Скачать 184.15 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» Стерлитамакский филиал УТВЕРЖДАЮ: Зам.директора по научной работе и инновациям _____________ В.Н. Кризский «____» _____________ 2013 г. учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫ по выбору (ОД.А.05.) современные технологии обучения башкирскому языку наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта
УМК одобрен на заседании кафедры башкирского языка факультета башкирской филологии СФ БашГУ 28 мая 2013 года протокол № 10.
Стерлитамак 2013 г. Оглавление3.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 4 Темы, выносимые на самостоятельное изучение 8 7. Образовательные технологии 12 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 12 1. Место дисциплины в структуре ООП ППО Дисциплина «Современные технологии обучения башкирскому языку» входит в цикл дисциплин по выбору аспиранта (ОД.А.05). Изучение курса осуществляется на I курсе. Учебная дисциплина имеет практико-ориентированный характер и построена с учетом знаний, навыков и умений, приобретаемых аспирантами в процессе изучения обязательных дисциплин, а также других специальных дисциплин отрасли науки и научной деятельности. Дисциплина «Современные технологии обучения башкирскому языку» представляет базовый этап в общей системе подготовки аспирантов к научной деятельности, профессиональной коммуникации и создает основу для формирования общепрофессиональных компетенций. Для освоения дисциплины «Современные технологии обучения башкирскому языку» аспиранты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения всех обязательных дисциплин, а также специальных дисциплин отрасли науки и научной деятельности. Освоение данной дисциплины является необходимой основной для последующего изучения особенностей теории и методики преподавания родного (башкирского) языка, для формирования умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины «Современные технологии обучения башкирскому языку» – модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России № 365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12. 2. Цель и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины: формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности; Задачи изучения дисциплины: 1. Изучение стратегии модернизации школьного образования, с новой концепцией предмета «Родной язык», с современными развивающими технологиями преподавания предметов гуманитарного цикла. Изучение методологии и методов современных технологий обучения языку. 2. Изучение современных технологий обучения башкирскому языку. 3. Подготовка к преподавательской деятельности с использованием современных технологий обучения языку. 3. Структура и содержание дисциплины «Современные технологии обучения башкирскому языку» Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица - 36 ч. В том числе: Лекции – 18 Самостоятельная работа – 18 Отчетность: Зачет – 1 курс Контрольные мероприятия (количество): Промежуточная аттестация - аспиранта очной формы обучения – 1 - аспиранта заочной формы обучения – 1 - соискателя – 1 3.1.Объем дисциплины и количество учебных часов
4. Содержание дисциплины Тематический план изучения программы: ЛЕКЦИИ
4.1. Содержание лекционных занятий Тема 1.Основные идеи модернизации общего образования. Цели и задачи современного филологического образования. Современная стратегия модернизации образования. Нормативно-правовая база современного образования: основные федеральные и областные нормативные документы. Основные идеи концепции и приоритетные направления современного этапа ее реализации. Национальный проект «Образование». Республиканская Программа развития образования; критерии и показатели ее реализации. Деятельность педагога в свете стратегии модернизации общего образования. Самоопределение педагога, проектирование своей педагогической деятельности. Концепция преподавания предмета «Башкирский язык». Тема 2. Региональный компонент государственного стандарта по башкирскому языку (5-11 классы). Место предмета «Башкирский язык» в новом базисном учебном плане. Сопоставительный анализ структуры и содержания прежнего «Минимума» и нового Стандарта по башкирскому языку. Образовательный стандарт по башкирскому языку: базовый и профильный уровни стандарта старшей школы. Основные линии УМК по башкирскому языку для 5-9 и 10-11 классов: их вариативный характер, концепции, содержание. Обзор основных программ и учебно-методических комплексов, их сопоставительный анализ и оценка с точки зрения соответствия. Тема 3. Современные развивающие технологии на уроках башкирского языка. Различия традиционной и развивающей систем обучения. Теория Л.С. Выготского об обучении в зоне ближайшего развития. Концепция формирования универсальных учебных действий на уроках родного языка. Принципы деятельностного подхода в обучении. Общее понятие о развивающих рефлексивных технологиях на уроках башкирского языка. Тема 4. Технология проблемного обучения. Особенности использования технологии проблемного обучения в преподавании гуманитарных предметов. Алгоритм технологии. Применение технологии проблемного обучения на уроках башкирского языка. Тема 5. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Понятие критического мышления. Взаимосвязь критического и творческого мышления. Три фазы в алгоритме технологии. Приемы технологии и их применение на каждом из этапов реализации технологии. Развитие критического мышления через чтение - в работе с текстами учебников. Развитие критического мышления через письмо. Жанры творческих письменных работ (эссе, синквейн и др.). Рефлексия как важнейшая фаза технологии развития критического мышления. Тема 6. Технология «Творческая мастерская» Теория «Мастерской» и «законы» ее проведения. Психологические основы технологии. Алгоритм реализации технологии, ее этапы. Термины «Мастерской» (индуктор, деконструкция, реконструкция, инсайт, рефлексия). Сфера применения технологии. Мастерская построения знаний и возможности ее использования при изучении башкирского языка. Мастерская творческого письма как способ развития речи на уроках башкирского языка. Особенности подготовки и проведения занятий по данной технологии. Тема 7. Технология «Метод проектов». Руководство исследовательским проектом в старших классах. Общее знакомство с методом проектов. Цели и задачи технологии, сфера ее применения. Алгоритм применения технологии: ее основные этапы, деятельность учителя и учащихся на каждом этапе. Исследовательский проект как частный случай применения метода проектов. Руководство исследовательским проектом. Виды творческих заданий для проектной и исследовательской деятельности. Соответствие выбора темы учебного исследования личностным особенностям ученика. Требования к оформлению и презентации исследовательского проекта. Тема 8. Новые информационные технологии в преподавании башкирского языка. Информационные технологии в работе учителя: возможности компьютерного набора и размножения материала. Информационные ресурсы Интернета. Полезные ссылки в Интернете. Возможности компьютерных технологий в обучении башкирскому языку, в подготовке к итоговой аттестации, в организации исследовательской работы учащихся. 4.2. Самостоятельная работа аспиранта Разделы программы, выносимые на самостоятельное изучение 5. Методические рекомендации для аспирантов Важнейшими видами самостоятельной работы являются доработка лекционных материалов по основной, дополнительной литературе, а также самостоятельное изучение указанных разделов курса. В течение семестра необходимо усвоить учебный материал, который предложен на лекциях, практических занятиях, в учебных и методических пособиях. Самостоятельная работа по дисциплине обеспечивает формирование умений и навыков научной организации учебного труда. Работу следует начинать с уточнения темы и составления плана работы, в котором намечается последовательность повторения и закрепления изученного нового материала; прогнозируется примерное время, необходимое для каждого из этих видов работы. Повторение изученного должно занимать большое место на каждом самостоятельном занятии. Именно повторение в конечном счете и обеспечивает успех всей работы по дисциплине. Рекомендуются следующие формы работы с учебной и научной книгой: 1) выделение наиболее важных понятий теории синтаксиса башкирского языка и повторное чтение их определений; 2) запись в тетрадь точных формулировок основных понятий; 3) составление конспекта параграфа одного из пособий: 4) заучивание определений наиболее важных понятий; 5) повторение определений наиболее важных понятий; 6) заучивание примеров, приводимых в пособиях для подтверждения наиболее важных положений данной темы. Главное в самостоятельной работе – чтение научной литературы по тематике лекций. При чтении надо ставить перед собой цель вникнуть в круг проблем, с которыми были мало знакомы, найти в данной теме полезное для себя, для своей работы. Подготовку к каждой лекции нужно начинать с обработки записи предыдущей: во-первых, подчеркнуть все заголовки, чтобы они выделялись на общем фоне страницы; во-вторых, указать в оглавлении тетради страницы, на которых раскрываются соответствующие темы; в-третьих, расшифровать те места в записи лекции которые в спешке пришлось сократить, более точными словами выразить неудачно сформулированные мысли; в-четвертых, различными средствами выделить формулировки основных понятий. Оформив запись, перейти к чтению лекционного материала и учебных пособий, рекомендованных к этой теме. Рекомендуются следующие формы работы: 1) продумывание заголовка темы; 2) чтение записи лекций по данной теме; 3) первоначальное чтение материала по данной теме в других имеющихся источниках; 4) составление кратких тезисов к пунктам плана занятия; 5) выполнение упражнений по теме лекции; 6) подбор собственных примеров для наиболее важных положений данной темы; 7) выявление связей данной темы с другими темами курса; 8) выявление связей данной темы с темами других курсов, изучаемых по специальности в целом, и лингвистическим дисциплинам в частности. 6. Вопросы к зачету
7. Образовательные технологииВ процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныУчебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантируют возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. СФ БашГУ располагает библиотекой, включающей научную литературу по теории и методики обучения родному (башкирскому) языку, научные и научно-методические журналы и труды конференций. 8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3. Программное обеспечение и интернет-ресурсы Электронные учебные пособия на сайте Центра дистанционного образования СФ БашГУ. http://www.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал. http://festival.1september.ru – информационные технологии при изучении башкирского языка http://imc.rkc-74. http://www.languages-study.com/bashkir.htm http://www. school.edu.ru/catalog.asp?ob_no=60638 http://www.proshkolu.ru/club/bashkort http://1september.ru/ - сайт газеты «1 Сентября» 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для осуществления образовательного процесса по дисциплине имеется компьютерный класс, оборудованный мультимедийными средствами для демонстрации лекций-презентаций, презентаций проектов и видеоматериалов. |
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору сд. В1 «Российское... Цель дисциплины по выбору – познакомить студентов с историей Русской православной церкви в контексте ее взаимоотношений с государственной... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору специальность 050706.... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникативность» с другими дисциплинами специальности | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору специальность 050706.... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Эффективная коммуникативность» с другими дисциплинами специальности | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору аспиранта (ОД. А. 05) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (курс по выбору) «политическая география» с другими дисциплинами специальности... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Симбиогенез Направление подготовки Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору | Учебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501. 65 «Юриспруденция» гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. В. 05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | Литература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности... |