1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом требований ФГОС)
Цели изучения дисциплины:
привитие студентам более углубленных знаний, касающихся актуальных научных проблем теории и практики криминологии;
выработка у студентов практических навыков, необходимых для профессионального выполнения выпускниками служебных обязанностей в сфере профессиональной деятельности;
подготовка студентов к самостоятельному, квалифицированному и компетентному решению профессиональных задач.
Задачи изучения дисциплины:
исследование периодизации развития криминологии; анализ проблем криминологического учения о преступности;
рассмотрение биологической, юридической и социальной сторон преступности;
изучение личности преступника;
исследование механизма формирования преступных наклонностей в микросреде, а также психологии преступления;
выявление причин, обуславливающих преступность;
рассмотрение учения о жертве преступления;
ознакомление с методами виктимологической профилактики преступлений; обозначение проблем предупреждения преступности и развитие навыков профессиональной профилактики преступлений;
анализ российского криминологического законодательства и выявление ошибок и пробелов, влияющих на эффективность борьбы с преступностью;
исследование новых научных направлений криминологии.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать: основные этапы развития криминологии; актуальные проблемы криминологического учения о преступности; личность преступника: дискуссионные вопросы; проблема причин преступности; проблемы предупреждения и профилактики преступности; актуальные проблемы криминологического законодательства; новые отрасли криминологии; основную литературу по курсу.
| Студент должен уметь: владеть основами криминологического мышления; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам сущности преступности и воздействия на нее; полученные знания при оценке текущих событий современной политической жизни страны и в мире применять на практике; работать с научной литературой по криминологии; вести дискуссию по проблемам изучаемого курса; подготовить научную работу, составить конспект по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников.
| Студент должен иметь представление: о влиянии исторических событий на развитие отечественной и мировой криминологической теории и практики, о роли экономических, социально-политических, нравственных факторов в правовой деятельности; об изменениях в криминологических знаниях, которые произошли в РФ в последнее десятилетие; о специфике анализа криминологически значимых процессов с позиций системного подхода.
| У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право, криминология
|
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
| 24-29
| 6
| 2
| Модуль 1: «Общая криминологическая теория»
|
|
| 24-25
| 2
| 0
| Лекция 1: «Основные этапы развития криминологии. Научные направления, школы и теории криминологии: общая характеристика, достоинства и недостатки»
1. Периодизация истории криминологии: классический, позитивистский, плюралистический и гуманитарный период. Общая характеристика научных направлений, школ и теорий криминологии.
2. Перспективы криминологии.
| М, ПБ,
Э
| ПК-2, ПК-9
| 26-27
| 2
| 0
| Лекция 2: «Криминологическая виктимология»
1. Понятие и предмет виктимологии.
2. Криминологическая классификация и типология жертв преступлений.
3. Виктимологическая профилактика преступлений.
| М,
П,
Э
ПБ
| ПК-2, ПК-10, ПК-11
| 28-29
| 2
| 2
| Лекция 3: «Актуальные проблемы криминологического законодательства»
1. Криминологическое законодательство: структура и потребность систематизации.
2. Проблемы криминализации.
Контрольная работа по итогам освоения Модуля №1
| М, Э ПБ
| ПК-2, ПК-8,
ПК-10, ПК-11,
ПК-12
| 30-39
| 2
| 0
| Модуль 2: «Криминология социальных подсистем»
|
|
| 30-39
| 2
| 0
| Лекция 1: «Новые отрасли криминологии»
1. Преступность среди социальных подсистем.
2. Новые отрасли криминологии.
Контрольная работа по итогам освоения Модуля №2
| М, ПБ
| ПК-2, ПК-8, ПК-9,
ПК-10, ПК-11
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
| 24-33
| 20
| 6
| Модуль 1: «Общая криминологическая теория»
|
|
| 24-25
| 2
| -
| Семинар 1: «Основные этапы развития криминологии. Научные направления, школы и теории криминологии: общая характеристика, достоинства и недостатки»
1. Периодизация истории криминологии: классический, позитивистский, плюралистический и гуманитарный период. Общая характеристика научных направлений, школ и теорий криминологии.
2. Антропологическая школа криминологии: зарождение и современное состояние, основные идеи и представители.
3. Социологическая школа криминологии: истоки, развитие и основные концепции.
4. Перспективы криминологии.
| Д,
Э,
И
| ПК-2, ПК-9
| 25-29
| 4
| 0,4
| Семинар 2: «Актуальные проблемы криминологического учения о преступности»
Многогранность феномена преступности. Дискуссионные вопросы понятия и признаков преступности.
Многообразие проявлений преступности и их отражение в статистике.
Статистические данные о преступности в России в Х1Х-ХХ1 веках и проблемы их оценки.
Проблема латентной преступности.
Мотивационная характеристика, социальная направленность и социально-групповая распространенность преступности.
Социально-территориальная распространенность преступности в России и проблемы ее изучения.
6.Перспективы преступности в мире и в России.
| Д,
Э,
И
| ПК-2,
ПК-10, ПК-11
| 29-30
| 2
| 0,4
| Семинар 3: Личность преступника: дискуссионные вопросы»
1. Проблемы теории личности. Характеристика основных подходов к изучению личности преступника.
2. Формирование личности преступника.
3. Социально-демографическая характеристика лиц, совершающих преступления в России.
4. Психологические черты личности преступника. Нравственные проблемы.
5.Проблема разработки типологии личности преступника.
6. Мотивация и мотивировка преступных действий.
| Д,
П,
Э
| ПК-2,
ПК-8, ПК-10, ПК-11
| 30-31
| 2
| 0,4
| Семинар 4: «Проблема причин преступности»
1. Причинность в криминологии. Общая характеристика криминологической теории причинности.
2. Социальное противоречие как причина преступного поведения.
3. Социально-психологический уровень причинности.
4. Преступность как социальный механизм массовых причин преступлений.
5. Ситуация, способствующая преступлению.
6. Криминологический анализ причинных комплексов.
| Д,
Э,
П
| ПК-2,
ПК-10, ПК-11
| 31-34
| 4
| 0,4
| Семинар 5: «Криминологическая виктимология»
1. Понятие и предмет виктимологии.
2. Создание и развитие учения о жертве преступления.
3. Социально-демографическая характеристика жертв преступлений.
4. Социально-психологическая характеристика жертв преступлений.
5. Виктимологическая ситуация: понятие и составляющая механизма преступлений.
6. Виктимологическая профилактика преступлений.
| Э,
Д,
И
| ПК-2,
ПК-8,
ПК-10, ПК-11
| 34-35
| 2
| 0,4
| Семинар 6: «Проблемы предупреждения и профилактики преступности»
1. Основные парадигмы к предупреждению преступности.
2. Понятие и цели предупреждения преступности.
3. История законодательного регулирования, теории и практики предупреждения преступлений в России.
4. Современная зарубежная теория и практика предупреждения преступлений.
5. Проблемы совершенствования деятельности по предупреждению преступности на современном этапе.
6. Перспективы предупреждения преступности.
| Э
Д,
И
| ПК-2,
ПК-8,
ПК-10, ПК-11, ПК-12
| 35-38
| 4
| 2
| Семинар 7: «Актуальные проблемы криминологического законодательства»
1. Криминологическое законодательство: структура и потребность систематизации.
2. Роль криминологической экспертизы в развитии Уголовного законодательства.
3. Проблемы криминологической обоснованности институтов и норм Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Проблемы криминологической обоснованности институтов и норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-2, ПК-8,
ПК-10, ПК-11, ПК-12
| 38-39
| 4
| 2
| Модуль 2: «Криминология социальных подсистем»
|
|
| 38-39
| 2
| 1
| Семинар 1: «Новые отрасли российской криминологии»
1. Основы политической криминологии.
2. Основы экономической криминологии.
3. Основы криминологии массовых коммуникаций.
| М,
И,
П
Э,
ПБ
| ПК-2, ПК-8, ПК-9,
ПК-10, ПК-11
| 38-39
| 2
| 1
| Семинар 2: «Введение зарубежных школ в отрасли российской криминологии»
1. Основы криминотеологии.
2. Основы криминальной армалогии.
| М,
И,
П
Э,
ПБ
| ПК-2, ПК-8, ПК-9,
ПК-10, ПК-11
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Модуль 1: «Общая криминологическая теория»
|
|
|
| 2
|
| Лекция 1: «Актуальные проблемы криминологического законодательства»
1. Криминологическое законодательство: структура и потребность систематизации.
2. Проблемы криминализации.
| М, Э ПБ
| ПК-2, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-12
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
| 8
|
| Модуль 2: «Криминология социальных подсистем»
|
|
|
| 4
|
| Семинар 1: «Новые отрасли российской криминологии»
1. Основы политической криминологии.
2. Основы экономической криминологии.
3. Основы криминологии массовых коммуникаций.
| М,
И,
П
Э,
ПБ
| ПК-2, ПК-8, ПК-9,
ПК-10, ПК-11
|
| 4
|
| Семинар 2: «Введение зарубежных школ в отрасли российской криминологии»
1. Основы криминотеологии.
2. Основы криминальной армалогии.
| М,
И,
П
Э,
ПБ
| ПК-2, ПК-8, ПК-9,
ПК-10, ПК-11
| Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
|
|
| Лекции
|
|
|
| 2
|
| Модуль 1: «Общая криминологическая теория»
|
|
|
| 2
|
| Лекция 1: «Актуальные проблемы криминологического законодательства»
1. Криминологическое законодательство: структура и потребность систематизации.
2. Проблемы криминализации.
| М, Э ПБ
| ПК-2, ПК-8,
ПК-10, ПК-11,
ПК-12
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
| 6
|
| Модуль 1: «Общая криминологическая теория»
|
|
|
| 2
|
| Семинар 1: «Криминологическая виктимология»
1. Понятие и предмет виктимологии.
2. Создание и развитие учения о жертве преступления.
3. Социально-демографическая характеристика жертв преступлений.
4. Социально-психологическая характеристика жертв преступлений.
5. Виктимологическая ситуация: понятие и составляющая механизма преступлений.
6. Виктимологическая профилактика преступлений.
| Э,
Д,
И
| ПК-2,
ПК-8,
ПК-10, ПК-11
|
| 2
|
| Семинар 2: «Актуальные проблемы криминологического законодательства»
1. Криминологическое законодательство: структура и потребность систематизации.
2. Роль криминологической экспертизы в развитии Уголовного законодательства.
3. Проблемы криминологической обоснованности институтов и норм Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Проблемы криминологической обоснованности институтов и норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
| Д,
Э,
ПБ,
И
| ПК-2, ПК-8,
ПК-10, ПК-11,
ПК-12
|
| 2
|
| Модуль 2: «Криминология социальных подсистем»
|
|
|
| 1
|
| Семинар 3: «Новые отрасли российской криминологии»
1. Основы политической криминологии.
2. Основы экономической криминологии.
3. Основы криминологии массовых коммуникаций.
| М,
И,
П
Э,
ПБ
| ПК-2, ПК-8, ПК-9,
ПК-10, ПК-11
|
| 1
|
| Семинар 4: «Введение зарубежных школ в отрасли российской криминологии»
1. Основы криминотеологии.
2. Основы криминальной армалогии.
| М,
И,
П
Э,
ПБ
| ПК-2, ПК-8, ПК-9,
ПК-10, ПК-11
| |