Яковлева О.А «Нитраты – соли азотной кислоты»
Модель урока
Учитель: Яковлева Ольга Алексеевна
Предмет: химия
Школа: МОУ «СОШ №28», г. Балаково, Саратовской области
Класс: 9
Учебный план: 2 часа в неделю
Тема: «Нитраты – соли азотной кислоты»
Тип: урок формирования знаний
Цели: Образовательные: закрепить понятия о составе нитратов как представителях класса солей;
рассмотреть физические свойства нитратов;
углубить знания о солях-нитратах в свете теории электролитической диссоциации и участия в окислительно-восстановительных процессах;
научить определять нитрат-ион в растворе;
познакомить учащихся с важнейшими представителями нитратов и показать их значение в народном хозяйстве и быту.
Воспитательные: формировать навыки безопасного обращения с веществами;
формировать умения применения полученных знаний в быту;
воспитывать самостоятельность, чувство собственного достоинства;
воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли;
развивать умения и навыки при проведении эксперимента с соблюдением правил техники безопасности;
развивать творческую деятельность;
совершенствовать навыки работы с компьютером;
развивать познавательные способности, потребности и интерес у учащихся к предмету.
Средства наглядности: компьютер, проектор, экран; лабораторный штатив, демонстрационные пробирки, спиртовка, спички, тигельные щипцы, вата, мерный цилиндр с песком, поглотительная склянка.
Реактивы: набор нитратов: NaNO3, KNO3, Cu(NO3)2, NH4NO3, AgNO3 (ляписный карандаш), Al(NO3)3; медная проволока, H2SO4 (конц.), древесный уголь, сера, NaOH.
Предварительная работа.
2-е учащихся работают над проектом по теме «Нитраты в продуктах питания. Составление дневного баланса потребления нитратов». Результаты работы учащиеся оформляют в виде презентации (слайдов) на компьютере.
Ход урока
Этапы
| Содержание урока
| Время
(мин.)
| Деятельность
| Учителя
| Учащихся
| I.
II.
III.
IV. V.
| Организационный этап
Постановка цели.
Тема нашего урока сегодня «Нитраты – соли азотной кислоты». На уроке мы должны закрепить знания об общих свойствах солей, изучить особые свойства нитратов и их применение.
Листок контроля по теме «Нитраты»
Нитратами называются _____________________________
Составить формулы следующих нитратов: калия, натрия,
кальция, свинца, серебра, аммония, алюминия._________________________
В 3-х пробирках находятся кристаллические нитраты: натрия, аммония, алюминия. Рассмотрите выданные соли. В каждую пробирку прилейте по 2-3мл воды.
Наблюдения: ___________________________________
Выводы: ______________________________________
Запишите уравнения диссоциации выданных солей:
NaNO3 → __________________________
NH4NO3→ __________________________
Al(NO3)3→ _________________________
Запишите уравнения реакций разложения:
NaNO3 _______________________________________
Mg(NO3)2 ____________________________________
Hg(NO3)2 _______________________________________
Как распознать следующие вещества: NaNO3, Na2SO4, NaCl? Напишите соответствующие уравнения реакций.
Введение знаний.
Состав и номенклатура нитратов.
Вопросы для беседы:
Как называются соли азотной кислоты?
Из чего они состоят?
Возможно ли образование кислых солей азотной кислоты?
Что можно сказать о растворимости нитратов, глядя на таблицу растворимости?
Какие свойства, сходные со свойствами других солей, проявляют нитраты?
Физические свойства нитратов.
Прежде чем изучать свойства нитратов, необходимо познакомиться с правилами техники безопасности:
все нитраты относятся к огневзрывоопасным веществам. Хранятся нитраты отдельно от органических и неорганических веществ.
все опыты с образованием оксида азота (IV) проводить в больших пробирках, закрытых ватными тампонами, смоченными щёлочью
Выполнение лабораторного опыта
«Физические свойства нитратов».
Ход опыта: В 3-х пробирках находятся кристаллические нитраты: натрия, аммония, алюминия. Рассмотрите выданные соли. В каждую пробирку прилейте по 2-3мл воды. Что наблюдаете? (учащиеся делают вывод о том, что нитраты являются кристаллическими веществами и хорошо растворяются в воде).
Химические свойства нитратов.
Свойства нитратов, общие с другими солями
Все нитраты – сильные электролиты, их растворы хорошо проводят электрический ток. Т. е., как и многие другие соли нитраты в водном растворе диссоциируют на ионы и вступают в реакции ионного обмена (например с со щелочами, кислотами или другими солями).
Особые свойства нитратов
При нагревании нитраты разлагаются.
Демонстрация опыта «Разложение нитратов».
Проблемный вопрос перед постановкой опыта: Какие вещества образуются при разложении нитратов?
Разложение нитрата калия.
Ход опыта. В пробирку поместить (на 1/10 ч.) кристаллический нитрат калия, закрепить пробирку вертикально в штативе, нагреть до расплавления соли. В расплав опустить предварительно нагретый уголёк. Наблюдать яркую вспышку и горение угля.
Вывод: в реакции образуется кислород.
2 KNO32 KNO2 + O2↑
окислитель N+5 + 2 → N+3 2 2 восстановление
восстановитель 2O-2 - 4→ O20 4 1 окисление
Разложение нитрата меди (II).
Ход опыта. В большую пробирку поместить нитрат меди (II) (объёмом с горошину), пробирку закрыть ватным тампоном, смоченным раствором щёлочи. Закрепить пробирку в штативе и нагреть. Наблюдать образование бурого оксида азота (IV) и чёрного оксида меди (II).
4Сu(NO3)24Сu O + 2NO2↑+ O2↑
окислитель N+5 + 1 → N+4 1 4 восстановление
восстановитель 2O-2 - 4→ O20 4 1 окисление
Вывод: нитраты калия и меди разлагаются по-разному: нитрат калия – до нитрита калия, нитрат меди (II) – до оксида меди (II).
Вопрос классу: Какое вещество можно применять при лечении бородавок? Каково действие ляписного карандаша? (составляющим ляписного карандаша является нитрат серебра, при действии его на бородавку, она чернеет, так как AgNO3 разлагается до серебра).
2AgNO32Ag + 2NO2↑+ O2↑
окислитель N+5 + 1 → N+4 восстановление
окислитель Ag+1 + 1→ Ag0 2 2 восстановление
восстановитель 2O-2 - 4→ O20 4 1 окисление
Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов
Li
| Cs
| Rb
| K
| Ba
| Sr
| Ca
| Na
| Mg
| Be
| Al
| Mn
| Zn
| Cr
| Fe
| Cd
| Co
| Ni
| Sn
| Pb
| H2
| Cu
| Hg
| Ag
| Pt
| Au
|
| MeNO3
MeNO2+O2↑
| MeNO3 MeO + NO2↑+ O2↑
| MeNO3
Me+NO2↑+O2↑
|
Качественная реакция на нитрат-ион
Ход опыта. В большую сухую пробирку поместить зачищенную медную проволоку, немного кристаллического KNO3 и несколько капель конц. H2SO4 (реакция может пойти без нагревания). В пробирке появляются бурые пары оксида азота (IV), что лучше наблюдать на белом экране, а на границе медь – реакционная смесь появляются зеленоватые кристаллы нитрата меди (II). Пробирку быстро опустить в стеклянный цилиндр, на дне которого находится песок. Цилиндр закрыть ватным тампоном, смоченным концентрированным раствором щёлочи и оставить на демонстрационном столе (также для обезвреживания оксида азота (IV) оборудование можно дополнить поглотительной склянкой, заполненной раствором щёлочи).
4KNO3 + Сu + 2H2SO4(к) Сu(NO3)2 + 2NO2↑+ 2K2SO4 + 2H2O
окислитель N+5 + 1 → N+4 1 2 восстановление
восстановитель Cu0 - 2→ Cu+2 2 1 окисление
Применение нитратов.
Проблемный вопрос: на чём основано применение нитратов? В результате формулируются следующие положения:
Все селитры используют главным образом как минеральные азотные удобрения.
На окислительной способности нитратов основано их применение для изготовления чёрного пороха и других взрывчатых веществ (наибольшее применение находят нитраты калия и аммония).
Нитрат серебра используется как ляписный карандаш.
Нитраты и нитриты используются в медицине и пищевой промышленности.
Нитраты содержатся во многих продуктах питания (особенно в растительных), а так как они являются сильными окислителями, то могут оказывать вредное воздействие на организм человека. Поэтому существует проблема регулирования потребления нитратов.
Домашнее задание: §26,
Запишите уравнение реакции разложения нитрата аммония, если в результате образуются оксид азота (I) и вода.
№7 после §26: При прокаливании 340 г натриевой селитры получили 33,6 л кислорода. Какова массовая доля примесей в селитре?
Подведение итогов урока.
| 1 2
5
5
3
10
5
5
5
2 2
| Организационная Сообщает дату, тему и цель проведения урока
Учащимся выдаются листки контроля, в которых школьники отвечают на вопросы в течение урока (листок контроля после проверки можно вклеить в тетрадь)
Проводит учебную беседу
В ходе беседы учителем вводится понятие «селитры» (селитрами называют нитраты натрия,
калия, аммония и кальция)
Знакомит учащихся с правилами техники безопасности при работе с нитратами, разъясняет ход лабораторного опыта
Проводит обобщающую беседу.
Объясняет новый материал:
Ставит проблемный вопрос перед опытами, демонстрирует опыты, работает с компьютером (уравнения протекающих реакций появляются на экране в виде презентации), задаёт вопросы о характере образующихся веществ.
Совместно с учащимися анализирует электрохимический ряд напряжений металлов, следит за верностью рассуждений учащихся, направляет их рассуждения к формулировке выводов
Демонстрирует опыты, работает с компьютером, задаёт вопросы о характере образующихся веществ.
Проводит беседа, в ходе которой совместно с учащимися разрешает проблемный вопрос
Поясняет домашнее задание
Подводит итог урока, выставляет оценки за урок
| Сообщают об отсутствующих
Записывают в тетради число и тему урока
Принимают активное участие в беседе
В ходе беседы учащиеся готовятся к самостоятельному решению проблем, записывают определение нитратов в тетради, затем заполняют пункты 1 и 2 листка контроля.
Выполняют лабораторный опыт.
После выполнения опыта учащиеся заполняют пункт 3 листка контроля.
На доске один из учащихся записывает уравнение диссоциации нитрата меди (II). Затем все заполняют пункт 4 листка контроля. Наблюдают за протеканием опытов, делают наблюдения и выводы (разрешают проблемный вопрос)
При анализе ряда напряжений учащиеся делают вывод о том, что при нагревании нитраты разлагаются тем полнее, чем правее в электрохимическом ряду напряжений стоит металл, образующий соль.
Затем учащиеся заполняют пункт 5 листка контроля. Учащиеся наблюдают за протеканием опыта, формулируют выводы по свойствам нитратов: 1) нитраты – вещества, хорошо растворимые в воде; 2) азот в NO3- принимает электроны, т.е. нитраты являются сильными окислителями.) и заполняют пункт 6 листка контроля.
Принимают активное участие в беседе
Двое учащихся проводят презентацию проекта «Нитраты в продуктах питания. Составление дневного баланса потребления нитратов».
Прослушав пояснение учителя, записывают домашнее задание
Формулируют выводы по уроку, сдают для проверки листки контроля.
|
|