Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия





Скачать 83.66 Kb.
НазваниеОб использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия
Дата публикации01.09.2014
Размер83.66 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
Об использовании компьютерных технологий

в реализации межпредметной интеграции

в начальной школе


Н.М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент

Адыгейский государственный университет, Россия



Компьютеры и компьютерные технологии проникли во все области человеческой деятельности. Введение курса информатики уже на ранних ступенях обучения способствует владению компьютера как минимум на уровне свободного пользователя. Если раньше такое пользование сводилось к развлечению, то в последние годы наблюдается стремление широко использовать технические возможности для решения различных образовательных задач. Это обстоятельство предъявляет новые требования к подготовке школьного учителя. Это же обстоятельство влияет и на методики обучения отдельным дисциплинам. Так, например, О.А. Ивашова выделяет следующие возможности информационных технологий, которые способствовали бы пониманию учебного математического материала:

  • включение различных анализаторов учащихся в процессе восприятия и переработки учебной информации;

  • декодирование, перевод информации с одного языка на другой; овладение основами школьного математического языка. Так, в интерактивном задании на исследование зависимости пути от скорости при одинаковом времени движения информация представлена в виде анимации, графически, аналитически, вербально;

  • включение школьников в учебную исследовательскую деятельность за счет использования интерактивных заданий исследовательского характера;

  • отражение в обучении математике трех этапов математической деятельности: R1→M→R2, (где R1 – фрагмент действительности, R1→M – создание математической модели этого фрагмента, M – работа с моделью, направленная на получение математического результата, M→R2 – интерпретация математического результата для реальной жизни).

Компьютерные программы позволяют зафиксировать элементы реальной действительности (видео или анимационные фрагменты), наблюдение которых ложится в основу создания математической модели. После работы с моделью ученики могут увидеть некоторые их интерпретации, а затем создать свои; включение учеников в процесс создания/рождения алгоритмов и правил с опорой на предметные наглядные пособия, которые не реально использовать в классе (например, алгоритмы действий с многозначными числами, иллюстрируемые сотнями палочек или квадратиков); овладение общими способами деятельности; установление разнообразных содержательных связей: с жизнью, внутрипредметных, межпредметных (за счет анимации, динамических пособий), систематизация и обобщение учебного материала. Компьютерные конструкторы таблиц позволяют обобщить информацию большого объема; создание и расширение смыслового (культурного) поля за счет обращения к различным ресурсам с математическим содержанием исторического, этимологического, эстетического характера; Например, информация об абаке, различных системах записи чисел, о первом российском учебнике математики Л.Ф. Магницкого «Арифметика» и т.д. [1]. В связи с этим возникает вопрос насколько возможно и целесообразно использование компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе?

В силу того, что учитель начальных классов обучает детей по различным дисциплинам, возможности использования компьютерных технологий возрастает многократно. Например, рассмотрим создание различных межпредметных проектов. Такого рода проекты позволяет создать условия для формирования представлений об окружающей действительности и целостной картины мира. Межпредметную интеграцию рассматривают как один из путей развивающего обучения, которое ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников – универсальных понятий и умений. Формирование межпредметной интеграции может осуществляться различными путями. Один из них технология, в основу которой лег информационно – категориальный подход (ИКП), разработанный Т.Ф. Сергеевой [2]. В русле этого подхода возможна интеграция различных дисциплин через систему категорий, объединяющих предметные знания в универсальное. Так математика, экономика и природоведение позволяют во взаимосвязи отразить некоторые процессы окружающей действительности, и представляются вполне доступными для младшего школьника.

Приведем пример одного из межпредметных проектов, рассчитанных на целый учебный день. День начинается с чтения повести Э. Успенского о дяде Федоре. Если Вы помните, герои выбирают дом в деревне Простоквашино. В данном сюжете достаточно много понятий, отражающих объекты образовательной области «Окружающий мир». Это деревня, дом в деревне и в городе, живая и неживая природа, предметы обихода, необходимые и не очень и т.д. Прочтение отрывка книги может сопровождаться просмотром фрагмента из соответствующего мультфильма. Так категория «пространство» выявляется, когда собственно оговаривается, в каком пространстве происходит действие сюжета. В данном случае – это деревня (при этом хорошо обсудить некоторые отличия города от деревни), дом (опять же – отличие городского дома от деревенского, так и в самой повести говорится, что многие дома в деревне опустели, так как жители переехали в пятиэтажный городской дом), сад, огород. В ходе обсуждения данных вопросов можно демонстрировать с помощью слайдов все рассматриваемые объекты. Поскольку герои повести выбирают дом, то совершенно логично, выявляется категория «форма» при обсуждении внешнего вида дома. Может обсуждаться форма дома, его частей; например, крыши, окон, дверей, комнат; собачьей будки, печки, кроватей, радио и телевизора, занавесок и т.д. Дети могут предлагать различные рисунки своих вариантов. В сюжете говорится о том, какие овощи произрастают в огороде, значит можно определить время года, климатические условия, в которых находится деревня. Так как дом нужно обжить, то необходимы соответствующие изменения в убранстве дома и усадьбы. Эти и другие понятия способствуют выделению категории «изменение». Также из сюжета вытекает категория «величина». Это может быть связано с понятием температуры воздуха и связи ее со временем года, или понятием площади и объема. Конструирование проектов дома, огорода, которое тоже может осуществляться с помощью имеющихся программ (например, одна из любимых детских программ серии «Sims»), позволит выявить категорию «модель». При работе с выделенными понятиями через соответствующие категории возможен выход на новые понятия. Так при обсуждении расположении дома в деревне, взаимном расположении дома, сада и огорода, приходим понятию «положение точки на плоскости и в пространстве» или же «геометрического тела», изображение геометрических тел на плоскости, т. е. через категорию «пространство» приходим к математическим понятиям, через эту же категорию. При обсуждении вопросов, связанных с садом, огородом, обустройства дома приходим к экономическому понятию «хозяйство», «натуральное хозяйство». При работе с категорией «форма» формируется понятие идеальной геометрической фигуры вообще, понятия «параллелепипед», «призма» (форма дома или крыши), цилиндра (форма радио или колодца), шара и других геометрических тел. А также плоских геометрических фигур: прямоугольник, квадрат (форма окон, занавесок, поверхностей дома и крыши и т. д.), треугольника, круга, окружности. В экономической области это может быть определение наименьших затрат при ремонте комнаты той или иной формы, планирования формы участков для будущих посадок. Для чего нужна печь? Во всяком ли доме нужно отопление? Нужно ли отопление в доме в африканской деревне? В какое время года наступает пора отопления? При какой температуре особенно уютно в доме? Пронаблюдайте за изменениями температуры воздуха в различное время года? Когда собирают овощи в огороде? … Все эти и другие вопросы, позволяют через категорию «величина» расширить первоначальное представление о понятиях времени и температуры и прийти к понятию скалярно-аддитивной величины, со всеми вытекающими свойствами: сравнимости, аддитивности, измеримости, непрерывности; к понятию множества и сравнимости множеств. Через геометрические фигуры – к понятиям длина, площадь и объем. Через данную категорию мы приходим к такому экономическому понятию как «экономическая выгода», «доход», «расход», «труд», «стоимость», «аренда» и т. д. Категория «изменение» позволяет также осуществить переход к математическим и экономическим понятиям в рамках данной категории. Так, выясняя причины смен времен года, зависимости температуры воздуха от расположения Солнца над Землей, изучая так называемые невидимые нити природы. Можно прийти к понятию прямой и обратной пропорциональности и вообще функциональной зависимости. Отсюда зависимость уровня жизни от правильного обращения с природой. Категория «модель» выражается в данном сюжете, например, предложить пофантазировать и придумать дом для Дяди Федора, если бы он жил на Севере, или, наоборот, на жарком юге. Продолжение данной истории позволит выйти на ряд экономических понятий. Мы выделили ряд понятий, связанных с понятиями «окружающего мира» и соотнесли их с информационными категориями. Далее, выделенные понятия расширяются и переходят в другую образовательную область – математику и далее в экономику или наоборот. Таким образом, знание складывается из совокупности понятий из разных образовательных областей синтезированных через информационные категории. Исходя из данного сюжета, можно построить ряд многочисленных математических задач.

Математика для младших школьников в этих условиях становится «живой», а не скучной сухой наукой. Однако подготовка к таким урокам требует больших усилий, особенно на начальных этапах. Но при этом, накопление данных, и возможность хранения их на компьютерах, дает в будущем возможность корректировать уже разработанные уроки. Создание собственной медиатеки и базы данных позволит разнообразить содержание задач, а также реализовать одни из главных принципов обучения младших школьников – научности и наглядности.

Межпредметные проекты дают возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. Такие уроки позволяют усилить межпредметные связи, снизить перегрузки учащихся, расширить сферы получаемой информации учеников, подкрепить мотивации обучения. Компьютерную технику можно использовать в течение всего дня: демонстрировать презентацию, использовать для решения задач, для объяснения нового материала, проведения и проверки самостоятельных работ.

Межпредметные проекты могут быть разработаны и на основе материала учебников. Например, в учебнике «Математика. 4 класс», автор Л.Г. Петерсон, при изучении круговых диаграмм приводится таблица с названиями океанов Земли и их площадей, с помощью которой разъясняется понятие круговой диаграмме. Если рассматривать только таблицу и сопровождающий его текст, то урок становится довольно скучным и неинтересным и может начисто отбить желание изучать как эту тему, так математику вообще. Если же с помощью электронной энциклопедии, показать каждый из этих океанов, разъяснить смысл их названий, найти их на электронной географической карте, определить примерное расположение своего города (населенного пункта) относительно океанов, а значение площадей приписать к иллюстрациям, то их можно визуально сравнить, а затем мотивировать использование диаграмм, в том числе и круговых. В этом фрагменте прослеживается связь между образовательными областями «математика» и «Окружающий мир».

Использование компьютеров на уроках математики в начальной школе усиливает положительную мотивацию обучения, развивает познавательный интерес, активизирует познавательную деятельность. Применение новых технологий позволит проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечит наглядность, использовать различные справочные системы, Интернет ресурсы, электронные энциклопедии и библиотеки вообще. ИКТ позволяют реализовать индивидуальный подход в обучении, особенно при выполнении тренировочных и самостоятельных работ, закладываются основы исследовательской работы.

При этом, как говорится в документах ЮНЕСКО по компетентности учителей в использовании ИКТ, успех внедрения ИКТ в педагогический процесс будет зависеть от способности учителей создавать нетрадиционную атмосферу учебных занятий, новую педагогику, опирающуюся на применение новых технологий, развивать социально активную рабочую обстановку в классе, основанную на коллективной работе, освоении знаний в сотрудничестве с другими, групповой работе. Принципиально важными для будущего являются такие качества, как способность разрабатывать инновационные методы использования техники с целью активизации познавательной атмосферы, поощрять повышение уровня технической грамотности, углубление знаний и их создание [3].

Литература


  1. Ивашова О.А. Использование информационных технологий для становления математической культуры младших школьников - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2007_03_27_1.html

  2. Сергеева, Т.Ф. Информационно-категориальный подход к обучению как педагогическая технология / Т.Ф.Сергеева.– М.: Изд-во МПУ, 2002.– 178 с.
  3. Нормы ЮНЕСКО по компетентности учителей в использовании ИКТ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://articles.excelion.ru/ science/fizika/27779045.html


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconРоссия 1 ООО «Альфа Пол», 2Санкт-Петербургский Государственный морской...
Автор: Жигунова Г. В., кандидат философских наук, доцент кафедры «социальных наук»
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Заведующая кафедрой филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, профессор кафедры филологических дисциплин...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Рецензенты: кандидат педагогических наук Н. И. Хромов, старший инструктор-методист обж дюк фп «Юниор» А. В. Наследухов, кандидат...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconФгбоу впо «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия icon1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconГаоу спо мо «губернский профессиональный колледж»
И. Б. кандидат филологических наук, Попова О. В.– кандидат педагогических наук, Шармар С. В – кандидат филологических наук, Лукасевич...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconУвлечённые небом братья Кузьмины. Бекенева Олеся Александровна Россия,...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconРабочая программа по предмету обществознание основное общее образование
«Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «Белорусский государственный...
Составители: В. А. Овсянкин, кандидат педагогических наук, доцент, Г. Н. Сущенко, старший преподаватель
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconПояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания...
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconРабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, кандидата педагогических наук; Л. Ф. Ивановой, кандидат педагогических...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconУтверждено
Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Г. М. Авдей, доцент кафедры неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских...
Об использовании компьютерных технологий в реализации межпредметной интеграции в начальной школе Н. М. Евтыхова, кандидат педагогических наук, доцент Адыгейский государственный университет, Россия icon«региональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Авторы-составители: кандидат географических наук Рязанова Н. Е., кандидат педагогических наук, доцент Кузьмина Н. Н


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск