Муниципальное образовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Вологды
«Согласовано»
Руководитель МО
_________/Н.А. Кузнецова/
ФИО
Протокол № ___
от «__»__________2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________/Л.Н. Гусева/
ФИО
«__»____________2013г.
| «Утверждаю»
Директор школы
___________/Н.Г. Коршак/
ФИО
Приказ № ______
от «__»__________2013г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
| обществознание
| Класс(ы)/очно-заочная группа (ы)
| 8
| Уровень
| базовый
| Количество часов
| 36
| Срок освоения
| 1 год
| Ступень
| II, основное общее образование
| Учитель
| Гусева Л.Н.
| Должность
| учитель
| Категория
| ВКК
| Рабочая программа составлена
| Гусева Л.Н., учитель истории и обществознания
|
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от «__»_______2013 г.
2013 - 2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Нормативно-правовые и методические документы
| - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.
- Кравченко А.И. Обществознание: программа курса для 8—9 и 10—11 классов общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. — 8-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2012.
| Образовательная область
| Обществознание
| Учебно-методический комплекс
| Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса. Ч.1.- М.: «ТИД «Русское слово-РС»,2010.
| Особенности организации учебного процесса
| Количество часов в неделю - 1 час
Количество годовых часов – 36 часов
| Цели и задачи учебного предмета
| Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
| Межпредметные связи, преемственность
| Изучения обществознания основывается
на выделении четырех самостоятельных, связанных между собой этапов.
8 класс – это третий этап (8—9 кл.), который не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.
Последовательность изучения учебного
материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения
социального статуса (расширение дееспособности), социального
опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, математики, биологии и другими учебными дисциплинами.
| Используемые технологии, методы, формы работы.
| Личностно-деятельностное и дифференцированное обучение. Игровые процедуры (разыгрывание ролей, игры различного типа)
| Формы контроля знаний, умений и навыков
| Тесты, творческий практикум, контрольные и самостоятельные работы, практические работы, контрольные срезы знаний, решение задач.
| Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной/авторской
| Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов
для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Изменения по сравнению с авторской программой:
| По программе
| По планированию
| Введение
| 1
| 1
| Раздел 1
| 9
| 13
| Раздел 2
| 9
| 12
| Раздел 3
| 9
| 10
| ВСЕГО
| 28
| 36
|
В разделе №1 на 1 час увеличена тема «Что такое общество?» для изучения понятия «социальный институт».
В разделе №1 на 1 час увеличена тема «Потребности человека. Деятельность и ей основные формы».
В разделе №1 добавлено 2 урока: повторение.
В разделе №2 добавлен 1 урок на тему «Спрос и предложение» для практического закрепления.
В раздел №2 добавлен 2 урока: – повторение.
В разделе №3 добавлен 1 урок – повторение.
| Содержание учебного материала
1)ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Человек и общество.
Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Личность. Социализация индивида1. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Экономика и ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Экономические системы и собственность. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономические основы прав потребителя.
Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство и его организационно-правовые формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Издержки, выручка, прибыль. Заработная плата и стимулирование труда. Налоги, уплачиваемые гражданами. Безработица. Профсоюз.
Экономические цели и функции государства. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Большие и малые социальные группы. Этнические группы. Межнациональные и межконфессиональные отношения.
Формальные и неформальные группы. Социальный статус. Социальная мобильность.
Социальная ответственность.
Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма.
Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями.
Социальная значимость здорового образа жизни. Социальное страхование.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. 2) ПРОГРАММА
Раздел
| часы
| Содержание
| Введение
| (1 час)
| Основы обществознания.
Основные понятия: обществознание, общество.
| РАЗДЕЛ I
Общество и человек
| (13часов)
| Что такое общество. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей.
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Глобализация. Основные понятия: общество, политическая сфера, экономическая
сфера, социальная сфера, духовная сфера, глобализация.
Человек, природа, общество. Взаимодействие общества и природы. Современный мир и
его проблемы. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Экологические программы. Охрана природы в России и за рубежом. Основные понятия: природа, глобальные проблемы человечества, экологические программы. Типологии обществ. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Социальный прогресс и развитие общества. Эволюция обществ. Закон ускорения истории. Социальные изменения и его формы. Социальный прогресс и регресс. Реформы и революция. Личность и социальная среда. Личность и факторы ее формирования. Биологическое и социальное в человеке. Соотношение понятий личность, индивид, человек.
Потребности человека. Потребности человека. Удовлетворение потребностей. Классификация и иерархия потребностей.
Социализация и воспитание. Социализация. Социальная роль. Культурные нормы. Стадии
жизненного цикла человека как этапы социализации. Воспитание
как двусторонний процесс. Основные понятия: социализация, социальная роль, культурные нормы, воспитание.
Общение. Социальная среда. Общение и его виды. Деловое общение. Убеждающее общение. Досуговое общение. Ритуальное общение (этикет).
| РАЗДЕЛ II
Экономика
| (12 часов)
| Что такое экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Деньги. Ресурсы и
потребности. Ограниченность ресурсов. Структура экономики. Производство.
Товар и деньги. Товар. Деньги. Свойства и функции денег. Инфляция. Основной
закон бизнеса. Конечная стоимость товара.
Спрос и предложение. Понятия «спрос» и «предложение». Факторы, влияющие на
спрос и предложение. Маркетинг. Закон спроса.
Рынок, цена, конкуренция. Обмен и рынок. Цена и ее функции. Равновесная цена. Конкуренция. Олигополия. Монополия.
Предпринимательство. Предприниматель. Формы предпринимательства. Малый бизнес.
Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Реализация экономических функций государства в различных экономических системах.
Способы воздействия государства на экономику. Налоги и их виды. Социальная политика государства.
Бюджет государства и семьи. Бюджет. Составление бюджета. Государственный бюджет.
Семейный бюджет. Профицит и дефицит бюджета.
Труд. Труд и его виды. Работа. Заработная плата. Досуг. Безработица
и ее причины.
| РАЗДЕЛ III
Социальная сфера
| (10 часов)
| Социальная структура. Страта и стратификация. Социальные группы. Социальные и межличностные отношения. Статус. Социальная роль.
Социальная стратификация и социальное неравенство. Класс как основной элемент современной социальной стратификации. Критерии социальной стратификации. Богатые. Средний класс. Бедные.
Этнос: нации и народности. Этнические группы и межнациональные отношения. Признаки этноса. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Взаимодействие людей в многонациональном обществе.
Конфликты в обществе. Конфликты в обществе: причины, поводы, формы, виды. Способы
разрешения конфликтов в обществе.
Семья. Жизненный цикл семьи. Нуклеарная семья. Причины распада семьи.
|
Муниципальное образовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Вологды
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
| обществознание
| Класс (ы)/очно-заочные группа(ы)
| 8
| Учитель
| Гусева Л.Н.
| Количество часов:
всего
в неделю
|
36
| 1
| Планирование составлено на основе рабочей программы
| Гусева Л.Н.,
протокол заседания МО №__от_________2013,
протокол пед. совета №__________2013,
приказ №____ от ___________2013
|
Раздел № 1 Введение(1 урок)
Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
| 02.09
03.09
| 1
|
| Введение
| Основы обществознания.
Основные понятия: обществознание, общество
| Вводный урок
|
|
|
Раздел № 2 Общество и человек (13 часов)
Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
| 09.09
10.09
| 2
| 1
| Что такое общество
| Основные понятия: общество, политическая сфера, экономическая
сфера, социальная сфера, духовная сфера, глобализация.
| Урок изучения нового материала
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 1 вопросы, задания
| 16.09
17.06
| 3
| 2
| Социальный институт
| Основные социальные институты
| Комбинированный урок
| таблица
| П. 1 вопросы, задания
| 23.09
24.09
| 4
| 3
| Человек, природа, общество.
| Основные понятия: природа, глобальные проблемы человечества,
экологические программы.
| Комбинированный урок
| Тест, составить схему «способы защиты природы»
| П. 2 вопросы, задания творческое задание (н-р, коллаж, рисунок)
| 30.09
01.10
| 5
| 4
| Типология обществ.
| Основные понятия: типология, дописьменные общества,
письменные общества, простые общества, сложные общества,
общественно-экономическая формация, традиционное 08.0общество,
индустриальное общество, постиндустриальное общество
| Комбинированный урок
| Рабочий лист, тесты
| П. 3 вопросы, задания
| 07.10
08.10
| 6
| 5
| Социальный прогресс и развитие общества
| Основные понятия: закон ускорения истории, закон неравномерности
развития, прогресс, регресс, реформа, революция,
неолитическая революция, промышленная революция.
| Урок изучения нового материала
| Практические задания, рабочий лист, тест,
| П. 4 вопросы, задания
| 14.10
15.10
| 7
| 6
| Личность и социальная среда
| Основные понятия: личность, индивид, человек.
| Комбинированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 5 вопросы, задания
| 21.10
22.10
| 8
| 7
| Потребности человека. Деятельность и ей основные формы.
| Основные понятия: потребности человека, удовлетворение
потребностей, иерархия потребностей, физиологические потребности,
потребности в безопасности, социальные потребности,
престижные потребности, духовные потребности.
| Урок - игра
|
| П. 6 вопросы, задания
| 28.10
29.10
| 9
| 8
| Потребности человека. Деятельность и ей основные формы.
| Виды деятельности: труд, игра, учение; структура деятельности
| Комбинированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 6 вопросы, задания
| 04.11
05.11
| 10
| 9
| Социализация и воспитание.
| Основные понятия: социализация, социальная роль, культурные
нормы, воспитание.
| Урок изучения нового материала.
