Скачать 203.69 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» Стерлитамакский филиал УТВЕРЖДАЮ: Зам.директора по научной работе и инновациям _____________ В.Н. Кризский «____» _____________ 2013 г. учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ АСПИРАНТА (ОД.А.05) Структура и семантика текста наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта
УМК одобрен на заседании кафедры башкирского языка факультета башкирской филологии СФ БашГУ 28 мая 2013 года протокол № 10.
Стерлитамак 2013 г. Оглавление3.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 4 Тема 1. Понятие текста. Текст как объект внимания различных дисциплин. Разные подходы к определению текста. Современное состояние теории текста. Текст в широком и узком понимании. Текст как система. Текст как динамическая коммуникативная единица. Текст как законченное информационное целое. Единицы текста. Единицы членимости текста: высказывание, фрагмент текста, сложное синтаксическое целое, абзац. Типы членения теста. Свойства текста и признаки: антропоцентричность, социологичность, и др. 6 Тема 2. Из истории науки о тексте. Античная риторика. Риторика в России. Лингвистика текста в первой половине 20 столетия. Концепции описания текста в половине 20 столетия: В. Хайнеманн, Я. Петефи, К. Бринкер, Е. Косериу, В. Г. Адмони, И. Р. Гальперин, Т. М. Николаева.Задачи современной теории текста. Теория текста в башкирском языкознании. 6 Тема 3. Основные аспекты изучения текста. Лингвоцентрический аспект: соотнесённость «язык – текст». Текстоцентрический аспект: текст как автономное структурно-смысловое целое. Антропоцентрический аспект: соотнесённость «автор – текст – читатель». Синтаксический аспект: текст как объединение логико-синтаксических блоков. Семантический аспект: текст с точки зрения смысловой структуры. Стилистический аспект: текст с точки зрения стилистической принадлежности. Коммуникативный аспект: текст с точки зрения теории речевых актов. Прагматический аспект: средства и приёмы воздействия на адресата. Психолингвистический аспект: психологические факторы при построении текстовых моделей. Когнитивный аспект: соотнесённость «автор – текст – внетекстовая деятельность». 6 Тема 4. Основные свойства текста. Цельность текста. Смысловая, коммуникативная и структурная цельность. Связность текста. Соотношение связности и цельности текста. Понятие когезии (внутритекстовых связей). Концепция И.Р. Гальперина. Средства осуществления когезии. Грамматическая, логическая, ассоциативная, образная, стилистическая когезия. Категория континуума. 7 Единицы текста: высказывание, сверхфразовое единство. 7 Тема 5. Виды текстовых связей. Текстовые категории. Цепные связи. Цепная местоименная связь, цепная синонимическая связь, повтор. 7 Виды повторов: полный лексический, лексико-семантический, тематический, синонимический, антонимический, грамматический. Функции повторов. 7 Категории текста и их классификация. План содержания и план выражения текстовых категорий. Функционально-семантическое поле как принцип формирования ТК. 7 Различные подходы к выделению основных текстовых категорий. Категории текста, характеризуемые как лингвистические универсалии: человек, пространство, время – и их языковая экспликация в тексте. Связность текста на различных уровнях языковой структуры. Соотношение понятий цельности, связности, интеграции текста. 7 Тема 9. Структурно-композиционные части текста. Абзац. Функции абзаца: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная. Виды абзацев: аналитико-синтетический абзац, синтетико-аналитический абзац, рамочный абзац. Абзац – композиционный стык. Абзац – стержневая фраза. Параграф. Структура параграфа. Глава. Структура и композиция главы. Раздел. Структура и композиция раздела. 9 Коммуникативная структура текста. Коммуникативное направление в лингвистике и теория текста. Актуальное членение предложения. Информативные и верификативные высказывания. Тема и рема как компоненты высказывания. Типы речевых актов. Правила коммуникации. Высказывание. Компоненты коммуникативности: коммуникативная ситуация, элементы диалога с текстом, мнение о тексте, коммуникативный поток, впечатление от текста, якоря памяти, результат коммуникации. 9 Темы, выносимые на самостоятельное изучение 9 1.Понятие текста. Разные подходы к определению текста. Современное состояние теории текста. 12 2.Единицы членимости текста: высказывание, фрагмент текста, сложное синтаксическое целое, абзац. 12 3.История науки о тексте. Задачи современной теории текста. 12 4.Теория текста в башкирском языкознании. 12 5.Основные аспекты изучения текста. 12 6.Основные свойства текста: цельность, связность; их соотношение. 12 7.Виды текстовых связей. 12 8.Текстовые категории. 12 9.Виды и функции повторов. 12 10.Категории текста и их классификация. 12 11.План содержания и план выражения текстовых категорий. 12 12.Функционально-семантическое поле как принцип формирования ТК. 12 13.Соотношение понятий цельности, связности, интеграции текста. 12 7. Образовательные технологии 13 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 14 1. Место дисциплины в структуре ООП ППО Дисциплина по выбору аспиранта «Структура и семантика текста» входит в цикл дисциплин по выбору аспиранта (ОД.А.05). Изучение курса осуществляется на I курсе. Учебная дисциплина построена с учетом знаний, навыков и умений, приобретаемых аспирантами в процессе изучения обязательных дисциплин, а также специальных дисциплин отрасли науки и научной деятельности. Дисциплина «Структура и семантика текста» представляет базовый этап в общей системе подготовки аспирантов к научной деятельности, профессиональной коммуникации и создает основу для формирования общепрофессиональных компетенций. Для освоения дисциплины «Структура и семантика текста» аспиранты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения всех разделов дисциплины «Родной (башкирский) язык», дисциплин отрасли науки и научной деятельности. Освоение данной дисциплины является необходимой основной для последующего изучения особенностей структуры и семантики текста в башкирском языке, для формирования умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины «Структура и семантика текста» – модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России № 365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12. 2. Цель и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины – овладеть общетеоретическими сведениями о структуре и семантике текста, о его подсистемах, рассматривать его как целостное и неразрывное единство формы и содержания. Задачи изучения дисциплины: - дать представление об основных признаках текста, текстовых категориях, текстообразующих возможностях языковых единиц разных уровней; о разнообразии текстов, структурирующихся по определенным типологическим критериям; - дать представление о различных подходах к изучению текстов: семиотическому, типологическому, философско-эстетическому, комплексному; - индивидуальная работа с текстом речевого произведения, а также сопоставление собственного исследовательского опыта с результатами наблюдений других исследователей. 3. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Структура и семантика текста» Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица - 36 часов. В том числе: Лекции – 18 Самостоятельная работа – 18 Отчетность: Зачет – 1 курс Контрольные мероприятия (количество): Промежуточная аттестация - аспиранта очной формы обучения – 1 - аспиранта заочной формы обучения – 1 - соискателя – 1 3.1.Объем дисциплины и количество учебных часов
5. Содержание дисциплины Тематический план изучения программы: ЛЕКЦИИ
5.1. Содержание лекционных занятий Тема 1. Понятие текста. Текст как объект внимания различных дисциплин. Разные подходы к определению текста. Современное состояние теории текста. Текст в широком и узком понимании. Текст как система. Текст как динамическая коммуникативная единица. Текст как законченное информационное целое. Единицы текста. Единицы членимости текста: высказывание, фрагмент текста, сложное синтаксическое целое, абзац. Типы членения теста. Свойства текста и признаки: антропоцентричность, социологичность, и др. Тема 2. Из истории науки о тексте. Античная риторика. Риторика в России. Лингвистика текста в первой половине 20 столетия. Концепции описания текста в половине 20 столетия: В. Хайнеманн, Я. Петефи, К. Бринкер, Е. Косериу, В. Г. Адмони, И. Р. Гальперин, Т. М. Николаева.Задачи современной теории текста. Теория текста в башкирском языкознании. Тема 3. Основные аспекты изучения текста. Лингвоцентрический аспект: соотнесённость «язык – текст». Текстоцентрический аспект: текст как автономное структурно-смысловое целое. Антропоцентрический аспект: соотнесённость «автор – текст – читатель». Синтаксический аспект: текст как объединение логико-синтаксических блоков. Семантический аспект: текст с точки зрения смысловой структуры. Стилистический аспект: текст с точки зрения стилистической принадлежности. Коммуникативный аспект: текст с точки зрения теории речевых актов. Прагматический аспект: средства и приёмы воздействия на адресата. Психолингвистический аспект: психологические факторы при построении текстовых моделей. Когнитивный аспект: соотнесённость «автор – текст – внетекстовая деятельность». Тема 4. Основные свойства текста. Цельность текста. Смысловая, коммуникативная и структурная цельность. Связность текста. Соотношение связности и цельности текста. Понятие когезии (внутритекстовых связей). Концепция И.Р. Гальперина. Средства осуществления когезии. Грамматическая, логическая, ассоциативная, образная, стилистическая когезия. Категория континуума.Единицы текста: высказывание, сверхфразовое единство.Тема 5. Виды текстовых связей. Текстовые категории. Цепные связи. Цепная местоименная связь, цепная синонимическая связь, повтор.Виды повторов: полный лексический, лексико-семантический, тематический, синонимический, антонимический, грамматический. Функции повторов.Категории текста и их классификация. План содержания и план выражения текстовых категорий. Функционально-семантическое поле как принцип формирования ТК.Различные подходы к выделению основных текстовых категорий. Категории текста, характеризуемые как лингвистические универсалии: человек, пространство, время – и их языковая экспликация в тексте. Связность текста на различных уровнях языковой структуры. Соотношение понятий цельности, связности, интеграции текста.Тема 6. Текст как структурно-семантическое образование. Форма, содержание, функционирование текста. Информативность текста, типы информации в тексте. Способы организации содержания в тексте. Композиция. Текст, метатекст, гипертекст. Миф. Архетип. Концептуальность текста. Концепты. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней. Факторы, влияющие на отбор языковых средств. Самоорганизация текста как системное свойство. Язык и стиль. Текстообразующая роль образных средств. Тропы и фигуры. Тема 7. Компоненты текста. Знаковая сторона - слой текста, доступный для считывания человеческими органами чувств, пространство текста. Семантика - система означаемых понятий, которая конструируется сознанием человека по мере расшифровки знаков текста - элементы текста, семиотические пары. Структура текста - информационная матрица, устанавливающая связи между элементами пространства значений и между знаками. Мир текста - модель реальности. Коммуникативная сторона - информационная матрица, устанавливающая связи между говорящим и слушающим. Пространство смысла - информация текста, его феномен, действующая сила его коммуникативности. Цель текста - воздействие текста на мир, жизнь текста, область его применения, самостоятельно существующий смысл. Тема 8. Типология текстов. Функциональная, жанровая, психолингвис-тическая. Функционально-смысловые и функционально-стилистические типы текстов. Тематическая и коммуникативная заданность текста. Способы отражения действительности в тексте. Функционально-стилистические характеристики текста. Функционально-смысловые типы речи и их соотношение с композиционно-смысловыми типами. Монологические и диалогические разновидности текста. Тема 9. Структурно-композиционные части текста. Абзац. Функции абзаца: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная. Виды абзацев: аналитико-синтетический абзац, синтетико-аналитический абзац, рамочный абзац. Абзац – композиционный стык. Абзац – стержневая фраза. Параграф. Структура параграфа. Глава. Структура и композиция главы. Раздел. Структура и композиция раздела.Коммуникативная структура текста. Коммуникативное направление в лингвистике и теория текста. Актуальное членение предложения. Информативные и верификативные высказывания. Тема и рема как компоненты высказывания. Типы речевых актов. Правила коммуникации. Высказывание. Компоненты коммуникативности: коммуникативная ситуация, элементы диалога с текстом, мнение о тексте, коммуникативный поток, впечатление от текста, якоря памяти, результат коммуникации.4.2. Самостоятельная работа аспиранта Разделы программы, выносимые на самостоятельное изучение 5. Методические рекомендации (материалы) для аспирантов Важнейшими видами самостоятельной работы являются доработка лекционных материалов по основной, дополнительной литературе, а также самостоятельное изучение указанных разделов курса. В течение семестра необходимо усвоить учебный материал, который предложен на лекциях, практических занятиях, в учебных и методических пособиях. Самостоятельная работа по дисциплине обеспечивает формирование умений и навыков научной организации учебного труда. Работу следует начинать с уточнения темы и составления плана работы, в котором намечается последовательность повторения и закрепления изученного нового материала; прогнозируется примерное время, необходимое для каждого из этих видов работы. Повторение изученного должно занимать большое место на каждом самостоятельном занятии. Именно повторение в конечном счете и обеспечивает успех всей работы по дисциплине. Рекомендуются следующие формы работы с учебной и научной книгой: 1) выделение наиболее важных понятий теории синтаксиса башкирского языка и повторное чтение их определений; 2) запись в тетрадь точных формулировок основных понятий; 3) составление конспекта параграфа одного из пособий: 4) заучивание определений наиболее важных понятий; 5) повторение определений наиболее важных понятий; 6) заучивание примеров, приводимых в пособиях для подтверждения наиболее важных положений данной темы. Главное в самостоятельной работе – чтение научной литературы по тематике лекций. При чтении надо ставить перед собой цель вникнуть в круг проблем, с которыми были мало знакомы, найти в данной теме полезное для себя, для своей работы. Подготовку к каждой лекции нужно начинать с обработки записи предыдущей: во-первых, подчеркнуть все заголовки, чтобы они выделялись на общем фоне страницы; во-вторых, указать в оглавлении тетради страницы, на которых раскрываются соответствующие темы; в-третьих, расшифровать те места в записи лекции которые в спешке пришлось сократить, более точными словами выразить неудачно сформулированные мысли; в-четвертых, различными средствами выделить формулировки основных понятий. Оформив запись, перейти к чтению лекционного материала и учебных пособий, рекомендованных к этой теме. Рекомендуются следующие формы работы: 1) продумывание заголовка темы; 2) чтение записи лекций по данной теме; 3) первоначальное чтение материала по данной теме в других имеющихся источниках; 4) составление кратких тезисов к пунктам плана занятия; 5) выполнение упражнений по теме лекции; 6) подбор собственных примеров для наиболее важных положений данной темы; 7) выявление связей данной темы с другими темами курса; 8) выявление связей данной темы с темами других курсов, изучаемых по специальности в целом, и лингвистическим дисциплинам в частности. 6. Перечень вопросов к зачету
7. Образовательные технологииВ процессе обучения применяются следующие образовательные технологии: сопровождение лекций показом визуального материала, использованием учебно-методического программного комплекса. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3. Программное обеспечение и интернет ресурсы В электронном варианте на кафедре в наличии имеются: - учебная программа дисциплины; - учебно-методический комплекс дисциплины; - тематика, выносимая на самостоятельное изучение. Интернет-адреса: http://www.philology.ru http://gramota.ru/class/textbooks/ электронные учебные пособия на сайте Центра дистанционного образования СФ БашГУ. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Для осуществления образовательного процесса по дисциплине имеется: компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (мультимедийный проектор, мультимедийные презентации по основным темам); - доступ к сети Интернет (во время практических и лабораторных занятий, самостоятельной подготовки студентов). |
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору сд. В1 «Российское... Цель дисциплины по выбору – познакомить студентов с историей Русской православной церкви в контексте ее взаимоотношений с государственной... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору специальность 050706.... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникативность» с другими дисциплинами специальности | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору специальность 050706.... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникативность» с другими дисциплинами специальности | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (курс по выбору) «политическая география» с другими дисциплинами специальности... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Симбиогенез Направление подготовки Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору | Учебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501. 65 «Юриспруденция» гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. В. 05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | Литература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности... |