Скачать 90.12 Kb.
|
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) Учитель химии МОУ СОШ № 17 высшая кв. категории Грошева М.В. Тип урока: Изучение нового материала и закрепление первичных знаний Цели урока: - первичное усвоение изученных элементов содержания темы «Гидролиз солей», - освоение приемов действия в нестандартных ситуациях, - овладение эвристическими методами решения проблем, - формирование умений работать в коллективе. Задачи Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Основная задача урока: В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь определять возможность гидролиза неорганических солей, составлять уравнения реакций и определять pH среды Оборудование: Справочный материал, таблицы растворимости, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, растворы солей, индикаторы, мультимедиапроектор. Основные этапы:
Ход урока:
III. Для подготовки к восприятию нового материала проводим фронтальную беседу-опрос. Примерные вопросы (могут быть изменены в зависимости от уровня подготовки учащихся): Чем растворы кислот отличаются от растворов оснований? Как определяется наличие катионов водорода в растворе? Что такое водородный показатель (pH)? Чем отличаются сильные кислоты от слабых (по химическим свойствам, строению, степени диссоциации)? Привести примеры. Как обнаружить присутствие ионов водорода и гидроксид-ионов в растворах? Почему одни основания относятся к сильным электролитам, а другие – к слабым? Привести примеры. Почему вода не изменяет окраски индикаторов подобно кислотам и щелочам, хотя в ней находятся ионы водорода и гидроксид-ионы? Вспоминаем, что различают три типа сред: нейтральную, щелочную и кислую. В нейтральной среде концентрации ионов водорода и гидроксид –ионов равны: [H+] = [OH-] = 10-7 моль/л, pH=7 В кислой среде концентрация ионов водорода больше концентрации гидроксид-ионов: [H+] > [OH-] = 10-7 моль/л, pH<7 В щелочной среде концентрация ионов водорода меньше концентрации гидроксид-ионов: [H+] < [OH-] = 10-7 моль/л, pH>7 Затем вспоминаем, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с кислотой. Например, соль KNO2 образована сильным основанием КОН и слабой кислотой HNO2. Далее разбираемся, какими кислотами и основаниями образованы несколько солей, например, CuSO4, LiCl, K2CO3, Al2S3. В зависимости от силы основания и кислоты, из которых образовались соли, можно выделить 4 типа солей:
IV. Изучение нового материала. Для начала следует подчеркнуть, что сущность гидролиза сводится к обменному химическому взаимодействию катионов или анионов соли с молекулами воды. В результате этого взаимодействия образуется малодиссоциирущее соединение (слабый электролит). А в водном растворе соли появляется избыток свободных ионов Н+ или ОН-, и раствор соли становится кислым или щелочным соответственно. Растворяем в воде силикат натрия, нитрат меди и хлорид натрия. Проверяем кислотность (pH среды). Убеждаемся, среда растворов слабощелочная, слабокислая и нейтральная соответственно. Переходим к рассмотрению гидролиза 4-х основных типов солей (основные моменты изложенного ниже материала представлены в виде презентации и демонстрируются с помощью медиапроектора) 1. Cоли, образованные сильным основанием и слабой кислотой Рассмотрим гидролиз силиката натрия. В водном растворе соль полностью диссоциирует, т.к. является сильным электролитом: Na2SiO3 = 2Na+ + SiO32- (сильное основание)NaOH H2SiO3(слабая кислота) Молекулы воды тоже диссоциируют, но в незначительной степени: Н2О ОН- + Н+ В результате имеем: Na2SiO3 = 2Na+ + SiO32- Эти ионы объединяются Н2О ОН- + Н+ в малодиссоциирущий ион Эти ионы остаются в растворе Полное ионное уравнение происходящего процесса гидролиза: 2Na+ + SiO32- +Н2О 2Na+ + OH- + HSiO3- Сокращенное ионное уравнение: SiO32- +Н2О OH- + HSiO3- Это уравнение показывает, что: а) в растворе есть свободные гидроксид-ионы ОН- и концентрация их больше, чем в чистой воде, поэтому раствор силиката натрия имеет щелочную среду (pH>7), б) в реакции с водой участвуют анионы SiO32- , т.е. гидролиз идет по аниону Продукты гидролиза – кислая соль NaHSiO3 гидроксид натрия NaOH 2. Соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием Рассмотрим гидролиз нитрата меди Cu(NO3)2. Cu(NO3 )2 = Cu2+ + 2NO3- (слабое основание) Сu(OH)2 HNO3(сильная кислота) В водном растворе: Cu(NO3)2 = Cu2+ + 2NO3- эти ионы остаются Н2О ОН- + Н+ в растворе эти ионы соединяются, т.к. при этом образуется слабый электролит Полное ионное уравнение гидролиза: Cu2+ + 2NO3- +Н2О CuOH+ + H+ + 2NO3- Сокращенное ионное уравнение гидролиза: Cu2+ +Н2О CuOH+ + H+ Это уравнение показывает, что: а) в растворе есть свободные ионы водорода Н+ и их концентрация больше, чем в чистой воде, поэтому раствор соли имеет кислую среду (рН < 7) б) в реакции с водой участвуют катионы меди Сu2+ , т.е. гидролиз идет по катиону Продукты гидролиза – основная соль CuOHNO3 и азотная кислота. Гидролиз CuOHNO3 протекает в значительно меньшей степени и им можно пренебречь. 3. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой. Разумно предположить, что такие соли подвергаются гидролизу и по катиону и по аниону. Рассмотрим гидролиз нитрита аммония NH4NO2. NH4NO2 = NH4+ + NO2- (слабое основание)NH3.H2O HNO2(слабая кислота) В водном растворе: NH4NO2 = NH4+ + NO2- Н2О ОН- + Н+ эти ионы соединяются, т.к. при этом образуются слабые электролиты Ионное уравнение гидролиза NH4+ + NO2- + Н2О NH3.H2O + HNO2 Гидролиз обратимый, но равновесие смещено в сторону образования продуктов гидролиза, т.к. в результате реакции образуются слабые электролиты. Реакция среды в рассматриваемом случае может быть нейтральной, слабокислой или слабощелочной. Это зависит от соотношения констант диссоциации образующегося основания и кислоты. 4. Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием. Такие соли гидролизу не подвергаются. Например, рассмотрим соль хлорид натрия NaCl: NaCl = Na+ + Cl- (сильное основание) KOH HCl (сильная кислота) В водном растворе: NaCl = Na+ + Cl- Н2О ОН- + Н+ Все ионы останутся в растворе, слабые электролиты не образуются, гидролиза не происходит. Среда нейтральная (рН = 7), т.к. концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов равны, как в чистой воде. Таким образом, в зависимости от состава соли возможен гидролиз по катиону, по аниону или катиону и аниону одновременно. А реакция водного раствора может быть нейтральной (рН = 7), слабокислой (рН < 7) или слабощелочной (рН > 7) Далеее отмечаем, что реакции обратимого гидролиза полностью подчиняются принципу Ле Шателье. Поэтому гидролиз соли можно усилить следующими способами:
Подавить гидролиз можно так:
(Если остается время можно продемонстрировать реакцию гидролиза хлорида железа (III) при кипячении) Следует отметить, что гидролиз используют в химической и пищевой промышленности. На нем основаны важнейшие реакции в живых организмах, например гидролиз белков. Моющие средства усиливают свои свойства за счет гидролиза солей, входящих в их состав (в основном фосфатов и карбонатов). V.Закрепление и первичная проверка полученных знаний Для закрепления и проверки полученных знаний выполняем небольшую самостоятельную работу. Задание 1.
Проверка и оценивание результатов выполнения заданий. VI.Задание на дом (комментарий учителя). VII.Рефлексия – обмен мнениями о прошедшем уроке, подведение итогов урока Литература 1.О.С.Габриэлян, Г.Г.Лысова. Химия 11. М.:Дрофа, 2002- с.368 2.И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия 10. М.:Русское слово, 2009-с.424 |
Урок-практикум по химии 9 класс Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли «Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении... | Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» Способствовать формированию у учащихся понятия «гидролиз», умения писать краткие ионные уравнения реакций гидролиза | ||
Урок по теме «Гидролиз солей» Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках природоведения, биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении... | ||
Урока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе... Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей | Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану Учебной программой по химии предусмотрено формирование у учащихся первоначального понятия о гидролизе солей. Среди проверяемых элементов... | ||
«Гидролиз солей», проведенный в форме проблемно поискового Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования | План-конспект урока в 9-м классе на тему "Гидролиз солей" Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области | ||
Урок по химии в 12 классе. Тема урока"гидролиз" Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды | Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства... | ||
Урок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории... Программа двухуровневого курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О. С. Габриелян// Программы для общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы познакомились с необратимым гидролизом бинарных соединений, повторили, как подвергаются гидролизу органические вещества, провели... | ||
Задания тестового раунда 7 класс ... | Светлана Викторовна «Урок: тэд и её величество соль» Цель: узнать состав и классификацию солей в свете тории электролитической диссоциации, расширить представления о практическом применении... | ||
Урок Игра «Поле чудес» ... | Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... |