Урока: Обучающая





Скачать 79.22 Kb.
НазваниеУрока: Обучающая
Дата публикации24.08.2014
Размер79.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок музыки во 2 классе 4.3.20

Раздел программы: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема: «Проводы зимы, встреча весны»

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Форма урока: урок-путешествие.

Цели и задачи урока:

Обучающая. Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица.

Развивающая. Способствовать реализации индивидуальных творческих способностей каждого ученика через его собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора.

Воспитательная. Пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям, воспитание эстетического вкуса, чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.

Оборудование урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.

Художественный материал урока: презентация, портрет композитора, раздаточный материал.

УУД: Поиск и выделение необходимой информации, доказательство, подведение под понятие, выведение следствий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, умение выражать свои мысли, выбор оснований и критериев для сравнения, пение, музицирование, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.

Средства обучения:

- Учебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 2 класс» М.: Просвещение, 2011.

Применяемые технологии: здоровьесбережения, гуманно-личностные.

Ход урока

  1. Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня мы начнем урок со слушания музыки, а вы, прослушав произведение, скажите, каким настроением она была проникнута?

Звучит музыка. П.И. Чайковского «Времена года» («Масленица» Февраль) . Д: Весело, задорно, с движением. Передает настроение веселого праздника звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. 

У: Это произведение написал великий композитор, портрет которого вы видите на слайде? (П.И. Чайковского)

Д: П.И. Чайковский.

У: Русский композитор П.И.Чайковский написал цикл из 12 пьес -12 картинок из русской жизни. В образах этого цикла запечатлены бескрайние русские просторы, и деревенский быт, сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Пьеса "У камелька". Январь. Камелек - это русское название камина. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах у очага плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

"Масленица". Февраль. Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами.

"Песня жаворонка". Март. Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни.

"Подснежник" Апрель. Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки.

"Белые ночи". Май. Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением.

"Баркарола" Июнь. Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции.

"Песнь косаря". Июль. Косари – это люди, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Они пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен.

"Жатва". Август. Жатва - это сбор с поля созревших хлебов. Работали в поле семьями. “Жатва” - это большая народная сцена из крестьянской жизни.

"Охота". Сентябрь. Охота в России всегда была уделом людей сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, с множеством охотничьих собак.

"Осенняя песнь". Октябрь. Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы.

"На тройке". Ноябрь. Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен.

"Святки". Декабрь. Святки - время от Рождества до Крещенья. Девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали.

Постановка учебной задачи

У: Как вы думаете, о каком времени года шла речь в услышанном вами произведении? Почему? Какие образы вы могли бы представить, услышав это произведение? Какой музыкальный инструмент помогает раскрыть эти образы?

Д: Конец зимы, начало весны. Можно представить многолюдную деревенскую улицу. Народ поет, смеется, шутит, катается на санях и т.д. Фортепиано.

У: О каком празднике сегодня пойдёт речь, вы мне скажите после просмотра мультфильма.

Отрывок мультфильма «Уж ты, масленица» 3 мин.

У: Почему разозлился богач? За кого приняла сторожиха мальчика?

Д: Богач разозлился, так как сторожиха отдала масло мальчику, приняв его за Масленицу.

У: Ребята, кто знает из вас, что такое « Масленица»? Правильно, это большой народный праздник. А кто из вас бывал на таком празднике?

Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Отмечают Масленицу в конце февраля или начале марта – за восемь недель до поста: главного праздника Православной церкви. О русской Масленице сохранились и дошли до нас поговорки: «Не все коту Масленица»
«Масленица – объедуха, деньги приберуха», «Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы», «Блином масленым в рот лезет», «Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают».

Учитель: Как вы понимаете эти поговорки?

Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Это давний праздник проводов зимы, который отмечали еще древние славяне. С приходом христианской Религии этот праздник, хоть и языческий, не канул в небытие, а сохранился, хоть и с некоторыми изменениями.

Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.

Одной из самых излюбленных забав на Масленицу было катание с ледяных горок. Возле которых развертывалась бойкая торговля чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи. Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами.

Презентация

Чтение учебника стр. 66-67

Ответы на вопросы стр.67

Физкультминутка



Первичное закрепление

Скороговорка.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась - в снег упасть она боялась.

(Проговаривается ребятами всего класса)

Учитель: А какие песни исполнялись на масленицу? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?

Ребятами озвучивается песня

« Мы давно блинов не ели».

Исполнение русского народного танца «Барыня». Творческое обыгрывание на народных инструментах.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

1 Масленица получила свое название от того, что ….

А) В этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы;

Б) Это праздник «проводов весны и встречи лета»;

В) Так называют человека, который приходит в гости есть блины.

2. Дополни поговорку .

« ………………………………………, именины без пирогов не бывают».

3. Назови символ Масленицы.

А) Домовой;

Б) Большая соломенная кукла;

В) Скоморох;

Г) Снегурочка.

4.Сколько дней длится Масленица?

А) 6; В) 7; С) 8; Д) 1.

5.В 2013г. празднование Масленицы приходится на:

А) 8 марта; Б)10 марта; В) 11 марта.

6. Какие вы знаете масленичные игры?

7. Перечислите все известные вам весенние песенки - заклички, масленичные песенки.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)

Разучивание и исполнение песни «Едет Масленица дорогая» следует обратить внимание на: дикцию (четкое произношение текста), характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой).  При исполнении песни дети учатся правильно передавать динамические оттенки, игра «Динамические оттенки», которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии.

Рефлексия     деятельности

В конце урока даётся ребятам анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока.

1 .На уроке я работал (активно/пассивно);
2. Урок для меня показался (коротким/длинным); 3. За урок я (устал/не устал);
4. Мое настроение (стало лучше / стало хуже);
5. Материал урока мне был (понятен/не понятен).

Художественно-творческое задание: изобразить праздник «Проводы русской зимы» на рисунке.

Итог урока ( 2-3 минуты)

Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.

- С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились? Масленица.

- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).

- Как праздновали Масленицу?

- В какие игры играли?

- Какую поговорку о масленице, вы запомнили?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

У: Урок окончен. До свидания! Хорошего вам настроения в эти весенние праздничные дни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая – Формировать знания по зрительным иллюзиям, научить учащихся распознавать виды и формы иллюзии
Урока: Обучающая iconЦель урока: Обучающая
Обучающая: рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным; закрепить умение решать квадратные уравнения
Урока: Обучающая iconРассказе Цели урока: Обучающая
Обучающая – отработка навыков выразительного чтения, пересказа, анализа, инсценирования, закрепление умения собирать материал для...
Урока: Обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая: научить отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. Раскрыть особенности организации насекомых разных...
Урока: Обучающая iconУрока: Обучающая
Обучающая: сформировать понятие сечения многогранника, рассмотреть общие принципы построения сечений многогранников, уметь применять...
Урока: Обучающая iconТема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный
Урока: Обучающая iconУрока Обучающая
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с однородными членами»
Урока: Обучающая iconУрока: Обучающая
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока
Урока: Обучающая iconУрока: Обучающая
Цель урока: Формирование представления о незаконных действиях, воспитание гражданско- правовой позиции подростка
Урока: Обучающая iconКонспект урока на тему
Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта
Урока: Обучающая iconУрока: Обучающая
Цель урока: Систематизация знаний по теме «Русская культура xviii» через организацию информации в ms word
Урока: Обучающая iconСхема системного анализа современного урока
Обучающая: учитель определяет цели урока, информи­рует учащихся о путях реализации целей на уроке
Урока: Обучающая iconКонспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели
Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах
Урока: Обучающая iconКонспект обобщающего урока (с использованием занимательных задач)...
Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта
Урока: Обучающая iconКонспект урока математики Тема урока «Сравнение, сложение, вычитание...
Обучающая – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби»
Урока: Обучающая iconУрока 8 класс Биология Тема: Строение крови. Переливание крови. Цель...
Обучающая: доказать материальное единство живой природы на основе установленной общности в строении клеток в связи с выполняемыми...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск