Скачать 64.19 Kb.
|
Применение инновационных технологий на уроках технологии (технический труд). Зинченко Алексей Юрьевич, учитель технологии МОБУ СОШ № 1 г. Белорецк Одной из глобальных характеристик социального прогресса является доминанта инновационного способа развития. Современная конкуренция в мире характеризуется, в первую очередь, не борьбой за обладание ресурсами, материальными ценностями, а способностью к нововведениям. Именно эта способность, позволяющая выживать и развиваться в условиях нарастающей динамики социальных изменений, стала своеобразным индикатором эффективности современного образования. Общественное развитие невозможно без инноваций, которые являются формой обновления общества на всех его уровнях, основным фактором не только экономического, но и социального развития, где они все чаще выполняют роль эффективного инструмента решения возникающих проблем. Новаторство - явление, отражающее специфический вид человеческой деятельности, направленной на модификацию традиционных и созидание своеобразных форм деятельности, которые призваны решать, регулировать и направлять деятельность субъекта в принципиально новом направлении. В данном случае главным признаком является, во-первых, активность субъекта, во-вторых, новизна и общественная значимость результата деятельности. Результатом новаторской деятельности является совершенствование традиционных либо создание оригинальных программ деятельности. Главным, определяющим признаком новаторства является, преодоление сложившихся стереотипных программ деятельности и созидание оригинальных культурных форм в процессе как индивидуального, так и коллективного творчества. Инновационная технология предполагает организацию урока различными способами: ИНТЕРНЕТ – технологии. На уроках технологии (технический труд) использование компьютерной техники позволяет выйти на новые технологии в обучении детей разных уровней подготовки. Современное компьютеризированное рабочее место позволяет сделать уроки высоко эстетичными, наглядными, увлекательными. Компьютер помогает учителю прослеживать все этапы урока: проверка знаний (тест, устный опрос, письменный и устный технический диктанты), объяснение новой темы с использованием электронных уроков, созданных по предмету «Технология» с применением презентации, анимации с возможностью преобразовывать объекты, делать объяснение динамичным, закрепление нового материала – выполнение учащимися разноуровневых заданий с применением мобильного класса-мастерской, повторение пройденного материала в виде лабораторно-практических и экспериментальных работ на исследование, наблюдение. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Преимущества метода проектов: 1) системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам; 2) развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных; 3) развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков; 4) развитие уверенности в своих силах. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности. Одним из главных направлений моей работы начиная с пятого класса, является проектная деятельность. Работа выполняется по группам с использованием компьютерных технологий. Проектные работы проводятся не только с целью развития творческих способностей детей, но и с целью подготовки учащихся к изучению других предметов в старших классах. Технический потенциал нашего лицея позволяет создать условия для реализации умений и навыков учащихся, полученных во время учебного процесса. Результаты проектных работ отражены в учебно-методических пособиях для учителей на электронных носителях. Проектные работы внесены в базу нашей школы, где могут посмотреть и прочитать все желающие, а самые лучшие работы печатаются. Проектный метод обучения уже на ранних стадиях проявляется в изменении (в лучшую сторону) сферы интересов, расширении кругозора. Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для самообразования. Это - самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих изделия требует систематической работы со справочной и электронной литературой. По наблюдениям, выполняя проект, каждый ученик обращается к учебникам, учебно-методической и дополнительной литературе – я считаю, что это важное педагогическое приобретение. В процессе проектной деятельности у обучающихся развиваются следующие способности:
Авторские курсы дополнительного образования « Вторая жизнь вещей» ведутся мною в 4 - 9 классах. Здесь учащиеся предлагают, как «дать жизнь» уже отслужившим вещам, таким как пластиковая бутылка, жестяная банка и др.; знакомятся с основными видами материалов и инструментов, изучают их свойства и применение на практике. Проектные работы школьников размещаются ежегодно на конкурсах в Интернете, «Олимпиады» - районного и городского уровней, на творческих и исследовательских работ, где мои ученики принимают активнейшее участие, занимают призовые места I, II и III степени, получают дипломы, грамоты и становятся лауреатами. Хочется отметить самые запоминающиеся проектные работы: «Рамка для фотографии » - учащиесяся 8 кл., картина-панно «Фантазийные цветы» - 7 кл., панно «Золотые купола» - 7 кл., «Ваза для фруктов» - 6 кл., «Стул» - 8 кл., «Этажерка» - 9 кл., «Кресло для отдыха» - 9 кл., «Карандашница» - 5 кл. и многие другие интересные проекты. Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам, а на первых порах при участии учителя анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, осознанной, продуктивной, а значит более результативной. В заключение хочу сказать, что у проектного метода в системе технологического образования масса психолого-педагогических достоинств. Можно с уверенностью говорить, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать новых Менделеевых, Ломоносовых, Туполевых, Калашниковых, поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность, приумножая славу государства Российского. А самое главное поколение «умеющих» быть счастливыми, трудолюбивыми, практичными. И еще одно. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов и задач, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Так задача нашей школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель статьи показать важность использования инновационных технологий на уроках в начальной школе в свете стандартов нового поколения.... | Н. Н. Баранский Статья «Использование инновационных компьютерных технологий на уроках географии» Е современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Современные инновационные технологии способствуют... | ||
Применение игровых технологий на урок Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся | «Применение инновационных технологий на основе личностно-ориентированной... Тема секции: «Современные образовательные технологии развития исследовательских, креативных и других способностей школьников» | ||
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии» Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных... | Применение информационно-компьютерных технологий в процессе изучения... В течение десяти лет я изучала методы новых педагогических технологий и широко использовала их в своей практике. На своих уроках,... | ||
Елена Александровна Токарева «Влияние технологий обучения на формирование познавательных ууд у учащихся» (применение технологии развития критического мышления... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Применение современных инновационных технологий помогает в решении этой задачи. Представим опыт содружества учителей математики и... | ||
Турова Татьяна Владимировна учитель истории, первая квалификационная категория «Влияние технологий обучения на формирование познавательных ууд у учащихся» (применение кейс-технологии на уроках истории) | Применение информационных технологий на уроках английского языка... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку 17 | ||
«применение современных инновационных технологий при формировании... | Ноу впо институт государственного управления, права и инновационных... Введение. Алгоритм. Программа. Язык программирования Паскаль. Техника безопасности | ||
Педагогические условия внедрения в учебный процесс инновационных... Педагогические условия внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения | Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17 | ||
Рабочая программа по технологии для неделимых 5-8классов сельской... «Технология. Технический труд»,«Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Программа... | Доклад «Применение различных образовательных технологий на уроках физики» Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий |