Для аттестации
Королева Ольга Владимировна, учитель информатики и ИКТ МАОУ "Средняя общеобразовательная школа "Комплекс "Гармония" с углубленным изучением иностранных языков", Великий Новгород, моб.тел. +79517266003, do_garm@mail.ru Урок информатики в 5 классе "Кодирование информации" Предмет: информатика
Класс: 5
Урок №12
Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 192 с. : ил. Тема: Кодирование информации Цели урока:
Сформировать представления о кодировании информации.
Ввести понятия код, кодирование/декодирование, условный знак.
Сформировать правила кодирования/декодировать информации.
Тип урока: урок открытия нового знания. Планируемые результаты:
Личностные умения
| Метапредметные умения
| Предметные умения
| Развитие умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий.
| Развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
подведение под понятия.
| Формирование умения использовать термины «кодирование/декодирование», «код», «условный знак»; кодировать/декодировать информацию.
|
Основное содержание урока: Кодирование информации. Формы представления информации Основные понятия:
условный знак;
код;
кодирование. Оборудование:
Учебник и рабочая тетрадь для 5 класса «Информатика и ИКТ» Л.Босовой, интерактивная доска, проектор, компьютер. Технология деятельностного метода (ТДМ) «Школа 2000…»
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Мотивация к учебной деятельности.
| Сегодня у нас урок открытия нового знания.
Напомните, пожалуйста, как происходит познание нового?
Верно, мы будем опираться на наши знания и жизненный опыт, выявлять наши затрудениния, чтобы найти способы их разрешения.
Для начала я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильм «Алло! Вас слышу!» Союзмультфильм, 1971г.
| Дети отвечают на поставленные вопросы, аргументируя свои ответы схемой «Открытия»
Дети смотрят фрагмент мультфильма, задумываются о его связи с темой урока
| Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
| 2.1
На прошлых уроках мы рассматривали с вами понятие «информация», действия с ней. Давайте вспомним основные сведения
Что такое информация?
Вспомните, какие действия человек может совершать с информацией, классифицируйте их и обоснуйте почему вы выбрали именно такие признаки для классификации?
Как человек хранит информацию?
Какие современные носители информации вам известны?
Сколько информации человек воспринимает каждым из органов чувств? Аргументируйте свой ответ.
2.2 А теперь поработаем в группах
Подумайте и обсудите в группах вопрос «Как вы думаете, что человек делает с различными видами информации, чтобы ее передать, сохранить, обработать?», предложите свои гипотезы и аргументируйте свой ответ.
Посмотрите видеоролики, обсудите в группах, определите общее в них и предположите цель нашего урока.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8701b09-6fdc-46cb-8e9b-ff2876040f1a/%5BINF_026%5D_%5BAM_03%5D.swf (кодирование звуковой информации человеком)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/28e20301-a2ed-4304-87de-5a7794b73075/%5BINF_026%5D_%5BAM_04%5D.swf (кодирование символьной информации)
На ваших партах лежат карточки с какими-то символьными текстами (нотная запись, формула химической реакции, шифровка азбукой Морзе, ребус. Сможете ли вы прочитать их? Аргументируйте свой ответ.
|
Дети отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свои ответы.
Учащиеся обсуждают в парах, отвечают на поставленный вопрос, высказывая свое мнение Учащиеся обсуждают в группах, отвечают на поставленный вопрос, высказывая свое мнение
Дети после просмотра выдвигают свои гипотезы цели урока (кодирование информации, коды, шифрование)
Дети рассматривают карточки, обсуждают, сообщают о своих затруднениях в некоторых случаях декодирования информации.
| Выявление места и причины затруднения.
| Цели нашего урока: Сформировать представления о кодировании информации. Ввести понятия код, кодирование/декодирование, условный знак. Сформировать правила кодирования/декодировать информации.
Какие задачи на этот урок вы для себя поставите? Почему?
Совместно в группах выполните задание № 7 на стр. 13—14 рабочей тетради. Какие затруднения у вас возникли
Физминутка. На доске отображен флажковый алфавит. Учитель показывает детям движения, кодирующие сообщение «Мы все изучаем информатику»
Мы размялись, подумаете, простые ли действия мы с вами выполняли или они каким-то образом относятся к теме нашего урока? Обоснуйте свое мнение.
|
Дети выдвигают предположения, чему они должны научиться.
Дети работают в группах над заданием, обсуждая решение. Сообщают свои затруднения. Невербальная разгрузка, снятие напряжения, переключение внимания.
Дети предполагают, что в физминутке было визуальное кодирование информации
| Построение проекта выхода из затруднения.
| Вспомните свой жизненный опыт, обсудите с товарищем по парте следующие понятия:
Кодирование
Код
Условный знак
Сформулируйте их определения.
| Учащиеся обсуждают и формируют понятийный аппарат.
Учащиеся высказывают свои определения, анализируют их.
| Реализация построенного проекта.
| Давайте посмотрим видеоматериал, определяющий понятия. Правильно ли мы с вами дали им определения?
| Дети смотрят видеоряд, самостоятельно анализируют на сколько они были близки к научному определению понятий. Корректируют свой понятийный аппарат.
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Давайте теперь попробуем применить полученные знания на практике. Посмотрите предложенный вам ЭОР, определите по какому правилу выполнено кодирование информации, декодируйте ее по этому правилу. Что у вас получилось и почему?
| Дети кодируют/декодируют пословицы, определяют правило кодирования.
Дети, обсудив в группе, предлагают по одному способу кодирования информации. Дети отвечают – правило, способ, алгоритм кодирования.
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Выполните задание в рабочей тетради стр.20-21 №7 (флажковая азбука).
У вас на партах лежат карточки со смайликами. Оцените свою работу при помощи смайлика. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая отражает вашу работу
Мне было легко
Было немного сложно
Мне было сложно
Что не получилось?
Надо ли еще потренироваться?
| Дети самостоятельно выполняют задание, затем сверяют свое решение с эталоном (демонстрацией ответов на доске)
Учащиеся оценивают свою работу.
Проблема с вниманием.
Да
| Включение в систему знаний и повторение.
| Прочитайте вопрос и предложенные варианты ответов, выберите верный по-вашему мнению. Обоснуйте свой выбор.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90e8d57a-1cad-4a6b-b444-2209d4c4dd13/%5BINF_020%5D_%5BQS_01%5D.html кодирование
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27dc0ec5-e938-48c7-85f7-2bd2b031f899/%5BINF_020%5D_%5BQS_02%5D.html декодирование
| Учащиеся переносят полученные знания на метапредметный материал.
| Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Какому действию над информацией был посвящен наш урок сегодня?
Какие ключевые понятия относятся к этому действию?
Чему мы с вами сегодня научились?
Где можно применять полученные знания?
Как вы оцените свой вклад в урок?
| Учащиеся отвечают на вопросы
Кодирование/декодирование
Код, кодирование/декодирование, условный знак
Кодировать/декодировать информацию
Дети выдвигают предположения применения кодирования в практической деятельности человека.
Дети дают оценку собственным действиям на уроке, отмечая ее в Дневнике достижений.
| Домашнее задание
| В рабочей тетради выполнить задания №11, 13, 15, 21
|
|
|