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 7 вопросы, задания
| 11.11
12.11
| 11
| 10
| Общение
| Основные понятия: социальная среда, общение, этикет
| Урок игра
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 8 вопросы, задания
| 18.11
19.11
| 12
| 11
| Человек в обществе
|
| Урок повторения и подготовки к зачёту
| Практические задания, рабочий лист, тест
|
| 25.11
26.11
| 13
| 12
| Человек в обществе
|
| Урок повторения и подготовки к зачёту
| Практические задания, рабочий лист, тест
|
| 02.12
03.12
| 14
| 13
| Человек в обществе. Подготовка к зачёту.
|
|
|
|
| 05.12
|
|
| Зачёт №1 «Общество и человек»
|
| Урок-зачёт
|
|
|
Раздел № 3 Экономика (12 часов)
Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
| 09.12
10.12
| 15
| 1
| Что такое экономика
| Основные понятия: экономика, ресурсы, производство,
распределение, потребление, предприятие, отрасль.
| Урок
изучения нового материала
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 9 вопросы, задания
| 16.12
17.12
| 16
| 2
| Товар и деньги.
| Основные понятия: товар, деньги, свойства денег, функции
денег, инфляция, основной закон бизнеса, конечная стоимость
товара, прибыль.
| Урок изучения нового материала
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 10 вопросы, задания
| 23.12
24.12
| 17
| 3
| Спрос и предложение
| Основные понятия: спрос, предложение, маркетинг, закон
спроса.
| Урок изучения нового материала
| Практические задания
| П. 11 вопросы, задания
| 30.12
31.12
| 18
| 4
| Спрос и предложение
|
| Урок практикум
| Решение задач
| П. 11 вопросы, задания
| 1 полугодие
| 13.01
14.01
| 19
| 5
| Рынок, цена, конкуренция
| Основные понятия: обмен, рынок, цена, конкуренция, олигополия,
монополия.
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 12
вопросы, задания
| 20.01
21.01
| 20
| 6
| Предпринимательство
| Основные понятия: предпринимательство, прибыль, предприниматель,
корпорации, индивидуальное предпринимательство,
товарищество, малый бизнес.
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 13 вопросы, задания
| 27.01
28.01
| 21
| 7
| Роль государства в экономике.
| Основные понятия: традиционная система экономики,
административно-командная система экономики, рыночная
система экономики, налоги.
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 14 вопросы, задания
| 03.02
04.02
| 22
| 8
| Бюджет государства и семьи.
| Основные понятия: бюджет, профицит бюджета, дефицит
бюджета
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 15 вопросы, задания
| 10.02
11.02
| 23
| 9
| Труд, занятость, безработица.
| Основные понятия: труд, производительный труд, непроизводительный
труд, работа, заработная плата, безработица, безработный
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 16 вопросы, задания
| 17.02
18.02
| 24
| 10
| Экономическая сфера
|
| Урок повторения и обобщения
|
|
| 24.02
25.02
| 25
| 11
| Экономическая сфера
|
| Урок повторения и обобщения
|
|
| 03.03
04.03
| 26
| 12
| Экономическая сфера
|
| Урок повторения и обобщения
|
|
| 06.03
|
|
| Зачёт №2 «Экономическая сфера»
|
|
|
|
|
Раздел № 3 Социальная сфера_(10 часов)
Дата
| № урока
| № в разделе
| Тема урока
| Элементы содержания
| Тип урока
| Вид контроля
| Домашнее задание
| 10.03
11.03
| 27
| 1
| Социальная структура
| Основные понятия: социальная структура, социальная
стратификация, страта, социальная группа, социальные и межличностные
отношения, статус, социальная роль.
| Урок изучения нового материала
| тест
| П. 17 вопросы, задания
| 17.03
18.03
| 28
| 2
| Социальная стратификация
| Основные понятия: класс, критерии социальной стратификации,
богатые, средний класс, бедные.
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 18 вопросы, задания
| 31.03
01.04
| 29
| 3
| Социальная стратификация
| Основные понятия:
богатые, средний класс, бедные.
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 19 вопросы, задания
| 07.04
08.04
| 30
| 4
| Социальная стратификация
| Основные понятия:
богатые, средний класс, бедные.
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 20 вопросы, задания
| 14.04
15.04
| 31
| 5
| Этнос: нации и народности
| Основные понятия: этнос, племя, народность, нация, межнациональные
отношения, межнациональные конфликты.
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 21 вопросы, задания
| 21.04
22.04
| 32
| 6
| Этнос: нации и народности
| Основные понятия: этнос, племя, народность, нация, межнациональные отношения, межнациональные конфликты.
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 22 вопросы, задания
| 28.04
29.04
| 33
| 7
| Конфликты в обществе
| Основные понятия: конфликт.
| Урок игра
|
| П. 23 вопросы, задания
| 05.05
06.05
| 34
| 8
| Семья
| Основные понятия: семья, нуклеарная семья.
| Комби-
нированный урок
| Практические задания, рабочий лист, тест
| П. 24 вопросы, задания
| 12.05
13.05
| 35
| 9
| Социальная сфера
|
| Урок повторения и обобщения
| П
|
| 19.05
20.05
| 36
| 10
| Социальная сфера
|
| Урок повторения и обобщения
|
|
| 22.05
|
|
| Зачёт №3 «Социальная сфера»
|
| Урок повторения и обобщения
|
|
| 26.05
27.05
|
|
|
|
|
|
|
| |