Скачать 79.22 Kb.
|
Урок музыки во 2 классе 4.3.20 Раздел программы: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Тема: «Проводы зимы, встреча весны» Тип урока: урок «открытия» нового знания. Форма урока: урок-путешествие. Цели и задачи урока: Обучающая. Знакомство с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица. Развивающая. Способствовать реализации индивидуальных творческих способностей каждого ученика через его собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора. Воспитательная. Пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям, воспитание эстетического вкуса, чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям. Оборудование урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска. Художественный материал урока: презентация, портрет композитора, раздаточный материал. УУД: Поиск и выделение необходимой информации, доказательство, подведение под понятие, выведение следствий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, умение выражать свои мысли, выбор оснований и критериев для сравнения, пение, музицирование, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Средства обучения: - Учебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 2 класс» М.: Просвещение, 2011. Применяемые технологии: здоровьесбережения, гуманно-личностные. Ход урока
У: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня мы начнем урок со слушания музыки, а вы, прослушав произведение, скажите, каким настроением она была проникнута? Звучит музыка. П.И. Чайковского «Времена года» («Масленица» Февраль) . Д: Весело, задорно, с движением. Передает настроение веселого праздника звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. У: Это произведение написал великий композитор, портрет которого вы видите на слайде? (П.И. Чайковского) Д: П.И. Чайковский. У: Русский композитор П.И.Чайковский написал цикл из 12 пьес -12 картинок из русской жизни. В образах этого цикла запечатлены бескрайние русские просторы, и деревенский быт, сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени. Пьеса "У камелька". Январь. Камелек - это русское название камина. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах у очага плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. "Масленица". Февраль. Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. "Песня жаворонка". Март. Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. "Подснежник" Апрель. Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки. "Белые ночи". Май. Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. "Баркарола" Июнь. Барка - это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции. "Песнь косаря". Июль. Косари – это люди, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Они пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. "Жатва". Август. Жатва - это сбор с поля созревших хлебов. Работали в поле семьями. “Жатва” - это большая народная сцена из крестьянской жизни. "Охота". Сентябрь. Охота в России всегда была уделом людей сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, с множеством охотничьих собак. "Осенняя песнь". Октябрь. Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы. "На тройке". Ноябрь. Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. "Святки". Декабрь. Святки - время от Рождества до Крещенья. Девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали. Постановка учебной задачи У: Как вы думаете, о каком времени года шла речь в услышанном вами произведении? Почему? Какие образы вы могли бы представить, услышав это произведение? Какой музыкальный инструмент помогает раскрыть эти образы? Д: Конец зимы, начало весны. Можно представить многолюдную деревенскую улицу. Народ поет, смеется, шутит, катается на санях и т.д. Фортепиано. У: О каком празднике сегодня пойдёт речь, вы мне скажите после просмотра мультфильма. Отрывок мультфильма «Уж ты, масленица» 3 мин. У: Почему разозлился богач? За кого приняла сторожиха мальчика? Д: Богач разозлился, так как сторожиха отдала масло мальчику, приняв его за Масленицу. У: Ребята, кто знает из вас, что такое « Масленица»? Правильно, это большой народный праздник. А кто из вас бывал на таком празднике? Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Отмечают Масленицу в конце февраля или начале марта – за восемь недель до поста: главного праздника Православной церкви. О русской Масленице сохранились и дошли до нас поговорки: «Не все коту Масленица» «Масленица – объедуха, деньги приберуха», «Боится Масленица горькой редьки, да пареной репы», «Блином масленым в рот лезет», «Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают». Учитель: Как вы понимаете эти поговорки? Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Это давний праздник проводов зимы, который отмечали еще древние славяне. С приходом христианской Религии этот праздник, хоть и языческий, не канул в небытие, а сохранился, хоть и с некоторыми изменениями. Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Одной из самых излюбленных забав на Масленицу было катание с ледяных горок. Возле которых развертывалась бойкая торговля чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи. Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Презентация Чтение учебника стр. 66-67 Ответы на вопросы стр.67 Физкультминутка Первичное закрепление Скороговорка. Было весело на горке Сане, Соне и Егорке, А Маруся не каталась - в снег упасть она боялась. (Проговаривается ребятами всего класса) Учитель: А какие песни исполнялись на масленицу? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга? Ребятами озвучивается песня « Мы давно блинов не ели». Исполнение русского народного танца «Барыня». Творческое обыгрывание на народных инструментах. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. 1 Масленица получила свое название от того, что …. А) В этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы; Б) Это праздник «проводов весны и встречи лета»; В) Так называют человека, который приходит в гости есть блины. 2. Дополни поговорку . « ………………………………………, именины без пирогов не бывают». 3. Назови символ Масленицы. А) Домовой; Б) Большая соломенная кукла; В) Скоморох; Г) Снегурочка. 4.Сколько дней длится Масленица? А) 6; В) 7; С) 8; Д) 1. 5.В 2013г. празднование Масленицы приходится на: А) 8 марта; Б)10 марта; В) 11 марта. 6. Какие вы знаете масленичные игры? 7. Перечислите все известные вам весенние песенки - заклички, масленичные песенки. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут) Разучивание и исполнение песни «Едет Масленица дорогая» следует обратить внимание на: дикцию (четкое произношение текста), характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой). При исполнении песни дети учатся правильно передавать динамические оттенки, игра «Динамические оттенки», которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии. Рефлексия деятельности В конце урока даётся ребятам анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока. 1 .На уроке я работал (активно/пассивно); 2. Урок для меня показался (коротким/длинным); 3. За урок я (устал/не устал); 4. Мое настроение (стало лучше / стало хуже); 5. Материал урока мне был (понятен/не понятен). Художественно-творческое задание: изобразить праздник «Проводы русской зимы» на рисунке. Итог урока ( 2-3 минуты) Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня. - С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились? Масленица. - Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной). - Как праздновали Масленицу? - В какие игры играли? - Какую поговорку о масленице, вы запомнили? - Что вам больше всего запомнилось на уроке? У: Урок окончен. До свидания! Хорошего вам настроения в эти весенние праздничные дни. |
Урока: Обучающая Обучающая – Формировать знания по зрительным иллюзиям, научить учащихся распознавать виды и формы иллюзии | Цель урока: Обучающая Обучающая: рассмотреть способы решения уравнений, приводимых к квадратным; закрепить умение решать квадратные уравнения | ||
Рассказе Цели урока: Обучающая Обучающая – отработка навыков выразительного чтения, пересказа, анализа, инсценирования, закрепление умения собирать материал для... | Урока: Обучающая Обучающая: научить отличать насекомых от других представителей типа Членистоногих. Раскрыть особенности организации насекомых разных... | ||
Урока: Обучающая Обучающая: сформировать понятие сечения многогранника, рассмотреть общие принципы построения сечений многогранников, уметь применять... | Тема урока: «Алюминий – химический элемент, простое вещество». Цели урока: Обучающая Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный | ||
Урока Обучающая Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с однородными членами» | Урока: Обучающая Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока | ||
Урока: Обучающая Цель урока: Формирование представления о незаконных действиях, воспитание гражданско- правовой позиции подростка | Конспект урока на тему Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта | ||
Урока: Обучающая Цель урока: Систематизация знаний по теме «Русская культура xviii» через организацию информации в ms word | Схема системного анализа современного урока Обучающая: учитель определяет цели урока, информирует учащихся о путях реализации целей на уроке | ||
Конспект урока по информатике Тема урока: Понятие об операционной системе. Цели Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о существующих операционных системах | Конспект обобщающего урока (с использованием занимательных задач)... Обучающая цель урока: изучить варианты размера, начертания, цвета, выравнивание шрифта | ||
Конспект урока математики Тема урока «Сравнение, сложение, вычитание... Обучающая – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби» | Урока 8 класс Биология Тема: Строение крови. Переливание крови. Цель... Обучающая: доказать материальное единство живой природы на основе установленной общности в строении клеток в связи с выполняемыми... |