Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс)





Скачать 90.12 Kb.
НазваниеУрок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс)
Дата публикации06.09.2014
Размер90.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс)

Учитель химии МОУ СОШ № 17

высшая кв. категории Грошева М.В.

Тип урока:

Изучение нового материала и закрепление первичных знаний

Цели урока:

- первичное усвоение изученных элементов содержания темы «Гидролиз солей»,

- освоение приемов действия в нестандартных ситуациях,

- овладение эвристическими методами решения проблем,

- формирование умений работать в коллективе.

Задачи

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о свойствах солей;

  • сформировать понятие “гидролиз”;

  • научить записывать уравнения гидролиза неорганических солей и определять рН среды водного раствора;

  • показать значение и практическое применение гидролиза

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы;

  • способствовать развитию логического мышления и участия в проблемном диалоге;

  • развивать интерес к предмету, процессу познания и исследования;

  • совершенствовать умения коллективной работы и обсуждения

Воспитательные:

  • воспитывать культуру обсуждения и общения;

  • формировать научное мировоззрение учащихся;

  • воспитывать навыки коллективного общения и труда

Основная задача урока:

В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь определять возможность гидролиза неорганических солей, составлять уравнения реакций и определять pH среды

Оборудование:

Справочный материал, таблицы растворимости, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, растворы солей, индикаторы, мультимедиапроектор.

Основные этапы:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Актуализация знаний учащихся (5 мин)

  3. Подготовка к восприятию нового материала (6 мин)

  4. Изучение нового материала (20 мин)

  5. Закрепление и первичная проверка полученных знаний (10 мин)

  6. Комментарий домашнего задания (2 мин)

  7. Подведение итогов (1 мин)

Ход урока:

  1. С помощью медиапроектора (можно сделать и традиционную запись на доске) показываем тему урока, основные задачи и цели.




  1. Актуализация знаний учащихся. (предварительно можно записать практические результаты выполнения домашнего задания на доске), учащиеся отвечают на вопросы учителя.


III. Для подготовки к восприятию нового материала проводим фронтальную беседу-опрос. Примерные вопросы (могут быть изменены в зависимости от уровня подготовки учащихся):

Чем растворы кислот отличаются от растворов оснований?

Как определяется наличие катионов водорода в растворе?

Что такое водородный показатель (pH)?

Чем отличаются сильные кислоты от слабых (по химическим свойствам, строению, степени диссоциации)? Привести примеры.

Как обнаружить присутствие ионов водорода и гидроксид-ионов в растворах?

Почему одни основания относятся к сильным электролитам, а другие – к слабым? Привести примеры.

Почему вода не изменяет окраски индикаторов подобно кислотам и щелочам, хотя в ней находятся ионы водорода и гидроксид-ионы?

Вспоминаем, что различают три типа сред: нейтральную, щелочную и кислую. В нейтральной среде концентрации ионов водорода и гидроксид –ионов равны:

[H+] = [OH-] = 10-7 моль/л, pH=7

В кислой среде концентрация ионов водорода больше концентрации гидроксид-ионов:

[H+] > [OH-] = 10-7 моль/л, pH<7

В щелочной среде концентрация ионов водорода меньше концентрации гидроксид-ионов:

[H+] < [OH-] = 10-7 моль/л, pH>7

Затем вспоминаем, что любую соль можно представить как продукт взаимодействия основания с кислотой. Например, соль KNO2 образована сильным основанием КОН и слабой кислотой HNO2. Далее разбираемся, какими кислотами и основаниями образованы несколько солей, например, CuSO4, LiCl, K2CO3, Al2S3.

В зависимости от силы основания и кислоты, из которых образовались соли, можно выделить 4 типа солей:

  • соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой; (примеры)

  • соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием; (примеры)

  • соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой; (примеры)

  • соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием (примеры)



IV. Изучение нового материала.
Для начала следует подчеркнуть, что сущность гидролиза сводится к обменному химическому взаимодействию катионов или анионов соли с молекулами воды. В результате этого взаимодействия образуется малодиссоциирущее соединение (слабый электролит). А в водном растворе соли появляется избыток свободных ионов Н+ или ОН-, и раствор соли становится кислым или щелочным соответственно.

Растворяем в воде силикат натрия, нитрат меди и хлорид натрия. Проверяем кислотность (pH среды). Убеждаемся, среда растворов слабощелочная, слабокислая и нейтральная соответственно. Переходим к рассмотрению гидролиза 4-х основных типов солей (основные моменты изложенного ниже материала представлены в виде презентации и демонстрируются с помощью медиапроектора)

1. Cоли, образованные сильным основанием и слабой кислотой

Рассмотрим гидролиз силиката натрия. В водном растворе соль полностью диссоциирует, т.к. является сильным электролитом:
Na2SiO3 = 2Na+ + SiO32-



(сильное основание)NaOH H2SiO3(слабая кислота)
Молекулы воды тоже диссоциируют, но в незначительной степени:

Н2О ОН- + Н+

В результате имеем:

Na2SiO3 = 2Na+ + SiO32- Эти ионы объединяются

Н2О ОН- + Н+ в малодиссоциирущий

ион

Эти ионы остаются в растворе

Полное ионное уравнение происходящего процесса гидролиза:

2Na+ + SiO32-2О 2Na+ + OH- + HSiO3-

Сокращенное ионное уравнение:

SiO32-2О OH- + HSiO3-

Это уравнение показывает, что:

а) в растворе есть свободные гидроксид-ионы ОН- и концентрация их больше, чем в чистой воде, поэтому раствор силиката натрия имеет щелочную среду (pH>7),

б) в реакции с водой участвуют анионы SiO32- , т.е. гидролиз идет по аниону

Продукты гидролиза – кислая соль NaHSiO3 гидроксид натрия NaOH
2. Соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием

Рассмотрим гидролиз нитрата меди Cu(NO3)2.
Cu(NO3 )2 = Cu2+ + 2NO3-



(слабое основание) Сu(OH)2 HNO3(сильная кислота)
В водном растворе:

Cu(NO3)2 = Cu2+ + 2NO3- эти ионы остаются

Н2О ОН- + Н+ в растворе



эти ионы соединяются, т.к. при этом образуется слабый электролит

Полное ионное уравнение гидролиза:

Cu2+ + 2NO3-2О CuOH+ + H+ + 2NO3-

Сокращенное ионное уравнение гидролиза:

Cu2+2О CuOH+ + H+

Это уравнение показывает, что:

а) в растворе есть свободные ионы водорода Н+ и их концентрация больше, чем в чистой воде, поэтому раствор соли имеет кислую среду (рН < 7)

б) в реакции с водой участвуют катионы меди Сu2+ , т.е. гидролиз идет по катиону

Продукты гидролиза – основная соль CuOHNO3 и азотная кислота. Гидролиз CuOHNO3 протекает в значительно меньшей степени и им можно пренебречь.

3. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой.

Разумно предположить, что такие соли подвергаются гидролизу и по катиону и по аниону. Рассмотрим гидролиз нитрита аммония NH4NO2.

NH4NO2 = NH4+ + NO2-



(слабое основание)NH3.H2O HNO2(слабая кислота)

В водном растворе:

NH4NO2 = NH4+ + NO2-

Н2О ОН- + Н+
эти ионы соединяются, т.к. при этом образуются слабые электролиты

Ионное уравнение гидролиза

NH4+ + NO2- + Н2О NH3.H2O + HNO2

Гидролиз обратимый, но равновесие смещено в сторону образования продуктов гидролиза, т.к. в результате реакции образуются слабые электролиты.

Реакция среды в рассматриваемом случае может быть нейтральной, слабокислой или слабощелочной. Это зависит от соотношения констант диссоциации образующегося основания и кислоты.
4. Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием.

Такие соли гидролизу не подвергаются. Например, рассмотрим соль хлорид натрия NaCl:

NaCl = Na+ + Cl-



(сильное основание) KOH HCl (сильная кислота)

В водном растворе:

NaCl = Na+ + Cl-

Н2О ОН- + Н+

Все ионы останутся в растворе, слабые электролиты не образуются,

гидролиза не происходит.

Среда нейтральная (рН = 7), т.к. концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов равны, как в чистой воде.

Таким образом, в зависимости от состава соли возможен гидролиз по катиону, по аниону или катиону и аниону одновременно. А реакция водного раствора может быть нейтральной (рН = 7), слабокислой (рН < 7) или слабощелочной (рН > 7)

Далеее отмечаем, что реакции обратимого гидролиза полностью подчиняются принципу Ле Шателье. Поэтому гидролиз соли можно усилить следующими способами:

  • добавить воды

  • нагреть раствор

  • связать один из продуктов гидролиза в нерастворимое соединение или удалить в виде газа

Подавить гидролиз можно так:

  • увеличить концентрацию соли

  • охладить раствор

  • ввести в раствор один из продуктов гидролиза

(Если остается время можно продемонстрировать реакцию гидролиза хлорида железа (III) при кипячении)

Следует отметить, что гидролиз используют в химической и пищевой промышленности. На нем основаны важнейшие реакции в живых организмах, например гидролиз белков. Моющие средства усиливают свои свойства за счет гидролиза солей, входящих в их состав (в основном фосфатов и карбонатов).

V.Закрепление и первичная проверка полученных знаний
Для закрепления и проверки полученных знаний выполняем небольшую самостоятельную работу.

Задание 1.

Вариант 1

Кислую среду раствора имеет раствор соли: а)CaCl2 б)К2S в)CuCl2 г)Na2SO3

Вариант 2

Щелочную среду раствора имеет раствор соли: а)NaNO3 б)Al2(SO4)3 в)ZnCl2 г)K2SO3

Задание 2

Установите соответствием между составом соли и типом гидролиза

1)по катиону 2)по аниону 3)по катиону и аниону4)гидролиза нет


Вариант 1

а)(NH4)2CO3 б)Cu(NO3)2 в)LiNO2 г)BaCl2

Вариант 2

а)Li2CO3 б)Al2S3 в)Na2SO4 г)Pb(NO3)2


Проверка и оценивание результатов выполнения заданий.
VI.Задание на дом (комментарий учителя).
VII.Рефлексия – обмен мнениями о прошедшем уроке, подведение итогов урока

Литература

1.О.С.Габриэлян, Г.Г.Лысова. Химия 11. М.:Дрофа, 2002- с.368

2.И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия 10. М.:Русское слово, 2009-с.424

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconУрок-практикум по химии 9 класс Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли
«Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении...
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconУрока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей»
Способствовать формированию у учащихся понятия «гидролиз», умения писать краткие ионные уравнения реакций гидролиза
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconУрок по теме «Гидролиз солей»
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках природоведения, биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении...
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconУрока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе...
Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану
Учебной программой по химии предусмотрено формирование у учащихся первоначального понятия о гидролизе солей. Среди проверяемых элементов...
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) icon«Гидролиз солей», проведенный в форме проблемно поискового
Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconПлан-конспект урока в 9-м классе на тему "Гидролиз солей"
Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconУрок по химии в 12 классе. Тема урока"гидролиз"
Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconУрок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока
Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства...
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconУрок по химии в 8 классе «Химические свойства солей с позиции теории...
Программа двухуровневого курса химии для 8 -11 классов общеобразовательных учреждений. Автор: О. С. Габриелян// Программы для общеобразовательных...
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы познакомились с необратимым гидролизом бинарных соединений, повторили, как подвергаются гидролизу органические вещества, провели...
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconЗадания тестового раунда 7 класс
...
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconСветлана Викторовна «Урок: тэд и её величество соль»
Цель: узнать состав и классификацию солей в свете тории электролитической диссоциации, расширить представления о практическом применении...
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconУрок Игра «Поле чудес»
...
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск