Скачать 55.54 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ проблемного урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: комбинированный, проблемный. Форма проведения урока: лабораторный опыт, беседа. Цель урока:
Оборудование: на столах учащихся: растворы хлорида натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия, лакмуса, штатив с пробирками, чистые листочки и карточки для проведения проверочной работы, таблица растворимости, периодическая система. На столе у учителя: демонстрационный штатив с четырьмя пронумерованными пробирками с растворами хлорида натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия, карбоната кальция, вода. 1 этап: постановка учебной проблемы (15 минут) 1. Первому учащемуся (левая часть доски) -записать на доске окраску индикатора в различных средах Нейтральная кислая щелочная Лакмус Фенолфталеин Метиловый оранжевый 2. (средняя часть доски) - на какие ионы диссоциируют следующие вещества? Допишите уравнения реакций. Второй учащийся третий учащийся четвертый учащийся H Cl → Na OH→ NaCO→ H NO → KOH→ Al(SO)3 → HSO→ Ba(OH)→ Na Cl → 3. Третий учащийся (правая часть доски) Запиши по две формулы веществ сильных электролитов Кислоты Основания Соли ? ? ? ? ? ? В это время с классом учитель проводит фронтальный опрос по следующим вопросам:
Разбираем ответы учащихся у доски. Вопросы первому учащемуся: -какие вещества называются индикаторами? Вопросы второму учащемуся: -дать определение кислотам с точки зрения теории электролитической диссоциации. -почему все кислоты одинаково изменяют окраску индикаторов? Вопросы третьему учащемуся: - дать определение щелочам с точки зрения теории электролитической диссоциации. -почему все щелочи одинаково изменяют окраску индикаторов? Вопросы четвертому учащемуся: - дать определение солям с точки зрения теории электролитической диссоциации. Вопросы пятому учащемуся: - какие электролиты называются сильными? - какие электролиты относятся к слабым? Постановка проблемы Вопрос к классу: - будут ли растворы солей изменять окраску индикаторов? (ПРОБЛЕМА!) Выдвижение гипотез Обсуждаем. Да. Почему? Нет. Почему? Учащиеся должны сказать: «Скорее всего, нет, так как нет ионов водорода и нет гидроксид ионов.» Проверка гипотез 2 этап : лабораторный опыт (4 мин) Проделаем опыт: (напомнить о ТБ) Налейте в три пробирки по 2 мл. следующих солей 1пробирка - карбонат натрия 2 пробирка - сульфат алюминия 3 пробирка – хлорид натрия и прилейте в каждую из них несколько капель лакмуса. Запишите цвет раствора в тетради, определите среду раствора. Запись в тетради и на доске должна быть следующая: 1 пробирка 2 пробирка 3 пробирка Na2 CO3 Al2 (SO4)3 NaCl + + + Лакмус лакмус лакмус Окр. ? ? ? Среда ? ? ? Выдвижение новой проблемы. Вопрос к классу: Почему же соли изменяют окраску индикаторов? (ПРОБЛЕМА) Подводящий к теме диалог: Почему соли изменяют окраску индикаторов? Откуда появляется избыток ионов водорода, избыток гидроксид ионов? Какое вещество кроме соли находиться в растворе? Или Что является растворителем соли? Может ли происходить взаимодействие ионов соли и воды? 3 этап Объяснение новой темы. (12 мин) Называю тему урока и цель. Записываем в словарь определение гидролиза. (от греческого «гидро»- вода, «лизис» - разложение). Объясняем первый случай.
С. Сл. С водой всегда взаимодействует ион, вошедший в состав соли из слабого электролита. CO3 2- + HOH → HCO3- + OH- (краткое ионное уравнение реакции гидролиза по первой ступени) среда щелочная Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой происходит по аниону, среда щелочная (лакмус окрашивается в синий цвет). Объясняем второй случай. 2. Al 2 (SO 4)3 → 2Al 3+ + 3SO 2- Сл. С. Al3+ + HOH → Al (OH)2+ + H+ Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой происходит по катиону, среда кислая (лакмус окрашивается в красный цвет)
С. С. Гидролиз не происходит (лакмус фиолетовый).
Сл. Сл. Ca2+ + HOH→ CaOH+ + H+ CO3 2- +HOH → HCO- + OH- H+ + OH- →HOH Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой происходит и по катиону, и по аниону, среда нейтральная (лакмус фиолетовый). 4 этап реализация продукта.(3 мин) Делаем выводы. Что такое гидролиз? Как происходит гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой? Как происходит гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой? Как происходит гидролиз солей образованных сильным основанием и сильной кислотой? Как происходит гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой? Составляем шпаргалку: Сл. Силь.- кислая Сильн. слаб. – щелочная Сл. Сл. – нейтр. Сильн. Сильн. - нейтральная Записываем ДЗ. (записано заранее на левой обратной стороне доски): параграф 6, упр. 8 стр. 20. Работаем устно. Назовите среду раствора следующих солей (правая обратная сторона доски, записано заранее). Na NO 3 Fe Cl3 Ba CO3 Na2 S Ca CO3 Выставить оценки, прокомментировать. Проверочная письменная работа (Обучающая 5 минут). Задание на листочках у каждого на столе (карточки 25 вариантов) 1 вариант. Написать краткие ионные уравнения гидролиза солей по первой ступени: хлорид калия, сульфид натрия, нитрат цинка Собрать листочки. Урок закончен. МОУ «Мочалищенская СОШ» Звениговский район РМЭ КОНСПЕКТ открытого проблемного урока по химии по теме «Гидролиз солей» (9 класс) Автор: Филатова Е. Н.учитель химии МОУ «Мочалищенская СОШ» 1 кв. категория 2008 |
Урока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе... Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей | Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану Учебной программой по химии предусмотрено формирование у учащихся первоначального понятия о гидролизе солей. Среди проверяемых элементов... | ||
Урок по теме «Гидролиз солей» Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь определять возможность гидролиза неорганических солей, составлять уравнения... | ||
Конспект урока соли Кузнецова Светлана Ивановна мбоу сош д. Михайловка... Образовательные задачи: сформировать у учащихся представление о солях как производных кислот и оснований; познакомить учащихся с... | Урок-практикум по химии 9 класс Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли «Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках природоведения, биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении... | План-конспект урока в 9-м классе на тему "Гидролиз солей" Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области | ||
Урок по химии в 12 классе. Тема урока"гидролиз" Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды | План-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,... Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот | ||
План-конспект открытого урока по гимнастике для учащихся 5 класса... Цель урока: Содействовать развитию скоростно-силовых качеств по средствам изучения кувырка назад | Конспект урока химии 8 класс Тема урока «Соли и их классификация» Публикация «Технология деятельности учителя по диагностике и коррекции знаний учащихся» | ||
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока Тема и номер урока в теме Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) | Конспект урока химии. 8 класс. Тема урока: «Кислород, его общая характеристика... Развивать умение наблюдать за протеканием химических реакций, мыслительную деятельность учащихся, практические навыки при выполнении... | ||
Урок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства... | Конспект урока №58 21. 02. 2011г по физической культуре для учащихся... Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол |