1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом требований ФГОС)
Цели изучения дисциплины:
привитие магистрантам более углубленных знаний, касающихся актуальных научных проблем теории и практики криминологии;
выработка у магистрантов практических навыков, необходимых для профессионального выполнения выпускниками служебных обязанностей в сфере профессиональной деятельности;
подготовка магистрантов к самостоятельному, квалифицированному и компетентному решению профессиональных задач.
Задачи изучения дисциплины:
исследование периодизации развития криминологии; анализ проблем криминологического учения о преступности;
рассмотрение биологической, юридической и социальной сторон преступности;
изучение личности преступника;
исследование механизма формирования преступных наклонностей в микросреде, а также психологии преступления;
выявление причин, обуславливающих преступность;
рассмотрение учения о жертве преступления;
ознакомление с методами виктимологической профилактики преступлений; обозначение проблем предупреждения преступности и развитие навыков профессиональной профилактики преступлений;
анализ российского криминологического законодательства и выявление ошибок и пробелов, влияющих на эффективность борьбы с преступностью;
исследование новых научных направлений криминологии.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины
Магистрант должен знать: основные этапы развития криминологии; актуальные проблемы криминологического учения о преступности; личность преступника: дискуссионные вопросы; проблема причин преступности; проблемы предупреждения и профилактики преступности; актуальные проблемы криминологического законодательства; новые отрасли криминологии; основную литературу по курсу.
| Магистрант должен уметь: владеть основами криминологического мышления; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам сущности преступности и воздействия на нее; полученные знания при оценке текущих событий современной политической жизни страны и в мире применять на практике; работать с научной литературой по криминологии; вести дискуссию по проблемам изучаемого курса; подготовить научную работу, составить конспект по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников.
| Магистрант должен иметь представление: о влиянии исторических событий на развитие отечественной и мировой криминологической теории и практики, о роли экономических, социально-политических, нравственных факторов в правовой деятельности; об изменениях в криминологических знаниях, которые произошли в РФ в последнее десятилетие; о специфике анализа криминологически значимых процессов с позиций системного подхода.
| У магистранта должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4); способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4); способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6); способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10); способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Актуальные проблемы уголовного права, Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности
| Криминальная виктимология, Криминологические основы девиантного поведения личности, Актуальные проблемы противодействия преступности несовершеннолетних, Правовое регулирование профилактики преступности несовершеннолетних, Уголовно-правовые меры противодействия коррупции
|
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
| Лекции
|
|
|
| 2
| 1
| Тема лекции 1: «Актуальные проблемы криминологического учения о преступности»
Многогранность феномена преступности. Дискуссионные вопросы понятия и признаков преступности.
Многообразие проявлений преступности и их отражение в статистике.
Статистические данные о преступности в России в Х1Х-ХХ1 веках и проблемы их оценки.
Проблема латентной преступности.
Мотивационная характеристика, социальная направленность и социально-групповая распространенность преступности.
Социально-территориальная распространенность преступности в России и проблемы ее изучения.
6.Перспективы преступности в мире и в России.
|
|
|
| 2
| 1
| Тема лекции 1: «Криминология социальных подсистем»
1. Основы политической криминологии.
2. Основы экономической криминологии.
3. Основы криминотеологии.
4. Основы криминологии массовых коммуникаций.
5. Основы криминальной армалогии.
|
|
|
|
|
| Практические занятия /семинары
|
|
|
|
| 1
| Тема семинара 1: «Актуальные проблемы криминологического учения о преступности»
Многогранность феномена преступности. Дискуссионные вопросы понятия и признаков преступности.
Многообразие проявлений преступности и их отражение в статистике.
Статистические данные о преступности в России в Х1Х-ХХ1 веках и проблемы их оценки.
Проблема латентной преступности.
Мотивационная характеристика, социальная направленность и социально-групповая распространенность преступности.
Социально-территориальная распространенность преступности в России и проблемы ее изучения.
6.Перспективы преступности в мире и в России.
| Д,
Э,
И
| ПК-4, ПК-10
|
| 2
| 1
| Тема семинара 1: «Криминология социальных подсистем»
1. Основы политической криминологии.
2. Основы экономической криминологии.
3. Основы криминотеологии.
4. Основы криминологии массовых коммуникаций.
5. Основы криминальной армалогии.
| М,
И,
П
Э,
ПБ
| ПК-2, ПК-4,
ПК-6, ПК-10
| |