Что нужно знать для победы на конкурсе «Учитель года» Советы бывалого Терминологический словарик: «бывалым» называют человека, который где-то побывал и приобрел кое-какой опыт. В данном тексте на роль бывалого человека претендует Сергей Ловягин, прошедший сквозь все «тернии», но не попавший к «звездам». Под «звездами» имеются в виду удостоившиеся чести попасть на российский конкурс.
Урок должен иметь строгую, ясную для жюри ЛОГИКУ.
Урок должен быть ДИНАМИЧНЫМ, в нем постоянно одна деятельность учащихся должна сменять другую.
Урок должен быть четко оформлен, СТРУКТУРИРОВАН, в нем должна чувствоваться железная воля педагога (метафора партсобрания); никакой аморфности!
Урок должен быть НАГЛЯДЕН (понятен) - жюри должно без напряжения понимать, какие задания и действия выполняют учащиеся на каждом этапе; учащиеся должны каждое мгновение четко понимать свою задачу (для этого все задания надо формулировать кратко и понятно).
Можно сравнить урок с музыкальным (симфоническим) произведением: в его композиции есть вступление (задает тему, мотивацию); развитие основной темы (включающую многоголосье - не дай бог, учителю солировать весь урок!; взаимодействие голосов - коммуникацию; кульминацию - решение проблемы общими усилиями); завершение (последний аккорд - подведение итога урока).
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ, ее научная глубина, широкий охват отдельных вопросов программы в уроке.
ИНТЕГРАТИВНОСТЬ содержания - опора на знания, полученные в других предметах. Однако нужно быть осторожным, беря интегративное содержание, поскольку это требует хорошего знания в других науках!
С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить детей, то есть МОТИВИРОВАТЬ их предстоящую работу.
Хорошо, если ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ясны учащимся с самого начала и в конце они сами могут к ним вернуться и подвести итог: что удалось сделать и понять в процессе урока (содержательный уровень); а еще лучше: какие методы работы удалось освоить (рефлексивный уровень).
Так и развитие мышления не может происходить само собой в уроке - нужно ПРОВОЦИРОВАТЬ любую деятельность учащихся на уроке, то есть создавать такие ситуации, в которых она становится необходимой. Значит, в материале должна быть обнаружена ПРОБЛЕМА (противоречие), требующее своего разрешения в уроке.
ДЕТЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ ВИДНО на уроке: они должны высказываться, дискутировать, докладывать, активно делать что-либо (опыт).
Главное в уроке, мастер-классе – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА детей и ее результативность, отсутствие примитивности (видна проблема и ее трудность); в этой самостоятельной работы центр тяжести должен лежать на АНАЛИТИЧЕСКОЙ деятельности.
Для организации самостоятельной работы нужны четко структурированные РАБОЧИЕ ЛИСТЫ, с ясными, краткими заданиями.
Необходимы ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ работы и межгрупповое взаимодействие. В настоящей групповой работе у каждой группы своя задача, а коммуникация между группами должна быть необходима для решения общей проблемы. Как только участники получают разные роли, диалог между ними становится необходимостью.
В любом уроке учащиеся должны овладевать в первую очередь деятельностью, а не знаниями; они должны научиться ИСПОЛЬЗОВАТЬ знание в своей деятельности (акцент на функциональной грамотности). Кроме того, ТОЛЬКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ возможно полноценное усвоение содержания!
В одном уроке (как в капле) должна найти отражение профессиональная деятельность (МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ) УЧЕНОГО (физика, историка, литературоведа); ее с необходимостью должны использовать дети при решении поставленной учителем или совместно задачи.
Очень важен КОНТАКТ С ДЕТЬМИ: слышание их высказываний и ответ на них; позитив, юмор, оптимистический настрой урока.
ИМПРОВИЗАЦИЯ на уроке и дома!
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД к построению урока, оригинальность композиции, подачи содержания...
Вести урок (диалог с учащимися) С ОПОРОЙ НА СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ детей (не рассчитывая на глубокие знания!): лучше брать старшеклассников (9-11 классы).
Владение ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ (презентация, поиск информации в Интернете). Однако использование компьютера на уроке должно быть оправдано (он должен делать то, что без него было бы невозможно другими средствами!).
В МАСТЕР-КЛАССЕ еще в большей степени играет роль "выпячивание" приемов и средств работы учителя (предметное содержание отходит на второй план, становясь фоном, на котором разыгрывается основное - демонстрируется педагогическая технология учителя).
Вместе с тем выбранная учителем педагогическая технология (формы, методы, средства, приемы) должна быть адекватна содержанию урока, а не "притянута за уши". Мастер класс должен продемонстрировать ЕДИНСТВО СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ.
Нужно продемонстрировать свои педагогические ПРИЕМЫ, позволяющие сделать простым (понять, освоить) сложный материал - КАК я это делаю? - игровые формы; физика "на пальцах".
Хорошо, если это достигается простыми педагогическими СРЕДСТВАМИ (это связанные вещи) - С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО это достигается? - компьютер, наглядность, мыслительные средства (метафора, образ)...
Необходимо заранее продумать РАССТАНОВКУ парт и оборудования (ни в какой момент учитель не должен оказываться в положении спиной к жюри).
Однако приведенных рекомендаций явно недостаточно для полной победы на конкурсе, нужно еще кое-что…
|