Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя





НазваниеНаучно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя
страница1/6
Дата публикации29.07.2013
Размер0.81 Mb.
ТипНаучно-методический журнал
100-bal.ru > Информатика > Научно-методический журнал
  1   2   3   4   5   6

Новое образование №6




Новое образование №6

Ежегодный научно-методический журнал школьного ИМЦ
Использование ЭОР в деятельности учителя

c:\users\пользователь\desktop\учитель года\sam_2399.jpgc:\users\пользователь\desktop\фото\завучей\фото\sdc17358.jpgc:\users\пользователь\desktop\фото\семинар учителей технологии\sdc19810.jpg

2013

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Каркалайская средняя общеобразовательная школа"
01.03.2013
Журнал издается на основании

«Положения о школьном научно-методическом журнале»
Журнал основан в 2007 году, является ежегодным изданием.

Редакционная коллегия:

Л.Я. Подчезерцева

Л.А. Минина

Л.Н. Погудина


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"КАРКАЛАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

ИНН 1821003740/КПП 182101001

Р/с 40204810400000000022 в ГРКЦ НБ УР

банка России г. Ижевска

ОГРН 1021800918480, БИК 049401001

427230, Удмуртская Республика,

Увинский район, с.Каркалай, ул.Азина, дом 4

karalai-school@yandex.ru

тел./ факс (34130)5-03-47

с.Каркалай

СОДЕРЖАНИЕ

1

Аннотация


4

2

Электронные образовательные ресурсы


5

3

Планы-конспекты уроков с использованием ЭОР

10




Е.В. Давиденко «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

10




Обатнина Л.А. «Сила трения. Трение в природе и технике»

17




Арафаилова О.Л. «История геометрии. Основные геометрические фигуры»

19




Арафаилова О.Л. «Окружность и круг»


21

4

Районный семинар учителей технологии «Использование инноваций на уроках технологии»

25




Конышева Е.А. «Торговые символы, этикетки и штрих-коды»

25




Завойских Е.Н. «Шитье и вышивание»

35

5

Творческий отчет учителя английского языка Бичуриной Т.А.

38




Бичурина Т.А. «Еще раз про БИТЛЗ»

38




Минина Л.А. «Презентация опыта работы учителя»

42




Бичурина Т.А. «Развитие личности через обучение английскому языку»


44

6

Материалы участия в муниципальном этапе республиканского конкурса «Педагог года УР» в номинации «Лидер в образовании»

50




Подчезерцева Л.Я. «Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания». Педсовет.

50




Подчезерцева Л.Я. «Практика делового общения». Мастер-класс.


53

7

Материалы участия в муниципальном этапе республиканского конкурса «Педагог года УР» в номинации «Учитель-мастер»

55




Погудина Л.Н. Урок внеклассного чтения в 3 классе

по рассказу Л.Кассиля «У классной доски»

55




Погудина Л.Н. Мастер-класс. «Формирование универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС»


59






















































































































АННОТАЦИЯ

Шестой номер ежегодного школьного научно-методического журнала имеет две основные функции:

1. Трансляция работы Инновационного методического центра по внедрению в образовательный процесс ТРКМ.

2. Теоретическое и практическое освещение процесса использования электронных образовательных ресурсов в режиме деятельности образовательного учреждения по внедрению ТРКМ.

Уже стала очевидной мысль о том, что к ТРКМ не относятся как к новинке, сравнимой с деликатесом. Стратегии и приемы ТРКМ стали неотъемлемой частью жизнедеятельности школы не только внутри образовательного процесса, но и во внеклассной работе, в работе с педагогами и родителями обучающихся. Этому материалу были посвящены прошлые выпуски журнала. Деятельность инновационного центра сегодня – это умелое использование Технологии для решения поставленных перед школой современных задач – модернизация УВП в виде внедрения ФГОС. Сегодня на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы общества и личности. Этой задаче отвечают основные постулаты концепции ТРКМ, обработанной сингапурскими педагогами:

- критическое мышление,

- сотрудничество,

-гибкость и приспособляемость,

- умение ясно говорить и писать,

-инициативность,

-расширение любознательности и инициативности,

-нахождение и анализ информации.

