Научно-методический журнал «Око», №5 2008г





Скачать 93.53 Kb.
НазваниеНаучно-методический журнал «Око», №5 2008г
Дата публикации31.08.2014
Размер93.53 Kb.
ТипНаучно-методический журнал
100-bal.ru > Информатика > Научно-методический журнал
ГОТОВИМСЯ ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

(из статьи Г.А.Сидоровой, члена Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку.

Научно-методический журнал «Око», № 5 – 2008г.).
На экзамене в 9 классе ученику предстоит написать сжатое изложение.

В отличие от других изложений текста, сжатое предполагает передачу содержания исходного текста кратко, обобщенно, а следовательно, требует воспроизведения основного, существенного содержания. Оно является для учащихся более сложным, чем подробное. Задача ученика - продемонстрировать следующие умения:

  • выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;

  • производить исключение и обобщение;

  • определять родовые и видовые понятия;

  • различать целые объекты и их части.

В современной методике преподавания русского языка накоплен большой дидактический материал, необходимый для организации и проведения изложений в классе. Однако в методике работы над сжатым изложением наблюдается весьма существенный пробел: отсутствует четкая и подробная информация о том, на какой принцип должен опираться ученик, сворачивая текст; какова должна быть степень такого сжатия и т.п.

В процессе подготовки к изложению учителю следует познакомить учащихся с приемами сжатия текста. Резервы сжатия текста всегда обусловлены языковым материалом. Примером могут служить отношения гипонимии и меронимии.

«Гипонимическое, или родовидовое отношение, связывает слово, обозначающее род сущностей или явлений, со словами, обозначающими виды, выделяемые в рамках этого рода». Этим отношением связаны слова в парах животное – волк; птица – воробей. Слово, выражающее более общее понятие в этой разновидности семантических отношений, называется гиперонимом, а слово, обозначающее частный случай, вид указанного рода объектов или явлений, называется гипонимом.

Отношение меронимии связывает имя некоторого объекта с именами его составных частей. Так, слово дерево связано отношением «часть – целое» со словами ветка, лист, ствол, корни. В отличие от представителей некоторого вида, каждый из которых одновременно является и представителем соответствующего рода (например, дуб / береза / ольха и т.п. суть деревья), ни одна из частей целого не является сама по себе целым (например, ни ветка, ни лист, ни ствол, ни корни не есть дерево1)».

Мероним – это объект, являющийся частью для другого. Например, монитор – это мероним для слова компьютер.

Холоним – это объект, который включает в себя другое. Например, у лестницы есть ступеньки. Лестница – холоним для слова ступенька. Мероним и холоним – противоположные понятия.

Предлагаем структуру урока в рамках данного подхода.

  1. Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

  1. Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока изложения – развитие речевых способностей учащихся на примере литературных образцов. Частная цель урока сжатого изложения – сократить текст, опираясь на гипонимические и меронимические отношения.

Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид (гипонимы), и части целых объектов (меронимы). Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род (гиперонимов), и целых объектов (холонимов).

Использовать эти термины при обучении изложению не обязательно. Можно ограничиться понятием «родовидовые отношения», что достаточно легко усваивается ученика-

_______________________________________

1 Энциклопедия «Кругосвет» http://www.slovariyandex.ru/dick/krugosvet

ми любого возраста.

  1. Первичное знакомство с текстом (учитель читает полный текст изложения).

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.

  1. Языковой анализ текста.

Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных, дать толкование непонятных (например, историзмов, неологизмов, устаревшей формы слов и др.) ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.

  1. Вторичное чтение текста по абзацам.

Цель: обратить внимание учащихся на особенности авторского стиля, использование изобразительно-выразительных средств.

  1. Написание изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

  1. Заключительное чтение.

Цель: дать возможность учащимся проверить написанное, критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу – одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.

В Приложении приводятся примеры сжатия текста на основе гипонимических и меронимических отношений.

При подготовке к экзамену в 9 классе по русскому языку на уроках необходимо использовать сжатое изложение как средство контроля знаний. При обучении сжатому изложению важно познакомить учащихся с приемами сжатия текста, одним из которых может быть прием, построенный на основе отношений гипонимии и меронимии.
Приложение
Условные обозначения, используемые в текстах (разные виды подчеркиваний):

гипероним (родовое понятие)

гипоним (видовое понятие)

холоним – объект, который включает в себя другое
мероним – объект, являющийся частью для другого

~~~~~~~~~~
Текст № 1

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадается им красный подосиновик, то белый боровик, а то простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, чер-
ная смородина, кислая брусника – все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспевают только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела, поспела; овес закудрявился, пшеница оделась
в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочаны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем2. (192 сл.)

Вариант сжатого изложения текста № 1

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. А в садах отцвели деревья и показались плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Злаки заколосились, поспели. В огородах одни овощи сменяются другими.

Летом всем живым существам веселье и раздолье. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (102 сл.)


Текст № 2.

Силуэт Палеха

Всемирно известные расписные шкатулки рождаются в обыкновенном селе… Полчаса езды от города Шуи, и вот он – Палех. Дымы из труб, хруст первого снега, гуси, куры за огородами палисадников, воробьи на припеке… Село как село. Таких было много в нечерноземных краях. Почти каждое, помимо работы в полях, и еще чем-нибудь промышляло. Одни кормились извозом, изготовлением деревянной посуды, плетением корзин, гончарным делом, изготовлением телег и саней, детских игрушек, бочек, рогожи, дегтя, угля…

Палех кормился промыслом благородным: исстари жили тут иконописцы. И, казалось бы, здешний умелец в первую голову должен был бы оказаться без дела после революции. Этого не случилось: ведь иконные лики писала рука художника, и поворот жизни закономерно дал направление новому ремеслу. Палех обрел второе дыхание, глубокое и здоровое: здесь стали разрисовывать шкатулки.

Шкатулки мастеров-палешан известны всем, и нет нужды говорить об умении тончайшими средствами превращать маленькую коробочку в драгоценность. Народные сказки, картинки быта, родная природа, моменты нашей истории – на все палешанин умеет посмотреть через волшебное стеклышко самородного мастерства.

Издалека кажется: само село тоже должно быть похоже на самобытную роспись, все должно в нем выглядеть сказочно, необычно. Нет, все обычное, все земное! Лужок у речки, припорошенный снегом; ледок на речке звенит от брошенной палки так же, как и везде он звенит; рябины и вербы такие же, как в селе по соседству. И поленница дров у домов, и белье на веревке, закаменевшее от мороза, и гусак, неспешно переходящий дорогу – все нам привычно. И не жар-птица вовсе, а сорока сверкнула черно-белым пером у чьей-то трубы. Короче, обычная жизнь, обычные краски и звуки питают здешнего мастера. Все зависит лишь от того, какими глазами смотрит на мир человек, как чутко сердце его и насколько послушна,

_______________________________________

2 Шклярова Т.В. Сборник диктантов по русскому языку для школьников и абитуриентов. М., 2005. С.149.

искусна рука, творящая из обычного удивительную, сказочную красоту.

Но, конечно, палешане стараются и украсить свое село. Крылечки, резные наличники на окнах, колодезные журавли, белая стройная колокольня, вот эта пожарная каланча, эта старая мельница на пригорке – все тут радует глаз и помогает пробудить чувства, следы которого мы видим на черном лаке знаменитых шкатулок.

Проходят годы, десятилетия, меняется уклад жизни в России, обновляется экономика, политика в стране, а искусство Палеха остается все таким же нестареющим, таким же чарующим и драгоценным. Одна шкатулка стоит подчас дороже золотых колец или серег. Палехские шкатулки дарят на юбилеи, в дни торжеств. Как сувениры их приобретают приезжающие в Россию иностранцы, потому что нигде в мире таких красивых шкатулок не купишь3. (386 сл.)

Вариант сжатого изложения текста № 2

Силуэт Палеха

Всемирно известные расписные шкатулки рождаются в обыкновенном селе… Полчаса езды от города Шуи, и вот он – Палех. Привычные сельские картины. Таких сел было много в нечерноземных краях. Почти каждое, помимо работы в полях, промышляло еще какими-нибудь ремеслами.

Палех кормился промыслом благородным: исстари жили тут иконописцы. И, казалось бы, здешний умелец первый должен был бы отказаться без дела после революции. Но этого не случилось. Палех обрел второе дыхание: здесь стали разрисовывать шкатулки.

Шкатулки мастеров-палешан известны всем, и нет нужды говорить об умении тончайшими средствами превращать маленькую коробочку в драгоценность. На любые стороны жизни палешанин умеет посмотреть через волшебное стеклышко самородного мастерства.

Издалека кажется: само село тоже должно быть похоже на самобытную роспись, все должно в нем выглядеть сказочно, необычно. Нет, все земное! Обычная жизнь, обычные краски и звуки питают здешнего мастера. Все зависит лишь от того, какими глазами смотрит на мир человек, как чутко сердце его и насколько послушна, искусна рука, творящая из обычного удивительную, сказочную красоту.

