Программа практики состоит из





Скачать 497.31 Kb.
НазваниеПрограмма практики состоит из
страница1/5
Дата публикации01.07.2014
Размер497.31 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5
ПРОЕКТ

Пояснительная записка
Педагогическая практика является связующим звеном между теоретической подготовкой студентов и их самостоятельной работой в образовательных учреждениях. В период педагогической практики студент под руководством учителей и методистов осуществляет педагогическую деятельность, взаимодействуя со всеми участниками педагогического процесса. Именно в ходе педагогической практики студент учится системному подходу в педагогической деятельности, обеспечению целостности педагогического процесса. В этой связи необходим своеобразный пропедевтический этап включения студентов в жизнь образовательного учреждения. Учитывая, что основные психолого-педагогические знания даются студентам на I-III курсах, пропедевтический этап целесообразен на III курсе. Вхождение студента в профессиональную деятельность предполагает практическое знакомство с функциями учителя-предметника – школьного преподавателя определенного предмета и учителя-воспитателя – классного руководителя и организатора внеурочной деятельности учащихся.
Программа практики состоит из:

  1. Пояснительной записки, раскрывающей актуальность, цели, задачи и подходы к организации педагогической практики на III курсе.

  2. Основной части, в которой представлена технологическая карта практики, позволяющая студентам организовать свою деятельность в рамках педагогического, психологического и физиологического аспектов.

  3. Списка литературы и Приложения, которые содержат информацию, позволяющую студенту осмыслить психолого-педагогическую теорию и организовать собственную педагогическую деятельность.


Введение
Педагогическая практика студентов III курса проводится в объёме 54 часов (9 дней) в 6-ом семестре. Факультет имеет право распределить время проведения практики в графике учебного процесса, исходя из условий, возможностей и целесообразности для наибольшей эффективности профессиональной подготовки студентов. Это могут быть варианты: 1) проведения практики отдельным модулем в 1,5 недели в семестре; 2) выделение одного дня в неделю на протяжении 9 недель семестра.

Во время практики студенты становятся членами педагогических коллективов образовательных учреждений, активно включаясь в учебно-воспитательную работу с детьми. На педагогической практике студенты III курса включены в профессиональную деятельность классного руководителя и учителя-предметника. Кроме того, студенты проводят ряд исследовательских мероприятий по изучению условий жизнедеятельности школы, отрабатывают навыки психолого-педагогического тестирования.

Целями практики являются:

  • развитие устойчивого позитивного отношения к будущей профессии;

  • воспитание уважения к личности ребенка;

  • развитие стремления к овладению профессиональной деятельностью и профессиональному самосовершенствованию;

  • формирование психологической готовности к самостоятельной педагогической деятельности;

  • формирование основных педагогических умений.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

Диагностико-аналитические – включение в деятельность по организации и проведению психолого-педагогической диагностики.

Мотивационные – осознание ценностей педагогической деятельности, образов «Я – учитель», «Я – воспитатель», педагогической деятельности, деятельности классного руководителя.

Проектировочные – включение в управленческую деятельность в роли классного руководителя (целеполагание, моделирование, планирование, контроль, оценка, рефлексия).

Организаторские – включение в деятельность по организации и проведению учебно-воспитательной работы, воспитательных классных и внеклассных мероприятий.

Коммуникативные – включение в процесс педагогического общения на уроке и во внеурочной деятельности.

Рефлексивные – включение в аналитическую работу по осмыслению деятельности учителей, классного руководителя, учащихся и собственной педагогической деятельности.

В качестве основных подходов к организации педагогической практики приняты:

  • культурологический;

  • системный;

  • личностно-деятельностный;

  • компетентностный;

Культурологический подход призван акцентировать внимание студентов на содержательно-интерактивной стороне педагогического процесса, направленного на становление личности как субъекта культуры.

Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды и отдельных мероприятий в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов) образовательной системы, в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.

Личностно-деятельностный подход ориентирует студентов на отношение к собственной педагогической деятельности как ценности, на принятие ребенка и создание условий для его личностного развития. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление студентам педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д., а в конечном итоге – образовательной траектории).

Компетентностный подход преимущественно ориентирован на личность студента и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного учителя, и одновременно отражает те требования к студенту, которые будут оценены как качество его подготовки к педагогической деятельности во время практики.

Успешное использование студентом III курса усвоенных психолого-педагогических знаний в педагогической деятельности определяется профессионально-педагогическими компетентностями: диагностико-аналитическими, прогностическими, коммуникативными, интерактивными, рефлексивными, фасилитационными.

Диагностико-аналитическая компетентность – это владение системой знаний в области психолого-педагогической диагностики и педагогического анализа (аналитической деятельности), осознание их значимости для образовательного процесса, овладение диагностическими методами и методиками, а также методами и приемами педагогического анализа.

Прогностическая компетентность – это владение студентом системой знаний и умений в области педагогического прогнозирования и целеполагания, осознание их значимости для образовательного процесса (умение осуществлять прогноз, формулировать обоснованные цели педагогической деятельности, прогнозировать обучение учащихся).

Коммуникативная компетентность – это владение студентом системой знаний в области педагогического общения и коммуникации, отношение к общению как к ценности, владение методами и приемами создания доверительной атмосферы и одновременно делового и конструктивного общения в образовательном процессе.

Интерактивная компетентность – это владение студентом системой знаний в области педагогического взаимодействия, осознание необходимости построения образовательного процесса на основе взаимодействия его основных субъектов, наличие позитивного опыта такого взаимодействия.

Фасилитационная компетентность (от английского «облегчать») – это владение студентом системой знаний в области педагогической фасилитации, осознание значимости фасилитационной деятельности учителя в образовательном процессе, владение методами и приемами осуществления фасилитационной деятельности и наличие позитивного опыта такой деятельности.

Рефлексивная компетентность – это владение студентом системой знаний в области психолого-педагогической рефлексии, осознание значимости рефлексии и наличие позитивного опыта, рефлексия собственной педагогической деятельности.

Деятельность в рамках практики реализуется в нескольких аспектах: педагогическом, психологическом, физиологическом. Это позволит студенту:

  1. научиться составлять характеристику образовательных учреждений различного типа (школа, гимназия, лицей);

  2. научиться делать «фотографию» урока школьного учителя, анализировать его и проектировать собственный урок;

  3. научиться планировать, проводить и анализировать воспитательное дело для классного коллектива;

  4. научиться анализировать план воспитательной работы классного руководителя с учетом современных требований;

  5. научиться изучать и анализировать различные стороны учебного процесса, организовывать и проводить диагностику личности школьника, классного коллектива;

  6. познакомиться с методикой организации и оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями;

  7. научиться анализировать собственную педагогическую деятельность, овладеть техникой решения педагогических ситуаций.

При реализации отдельных видов деятельности студент может самостоятельно выбирать любые из предлагаемых в приложении схем.

Все результаты собственной педагогической деятельности студенты фиксируют в дневнике, по результатам практики студенты получают зачет.
Технологическая карта практики


Умения, способствующие формированию компетентностей


Компетентности

Задания по дисциплинам

Педагогика

Психология

Валеология

Научиться составлять характеристику ОУ различного типа (школа, гимназия, лицей).


Диагностико-аналитическая.

Реализуйте программу знакомства с ОУ (приложение 1, раздел «Педагогика»).

Проанализируйте социально-психологическую специфику контингента учащихся вашего ОУ.

1. Заполните санитарно-гигиенический паспорт своего класса (приложение 1, раздел «Валеология»).

2. Укажите, какие методы улучшения микроклимата учебных помещений можно предпринять в вашем классе.

Научиться делать «фотографию» урока школьного учителя, анализировать его и проектировать собственный урок.


Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

фасилитационная,

рефлексивная.


Представьте фотографию урока (приложение 2, раздел «Педагогика»).

1. Проанализируйте урок учителя по предложенной схеме (приложение 1, раздел «Психология»).

2. Спроектируйте собственный урок (задание 2, приложение 4, раздел «Психология»).

1. Проведите физиолого-гигиеническую экспертизу урока по предлагаемой схеме.

2. Представьте валеологический анализа урока по предлагаемой схеме.

(приложение 2, раздел «Валеология»).

Научиться планировать, проводить и анализировать воспитательное дело для классного коллектива.


Прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

рефлексивная.

Проведите воспитательное дело (приложение 3, раздел «Педагогика»).

Выделите психологическое содержание в воспитательном мероприятии, проведите его психологический анализ (приложение 3, раздел «Педагогика»).

-

Научиться анализировать план воспитательной работы классного руководителя с учетом современных требований.

Диагностико-аналитическая,

прогностическая.

Проанализируйте план воспитательной работы классного руководителя (приложение 4, раздел «Педагогика»).

Используя методы анализа и экспертной оценки, определите психологические цели запланированных классным руководителем воспитательных мероприятий.

-

Научиться изучать и анализировать различные стороны учебного процесса.

Научиться организовывать и проводить диагностику личности школьника, классного коллектива.

Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

фасилитационная,

рефлексивная.


Составьте психолого-педагогический портрет вашего класса (приложение 5, раздел «Педагогика»).

1. Используя метод наблюдения, проведите психологический анализ урока.

2. Выполните задание 1 (приложение 1, раздел «Психология»).

3. Организуйте и проведите изучение личности учащегося (приложения 2, 3 раздела «Психология»).

1. Составьте схему правильного размещения учащихся в вашем классе в зависимости от роста, состояния здоровья и зрения.

2. Проанализируйте режим школьников вашего класса по опросным листам и сравните их режим с установленным для детей и подростков соответствующего возраста.

3. Представьте гигиеническую оценку недельного расписания школьников вашего класса по предлагаемой схеме (приложение 3, раздел «Валеология»).

Познакомиться с методикой организации и оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Фасилитационная,

коммуникативная,

интерактивная.


Используя схему психологического анализа урока, определите приемы (способы), используемые учителем для удовлетворения особых образовательных потребностей ученика (приложение 1, раздел «Психология»).

-

Научиться анализировать собственную педагогическую деятельность. Овладеть техникой решения педагогических ситуаций.


Диагностико-аналитическая,

прогностическая,

коммуникативная,

интерактивная,

фасилитационная,

рефлексивная.


1. Проведите анализ ситуации успеха и ситуации, которая вызвала у Вас затруднения в уста-новлении взаимодействия с различными участ-никами образова-тельного процесса.

2. Предложите решение ситуации, вызвавшей у Вас затруднения (прило-жение 6, раздел «Педагогика»).

3. Представьте самоанализ педаго-гической деятель-ности в рамках практики по предла-гаемой схеме (прило-жение 7, раздел «Педагогика»).

1. В ситуации планирования урока и рефлексивного анализа проведенного Вами урока определите свои профессиональные и личностные возможности и дефициты.

2. Выполните задание 2 (приложение 4, раздел «Психология»).

-


ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздел «Педагогика»

Приложение №1.
Реализуйте программу знакомства с образовательным учреждением:


  1. Укажите общие сведения об ОУ (почтовый и электронный адрес, контактные телефоны, Ф.И.О. руководителей, количество классов комплектов, профили в старшей школе).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа практики состоит из iconРобоча програма переддипломної практики для студентів 6-го курсу напряму "Менеджмент"
Керівник підприємства бази практики видає наказ, в якому визначає порядок організації та проведення практики, заходи по створенню...
Программа практики состоит из iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятие проводится во время учебной практики (II курс) по специальности 230701 «Прикладная информатика». Состоит из 3-х частей
Программа практики состоит из iconМесто научно-исследовательской практики в структуре ооп
Выбор базы практики определяется самостоятельно студентом. Базой практики может быть как компания, занятая в сфере международных...
Программа практики состоит из icon«Башкирский государственный аграрный университет» «утверждаю» Ректор фгбоу впо башкирский гау
Университет определяет задачи педагогической практики, организационные основы и содержание педагогической практики, права и обязанности...
Программа практики состоит из iconНазвание работы
Керівник підприємства бази практики видає наказ, в якому визначає порядок організації та проведення практики, заходи по створенню...
Программа практики состоит из iconУчебно-методического комплекса производственной практики рабочая...
Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в...
Программа практики состоит из iconЗадание для прохождения практики (студентам фис гр. 41, 42) Руководитель...
Руководитель психологического аспекта практики: доцент кафедры прл гурьянова инна владимировна (ауд. 434)
Программа практики состоит из iconРабочая программа практики
При разработке рабочей программы учебной (производственной) практики в основу положены
Программа практики состоит из iconСубкультурные ресурсы и практики молодежи как преодоление социальных...
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из 120 страниц текста, содержит введение, четыре главы, заключение, список литературы...
Программа практики состоит из iconРеферат отчета по нир на тему: «Кодекс и библиотека лучшей практики...
Кодекс лучшей практики, библиотека лучшей практики, Муниципальное образование, городской округ, муниципальный район, поселение, Самарская...
Программа практики состоит из iconРабочая программа спецкурса по математике «Математика вокруг нас»
В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая...
Программа практики состоит из iconМетодические рекомендации по летней производственной практике студентов 5 курса
Цель летней производственной практики студентов 5 курса педиатрического факультета состоит
Программа практики состоит из iconСодержание Введение 3 цель и задачи педагогической практики 5 организация...
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...
Программа практики состоит из iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели и задачи практики, требования к уровню освоения содержания практики
Программа практики состоит из iconПрограмма практики
Программа практики составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Программа практики состоит из iconПрограмма преддипломной практики Специальность 020201. 65 «Биология»
Общей целью практики является углубление полученных знаний по зоологии и экологии и развитие профессиональных умений и навыков


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск