Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения





НазваниеСодержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения
страница1/3
Дата публикации29.07.2014
Размер0.54 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Литература > Реферат
  1   2   3
«Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения»

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………3

Глава 1. Выразительность как критерий навыка чтения….………….6

1.1 Содержание требований ФГОС и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения ……….…………6

1.2 Понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения …………………………………………………………………………..10

1.3 Методические приемы формирования выразительности чтения ………….…………………………………………..………………….………..11

Выводы по 1 главе

Глава 2. Формирование навыка выразительности чтения на уроках литературного чтения во 2 классе……………………………………….……27

2.1 Описание констатирующего этапа опытно – экспериментального исследования…………………………………………………………..…………27

2.2 Проведение и анализ формирующего этапа исследования………….31

2.3 Конкурс чтения как контрольный этап опытно-экспериментальной работы……………………………………………………………….……………39

Выводы по 2 главе

Заключение……..……………….…………………………………………42

Список литературы……………………………….…………………….....44

Приложение

Введение.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. В методике выделены основные критерии чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

Актуальность исследования обусловлена тем, что современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе критерия выразительности. В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. Учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту русского языка. На уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения передавать свои мысли и чувства выразительно. С этой целью на уроках литературного чтения необходимо организовать прослушивание произведений русской литературы в актерском чтении. Выразительное чтение художественного произведения учителем вслух помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие. [29.209]

Объект исследования - формирование навыка чтения

Предмет исследование – формирование навыка выразительного чтения у младших школьников 2 класса.

Цель исследования - подбор методических приёмов и заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения.

Гипотеза: формирование навыка выразительного чтения младших школьников будет проходить успешнее, если на уроках литературного чтения при соблюдении следующих условий:

  1. если систематически использовать методические приемы обучения, нацеленные на формирования выразительного чтения;

  2. если специально для упражнений подбирать дидактический материал, способствующий развитию навыков выразительного чтения.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие выразительность чтения и выделить компоненты выразительного чтения.

  2. Рассмотреть содержание требований ФГОС и программ по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения.

  3. Подобрать современные методические приемы формирования выразительности чтения на уроках литературного чтения.

  4. В процессе опытно – экспериментальной работы применить подобранный методический и дидактический материал.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психологической, методической литературы; наблюдение за учебным процессом; констатирующий и обучающий эксперименты; количественный и качественный анализ полученных результатов. Методологической основой исследования стали теория методики работы над выразительным чтением,  разработанная в трудах Ушинского К.Д., Маймана Р. Р., Львова М.Р., Завадской Т. Ф.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе современных методических приемов формирования выразительности чтения на уроках литературного чтения.

Практическая значимость состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся 2-го класса сведений о критериях, компонентах и приемах выразительного чтения, направленных на формирование умения выразительного чтения.

  Базой исследования: данное исследование проходило на базе МБОУ СОШ №5 г. Нарьян-Мара с сентября 2012 года по февраль 2013 года. Исследование проводилось во 2 «в» классе, количество учеников - 25 человек, среди них 13 мальчиков и 12 девочек.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Выразительность как критерий навыка чтения.

Содержание требований ФГОС и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт второго поколения определил следующие требования по навыку чтения при работе с текстом: учащиеся должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;  понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения и  ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. [28.3.]

Младший школьник при работе с текстом, по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения, должен научиться оценивать свои знания:  высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Вместе с тем учащиеся получат возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;  в работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.[28.4.]

На протяжения четырёх лет обучения литературного чтения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

В результате изучения литературному чтению, на ступени начального общего образования учащиеся приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я.Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. [33.15.]

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге. Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка: интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.[42.17.]

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по литературному чтению. Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого.

Таким образом курс литературного чтения призван продолжить обучение чтению и помочь младшему школьнику войти в мир художественной литературы и осмыслить образность словесного искусства. Изучение направлено на достижение следующих целей: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

1.2. Понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения.

Понятие выразительного чтения дано в работах О.В. Кубасовой. Она считает, что «выразительное чтение - это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения». [18.191]

Выразительное чтение - чтение вслух (наизусть или по книге), в котором передается идейно-образное содержание текста при соблюдении норм литературного произношения. Выразительное чтение рассматривается как следствие и важный показатель сознательности чтения и отвечает следующим требованиям: 1) достаточная громкость, четкость и правильность произношения; 2) ясная передача мыслей автора (правильная расстановка пауз и ударений); 3) выявление в чтении чувств и настроений, содержащихся в тексте, основных черт характера, мотивов поведения и взаимоотношений героев произведения. Различие между выразительным чтением и профессиональным искусством художественного чтения заключается в степени глубины, полноты и яркости передачи содержания и художественных особенностей читаемого произведения. [18.206]

Чтение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у младших школьников.

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение выразительного чтения исследователя Шишковой М. И., данное в статье «Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении» (журнал «Логопед»). Под выразительным чтением автор понимает правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон и сила голоса, тембр высказывания, ритм и темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.[26.13.]

В своем исследовании мы опираемся на методические разработки Кубасовой О.В. и Шишковой М. И.

В них выделяются основные средства выразительности такие как: дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения, темпоритм, повышение и понижение голоса (мелодика), сила голоса, окраска голоса (тембр), тон, интонация, мимика и жест. Раскроем основные понятия.

Средством выразительности является понятие «техника речи» включает правильное дыхание (физиоло­гическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дик­ция) в процессе речи и чтения.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фра­зами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания — смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей. Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незамет­ном пополнении его запаса в легких (во время остановок — пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утом­ляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нераци­онально.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом.

Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.

Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука - та объективная величина, характеризующая реальную энергию звука... Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы зву­ка, т. е. понятие субъективное... Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы» [22; 40].

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впе­чатление однообразия.

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Хорошо поставленный голос отличается полетностью. Полет­ность — это способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне других звуков.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса разли­чается еще по своему качеству, т. е. по окраске голоса — тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса» [22; 40].

Выразительное средство звучащей речи – интонация. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выряжает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т. д. Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. Изучение интонации входит составной частью в грамматику языка (синтаксис), в психологию речи, в целый ряд дисциплин по технике и выразительности речи. Понятие «интонация» трудно расчленить, потому что каждый из элементов (компонентов) интонации действует в совокупности с другими. Однако для удобства анализа о каждом из них можно говорить отдельно, хотя и на фоне всего явления. Основными компонентами речевой интонации являются: сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях; направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты; скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах); тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи). [2.16]

Работая над выразительностью, включает понятие логическое и фразовое ударение. Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: Осень. Осыпается весь наш бедный сад. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слит­ность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем.

От фразового надо отличать логическое ударение. (Правда, иног­да эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение.) Главные по мысли слова в пред­ложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдви­гаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвиже­ние тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением» [27; 114]. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение, но часто встречаются предложения с двумя и несколькими логиче­скими ударениями.

Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительности устной речи, К. С. Станиславский гово­рил: «Ударение — указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутрен­няя сущность, главные моменты подтекста!» [30; 33]. Большое значение придавал Станиславский логическому ударению в художествен­ной (сценической) речи: «Ударение — это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмыслен­ное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе» [30; 33].

Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фра­зы может быть тоже неверным.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

Работая над выразительностью, включает понятие логическая и психологическая пауза. Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Но «в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении». Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность син­тагмы или предложения.

Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержа­ния читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит сло­ва, заключенные между ними, слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья. При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержа­ние его становится неясным, извращается основная мысль.

Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в психологическую. Логиче­ской паузе «отведено более или менее определенное, очень неболь­шое время длительности. Если это время затягивается, то бездей­ственная логическая пауза должна скорее перерождаться в ак­тивную психологическую» [30; 39]. Психологическая пауза — это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата вну­тренним содержанием, активна, так как обусловливается отноше­нием чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, из жизни воображения.

Психологическая пауза — выразительное средство при чтении произведения. По выражению К. С. Станиславского, «красноречивое молчание» и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения» [30; 40]. «Все они (паузы) умеют досказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и не­отразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть инте­ресен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный» [30; 33]. «Пауза — важный элемент нашей речи и один из главных ее козы­рей»

Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысле­ния читаемого и произносимого текста. Именно между двумя пауза­ми, следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

С понятием логическая пауза неразрывно связаны темп и ритм речи.

«Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере.

Ритм есть количественное отношение действенных длительно­стей (движения, звука) к длительностям, условно принятым за еди­ницу в определенном темпе и размере» [30; 33].

Так определяет К. С, Станиславский понятия темпа и ритма, необходимые нам для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а самые явления почти неразделимы в речи, К. С. Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие — «темпо-ритм».

«Буквы, слоги и слова,— говорит он,— это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Не­даром же хорошую речь называют музыкальной» [30; 41].

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее.

У каждого человека есть свои особенности звучания речи, свя­занные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он. Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нор­мы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше от­клонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этим отклонением.

Тембр окрашивает все произведение, наделяя его бесконечно разнообразными оттенками. Тембр — выразитель художественной интерпретации текста, чтец не только передает его в соответствии с пониманием творческих задач автора произведения, но и обогащает звучание собственными творческими замыслами. Каких-либо рецептов «раскраски тембра» нет. Вдумчивое чтение текста, «вживание» в образы писателя, поэ­та — вот что дает основу эмоционально-экспрессивного чтения. «Гармоническое единство интонации речи с ее внутренними корнями должно обеспечить речи ту естественность и простоту, которые доро­же необдуманной «красивости» [25; 153].

Выразительные движения мышц лица, которые яв­ляются одной из форм проявления различных чувств, называются мимикой. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл. Для чтеца и рассказ­чика мимика является одним из дополнительных средств воздейст­вия на аудиторию. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятель­ствам.

Мимика тесно связана с мыслями, действиями и чувствами го­ворящего, со всей его внутренней жизнью. Это дает основание, на­блюдая действительность и изучая проявления внутренних пере­живаний, использовать мимику в процессе выразительной устной речи, т. е. сделать мимические движения произвольными.

Особым средством выразительности является и жест. Это также дополнительное средство выразительности речи, всецело подчинен­ное ей. Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу рас­крыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни. Вме­сте с тем чтецу и рассказчику нужен такой жест, который не дубли­ровал бы речь, не конкурировал бы с ней, а вытекал из содержания, обусловливался им. «...Даже самая полная и разнообразная сис­тема жестов значительно беднее системы слов... при условии даже самой ограниченной выдержки жест никогда не вызовет того отклика в сознании, в воображении слушателя, которое всегда вызывает наполненное мыслью слово» [22; 134].

Наиболее ценен психологический жест как проявление мысли, внутреннего переживания говорящего. Психологический жест стре­мится к раскрытию подтекста, выявлению замысла. Заполняя пси­хологическую паузу, он делает ярче последующие слова, усиливая действие интонации. Появление жеста не прикрепляется к опре­деленному моменту речи: он может предшествовать слову, сопро­вождать его или следовать за ним, подчеркивая значение произносимого, убеждая слушателя.

Таким образом, для того чтобы выразительно прочитать произведение, необходимо уметь правильно пользоваться всеми этими интонационными средствами. Ведь они и являются составляющими выразительного чтения.

Изучив понятие «выразительное чтение», обобщим все изученные источники и делаем вывод, что выразительное чтение - это искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин «выразительное чтение» получил распространение в середине 19 в. и наравне с терминами «декламация» и «художественное чтение» обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей. Выразительное чтение – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения. Для нас существенное значение имеют основные средства выразительности к которым относятся: дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения, темпоритм, повышение и понижение голоса (мелодика), сила голоса, окраска голоса (тембр), тон, интонация, мимика и жест.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие навыка чтения в третьем классе предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения, увеличение скорости (беглое...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе требований фгос ноо, авторской программы Л. Ф. Климановой,...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе требований фгос ноо, авторской программы Л. Ф. Климановой,...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconУрок чтения 4 класс
Цели: совершенствовать навыки беглого, безошибочного, выразительного чтения; учить выборочному чтению, учить давать полные ответы,...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconМоу ермаковская средняя общеобразовательная школа №2
Цель: показать коррекционные приемы на уроках чтения для формирования беглого, сознательного и выразительного чтения
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconУрок чтения во втором классе Тема урока: Творчество Х. К. Андерсена
Х. К. Андерсена; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в произведении; способствовать развитию речи, навыкам...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Драгунского; формировать и развивать навык чтения; овладевать приемами чтения вслух и про себя, включая приемы выразительного...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconУрок литературы. «Подвиг или предательство?»
Способствовать совершенствованию навыка публичного выразительного чтения, развития речи
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель. Развивать навык осознанного выразительного чтения; отработать умение выразительного пересказа текста, развивать навык чтения...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие навыка выразительного осмысленного чтения; формирование внимания к поэтическому слову; сохранение и укрепление здоровья...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconПояснительная записка Цели и задачи обучения литературному чтению
Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconПояснительная записка Изучение литературного чтения в 4 классе направлено...
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconРазвитие критического мышления учащихся через уроки чтения. Урок...
Цели: учить детей глубокому анализу содержания мифов, развивать навык чтения, умения работать с текстом, внимание, речь, критическое...
Содержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных на формирование навыка чтения понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели : продолжать работу по рассказу; развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям; развивать логическое мышление, память...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск