. Работа с Блокнотом производится практически так же, как и работа с другими текстовыми редакторами или презентационными приложениями. Всё созданное в Блокноте можно сохранить как в собственном формате «Mimio Studio» (.INK), так в других форматах, обычно используемых для работы с изображениями (HTML, JPG, PNG и др.)

Инструментарий Блокнота предоставляет преподавателю разнообразные средства разработки и редактирования практически всех видов электронных ресурсов: текстовые блоки, сделанные от руки надписи и рисунки, маркерные пометки, также базовые графические элементы. Изображения можно вставлять и как фон, и как объекты.

Можно рассмотреть ещё один интересный инструмент – «Экран». Кнопка «Экран» позволяет «заморозить» изображения на экране (то есть, создать и показать фото экрана), затем создать на этом фоне рисунки и тексты и, наконец, сохранить для дальнейшего редактирования или использования.

Для запуска системы «Mimio Studio» существует интерактивный режим. Стилус можно использовать в качестве мыши, находясь при этом на достаточно большом расстоянии от компьютера (у доски). При этом зарисовки, сделанные стилусом на доске, появляются на мониторе компьютера.

Использование «Mimio Studio» позволяет осуществлять принципы наглядности, доступности, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, в ненавязчивой форме удерживает внимание учеников в течение продолжите6льного времени, помогает прочному и долговременному усвоению знаний и умений, повышении. Их качества. Наиболее целесообразно использование «Mimio Studio» в начальной школе на уроках математики, русского языка, окружающего мира.

Игнатова Н.Г. - учитель истории и обществоведения:

  1. Тема: Научное общество учащихся.

В активизации познавательной деятельности помимо урочной работы играет важную роль организации исследовательской и проектной деятельности учащихся как формы внеклассной учебной работы – Научное общество учащихся (НОУ).

Содержание деятельности НОУ:

  • работа над учебными исследованиями,

  • коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы;

  • организация круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, научно-практических конференций и др.

  • встречи с представителями науки и образования;

  • экскурсии в учреждения науки и образования,

  • сотрудничество с научными обществами других школ и др.
    одним из путей творческого восприятия современных наук – систематическая научно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может нет только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто ещё учится в школе. Современные условия развития общества требуют переориентация обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. Поэтому НОУ позволяет решать три очень важные задачи образовательного процесса:

  • социализации ученика, формирования навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их использовать;

  • формирования определенного уровня компетенции ученика;

  • подготовка учащихся к участию в реализации замысла, проекта, исследования.

НОУ как сообщество детей и взрослых несет в себе большой воспитательный потенциал. В нашей школе НОУ «МАНУскрипт» работает с 2003 года. За эти годы несколько десятков ребят вышли не только на районный, но и городской, межрегиональный уровень конкурсов и олимпиад. Зверева Карина- выпускница 2009 года за это время (начиная с 6 класса) приняла участие во многих конкурсах и собрала звездную коллекцию в 60 дипломов и грамот и стала лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга «Невский ангел», Никита Морозов, её одноклассник, - лауреат районного конкурса «Колпинская надежда» (28 грамот и дипломов, начинал с 9 класса.

При создании НОУ «МАНУскрипт» планировалось, что исследовательская и проектная работа учителей с учащимися будет полезной в формировании умения наблюдать, находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать её по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие закономерности и т.д.

НОУ создает условия для выхода не только на свою предметную районную олимпиаду, но на межпредметные и надпредметные конкурсы. Преподаватели при этом осваивают и сами новые технологии исследовательских работ, компьютерные технологии. Руководя деятельностью учащихся, учителя должны уметь говорить с учащимися на «одном» языке. От конкурса к олимпиаде нарастает своеобразный азарт: возможность повысить и сравнить уровень своей работы с результатами исследований и проектами учащимися других школ. Активную работу по руководству и консультированию исследовательской и проектной деятельностью учащихся осуществляют Лялина Наталья Владимировна (учитель биологии), Белова Елена Витальевна (учитель истории и культуры Санкт-Петербурга и МХК), Трунова Марина Петровна (учитель биологии), Шишкина Светлана Игнатьевна (учитель ИКТ), Музылева Светлана Павловна (учитель русского языка и литературы). И хочется сказать огромное спасибо за методическую, информационную и чисто человеческую поддержку нашей заведующей библиотекой Тверезовской Ирине Викторовне.

Оптимальность НОУ для исследовательской работы учащихся заключается ещё и в том, что ученик имеет возможность выбрать для себя «научного консультанта» - учителя-предметника. Это сотрудничество позволяет повысить авторитет учителя, углубить интерес учащегося к предмету, создать атмосферу доверия и сотрудничества. Кроме того, это способствует авторитету успешного и старательного ученика.

Выбор тем для исследовательской работы является одной из трудностей для учащихся. Это связано с тем, что ученикам кажется, чем значимее формулировка, тем лучше (например: «Реформы Петра I»). А взять более узкую тему (««Реформы Петра I в военной области»), подобрать литературу или материал, провести эксперимент или наблюдение значительно сложнее. Поэтому и получается – много и ни о чем. Задача научного руководителя, консультанта в ходе выполнения исследовательской или проектной работы – помочь в этих сложных условиях совместной деятельности.

Еще большую трудность представляют проектные работы с использованием информационных технологий – презентации, веб-сайты. Здесь проблема возникает из-за кажущейся легкости работы с материалом. Овладев техническими навыками создания формы, учащиеся сталкиваются с трудностями по отношению к содержанию темы, страницы сайта или слайда презентации, а особенно в вопросах эстетического оформления и методического содержания. На этом этапе работы консультационная, даже руководящая роль учителя становится еще более весомой.

Основным итогом работы нашего школьного НОУ «МАНУскрипт» за время его существования стало постоянное повышение качества работ, рост числа учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня (районного, городского, межрегионального и Всероссийского).

  1. Тема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории с использованием учебных фильмов».

Форма выступления: демонстрация учебного фильма подготовленного учителем для урока.

Видео-, CD-ROM, DVD, Интернет предоставляют человеку возможность индивидуального общения с экраном. Он может выбрать интересующую его кассету (диск, сайт), в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же аудиовизуальный материал на разных языках. Уже сегодня созданы компьютерные пособия с объемным изображением и звуком, рассчитанные на развитие памяти, интеллекта, логики, внимания, художественного восприятия и воображения. Современные технологии позволяют любому человеку создавать свои компьютерные фильмы, энциклопедии, газеты, журналы, интересные сайты и многое другое. Всё это очень хорошо. Но эти достижения вышеперечисленные аспекты носят индивидуальный характер – они рассчитаны на одного ученика, на одного учителя. В классе этими материалами достаточно сложно воспользоваться.

Владение современными технологиями может помочь творчески мыслящим учителям использовать в полной мере достижения современных технологий. Созданные разными фирмами (НГО, ВВС и др.) документальные фильмы можно продемонстрировать в учебном процессе, но при этом обнаруживаются серьезные проблемы в их использовании. Обозначим некоторые из них на примере фильма «Настоящий неандерталец» (ВВС):

  1. большой объем научной информации – сложность в восприятии для неподготовленных к этому учащихся;

  2. большая доля времени в фильме – игрового кино – рассказ о том, как делались открытия, велись исследования (а это несколько иная тема – для другого урока);

  3. большое количество различных участников – ученые, артисты, ведущие – калейдоскоп мнений;

  4. большая продолжительность фильма – 55 минут, а оптимальная продолжительность использования видеоматериала на уроке – 15-20 минут;

  5. отсутствие методического аппарата – дается только информация, иллюстративный материал;

  6. монолитность материала – отсутствие разбивки на логические блоки, перебивание одной темы другими, возврат к предыдущей теме;

  7. переход от описания жизни неандертальца к рассуждению ученого моментален – учащиеся не успевают «переключиться» с одной темы на другую;

  8. пока идет описание, закадровый текст читает диктор, дублирующий фильм, а при выступлении ученых – на английскую речь накладывается русский перевод, что усложняет восприятие материала;

  9. несоответствие расположения материала логике и структуре урока - необходимость учителя подстраиваться под замысел авторов фильма.

Разрешить эти проблемы позволяет самостоятельная творческая работа учителя – работа с программами типа STUDIO: STOIK Imaging? Pinnacle Studio 12, Movie Maker и др. (так как нашему телевидению проще выпустить очередной бессмысленный сериал для домохозяек, чем учебный фильм для школы).

Видеоматериалы сами по себе ещё не являются учебными пособиями для учащихся – с ними ещё надо поработать, а именно:

  • смонтировать имеющийся видеоматериал в определенный последовательности, в соответствии со структурой урока;

  • разбить на смысловые блоки;

  • поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы.

Такие «усовершенствованные фильмы «Настоящий неандерталец», «Каменный век», смонтированные на основе фильмов ВВС, я с успехом использую на уроке. Это позволяет в оптимальных условиях (22 и 17 минут показа), не только дать яркий иллюстративный материал и зрительный ряд, но и использовать вмонтированные подзаголовки, титры, задания не только записанные в титрах, но и озвученные закадровым голосом, создать условия для повторения – путем записи по ходу показа фильма ответов на поставленные вопросы и задания. Задания, которые предлагает в фильме учитель, заставляет учащихся внимательнее смотреть фильм, выделять важные моменты для ответа, вести записи. Кроме того, после просмотра фильма учащиеся составляют развернутый план или конспект, что позволяет закрепить материал и в письменном виде.

Но использование медиатехники в обычной школе пока серьезно затруднено не только нехваткой технических средств, но и недостатками имеющегося медиативного материала. Ещё 20 лет назад только по истории существовало более 300 учебных фильмов, которые можно было использовать на уроке, они обладали очень серьезными достоинствами – учетом возрастных особенностей учащихся, глубиной и логикой изложения, композицией, оформлением, художественным вкусом и др. теперь в этом вопросе возникаю серьезные проблемы:

  1. в фильмотеках среднестатистического района обычной общеобразовательной школы этих фильмов нет (неужели нельзя восстановить старые кинофильмы, тем более современная техника позволяет оцифровать любой материал);

  2. документальные фильмы, которые выпускают различные студии, носят явно конъюнктурный, слишком эмоциональный и политизированный характер, что недопустимо при показе в школе;

  3. в школьные библиотеки поступило большое количество дисков с видеоматериалами, которые учитель может применить на уроке, но большинство из них требуют либо медиапроектор, либо компьютерный класс. Кроме того, составители этих программ, судя по всему, слабо представляют, что такое обыкновенная муниципальная школа и какими возможностями она располагает ( не во всяком классе есть видеодвойка, а иногда учитель из дома приносит свой телевизор и плейер из дома).

С кем, вы деятели документального кино? Такой вопрос задают учителя, страдающие от того, что в очередной раз остаются один на один в учебном процессе с доской, куском мела и самодельными наглядными пособиями. Неужели нам придется осваивать новые профессии режиссера, сценариста и монтажера учебного фильма?..

Подведем итог. Очевидна важная, и зачастую незаменимая роль видеоматериалов в учебном процессе. Безусловно, внедрение новых разработок, апробированных на практике усилиями учителей – энтузиастов, неизменно ведет к лучшему, позволяет ученикам выйти после окончания курса обучения за пределы школы максимально подготовленными к жизни. Однако проблема всё ещё остается: ничего нельзя сделать в масштабах целой страны без участия в столь важном процессе государства, общепринятой доминанты.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconИспользование интерактивной доски на уроках химии
Таким образом, использование интерактивной доски в учебном процессе имеет неограниченные возможности, дает основу учителю химии существенно...
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconДоклад на тему: «Использование интерактивной доски на уроках биологии»
Различные авторы указывают на возможность и даже стратегическую важность использования информационные технологии в обучении биологии,...
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconВозможности интерактивной доски на уроках иностранного языка Учитель...
Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса...
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconКонспект урока информатики и икт (с использованием технологии сдп...
Тема "Использование вспомогательных алгоритмов для рисования орнаментов в исполнителе Чертежник"
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconКак подготовить и провести урок биологии с использованием интерактивной доски?
Есть два варианта использования интерактивной доски: первый – применение готовых материалов (CD, презентаций учителя, ресурсов из...
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconИспользование интерактивной доски в проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Использование интерактивной доски на уроке это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю...
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconИспользование интерактивной доски на уроках иностранного языка (английского)...
Одним из актуальных нововведений стало применение электронной интерактивной доски как средства повышения интенсификации процесса...
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconИспользование возможностей интерактивной доски при организации итогового...

Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconИсторическая грамматика на уроках русского языка и литературы
Использование интерактивной доски Smart Board и программного обеспечения Notebook
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование мультимедийного комплекса или интерактивной доски на современных уроках,занятиях,внеклассных мероприятиях!»
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconИспользование интерактивной доски на уроках иностранного языка
В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе...
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconУрок русского языка "Синтаксис простого предложения" с использованием...
Переключение слайдов производит учитель с помощью маркера для интерактивной доски
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconИспользование интерактивной доски на уроках английского языка
Интернет. Конечно, интерактивная доска – это не только демонстрационный экран, но и инструмент для учителя и ученика, которым мы...
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconПрограмма «студент»
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconТворческая работа Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой...
Использование интерактивной доски и модульно-рейтинговой технологии в учебно-воспитательном процессе
Тема: «Использование возможностей интерактивной доски на уроках природоведения и биологии» iconПлан конспект урока с использованием интерактивной доски Предмет
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск