Урок чтения Автор
Тиханова Светлана Игоревна,
учитель начальных классов
БОУ КМР ВО «Вогнемская основная
общеобразовательная школа» Тема: Согласный, глухой, мягкий звук [ч]. Буквы Ч, ч. Цель урока: знакомство с согласным глухим, мягким звуком [ч], буквами Ч, ч. Задачи:
1) Образовательные:
упражнять в чтении слогов, слов, предложений с буквой «Ч»;
учить акцентированному произнесению согласных звуков [ч] на основе одноуровневых и двухуровневых схем слов;
закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов;
формировать навык чтения целыми словами;
рассмотреть значения слова «лисички».
2) Развивающие:
развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
3) Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, культуру учебного труда.
Оборудование: компьютеры, песочные часы, иллюстрация с изображением чистотела, элементы — шаблоны, карточки с заданиями, иллюстрация с лисичками — грибами, иллюстрация с лисичками — животными, иллюстрация с изображением вороны, репродукция «Грачи прилетели» А.Саврасова.
1. Организационный момент
| Здравствуйте ребята! Садитесь. Урок литературного чтения.
| 2. Формулирование темы и целей урока.
3. Изучение нового материала. 1.1. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых схем.
1.2. Вывод
2.1. Конструирование буквы Ч.
2.2. Самостоятельная работа 2.3. Вывод. 3.1. Работа по двухуровневым схемам.
3.2 Вывод
4.1. Чтение слогов по заданным схемам.
4.2. Вывод.
5.1. Упражнение в чтении слогов и слов.
5.2. Самостоятельная работа.
6.1. Работа с минимальными парами слов.
6.2. Индивидуальная самостоятельная работа.
6.3. Вывод.
7.1. Упражнение в чтении предложений.
8.1. Игра «К;то больше запомнит слов».
9.1. Анализ слова лисички.
4. Итог урока.
| Откройте учебник на странице 95, посмотрите на условное обозначение в левом верхнем углу и попробуйте определить тему нашего урока, что нового мы узнаем сегодня на уроке. - Что обычно мы делаем, когда знакомимся с новым звуком и новой буквой? - Знакомство с новым звуком мы начинаем с работы по одноуровневым схемам.
Слайд 1 [грач], [часы]
- Кто изображен на рисунке?
-Что вы знаете об этой птице? (ответы учащихся)
- Грач-птица перелетная. Есть известная картина, которая называется «Грачи прилетели». Автор ее
- На какую птицу похож грач? (иллюстрация вороны).
- Прочитайте слово, записанное в схеме. Произнесите последний звук.
- Дайте характеристику звука [ч].
- Что изображено справа?
- Какие бывают часы?
А в далеком прошлом люди пользовались песочными часами. (показ песочных часов).
- Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически с ориентировкой на ударение.
- Произнесите первый звук. Дайте характеристику звука [ч]. Итак, согласный, глухой, мягкий звук [ч] обозначается буквой Чч. (показ). Сравните образцы печатной буквы Ч. Сделайте вывод. (пишутся одинаково, различаются размером).
- На что похожа буква Ч?
«Ч» мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
(В.Степанов)
А сейчас я предлагаю вам самим сконструировать букву Ч, используя компьютер.
- Из каких элементов состоит печатная буква Ч?
(из прямоугольных полосок или прямоугольников). Физкульт минутка. Работаем по иллюстрациям, данным к двухуровневым схемам.
- Кто изображен слева? (мальчик).
- Что делает мальчик? (пьет чай).
- Кто изображен справа?
- Что делает девочка?
- Прочитайте схемы первого уровня. Сравнение их.
- Чем отличаются?
- Чем похожи? [ч]
- Какой он? (мягкий)
- Почему мягкий? Какой звук стоит после звука
[ч] в первом слове?
- Какой звук стоит после звука [ч] во втором слове?
- Что мы знаем про эти звуки?
- Тогда почему звук [ч] мягкий?
Звук [ч] всегда мягкий, независимо от того, какой звук стоит после него. Убедитесь в этом нам поможет следующее задание.
- Как вы думаете, в чем оно будет заключаться? (будем читать слоги и сравнивать их).
(Обучающиеся читают слоги соответствующим схемам — хором).
- Сравните слоги 2 — х столбиков.
-На что обратили внимание?
- Как произносится звук [ч] ?
- Предлагаю провести небольшое исследование. Обратите внимание на слоги второго столбика.
- Какие гласные не образуют слоги с буквой ч. В сочетании ча всегда пишется а, в сочетании чу — у.
Слайд 2. Переверните страничку, найдите следующее задание.
Сейчас мы будем читать слоги и слова с этими слогами.
Первую строчку читает...
- Есть слова, которые вам непонятны? (чистотел)
Чистотел — лекарственное растение с желтыми цветами.
- Найдите общую часть слов этой строки.
Вторую строку читает …
- Как вы понимаете значение слова чудный?
- Какая часть общая в этих словах?
Слайд 3. Чистотел чудный.
- Прочитайте еще раз последние слова этих строчек. Определите, что обозначает каждое слово и поставьте фишку соответствующего цвета. Не забудьте, что слова — предметы обозначаем розовым цветом, слова — признаки — желтым.
Проверка самостоятельной работы.
Слайд 4. Слова с фишками.
Посмотрите, как должно быть выполнено правильно. Исправьте, если у вас не так. Физминутка.
Обратите внимание на условное обозначение следующего задания?
- Что мы будем делать?
- На что похож этот знак?
Мы сейчас побудем в роли волшебников. Зачем волшебнику нужна волшебная палочка?
Мы тоже будем превращать...превращать слова -одно в другое. А сначала поучимся этому. Прочитайте первую пару слов на розовом фоне. Слайд 5. Дама — дача. - Сравните слова. Что вы заметили? (разные по звучанию)
- А если они разные по звучанию, то что можно сказать об их лексическом значении. (лексическое значение разное).
- Докажите.
Так какое превращение произошло со словами? (изменили букву, изменилось звучание и соответственно изменилось значение). А теперь предлагаю поработать самостоятельно. Сравните предложенные на карточках слова по звучанию и значению.
Рыдать-рычать
бочка-почка
дочка-точка
мошка-мочка
майка-чайка
меч-мел. Изменение буквы влечет за собой изменения лексического значения слова? Поэтому важно, чтобы каждая буква в слове стояла на своем месте. Сейчас вам предстоит более трудное задание. Я не буду вам помогать, попробуйте сами справиться.
Я предлагаю поработать в парах. От слов, данных на карточках, получите новое слово. (Проверка). Заканчиваем обсуждение. Определитесь, кто будет отвечать в каждой паре. Слушаем первую пару.
- Прочитайте предложенное вам слово.
- Какое новое слово вы получили.
- Какое слово было предложено второй паре?. Какое получили.
- Прочитайте свои слова третья пара.
Удача-да
чаша- чашка
труба-трубач
Вы настоящие волшебники, смогли одно слово превратить в другое. Ребята, скажите, что произойдет со словами, если мы вставим или уберем букву?
(изменится по звучанию, приобретет новое значение).- Составьте предложение с любым из этих слов. (ответы учащихся). Я составила предложение со словом чаша. У русского народа есть выражение «Дом — полная чаша». Так говорят о богатом доме, в котором есть все, чего ни пожелаешь. Послушайте предложение: «Наш дом — полная чаша».
А как еще говорят в народе прочитаем внизу на странице 96. Хочешь есть калачи, так не лежи на печи.
-Как вы понимаете эту пословицу.
- Что обозначает слово «Калач»? (круглый хлеб). Ребята в употребление в речи пословиц делает ее более меткой и точной.
А теперь я предлагаю поиграть. Игра называется «Кто больше запомнит слов». Ваша задача: запомнить больше как можно слов из текста. (текст читает учитель). Слайд. Чаепитие у чайки в четверг в четыре часа.
Чистые чашки.
Чайник черничного чая.
Чаевничают четверо: чечетка, чибис, чирок, чиж.
(проверка: спросить два, три человека, назвать победителя).
Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Послушайте его внимательно и скажите : о ком идет речь в этом стихотворении?
- Кто вы?
- Мы лисички,
Дружные сестрички.
- Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже!
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой! - О ком идет речь в стихотворении? (иллюстрация). _Составьте предложение со словом «лисички». (ответы учащихся).
Сегодня на уроке мы выполняли различные задания.
- Какое задание вам понравилось больше.
| |