Наш коллектив в текущем году изучил сиграпурский опыт, успешно реализованный в учебных заведениях Татарстана, и применил в практической деятельности в виде проведенных уроков, семинаров, мастер-классов. Непременным условием публикаций является использование электронных образовательных ресурсов. Об этом основной материал журнала.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Общая информация.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

Итак, здесь и далее мы рассматриваем электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.
Каковы инновационные качества ЭОР?

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

- Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).

- Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.

- Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет- кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге - вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.

Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, о которых говорилось выше.
Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего - возможность действительно научиться. Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика - тренировки и аттестация - соревнования. Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объемного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент - получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы. Тогда можно не ходить в школу? Ничего подобного!

Во-первых, нужно отчетливо понимать, что возможности ЭОР и учителя сегодня и в обозримом будущем несравнимы. Говоря языком информатики, учитель - это «экспертная система»: может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе - неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан с учетом подготовленности конкретного ученика.

Во-вторых, компьютер даже не претендует на роль педагога - воспитателя, носителя культуры. Можно привести ещё множество аргументов, свидетельствующих о бесценной роли Учителя в образовательном процессе. Другое дело, что в современных условиях, когда приходится учиться всю жизнь, трудно представить, сколько бы понадобилось учителей, если бы не компьютер, резко расширивший возможности самостоятельной учебной работы.

В-третьих, только в школе можно «пощупать» реальную лабораторную установку, провести живое коллективное обсуждение проблемы - ценность «мозгового штурма» не зависит от уровня информатизации.

Наконец, школа - это социализация учащегося, формирование навыков общения и поведения в коллективе, адаптация в определенной социальной среде.
Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит привести мнение учителей:

- конспекты не писать;

- сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок - с компьютером не поспоришь;

- экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» - творчества;

- решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;

- вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии - это «круто» и престижно.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.
Чем отличаются ЭОР от учебников?

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

  1. Самые простые ЭОР - текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций - материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

  2. ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание - аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

  1. Третий уровень ЭОР - это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны. Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовОм CD-плеере.

  2. Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.


А что такое мультимедиа ЭОР?

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм). То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.
Виды ЭОР

- электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), обеспечивающий комплексную поддержку всех видов учебных занятий, предусмотренных программой соответствующей дисциплины;

- электронный учебный модуль (ЭУМ), поддерживающий все виды занятий по разделу (теме) учебной дисциплины;

- электронное учебное пособие. В него необходимо включить средства навигации по учебному материалу, терминологический словарь, средства поиска, вопросы и задачи для самопроверки усвоения учебного материала. ЭОР должен отличаться повышенной наглядностью подачи учебных материалов, включая большое число иллюстраций, анимационные последовательности, информационно- справочные материалы.

- электронное методическое пособие;

- электронный задачник;

- средства поддержки практических занятий;

- компьютерные модели изучаемых процессов и объектов, выполненные с помощью системы MathCAD Calculation Server и др.;

- лабораторный практикум, обеспечивающий удаленный доступ к реальному оборудованию;

- виртуальный лабораторный практикум;

- модули проверки знаний по разделам (темам дисциплины);

- атласы конструкций и деталей изучаемого оборудования;

- средства обработки и визуализации результатов исследований;

- компьютерные тренажеры;

- базы данных учебного назначения;

- программные системы автоматизированного проектирования.
Как можно получить электронные учебные модули?

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адреса ФЦИОР в Интернет: http://fcior.edu.ru; http://eor.edu.ru

ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др.

Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет- кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт- диска или другого носителя. Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя - клиентскую часть программной среды ОМС.


Что будет с книгой?

Ничего особенного, книгу никто не отменял.

Во-первых, полиграфическое издание обладает массой преимуществ: не требует дополнительных технических средств воспроизведения, удобно в использовании в любом месте и в любое время, имеет, что немаловажно, 500-летнюю традицию применения.

Во-вторых, наши знания об окружающем мире можно разделить на три основных множества: объекты, процессы, абстракции. Последнее непосредственно связано с человеческим мышлением. Математика и философия, экономика и политика, науки о материи и Вселенной в значительной части опираются на абстрактное мышление.

Носителем абстракций может быть только текст, сам являющийся комбинацией символьных абстракций. Кроме того, текст - универсальное, достаточно простое и оперативное средство описания элементов всех указанных множеств (хотя, за универсальность, как всегда, приходится расплачиваться, в данном случае - большими размерами и сложностью усвоения описаний).

Все это в совокупности дает основания рассматривать текст в качестве непреходящей ценности. Другое дело, что носителем его не обязательно будет бумага - уже существуют плоские гибкие жидкокристаллические экраны. Но вопрос о технологической конвергенции книги и компьютера - это уже о другом.




Чему должен научиться учитель?

Для начала - совсем немногому. Дело в том, что чем сложнее программное обеспечение, тем легче с ним работать. По большому счёту, научиться включать компьютер и управляться с «мышкой» можно за несколько минут. И это очень многие педагоги давно уже умеют. Для них не составит труда выйти в Интернет или скачать ЭУМ ОМС с диска. Главная, весьма трудоёмкая, но очень интересная задача будет состоять в разумном использовании ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика. Учителям, пока ещё не имеющим опыта работы с компьютером, нужно постараться объяснить, что «догнать» своих продвинутых коллег не сложнее, чем научиться обращаться с телевизором. Да, с компьютером много чего можно делать, но нас интересует пока весьма узкая область применения. Есть ещё одна простая возможность старта: предложить своим ученикам выполнить домашнее задание с использованием ЭОР. Стоит только начать разбираться - то ли и так ли они сделали, и Вы окунётесь в совершенно другую среду, которая очень скоро станет понятной и комфортной.

Использованы материалы сайта eor.it.ru
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный конкурс для учителей- предметников использующих эор в образовательной деятельности «Электронно- образовательные ресурсы...
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование электронных образовательных ресурсов (эор) в педагогической деятельности учителя
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconТелефонограммы от 04. 10. 2013 Директорам имц, оу, заместителям директоров по вр
В октябре 2013 г. Мбу имц «Екатеринбургский Дом Учителя» (ул. Воеводина, 4) проводит консультации для заместителей руководителей...
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconМоу мц «Раменский Дом учителя» Октябрь 2012 №7 о научно-методический журнал
Сегодня учителя активно осваивают технологии развивающего обучения, в которых обучение и развитие предстают как система диалогически...
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconСовременный урок с использованием эор
Министерством образования разработано несколько методик и направлений в данной области, одной из которых является активное внедрение...
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconНаучно-методический журнал «Искусство в школе» Журнал «Искусство в школе»
Издательский дом «1 сентября». Вся для учителя русского языка: электронная версия газеты «Русский язык» и сайт для учителей «Я иду...
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconМарт 2012 №4 о научно-методический журнал в этом номере читайте
Описание интеллектуальной игры по физике для учащихся 7 класса «Напиток бодрости» (авторская разработка учителя)
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconНаучно-методический журнал «Всё для классного руководителя!»
Научно-методический журнал «Всё для классного руководителя!» Выходит ежемесячно. Данный номер – спецвыпуск
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconМоу мц «Раменский Дом учителя» Апрель 2012 №5 о научно-методический журнал
Руководящей основой дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учителя меньше бы учили, а учащиеся больше...
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правила были созданы на основе анализа и редактирования авторских материалов, поступающих в журналы Издательской Группы "Основа"...
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconМоу мц «Раменский Дом учителя» Декабрь 2011 №3 о научно-методический журнал
Система образования района в уходящем году сделала очередной положительный шаг вперёд в развитии и реализации задач модернизации...
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconМодели уроков на основе использования эор
В модели обучения с использование эор целесообразно реализовывать различные типы уроков
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эор) и современных информационно-коммуникационных технологий (икт) в работе учителя-предметника, сформировать практические навыки...
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconПрограмма практики состоит из
Вхождение студента в профессиональную деятельность предполагает практическое знакомство с функциями учителя-предметника – школьного...
Научно-методический журнал школьного имц использование эор в деятельности учителя iconКонспект урока альдегиды (Тема урока) фио (полностью) Чивкунова Елена Викторовна
Тип урока: изучение нового материала с использование эор и самостоятельной деятельности обучающиеся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск