Скачать 79.07 Kb.
|
Урок по теме «Файлы и файловая система» Цели урока: Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная
Оборудование:
Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания Вопросы к классу по теме «Оперативная и долговременная память компьютера» III. Сообщение целей и задач урока. Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока. Вы уже давно, не задумываясь, произносите слово «файл». Что для вас оно обозначает? (Ответы детей) Вам уже известно, что в файлах на устройствах внешней памяти хранится все программное обеспечение компьютера и все данные. Любому пользователю, работающему на компьютере, приходится иметь дело с файлами. Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы. На этом уроке мы рассмотрим, что такое файлы и файловые системы. IV. Изучение нового материала Теоретическая часть. Объяснение нового материала 1. Файлы и файловая система. Принцип хранения информации в ЭВМ и электронных устройствах такой, что информация, вне зависимости от ее вида может храниться сплошным потоком, а сохраняется во внешней памяти только в виде файла. Чтобы понять, что такое файл, рассмотрим следующий пример. Пример: Каждый из нас хотя бы один раз в жизни бывал на вокзале в камере хранения. - Как выглядит камера хранения? В ней стоят стеллажи с ячейками, каждая ячейка имеет строго свой номер, в которой можно оставлять вещи на хранение. Работник камеры хранения регистрирует в журнале данные пассажира и номер ячейки, которую он занял. В компьютере материальными носителями являются, магнитные диски, лазерные и т.д. Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Проводя аналогию, можно сказать, что файл - это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе. В информатике существует несколько определений файла. (запись определения в тетрадь) Определение 1. Файл – логическая, конечная единица хранения информации. Определение 2. Файл — именованная область внешней памяти. Определение 3. Файл - это упорядоченная совокупность данных, хранимая во внешней памяти и занимаемая именованную область внешней памяти. В процессе обработки файл рассматривается как единое целое, которое имеет имя. Способ организации как служебной, так и пользовательской информации о файлах на носителях называют файловой системой. Конкретная файловая система определяет, в частности, правила именования файлов. Для удобства хранения и работы файловые структуры организуются с помощью вложенных каталогов (папок). Каталог — специальный системный файл, в котором хранится служебная информация о файлах. Кластер – это минимальный адресуемый блок дисковой памяти для записи чтения данных на винчестере. (запись определения в тетради). - Что такое имя файла? (ответы учащихся, после рассказ учителя по 2 странице ресурса). Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами. Так, если в качестве объекта рассмотреть ребёнка, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя ребёнка состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию для ребёнка не придумывают, она передаётся от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит, часто от фамилии можно судить о национальности человека. Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать. Полное имя файла состоит из имени и тепа. Имя файла - имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. В различных операционных системах существуют различные форматы имен файлов. В операционной системе MS-DOS собственно имя файла должно содержать не более восьми букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трех латинских букв, например: proba.txt В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /:*?"<>|. Типы файлов отражает тип и назначение характеризующихся данных. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова "тип" используют слово "расширение". Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов. Заполнение таблицы в рабочих тетрадях:
2. Типы файловой системы. (Рассказ учителя о одноуровневых и многоуровневых файловых системах.) Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами (DOS) или папками (Windows). Каталог (директория) - специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске). Можно провести аналогию с книгой:
Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом. (запись схемы в тетради). Одноуровневая многоуровневая 3. Путь к файлу (по ресурсу — это последовательность имен каталогов, в операционных системах Windows разделенных символом «\» (в ОС линии UNIX используется символ «/»). Этот путь задает маршрут к тому каталогу, в котором находится нужный файл. Рассмотрим, например, запись \KLASS10\DOCS\START2\text.doc Она означает, что файл text.doc находится в подкаталоге START2, который находится в каталоге DOCS, а он в свою очередь находится в каталоге KLASS10 корневого каталога. Рассмотрение иерархической файловой системы. Задание 1. Определение пути к файлу Monti-Czardas.mp3.(совместно с учителем). Графическое изображение файловой структуры называется древом. Определить путь каждого к файлам. (карточка) Задание 2. По адресам файлов восстановить файловую структуру. 1. С:РисункиПрироданебо.bmp 2. С:РисункиПриродаСнег.bmp 3. С:РисункиКомпьютерМонитор.bmp 4. С:Мои документыДоклад.doc 4. Действия над файлами Над файлами можно производить следующие основные операции:копирование, перемещение, удаление, переименование и пр. Каждый файл на диске имеет свой адрес. Чтобы понять принцип доступа к информации, хранящейся в файле, необходимо знать способ записи данных на носители информации. Перед использованием диск размечается на дорожки и секторы (форматируется). С точки зрения оборудования разметка — это процесс записи на носитель служебной информации, отмечающей конец и начало каждого сектора. Обычный объем сектора — 512 байт. На одной стороне размещается 80 дорожек. Каждая дорожка содержит 18 секторов. Названия «сектор», «дорожка» введены для дисковых носителей. Во многих современных носителях информации, использующих хранение данных в энергонезависимой памяти, эти понятия поддерживаются реализацией файловых систем для обеспечения общих принципов работы. В одной из распространенных файловых систем, FAT, предусматривается, что все файлы перечислены в каталогах. Обязателен корневой каталог, размещенный в определенном месте диска. О каждом из перечисленных в каталоге файлов помимо обычных данных известно местоположение (в виде номера) начала файла. Для того, чтобы определить, какие именно секторы занимает файл, применяется второй обязательный элемент файловой системы — таблица FAT (размещения файлов). Таблица представляет собой массив ячеек. Размер ячейки фиксирован и отражается в номере файловой системы (12, 16, 32 бита). Каждый файл занимает некоторую последовательность секторов, не обязательно последовательно расположенных. При сохранении файла в ячейку записывается номер следующего сектора в цепочке. Поскольку на современных дисках секторов существенно больше, чем можно записать номеров в таблице, то секторы объединяют в кластеры. Именно кластерами и распределяется пространство на дисках, в результате эта файловая система неэффективно работает с мелкими файлами. V. Вопросы учащихся учителю по новой теме. VI. Практическая работа (самостоятельное выполнение учащимися). Выполняется по карточкам. VII. Подведение итогов урока. Что такое (определение):
Выставление оценок учащимся. Домашнее задание. Спасибо всем за урок! До свидания. |
Урока: Обучающая Обучающая. Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица | Урока: Обучающая Обучающая – Формировать знания по зрительным иллюзиям, научить учащихся распознавать виды и формы иллюзии | ||
Цель урока: Обучающая Обучающая: рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным; закрепить умение решать квадратные уравнения | Рассказе Цели урока: Обучающая Обучающая – отработка навыков выразительного чтения, пересказа, анализа, инсценирования, закрепление умения собирать материал для... | ||
Урока: Обучающая Обучающая: научить отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. Раскрыть особенности организации насекомых разных... | Урока: Обучающая Обучающая: сформировать понятие сечения многогранника, рассмотреть общие принципы построения сечений многогранников, уметь применять... | ||
Тема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный | Урока Обучающая Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с однородными членами» | ||
Урока: Обучающая Цель урока: Формирование представления о незаконных действиях, воспитание гражданско- правовой позиции подростка | Конспект урока на тему Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта | ||
Урока: Обучающая Цель урока: Систематизация знаний по теме «Русская культура xviii» через организацию информации в ms word | Схема системного анализа современного урока Обучающая: учитель определяет цели урока, информирует учащихся о путях реализации целей на уроке | ||
Конспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах | Конспект обобщающего урока (с использованием занимательных задач)... Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта | ||
Конспект урока математики Тема урока «Сравнение, сложение, вычитание... Обучающая – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби» | Урока 8 класс Биология Тема: Строение крови. Переливание крови. Цель... Обучающая: доказать материальное единство живой природы на основе установленной общности в строении клеток в связи с выполняемыми... |