Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей»





Скачать 55.54 Kb.
НазваниеУрока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей»
Дата публикации28.07.2014
Размер55.54 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ

проблемного урока по химии для учащихся 9 класса
Тема урока: «Гидролиз солей»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный, проблемный.

Форма проведения урока: лабораторный опыт, беседа.

Цель урока:

  • Способствовать формированию у учащихся понятия «гидролиз», умения писать краткие ионные уравнения реакций гидролиза,

  • Развивать у учащихся память, наблюдательность, логическое мышление,

  • Воспитывать у учащихся аккуратность, уважение к окружающим, любовь к предмету.

Оборудование: на столах учащихся: растворы хлорида натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия, лакмуса, штатив с пробирками, чистые листочки и карточки для проведения проверочной работы, таблица растворимости, периодическая система.

На столе у учителя: демонстрационный штатив с четырьмя пронумерованными пробирками с растворами хлорида натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия, карбоната кальция, вода.

1 этап: постановка учебной проблемы (15 минут)

1. Первому учащемуся (левая часть доски)

-записать на доске окраску индикатора в различных средах

Нейтральная кислая щелочная

Лакмус

Фенолфталеин

Метиловый оранжевый
2. (средняя часть доски)

- на какие ионы диссоциируют следующие вещества? Допишите уравнения реакций.

Второй учащийся третий учащийся четвертый учащийся

H Cl → Na OH→ NaCO

H NO → KOH→ Al(SO)3

HSO→ Ba(OH) Na Cl →



3. Третий учащийся (правая часть доски)

Запиши по две формулы веществ сильных электролитов

Кислоты Основания Соли

? ? ?

? ? ?
В это время с классом учитель проводит фронтальный опрос по следующим вопросам:

  1. Какие вещества называются электролитами?

  2. Вещества с какой связью относятся к электролитам?

  3. Какие вещества называются неэлектролитами?

  4. Вещества с какой связью относятся к неэлектролитам?

Разбираем ответы учащихся у доски.

Вопросы первому учащемуся:

-какие вещества называются индикаторами?

Вопросы второму учащемуся:

-дать определение кислотам с точки зрения теории электролитической диссоциации.

-почему все кислоты одинаково изменяют окраску индикаторов?

Вопросы третьему учащемуся:

- дать определение щелочам с точки зрения теории электролитической диссоциации.

-почему все щелочи одинаково изменяют окраску индикаторов?

Вопросы четвертому учащемуся:

- дать определение солям с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Вопросы пятому учащемуся:

- какие электролиты называются сильными?

- какие электролиты относятся к слабым?

Постановка проблемы

Вопрос к классу:

- будут ли растворы солей изменять окраску индикаторов? (ПРОБЛЕМА!)

Выдвижение гипотез

Обсуждаем.

Да. Почему?

Нет. Почему?

Учащиеся должны сказать: «Скорее всего, нет, так как нет ионов водорода и нет гидроксид ионов.»

Проверка гипотез

2 этап : лабораторный опыт (4 мин)

Проделаем опыт: (напомнить о ТБ)

Налейте в три пробирки по 2 мл. следующих солей

1пробирка - карбонат натрия

2 пробирка - сульфат алюминия

3 пробирка – хлорид натрия

и прилейте в каждую из них несколько капель лакмуса. Запишите цвет раствора в тетради, определите среду раствора.

Запись в тетради и на доске должна быть следующая:
1 пробирка 2 пробирка 3 пробирка

Na2 CO3 Al2 (SO4)3 NaCl

+ + +

Лакмус лакмус лакмус

Окр. ? ? ?

Среда ? ? ?

Выдвижение новой проблемы.

Вопрос к классу: Почему же соли изменяют окраску индикаторов? (ПРОБЛЕМА)

Подводящий к теме диалог:

Почему соли изменяют окраску индикаторов?

Откуда появляется избыток ионов водорода, избыток гидроксид ионов?

Какое вещество кроме соли находиться в растворе? Или Что является растворителем соли?

Может ли происходить взаимодействие ионов соли и воды?

3 этап Объяснение новой темы. (12 мин)

Называю тему урока и цель.

Записываем в словарь определение гидролиза.

(от греческого «гидро»- вода, «лизис» - разложение).

Объясняем первый случай.

  1. Na 2CO3 → 2 Na+ + CO32 – определяем генезис соли (происхождение)

С. Сл.

С водой всегда взаимодействует ион, вошедший в состав соли из слабого электролита.

CO3 2- + HOH → HCO3- + OH- (краткое ионное уравнение реакции гидролиза по первой ступени) среда щелочная

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой происходит по аниону, среда щелочная (лакмус окрашивается в синий цвет).

Объясняем второй случай.

2. Al 2 (SO 4)3 → 2Al 3+ + 3SO 2-

Сл. С.

Al3+ + HOH → Al (OH)2+ + H+

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой происходит по катиону, среда кислая (лакмус окрашивается в красный цвет)

  1. Na Cl → Na+ + Cl-

С. С. Гидролиз не происходит (лакмус фиолетовый).

  1. Ca CO3→ Ca + CO32-

Сл. Сл.

Ca2+ + HOH→ CaOH+ + H+

CO3 2- +HOH → HCO- + OH-

H+ + OH- →HOH

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой происходит и по катиону, и по аниону, среда нейтральная (лакмус фиолетовый).

4 этап реализация продукта.(3 мин)

Делаем выводы.

Что такое гидролиз? Как происходит гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой? Как происходит гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой? Как происходит гидролиз солей образованных сильным основанием и сильной кислотой? Как происходит гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой? Составляем шпаргалку:

Сл. Силь.- кислая

Сильн. слаб. – щелочная

Сл. Сл. – нейтр.

Сильн. Сильн. - нейтральная

Записываем ДЗ. (записано заранее на левой обратной стороне доски): параграф 6, упр. 8 стр. 20.

Работаем устно. Назовите среду раствора следующих солей (правая обратная сторона доски, записано заранее).

Na NO 3 Fe Cl3 Ba CO3 Na2 S Ca CO3

Выставить оценки, прокомментировать.
Проверочная письменная работа (Обучающая 5 минут).

Задание на листочках у каждого на столе (карточки 25 вариантов)

1 вариант. Написать краткие ионные уравнения гидролиза солей по первой ступени:

хлорид калия, сульфид натрия, нитрат цинка

Собрать листочки. Урок закончен.

МОУ «Мочалищенская СОШ» Звениговский район РМЭ

КОНСПЕКТ

открытого проблемного урока по химии по теме «Гидролиз солей»

(9 класс)


Автор: Филатова Е. Н.учитель химии

МОУ «Мочалищенская СОШ»

1 кв. категория


2008




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconУрока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе...
Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану
Учебной программой по химии предусмотрено формирование у учащихся первоначального понятия о гидролизе солей. Среди проверяемых элементов...
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconУрок по теме «Гидролиз солей»
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconУрок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс)
В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь определять возможность гидролиза неорганических солей, составлять уравнения...
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconКонспект урока соли Кузнецова Светлана Ивановна мбоу сош д. Михайловка...
Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление о солях как производных кислот и оснований; познакомить учащихся с...
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconУрок-практикум по химии 9 класс Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли
«Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении...
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках природоведения, биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении...
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconПлан-конспект урока в 9-м классе на тему "Гидролиз солей"
Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconУрок по химии в 12 классе. Тема урока"гидролиз"
Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconПлан-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,...
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconПлан-конспект открытого урока по гимнастике для учащихся 5 класса...
Цель урока: Содействовать развитию скоростно-силовых качеств по средствам изучения кувырка назад
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconКонспект урока химии 8 класс Тема урока «Соли и их классификация»
Публикация «Технология деятельности учителя по диагностике и коррекции знаний учащихся»
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconКонспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока
Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconКонспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика...
Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении...
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconУрок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока
Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства...
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» iconКонспект урока №58 21. 02. 2011г по физической культуре для учащихся...
Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск