Скачать 120.27 Kb.
|
Урок - путешествие «Основные классы неорганических соединений» (8 класс) Цель: проверить степень усвоения основных понятий темы: оксиды, кислоты, основания, соли; химические свойства изученных веществ; проконтролировать умения составлять уравнения химических реакций, определять их тип. Задачи: Развивающие: формирование и развитие образовательных компетенций:
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами. Тип урока: урок - обобщение Учебные пособия и оборудование: учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия, 8 , М.Просвещение, 2008; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока; лабораторное оборудование; раздаточный материал, музыка «Гудок и шум вагона», Ход урока. Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по континенту «Химия» в страну «Основные классы неорганических соединений». Путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках. Я думаю, все вы прекрасно справитесь. Средством нашего передвижения служит скоростной поезд. Сегодня в путешествие отправятся 4 команды. Они выбрали своего лидера и придумали название команды. Прежде всего мы должны купить билеты. А для этого быстро ответить на вопросы…( слайд 2,3). Блиц- опрос.
Молодцы! Билеты куплены. А теперь заполним вагоны «Оксиды», «Кислоты», «Соли», «Основания» пассажирами – соответствующими карточками: CaOHCI , К2 NaPO4, H2SiO3 , HNO3, CO2, KOH, Fe2O3 , MgO, AIBr3, CaCO3, H2SO4,H2S, P2O5, Mn2O7, Fe(OH)3, Ca(OH)2 ,КHSO4 ,H3РO4 , Аl(ОН)3, Mg(OH)2. Благополучно заняли свои вагоны, а теперь поехали!!! (слайд 4) Станция «Задачи» (слайд 5) 1. Определите массу оксида меди, полученной при окислении 6,4 г меди (II) 2.Определите массу воды, полученной при взаимодействии кислорода с 6 г водорода 3.Определите массу оксида серы(IV) при взаимодействии 16 г серы с кислородом 4.Определите массу оксида цинка, полученной при окислении 13 г цинка Жюри рассмотрит ваши ответы. А вы, ребята, не проголодались? Давайте испечем «Слоеный пирог» (слайд 6) и заодно проверим ваши «кулинарные способности». (Команды получают на цветных листочках уравнения химических реакций).Ваша задача: дописать уравнения химических реакций, расставить коэффициенты, посчитать сумму коэффициентов в каждом уравнении и приклеить на картон в порядке уменьшения суммы коэффициентов.
Работу сдаем жюри. А сами отправимся дальше. (звук отъезжающего поезда) Станция «Всезнайка» (слайд 6) Приглашаются капитаны команд. Вы должны по очереди назвать химический элемент на каждую букву русского алфавита. А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Каждый капитан один раз может воспользоваться помощью своей команды. Капитан, не сумевший назвать химический элемент, выбывает. (звук отъезжающего поезда) Станция «Эстафетная» (слайд 7) Осуществить превращение, расставить коэффициенты: P →P2O 5→Н3 РО4 → Са3 (РО4)2→ СаSO4 Zn→ ZnO →ZnSO4 →Zn(OH)2 →ZnO Mg → MgO → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgO Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO (звук отъезжающего поезда) Станция «Практическая» (слайд 8) Оценивается правильность действия. задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4.
- правильность прикрепления пробирки в держателе - правильность расположения отверстия пробирки (от себя и от соседей) - правильность нагревания жидкости в пробирке (звук отъезжающего поезда) Станция «Таможенный контроль» (слайд 10) Ответить на вопросы тестов, выбрать один правильный ответ. Тест. Оксиды 1. Формулы только оксидов приведены в ряду 1) H2SO4, CaO, CuCl2 2) Na2CO3, Na2O, N2O5 3) P2O5, BaO, SO3 4) NaOH, Na2O, Cu(OH)2 2. Формулы только основных оксидов приведены в ряду 1) CO2, CaO, CuO 2) CO2, Na2O, N2O5 3) P2O5, BaO, SO3 4) CaO, Na2O, CuO 3. Формулы только кислотных оксидов приведены в ряду 1) CO2, SO2, SO3 2) CO2, Na2O, N2O5 3) P2O5, BaO, SO2 4) CaO, Na2O, CuO 4. Амфотерными являются те оксиды, которые 1) взаимодействуют только с кислотами 2) взаимодействуют только со щелочами 3) взаимодействуют и с кислотами, и со щелочами 4) не взаимодействуют ни с кислотами, ни со щелочами 5 .Из предложенного перечня оксидов выберите несолеобразующий 1) CO 2) Na2O 3) CO2 4) Fe2O3 6.Взаимодействие оксида с водой относится к реакциям 1) соединения 2) обмена 3) разложения 4) замещения 7. Оксид натрия не взаимодействует 1) с водой 2) со щёлочью 3) с кислотой 4) с кислотным оксидом 8. Оксид серы (IV) не взаимодействует 1) с водой 2) со щёлочью 3) с кислотой 4) с основным оксидом 9. Химическая реакция, уравнение которой K2O + 2HNO3 = 2KNO3 + H2O относится к реакции 1) разложения 2) соединения 3) обмена 4) замещения 10. Оксид, взаимодействующий только с кислотой, является 1) основным 2) кислотным 3) амфотерным 4) несолеобразующим _____________________________________________________________________________________ Тест. Кислоты 1.Формулы только кислот приведены в ряду 1) HCl, NaCl, HNO3 3) H2SO3, H2SO4, H2S 2) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2 4) Na2O, NaNO3, HNO3 2. Формулы только кислородсодержащих кислот приведены в ряду 1) HCl, HNO3, H2S 2) H2SO3, H2S, HNO2 3) H2SiO3, HF, HNO3 4) H3PO4, H2CO3, H2SO4 3. Формулы только одноосновных кислот приведены в ряду 1) HCl, HNO3, HF 2) H2SO3, H2S, HNO2 3) H3PO4, H2CO3, H2SO4 4) H2SiO3, HF, HNO3 4. Формулы только двухосновных кислот приведены в ряду 1) HCl, HNO3, H2S 2) H3PO4, H2CO3, H2SO4 3) H2SO3, H2S, H2SO4 4) H2SiO3, HF, HNO3 5. Валентность кислотного остатка серной кислоты равна 1) I I 2) I 3) III 4) IV 6. Индикатор лакмус в кислой среде 1) изменяет цвет на красный 2) изменяет цвет на синий 3) изменяет цвет на фиолетовый 4) не изменяет цвет 7 .Взаимодействие цинка с соляной кислотой относится к реакциям 1) обмена 2) замещения 3) разложения 4) соединения 8 . Металл, который не вытесняет водород из раствора серной кислоты, - это 1) Zn 2) Mg 3) Hg 4) Ca 9. Оксид, который при взаимодействии с водой, образует кислоту – это 1) Na2O 2) SiO2 3) P2O5 4) Fe2O3 10.При взаимодействии амфотерного оксида с кислотой образуется(-ются) 1) соль и вода 2) соль и водород 3) соль 4) соль и соль Тест. Основания 1. Формулы только оснований приведены в ряду 1) Na2CO3, NaOH, NaCl 2) KNO3, HNO3, KOH 3) KOH, Cu(OH)2, Mg(OH)2 4) HCl, BaCl2, Ba(OH)2 2. Формулы только щелочей приведены в ряду 1) Fe(OH)3, NaOH, Ca(OH)2 2) KOH, LiOH, NaOH 3) KOH, Mg(OH)2, Cu(OH)2 4) Al(OH)3, Fe(OH)2, Ba(OH)2 3. Из указанных соединений нерастворимым в воде основанием является 1) NaOH 2) Ba(OH)2 3) Fe(OH)2 4) KOH 4. Индикатор фенолфталеин изменяет цвет в щелочной среде 1) на бесцветный 2) на малиновый 3) на синий 4) на жёлтый 5. Индикатор лакмус изменяет цвет в щелочной среде 1) на фиолетовый 2) на красный 3) на синий 4) на бесцветный 6. Металл, который реагирует с водой, образует щёлочь, - это 1) железо 2) медь 3) калий 4) алюминий 7. Оксид, при взаимодействии с водой, образует щёлочь, - это 1) оксид алюминия 2) оксид лития 3) оксид свинца (II) 4) оксид марганца (II) 8. Взаимодействие гидроксида меди(II) с азотной кислотой относится к реакции 1) соединения 2) разложения 3) замещения 4) обмена 9.Гидроксид железа(III) взаимодействует 1) с H2SO4 2) c SO3 3) c P2O5 4) c CuSO4 10. В каком ряду все основания, формулы которых приведены, разлагаются при нагревании? 1)NaOH, Cr(OH)2, Ca(OH)2 2)Fe(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2 3) Ba(OH)2, Mg(OH)2, KOH 4) KOH, LiOH, Al(OH)3 _____________________________________________________________________________________ Тест. Соли 1. Формулы только солей приведены в ряду 1) K2CO3, H2CO3, KOH 2) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2 3) AlCl3, Al(NO3)3, Al2S3 4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS 2. Неправильно составлена формула соли 1) Na3PO4 2) Al3S2 3) Ba(NO3)2 4) AlCl3 3. Валентность кислотного остатка в сульфате алюминия равна 1) 1 2) 3 3) 2 4) 4 4. Формула ортофосфата натрия 1) NaH2PO4 2) Na3PO4 3) Na2HPO4 4) NaNO3 5.Уравнение ХР BaCl2 + K2SO4 = BaSO4 + 2KCl относится к реакции 1) замещения 2) соединения 3) обмена 4) разложения 6. В левой части УХР … + … = Zn(OH)2 + 2KCl вместо многоточий следует записать 1) 2K + ZnCl2 2) ZnCl2 + H2O 3) 2KOH + ZnCl2 4) 2KOH + Zn(NO3)2 7. УХР Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu относится к реакции 1) соединения 2 замещения 3) обмена 4) разложения 8. Сульфат меди(II) взаимодействует 1) с Hg 2) c NaCl 3) c O2 4) c NaOH 9. NaHCO3 – это 1) кислая соль 2) средняя соль 3) основная соль 10. Al2(SO4)3- это 1) карбонат алюминия 2) сульфат алюминия 3) сульфит алюминия 4) сульфид алюминия А теперь проведем самопроверку. Ответы тестов и критерии оценок вы увидите на слайде 10. Оценки выставим в дневники. Ребята, вы с честью прошли все испытания. Молодцы! Рефлексия. Пока жюри подводит итоги нашего путешествия, давайте напишем синквейн. Пусть одна группа напишет синквейн об оксидах, другая - кислотах, третья - б основаниях, а четвертая - о нашем путешествии. Помните правила составления синквейна? 1 строка - одно существительное, это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных. 3 строка - три глагола. 4 строка - целое предложение или фраза, отражающая свое личное отношение к теме. 5 строка - обобщающее слово, характеризующее суть темы. Итак, что у вас получилось? Слово жюри! Поздравляю вас! Итак, в честь команды победителя зажжем «священный огонь». Право зажечь «священный огонь» предоставляется капитану победившей команды… (демонстрационный опыт «Вулкан». Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 насыпают конусом на асбестовую сетку и поджечь лучиной.) Учитель. Благодарю всех за труд! Заканчиваю урок словами Д. И. Менделеева «Много испытал я в жизни, но не знаю ничего лучше детей...» Мне приятно было работать с вами. Благодарю всех за сотрудничество и хорошую подготовку к уроку! |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в 8 классе после изучения темы «Основные классы неорганических соединений» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о важнейших классах неорганических соединений: оксидах, основаниях, кислотах и... | ||
Урок обобщение по теме: «Мир веществ» Реактивы и оборудование: алюминий,медь, сера фосфор, оксид кальция, оксид алюминия, соляная кислота, гидроксид калия, хлорид натрия,... | «Основы номенклатуры органических соединений» 10 класс «Основные классы органических соединений», алгоритм составления формулы и названия, классификация функциональных групп по старшинству,... | ||
Программа курса, тематическое и поурочное планирование Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «рио» | Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации ПС, строением его соединений и их физическими, химическими свойствами, биологической активностью и токсичностью; освоение всех видов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ПР№1. Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена» | Задания тестового раунда 7 класс ... | ||
План график использования учебно-лабораторного оборудования кабинета... Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства. (12ч.) | Урок Игра «Поле чудес» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель:-повторить и закрепить знания по теме «Классы неорганических соединений», обобщить единичные знания в систему | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В который включен данный урок: Классификация сложных неорганических соединений | ||
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь определять возможность гидролиза неорганических солей, составлять уравнения... | «Урок: Путешествие в страну Химляндия» Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ, об их составе и свойствах в свете тэд | ||
Примерный шаблон технологической карты урока Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: электролитическая диссоциация, генетическая связь... | Программа тура ... |