Скачать 0.58 Mb.
|
Комитет по образованию администрации МО Щекинский район МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» Рабочая программа по предмету обществознание основное общее образование Учитель: Трошина О.В. Рассмотрена на заседании ШМО учителей обществоведческого цикла протокол от «____» ___________ 2011 года №______ Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «Обществознание. 6 - 9 классы». Авторы программы: Л.Н. Боголюбов – академии РАО, доктор педагогических наук, профессор; Н.И. Городецкая - кандидат педагогических наук; Л.Ф. Иванова – кандидат педагогических наук; А.И. Матвеев – кандидат педагогических наук. (Издательство «Просвещение, 2009 г.»). Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю. Данная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 41 учебного часа (или 29%) для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Основные содержательные линии. Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему. Второй этап (7—9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»). Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга. Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе. В 8 классе курс включает четыре темы. Первая — «Человек и общество» — дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. Тема вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема курса — «Сфера духовной культуры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами. Структура курса.
Внесенные в программу изменения. Содержание программы изменилось лишь в той части, которая отводилась на организацию практической деятельности учащихся и добавление регионального компонента. В целом содержание авторской программы оставлено без изменений. Внесенные изменения в разделе «Содержание» выделены жирным шрифтом. Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Большое внимание уделяется в программе самостоятельной работе учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. В старших класса доля времени на самостоятельные работы возрастает. В их числе задания, направленные на: - извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте В ходе освоения содержания программ реализуются здоровьесберегающие технологии: обеспечение достаточного освещения, зарядка для глаз, качественный инвентарь (доска), минуты релаксации, смена деятельности учащихся в процессе урока эмоциональная разрядка и т.д.; компьютерные технологии: познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, подготовки презентаций, исследовательских работ, работ с интерактивной картой, поиск дополнительной информации и.т.д.. При изучении курса планируется использовать технологии проблемного обучения, уровневой дифференциации. Формы организации учебного процесса различные: индивидуальные парные, коллективные. По итогам изучения тем предусмотрен контроль в форме тестирования, написания творческих работ, практических и лабораторных работ, решение правовых задач, уроков в форме семинаров, а также индивидуальные задания для подготовки рефератов, исследовательских работ, проектной деятельности. Содержание курса. 6 класс. Введение в обществознание (35 часов). Тема 1. Человек (8 ч) Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости. Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Обобщение и повторение темы. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ступень обучения (класс) основное общее образование, 7 класс (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование... | Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.... Основное общее образование-вторая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование... | ||
Основное общее образование общие положения В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным | Рабочая программа по предмету «география» для 6-9 класса основное (общее) образование Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов | ||
Рабочая программа по русскому языку для VII класса составлена с использованием... Фгос: основное общее образование// фгос. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский... | Протокол №5 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | ||
Протокол №5 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Рабочая программа по предмету «Алгебра» Класс Математика. Основное общее образование. (Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента... | ||
Рабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование) | Перечень учебников по предметам согласно учебным планам по ступеням... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 6 класс основное общее образование | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование.... | Рабочая программа по предмету: физика 7-9класс Физика. Основное общее образование. Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных... |