Но, конечно, палешане стараются и украсить свое село. Сельские постройки радуют глаз и помогают пробудить чувства, следы которого мы видим на черном лаке знаменитых шкатулок.

Проходят годы, десятилетия, меняется уклад жизни в России, обновляется экономика, политика в стране, а искусство Палеха остается все таким же нестареющим, таким же чарующим и драгоценным. Одна шкатулка стоит подчас дороже золотых колец или серег. Палехские шкатулки дарят в дни торжеств. Как сувениры их приобретают приезжающие в Россию иностранцы, потому что нигде в мире таких красивых шкатулок не купишь. (241 сл.)
Для эффективности процесса понимания текста учащимися при подборе текстов изложения нужно учесть:

а) насколько текст адаптирован к уровню учащихся данного класса;

б) есть ли в тексте избыточная информация или текст содержит только важные факты. Избыточность, по мнению С.К.Кукушкиной4, компенсирует необратимость звучащей речи во времени, способствует уменьшению числа ошибок и недопонимания при передаче сообщений, создает резерв времени для прогнозирования. Избыточная информация помогает слушающему в восприятии текста, а ее отсутствие ведет к информационной перегрузке и снижает эффективность его понимания;

в) объем текста любого изложения не должен превышать объема текста для подробного

_______________________________________

3 Голуб И.Б. Тексты изложений и диктантов. М., 1998. С. 356 – 358.

4 Кукушкина С.К. Понимание связного текста при аудировании // Иностранные языки в школе. 1979. № 2. С.30 – 33.

изложения, а абзац не должен превышать 5 – 6 предложений;

г) структура текста определенного типа речи должна быть традиционной, не перегруженной большим количеством частей;

д) содержание текста не должно быть перегружено большим количеством отступлений, пояснений, дополнений.
Исполнитель:

Методист РМК

В.А.Панферова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconНаучно-методический журнал «Всё для классного руководителя!»
Научно-методический журнал «Всё для классного руководителя!» Выходит ежемесячно. Данный номер – спецвыпуск
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconНаучно-методический журнал «Искусство в школе» Журнал «Искусство в школе»
Издательский дом «1 сентября». Вся для учителя русского языка: электронная версия газеты «Русский язык» и сайт для учителей «Я иду...
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconМарт 2012 №4 о научно-методический журнал в этом номере читайте
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconОтчет о научной деятельности мэбик показатели научно-методической деятельности кафедр
Н. Н. Гара. Химия. –М.: Просвещение, 2008г. 56., учебник Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман для 9 класса общеобразовательных учр., -12-е...
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconНаучно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 180 эк/СП
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconСовсем недавно, пролистывая ежемесячный научно-методический журнал...
Ь педагогики и заведующая педагогической практикой, но и отличник народного просвещения, почетный работник среднего профессионального...
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconГагонин Сергей
Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Журнал "Здоровье детей", статья "Разноцветные олимпийские фантазии", №20, 2008г
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconНаучно-методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад...
...
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconМоу мц «Раменский Дом учителя» Октябрь 2012 №7 о научно-методический журнал
Сегодня учителя активно осваивают технологии развивающего обучения, в которых обучение и развитие предстают как система диалогически...
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconКонкурс научно-исследовательских проектов на английском языке Апрель...
Научно-методический семинар «К разработке полифункционального сопровождения студентов»
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правила были созданы на основе анализа и редактирования авторских материалов, поступающих в журналы Издательской Группы "Основа"...
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconМоу мц «Раменский Дом учителя» Декабрь 2011 №3 о научно-методический журнал
Система образования района в уходящем году сделала очередной положительный шаг вперёд в развитии и реализации задач модернизации...
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconКонспект открытого урока в 9 классе по теме
Химия и жизнь: научно-популярный журнал. Электронная версия научно-популярного журнала. Архив содержаний номеров. Доступ к полной...
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconКонспект урока по химии в 10 классе «Карбоновые кислоты»
Химия и жизнь: научно-популярный журнал. Электронная версия научно-популярного журнала. Архив содержаний номеров. Доступ к полной...
Научно-методический журнал «Око», №5 2008г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открыть классный журнал можно через меню [Пуск – Классный журнал – Просмотр классного журнала] или запустив ярлык «Классный журнал»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск